РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников
классный час (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Угарова Анна Николаевна

 

 Цикл занятий – уроков общения –рассчитан на детей младшего школьного возраста. Формы занятий самые разные: путешествие, сочинение сказки, составление письма, рисование, размышление, диалог и др.

 Целью занятий является развитие способности детей к эмоциональной отзывчивости.

Уроки общения содействуют развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы детей, формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитию у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, предупреждению и снижению тревожности и страхов, повышению уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr._po_emots._otz._2015.docx257.76 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                         

C:\Users\laptevo1\Documents\Scanned Documents\эмоц. отзыв.1-4.jpeg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по воспитанию эмоциональной отзывчивости младших школьников доцента, кандидата педагогических наук Петропавловско- Камчатского педагогического университета им. В Берлинга Курносовой С.А.

 

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Цель и задачи воспитания российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание эмоциональной отзывчивости у учащихся направлено на реализацию этой цели.

1.1. Современные особенности воспитания эмоциональной отзывчивости учащихся начальной школы

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два - три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.

Современный ребенок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и   т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения,  потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

.

1.2. Концептуальные подходы в развитии эмоциональной отзывчивости учащихся

 В основе данной программы воспитания эмоциональной отзывчивости  учащихся начальной школы лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности – это смыслы воспитания. Они существуют ради того, чтобы научить человека принимать ценности через деятельность и оценивать деятельность, инициировать и поддерживать ее с нравственных, общественно одобряемых позиций.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

1.3. Эмоциональная отзывчивость как воспитательная категория

Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей-школьников.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию.

        Психологическую основу эмоциональной отзывчивости школьника составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность его чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам. Наиболее ярко эмоциональная отзывчивость школьника проявляется в сюжетно-ролевой игре со сверстниками. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе. Дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в процессе игры педагогу легче воздействовать на ребенка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Задача педагога – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств.

Существуют дети с высокой и низкой степенью эмоциональной отзывчивости. Замечено, что эмоциональная отзывчивость – качество в школьном возрасте еще неустойчивое. Решающая роль в становлении эмоциональной отзывчивости принадлежит социальным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок и практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. В этот опыт входят отношения со стороны близких взрослых, особенности взаимоотношений между членами семьи, ценностные ориентации окружающих взрослых, их практические дела и поступки.

Дисциплинарный цикл представляет собой комплекс различных по своей структуре занятий – уроков общения. Уроки общения призваны содействовать «развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы» детей, «формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки», развитию у детей «способности к эмоциональной регуляции собственного поведения», «предупреждению и снижению тревожности и страхов, повышению уверенности в себе» и т.п.

Главным отличием уроков общения является их направленность не только и не столько на развитие индивидуального эмоционального опыта ребёнка, – сколько на поддержку ребёнка в обретении способности покидать пределы непосредственного эмоционального опыта.

Поэтому каждое занятие должно проходить так, чтобы поставить перед ребенком необходимость максимально приблизиться к границе между своим эмоциональным опытом и эмоциональным опытом Другого (познаваемого социального или природного объекта), а затем, через сопереживание Другому и постижение его эмоциональных состояний, – необходимость покинуть пределы непосредственного эмоционального опыта, выйти за его границы в пространство личностных смыслов Другого (растения, животного, человека).

Срок реализации программы 4 года.

Возраст обучающихся 6- 11 лет.

Частота проведения занятий – 1 раз в неделю.

В течение учебного года в каждой детской группе проходит в среднем 34 занятия. Уроки общения призваны помочь детям, сделав более комфортным обучение в школе, когда формируется  класс или дети собираются вместе после продолжительных летних каникул.

Продолжительность занятий также определяется, прежде всего, возрастом детей.

Для детей 6–7 лет оптимальная продолжительность занятия – 30 минут.

Для детей 9–11 лет занятия могут продолжаться 45 минут.

Занятия включают организационные моменты и динамические паузы.

Содержание курса.

Курс «Воспитание эмоциональной отзывчивости» предполагает тематическое разделение содержания обучения на 3 раздела:

- Воспитание интереса к своему внутреннему миру;

- Воспитание эмоциональной отзывчивости к социальному миру;

- Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе.

