"Путешествие в сказку золотая Хохлома"
план-конспект по теме

Воронович Роза Владимировна

Данный материал представляет собой вертуальное путешествие в сказку "Золотая Хохлома", в которой дети узнают об истории возникновения промысла, расскрываются секреты старинных мастеров, учащиеся знакомятся с основными элементами и мотивы росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_hohloma_konspekt.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в сказку «Золотая Хохлома»

Цель: Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народно-прикладного искусства , технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы , воспитывать интерес и любовь  к народному искусству ,коррекция мелкой моторики на основе упражнения в прорисовывании.

Ход :

  1. Организационный момент:

Приветствие учащихся. Проверка рабочих мест.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

И в 10 лет, и в 3, и в 5, все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в стране и на Земле.

Вы со мной согласны? (Ответы учащихся).

Тогда начинаем наше занятие.

  1. Подготовительная часть.

- Ребята, внимательно посмотрите на экран и послушайте стихотворение. А потом сами, попробуйте угадать, о чём мы с вами сегодня будем говорить (Слайд № 1:  посуда с хохломской росписью).

Резные ложки и ковши

Ты разгляди – ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

- Догадались, какими мастерами вы сегодня будете? (Ответы учащихся)

III.Сообщение темы.

Ребята, тема нашего занятия «Путешествие в сказку «Золотая Хохлома» (Слайд № 2: Название темы).

- Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль и место она занимает в декоративно – прикладном искусстве, об истории её зарождения, познакомлю вас с основными элементами хохломской росписи, научу их выполнять.

IV.Основная часть.

- Какое настроение у вас вызывает хохломская посуда?

- Почему роспись называется хохломской?

- А хотите ли вы узнать, откуда берётся такая красота?  Как изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас? (Ответы учащихся).

- Тогда давай посмотрим сказку «Золотая Хохлома», которую нам расскажет русских дел Мастер (Слайд № 3: стол с посудой).

- В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома Нижегородской губернии искусные мастера делали деревянную посуду из липы, ольхи, берёзы, осины, расписывали узорами и отправляли в другие города.

- А вы не знаете, ребята от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (Ответы учащихся) (На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Золото на Руси олицетворяло счастливую, богатую жизнь, довольство и красоту.

- Давайте рассмотрим изделия из хохломы (Слайд № 4: изделия из хохломы).

- Что изображали мастера на своих изделиях? (Ответы учащихся).

- Искусство Хохломы – это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

- Хохломская роспись представляет собой растительный узор, в основу которого легли стебли-завитки. Иногда в узор  включают изображения птиц, коней или рыбок.

- Какие основные цвета вы увидели в росписи? (Ответы учащихся).

- А почему именно эти цвета? (Цвета природы).

- «Криуль», является основным элементом хохломской росписи (Слайд № 5: «Криуль»).

- «Криуль» рисуется с помощью завитков.

- На следующем этапе добавляются «капельки», «осочки», «травинки», образуются «кустики» (Слайд № 6: «Узор травка»).

- Травка, ягодки, цветы, птицы – всё это символы счастливой жизни, как бы райский сад. Такая разукрашенная посуда создаёт вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье (Слайд № 7: Изделия хохломской росписи).

Как волшебница жар – птица,

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома!

- Ребята, мы с вами много смотрели на экран, давайте выполним упражнения «Часовщик» (упражнение для глаз).

Часовщик прищурил глаз,

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз).

Чинит часики для нас.

(Открыть глаза). (Повторить 3-5 раз).

V.Заключительная часть.

- Ребята, сегодня русских дел Мастер познакомил вас с удивительным промыслом «Золотая Хохлома». Давайте продолжим путешествие в страну золотого промысла и представим, что вы ученики-подмастерья, и учитесь выполнять элементы хохломской росписи.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется

Попробуй, сумей – ка.

Инструктаж при работе с гуашью и кистью:

  • Краски не пробуем на вкус, и не разбрызгиваем;
  • Кисточкой не размахиваем, работаем внимательно и аккуратно;
  • Не мешай соседу;
  • Краски смешивай на палитре;
  • После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем водой.

VI.Физкультминутка.

- Мы находимся в настоящей мастерской художника, и каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Вытяните руки, встряхните их, затем лёгким движением кисти рук поверните влево и вправо, вверх и вниз, а теперь разомните ладони и пальцы рук.

- Ребята, вы выбрали, какой элемент росписи вы будете выполнять? Если что-то забыли, обращайтесь за помощью к таблицам (Самостоятельная работа учащихся под русские народные мелодии).

VI. Итог:

  • Анализ работ (дети рассказывают, какой элемент росписи они выполняют);

- Молодцы, ребята! Вы отлично потрудились. Я надеюсь, в будущем из вас получатся настоящие мастера.

  • Рефлексия.

- С каким художественным промыслом вы познакомились сегодня?

- Почему хохломские изделия называют «золотая Хохлома»?

- Какие основные элементы хохломской росписи вы сегодня научились рисовать?

- Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

- Что вам больше всего понравилось на заняти?

- А сейчас приводим свои рабочие места в порядок. Ничего не забываем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая хохлома

Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....

Урок-проект "Золотая хохлома"

Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительно...

Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".

Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...

Проект "Золотая хохлома"

Проект «Золотая хохлома» направлен на изучение одного из народных промыслов.      Работать над проектом мы начали в ноябре. В течении декабря – января мы находили нужную инфор...

Золотая хохлома

Данная презентация может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе...

Презентация "Путешествие в сказку золотая Хохлома"

Данная презентация является сопровождением к конспекту занятия "Путешествие в сказку золотая Хохлома"....