Раздел «Воспитание интереса к своему внутреннему миру» включает в себя следующие темы:

-«Я ощущаю покой, тишину, радость»

-«Мое имя»

-«Мои чувства»

-«Мой портрет в лучах солнца»

Раздел «Воспитание эмоциональной отзывчивости к социальному миру»

включает в себя следующие темы:

-«Там на неведомых дорожках»

-«Это кто сказал, что дети не летают на ракете»

-«Волшебник кисточкой взмахнул»

-«Есть у меня приятель чудак- изобретатель»

-«Тема для размышления»

-«Добрым фонариком свечу»

Раздел «Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе» включает в себя следующие темы:

-«Если в лесу сидеть тихо- тихо»

-«В зарослях кошачьей мяты»

-«Собачьи истории»

-«Нижегородские сокровища» 

В ходе реализации программы курса предполагатся решение следующих воспитательных задач.

Воспитание интереса к своему внутреннему миру

– формировать у ребенка опыт адекватного положительного эмоционального переживания своих отношений с самим собой, со своими внутренними резервами, формировать умения находить помощь в себе самом, помогать самому себе, заботиться о самом себе, сохранять и разумно реализовывать индивидуальный потенциал здоровья, формировать умение снимать напряжение, раздражение, избавляться от неприятных переживаний; формировать навыки адекватного выражения эмоций – в красках, контурах и другими возможными способами выражения и прояснения сильных переживаний ребёнка, в словесном описании которых он затрудняется;

– развивать у ребенка рефлексию как средства самопознания, формировать умение концентрировать своё сознание на себе, своём внутреннем мире;

– развивать интерес к своему внутреннему миру, формировать умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния, осознавать причины своего поведения, пробуждение желания заглянуть в свой внутренний мир, почувствовать своего «внутреннего человека» с тем, чтобы захотеть стать добрее, отзывчивее, терпимее;

– формировать умение выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта в пространство личностных смыслов Другого – понимать и описывать эмоциональные состояния Другого, осознавать своё место во взаимоотношениях с Другими, последствия своего поведения и поведения других людей;

– развивать сенсорную сферу, образного мышления детей; развивать в ребёнке актёрские способности.

В целом воспитание у детей интереса к своему внутреннему миру выстраивается на важных валеологических и эколого-нравственных идеях:

– понимания своих эмоциональных состояний, адекватного положительного эмоционального переживания своих отношений с самим собой, со своими внутренними резервами;

– изменения себя к лучшему, выбора жизненной позиции, устремлённой к здоровью, обнаружение помощи в себе самом, помощи самому себе, заботы о самом себе, сохранения и разумной реализации индивидуального потенциала здоровья;

– позитивной эмоциональной окрашенности восприятия мира, непрагматического («для души») общения с людьми и природой.

Воспитание эмоциональной отзывчивости к социальному миру

– формировать у детей умение познавать окружающий мир не только разумом, но и чувствами, переживать эмоциональную общность с познаваемым, принимать на себя его эмоциональное состояние;

– формировать умение посмотреть на ситуацию с позиции другого человека (одноклассника, учителя, родителей, литературного героя) и почувствовать его состояние, принять во внимание мысли и чувства другого человека;

– развивать чувствительность к оттенкам эмоциональных красок, мыслей и чувств другого человека; благородного человеческого стремления вновь пережить чувства радости, восторга, удивления от общения с другим человеком, литературой, музыкой, живописью;

– формировать умение рассуждать о других людях и отношениях между ними, размышлять о прекрасном и безобразном в поведении людей, в окружающей действительности, о должном в жизни людей (о добре, любви, красоте, здоровье, труде, порядочности, счастье и др.), о сложных этических, эстетических, нравственных, категориях (без использования терминологии)

 эмоциональных оценок (их вербальных эквивалентов), переживаний отношений с социальным миром;

– формировать ориентацию на чувственное, эстетическое восприятие людей в плане получения информации, видения других людей не с точки зрения их полезности, а с эмоционально-эстетических и эмоционально-нравственных позиций; видения смысла жизни человека ради самой жизни;

– воспитывать «чувства человека» (В.А.Сухомлинский), видения другого человека как равноправного партнёра взаимодействия; понимания самоценности общения с людьми; признания за другим человеком права на иное эмоциональное отношение; понимания того, что рядом находятся люди с иными эмоциональными оценками, интересами и желаниями;

– воспитывать чувство родного (человека, дома, двора, класса, школы, села, города, страны), сострадания, сочувствия, помощи, поддержки и др., в которых реализуется эмоциональный отклик ребёнка на встречу с другим человеком;

– развивать интерес к музыке, живописи, литературе, искусству, чувствования характера, настроения произведений искусства; формировать стремление выражать свои эмоциональные переживания от восприятия произведений искусства, свою эмоциональную оценку окружающего, находя для этого конструктивные средства (речевые, художественно-творческие);

– формировать установку на здоровье человека как объект охраны («этической» установки), развивать стремление своими приятными эмоциональными переживаниями поделиться с другими людьми;

– формировать готовность изменять окружение «для других», опыта «помогающего» поведения, добротворчества как деятельной заботы о конкретных нуждающихся в участии людях.

Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе

– воспитывать у детей понимание сходства эмоций и чувств человека и животных, развивать способность видеть в них такую же, как в человеке, жизнь «с теми же простыми и бесконечно важными заботами: быть живым, не голодать, вырастить и воспитать детей» (И.А. Корсаков);

– учить детей замечать неблагополучие природного объекта и искать способ устранения этого неблагополучия; связывать выбор решения проблемы с личными практическими действиями; воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к живому;

– учить детей размышлять о взаимоотношениях человека и живой природы на основе идеи, что не человек – царь природы, а природа – покровитель человека; размышлять о животных и растениях не с точки зрения их полезности, а с эмоционально-эстетических и эмоционально-этических позиций; рассуждать о животном как субъекте, партнере взаимодействия;

– учить познавать природные объекты и явления не только разумом, но и чувствами, формирование умения переживать эмоциональную общность с познаваемым, становиться словно бы участником познаваемого природного явления; видеть поведение животных с точки зрения «аналогичного» поведения человека, а также переносить чувства жалости к объектам природы на людей;

– формировать умение передавать в творческой деятельности радость, восхищение, удивление, печаль, тревогу и др. – широкий диапазон чувств, глубоко переживаемых в связи с познанием мира природы.

– формировать «этическую» установку на природу – как объект охраны, которая реализуется в беспокойстве по поводу ее гибели; учить переносить свои эмоциональные состояния на природный объект, вставать на позицию животного, растения, чувствовать состояние природного объекта, видеть ситуацию его глазами; воспитывать чувство родного, дорогого, ценного, желание быть на природе, общаться с природой.

                  Методическое обеспечение программы

Условно выделяются три направления работы:

– воспитание у ребенка интереса к своему внутреннему миру;

– воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к социальному миру (к другим людям, социальным явлениям);

– воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к природе.

В каждом направлении можно условно выделить определенную последовательность шагов, этапов. Чем младше возраст детей, тем больше времени (занятий) требуется на прохождение каждого этапа.

Первый этап – актуализация представлений о соответствующих чувствах.

Второй этап – погружение в смысловое пространство соответствующих чувств.

Третий этап – реализация обогатившихся представлений в деятельности–общении со сверстниками и взрослыми (товарищами по группе или классу, воспитателем или классным руководителем, другими педагогами и детьми, родителями).

Продолжительность работы в каждом из направлений (количество занятий), тематика и способы работы с материалом определяются возрастом детей – чем младше дети, тем больше времени требуется на прохождение этапов; особенностями детской группы, актуальными потребностями детей.

Занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Обычно занятие состоит из трех частей: вводной, основной и завершающей.

Вводная часть решает задачу позитивного настроя детей на предстоящий разговор, создания благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей эмоциональному раскрепощению детей, высвобождению чувственных переживаний.

Созданию и поддержанию психологически комфортной атмосферы помогают игровые упражнения, упражнения на мышечную релаксацию, призванные уменьшить возбудимость, напряжение детей – эти упражнения могут быть использованы в любой части урока, не только вводной.

Содержание основной части занятия зависит от обсуждаемой проблемы. На эту часть занятия приходится основная смысловая нагрузка.

На каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, постольку занятия с повторами становятся близкими и понятными для детей. Одно и то же упражнение, изменённое, может быть проведено на нескольких занятиях. Повторяться могут упражнения на релаксацию («Небо», «Океан» и др.), игры и упражнения из серий: «Поиграем-помечтаем» («Представь, и ты увидишь», «Представь, и ты услышишь» и др.), «Вопреки распространённому мнению», «Детский писатель» (или «Измени окончание сказки», «Придумай окончание сказки»), «Тема для размышления». Так, при первом выполнении упражнения «Эмоциональная почта» дети могут написать эмоционально добрые пожелания своим товарищам, при повторном – сверстникам в детском доме, одиноким пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны, другим людям.

Используемые упражнения и игры, вопросы и задания хорошо сочетаются друг с другом, сказки, стихи могут стать «зачином» занятия, самостоятельным предметом для обсуждения или «развязкой» урока. Важно при этом не перейти в плоскость обсуждения фабулы событий литературного произведения, а акцентировать внимание детей на чувствах, эмоциональных переживаниях – их собственных и литературных героев.

Большое значение на уроках общения придается игре. Вместе с тем, по мере взросления детей, на занятиях больше внимания уделяется обсуждению, дискуссии.

Завершающая часть занятия решает задачи закрепления эмоционального эффекта; подводится итог работы, комментируется домашнее задание.

В каждой части занятия могут быть реализованы, дополняя друг друга, музыкотерапевтические и арттерапевтические упражнения, техники творческого самовоспроизведения, релаксации, мечтания, самолюбования и др.

Музыкотерапевтические упражнения помогают снять напряжение, раздражение, способствуют расслаблению, приобретению ощущения покоя, осознанию того, что его нарушает, и избавлению от этого. Дети могут выражать испытанные чувства соответствующими движениями под музыку, находить образ в танце.

Арттерапевтические упражнения учат избавляться от неприятных переживаний, содействуют формированию навыков адекватного выражения эмоций – в цвете, контурах.

Арттерапия не относится к психотерапии, а рассматривается как трудотерапия, позволяющая получить значительный психотерапевтический эффект. Применение искусства как терапевтического фактора наиболее доступно для воспитателя и учителя, поскольку не требует специальных медицинских знаний, участия психотерапевта или психолога для решения воспитательных, диагностических, коррекционных и терапевтических задач.

Образы художественного творчества часто становятся для ребенка единственно возможными способами выражения и прояснения его сильных переживаний, в словесном описании которых он затрудняется. Формирование символов отражает стремление психики к развитию, и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования (а также лепки, сочинения сказок, рассказов и стихов, музыки) способствует личностной интеграции.

Арттерапевтические упражнения предполагают какую-либо коллективную деятельность, например создание общего рисунка, панно. Творческие работы располагаются на большом листе бумаги (лучше, если лист имеет форму круга или эллипса); причем предметы можно перемещать до тех пор, пока каждый почувствует себя комфортно среди других на пространстве листа бумаги – в волшебном лесу, в сказочном городе, на облаке, в озере и др.

Упражнения могут заканчиваться выставкой и обсуждением, в котором основное внимание уделяется анализу чувств и мыслей, вызванных восприятием работ детей. После минуты любования работами можно спросить детей: «Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту выставку?»

Важно, чтобы дети ощутили нужность своего творчества, возможность приложения своих «сущностных сил». Можно предложить детям подарить друг другу свои работы, сопроводив подарки добрыми эмоциональными пожеланиями (устными или письменными). Важно, чтобы каждый ушел с подарком. Если ребенок стесняется сам сделать подарок, то педагог может попросить автора взять работу себе, непременно с автографом.

Музыкотерапевтические и арттерапевтические упражнения способствуют развитию образной памяти, сенсорной сферы детей; открывая удивительный мир ощущений и образов, помогают ярче воспринимать окружающий мир.

Методы организации воспитательного процесса:

а) методы по источнику познания:

-словесный (рассказ, беседа, дискуссия)

-наглядный (иллюстрирование)

-видеометод

б) на основе структуры личности

-методы формирования сознания, понятий, взглядов, убеждений (рассказ, беседа, показ иллюстраций)

-методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение)

- методы стимулирования  и мотивации деятельности и поведения ( одобрение ( одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения , примера)

Средства обучения

мультимедийная аппаратура;

специальные серии музыкальных произведений: «Музыка для малышей»/«Счастливое детство в мире музыки», «Музыка для детей», «Малыш и классика», «Классика для малышей», «Музыкальные композиции для детей», «Инструменты классической музыки», «Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature» и мн.др.;

материалы для изобразительной деятельности и художественного труда (цветная бумага, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, клей, кисти, ножницы и мн.др.);

ковер (если дети во время занятия будут сидеть на полу).

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

-  опыт адекватного положительного эмоционального переживания своих отношений с самим собой, со своими внутренними резервами,  умение находить помощь в себе самом, помогать самому себе, заботиться о самом себе, сохранять и разумно реализовывать индивидуальный потенциал здоровья; обогащение индивидуального эмоционального опыта ребенка осознанием того, что нарушает ощущение покоя;  умение снимать напряжение, раздражение, избавляться от неприятных переживаний;  навыки адекватного выражения эмоций – в красках, контурах и другими возможными способами выражения и прояснения сильных переживаний ребёнка, в словесном описании которых он затрудняется;

–  рефлексия как средство самопознания,  умение концентрировать своё сознание на себе, своём внутреннем мире;

–  интерес к своему внутреннему миру,  умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния, осознавать причины своего поведения, пробуждение желания заглянуть в свой внутренний мир, почувствовать своего «внутреннего человека» с тем, чтобы захотеть стать добрее, отзывчивее, терпимее;

–  умение выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта в пространство личностных смыслов Другого – понимать и описывать эмоциональные состояния Другого, осознавать своё место во взаимоотношениях с Другими, последствия своего поведения и поведения других людей;

–  умение познавать окружающий мир не только разумом, но и чувствами, переживать эмоциональную общность с познаваемым, принимать на себя его эмоциональное состояние;

–  умение посмотреть на ситуацию с позиции другого человека (одноклассника, учителя, родителей, литературного героя) и почувствовать его состояние, принять во внимание мысли и чувства другого человека;

–  чувствительность к оттенкам эмоциональных красок, мыслей и чувств другого человека; благородного человеческого стремления вновь пережить чувства радости, восторга, удивления от общения с другим человеком, литературой, музыкой, живописью;

–  умение рассуждать о других людях и отношениях между ними, размышлять о прекрасном и безобразном в поведении людей, в окружающей действительности, о должном в жизни людей (о добре, любви, красоте, здоровье, труде, порядочности, счастье и др.), о сложных этических, эстетических, нравственных, категориях (без использования терминологии), представленных в объективированной форме (в поступках людей, в произведениях живописи и литературы, музыкальных произведениях);

– расширение спектра эмоциональных оценок (их вербальных эквивалентов), переживаний отношений с социальным миром;

–  «чувства человека» (В.А.Сухомлинский), видения другого человека как равноправного партнёра взаимодействия; понимания самоценности общения с людьми; признания за другим человеком права на иное эмоциональное отношение; понимания того, что рядом находятся люди с иными эмоциональными оценками, интересами и желаниями;

– чувства родного (человека, дома, двора, класса, школы, села, города, страны), сострадания, сочувствия, помощи, поддержки и др., в которых реализуется эмоциональный отклик ребёнка на встречу с другим человеком;

–  интерес к музыке, живописи, литературе, искусству, чувствования характера, настроения произведений искусства; формирование стремления выражать свои эмоциональные переживания от восприятия произведений искусства, свою эмоциональную оценку окружающего, находя для этого конструктивные средства (речевые, художественно-творческие);

–  установка на здоровье человека как объект охраны («этической» установки), развитие стремления своими приятными эмоциональными переживаниями поделиться с другими людьми;

– готовность изменять окружение «для других», опыта «помогающего» поведения, добротворчества как деятельной заботы о конкретных нуждающихся в участии людях.

–  понимание детьми сходства эмоций и чувств человека и животных, развивать способность видеть в них такую же, как в человеке, жизнь «с теми же простыми и бесконечно важными заботами: быть живым, не голодать, вырастить и воспитать детей» (И.А. Корсаков);

– умение детей замечать неблагополучие природного объекта и искать способ устранения этого неблагополучия; связывать выбор решения проблемы с личными практическими действиями; воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к живому;

– умение детей размышлять о взаимоотношениях человека и живой природы на основе идеи, что не человек – царь природы, а природа – покровитель человека; размышлять о животных и растениях не с точки зрения их полезности, а с эмоционально-эстетических и эмоционально-этических позиций; рассуждать о животном как субъекте, партнере взаимодействия;

–   умение переживать эмоциональную общность с познаваемым, становиться словно бы участником познаваемого природного явления; видеть поведение животных с точки зрения «аналогичного» поведения человека, а также переносить чувства жалости к объектам природы на людей;

–  умение передавать в творческой деятельности радость, восхищение, удивление, печаль, тревогу и др. – широкий диапазон чувств, глубоко переживаемых в связи с познанием мира природы.

–  «этическая» установка на природу – как объект охраны, которая реализуется в беспокойстве по поводу ее гибели; умение переносить свои эмоциональные состояния на природный объект, вставать на позицию животного, растения, чувствовать состояние природного объекта, видеть ситуацию его глазами;  чувство родного, дорогого, ценного, желание быть на природе, общаться с природой.                                                                                                                                      

   Тематическое планирование  классных часов.

             Воспитание  эмоциональной отзывчивости у младших школьников.

Уроки общения в начальной школе.  1 класс.

Дата

Тема урока

Воспитание интереса к своему внутреннему миру 

«Я ощущаю покой, тишину и радость»/ «Сад чувств».

«Моё имя»/Что означает твое имя

«Моё имя»/игра «Мое имя»

«Мои чувства»/ «Чувства»

«Мои чувства»/ «Радуга» и «Радость»

«Мои чувства»/я-ученик/с.3

«Мой портрет в лучах солнца»/ «Кто я?» и «Я такой же»

«Мой портрет в лучах солнца»/ «Это я» и «Воображаемый друг»

«Мой портрет в лучах солнца»/ «Зачем нужны иголки»

«Семейные сокровища»/Мама,папа,брат(сестра) и я-наша дружная семья.

«Семейные сокровища»/семейный отдых

Воспитание эмоциональной отзывчивости к социальному миру 

«Там на неведомых дорожках…»/сказка  лечит,сказка греет,сказка учит жить/с 70

«Там на неведомых дорожках…»/волшебная поляна /с.58

«Там на неведомых дорожках…»/ «Мафин ищет клад»

«Это кто сказал, что дети не летают на ракете?»/ «Погрузи вещи»

«Волшебник кисточкой взмахнул»/ «овощ с настроением»

«Волшебник кисточкой взмахнул»/ « у каждого фрукта своя история»

«Есть у меня приятель – чудак-изобретатель»/ «перевоплощение»

«Тема для размышления»/ «самое-самое в школе»

«Тема для размышления»/ «все может быть»

«Добрым фонариком свечу»/ «хорощее слово»

«Добрым фонариком свечу»/ «спасибо»

каникулы

Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе

«Если в лесу сидеть тихо-тихо»/ «хлопните в ладоши»

«В зарослях кошачьей мяты»/моя кошка

«В зарослях кошачьей мяты»/ «представь и ты увидишь»

«Собачьи истории»/моя собака

«Собачьи истории»/ «собаки-спасатели»

«Нижегородские сокровища»/Лаптевская линия обороны

«Нижегородские сокровища»/ключик Рябинки

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Диагностика

                  Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников.

Уроки общения в начальной школе. 2 класс.

Дата

Тема урока

Воспитание интереса к своему внутреннему миру 

.09

«Я ощущаю покой, тишину и радость»/Путешествие в волшебный лес..

.09

«Моё имя»/Яркое имя.Представь и тыуслышишь.

.09

«Моё имя»/Представь и ты коснешься и ощутишь запах.

.09

«Мои чувства»/Цвет настроения.

.09

«Мои чувства»/Школьные чувства.

.10

«Мои чувства»/Что будет,если…

.10

«Мой портрет в лучах солнца»/ Ладошки.Я даю свое имя.

.10

«Мой портрет в лучах солнца»/ Желаемый портрет.Мне нравится в себе.

.10

«Мой портрет в лучах солнца»/ Письмо себе любимому.Похвала.

.11

«Семейные сокровища»/Мой дом-моя семья.ЭГ

.11

«Семейные сокровища»/Семейные сокровища.

Воспитание эмоциональной отзывчивости к социальному миру 

.11

«Там на неведомых дорожках…»/На златом крыльце сидели.

.12

«Там на неведомых дорожках…»/День рождения ослика Иа. с.41

.12

«Там на неведомых дорожках…»/В гостях у сказки.с .49

.12

«Это кто сказал, что дети не летают на ракете?»/На пыльных дорогах далеких планет останутся наши следы.

.12

«Волшебник кисточкой взмахнул»/ Волшебные сады.

.01

«Есть у меня приятель – чудак-изобретатель»/ Угадай настроенине.

.01

«Тема для размышления»/ Такой же как я.

.01

«Тема для размышления»/ Как я поступаю.

.02

«Тема для размышления»/ Меня любят и уважают.

.02

«Добрым фонариком свечу»/ Добрым фонариком свечу…Комплимент.

.02

«Добрым фонариком свечу»/ Эмоциональная почта.

.02

Итоговое занятие

Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе

.03

«Если в лесу сидеть тихо-тихо»/ Если сидеть в лесу тихо-тихо.

.03

«Если в лесу сидеть тихо-тихо»/ Чувства природы. Когда природа плачет.

.03

«В зарослях кошачьей мяты»/ Котенок под дождем.

.04

«Собачьи истории»/Разговор у крылечка. Отгадай роль.

.04

«Нижегородские сокровища»/ Павловские лимоны.Павловские канарейки.

.04

«Нижегородские сокровища»/Павловские святыни.

.04

«Нижегородские сокровища»/Павловские гусиные бои. Праздник русских валенок.

.04

Диагностика

.05

Диагностика

.05

Диагностика

.05

Диагностика

Воспитание  эмоциональной отзывчивости у младших школьников.

Уроки общения в начальной школе. 3 класс.

Дата

Тема урока

Воспитание интереса к своему внутреннему миру 

.09

«Я ощущаю покой, тишину и радость»/Приятные воспоминания.

.09

«Моё имя»/Новое имя.

.09

«Мои чувства»/Цвета чувств. Настройка.

.09

«Мои чувства»/Я не люблю. Источники душевной энергии.

«Мои чувства»/Чего боялся человечек.Расскажи сказку.

.10

«Мои чувства»/Ненужные чувства.Что нам делать с этим чувством.

.10

«Мой портрет в лучах солнца»/ Вам нравится нравиться?

.10

«Мой портрет в лучах солнца»/ Самолюбие в подарок.

.10

«Мой портрет в лучах солнца»/ Мой портрет в лучах солнца.

.11

«Семейные сокровища»/Семейная стена.

.11

«Семейные сокровища»/Семейные сокровища.

Воспитание эмоциональной отзывчивости к социальному миру 

.11

«Там на неведомых дорожках…»/Измени окончание сказки.

.12

«Там на неведомых дорожках…»/Превращение.

.12

«Там на неведомых дорожках…»/Разрезные картинки.

.12

«Это кто сказал, что дети не летают на ракете?»/Страна «Хорошо».

.12

«Волшебник кисточкой взмахнул»/ Воображаемая картина.

.01

«Есть у меня приятель – чудак-изобретатель»/ Изобретатели.

.01

«Тема для размышления»/ Я хочу быть…Роли.

.01

«Тема для размышления»/ Волшебная поляна.с.58.

.02

«Тема для размышления»/ Наш класс-единая команда.с.56.

.02

«Добрым фонариком свечу»/ Любимки.

.02

«Добрым фонариком свечу»/ Прилетит вдруг волшебник….

.02

Итоговое занятие

Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе

.03

«Если в лесу сидеть тихо-тихо»/ Новое имя. Чистописание.

.03

«Если в лесу сидеть тихо-тихо»/ Изобрази.И мы.

.03

«В зарослях кошачьей мяты»/ Имена кошек. Я просто мыслю по-иному.

.04

«Собачьи истории»/Собачьи истории. Рыжий.

.04

«Нижегородские сокровища»/ Река Ока и ее достопримечательности.

.04

«Нижегородские сокровища»/Река Волга и ее особенности.

.04

«Нижегородские сокровища»/Памятники природы..

.04

Диагностика

.05

Диагностика

.05

Диагностика

.05

Диагностика

Воспитание  эмоциональной отзывчивости у младших школьников.

Уроки общения в начальной школе. 4 класс.

Дата

Тема урока

Воспитание интереса к своему внутреннему миру 

.09

«Я ощущаю покой, тишину и радость»/Океан.Клеточное дыхание.

.09

«Моё имя»/Представь и ты попробуешь.

.09

«Мои чувства»/Цвет настроения.

.09

«Мои чувства»/Утверждение.Поиграем-помечтаем.

«Мои чувства»/Собственный девиз.Тайное слово.

.10

«Мои чувства»/Нарисуй свой страх,победи его.

.10

«Мой портрет в лучах солнца»/ Письмо себе любимому.

.10

«Мой портрет в лучах солнца»/ Умственный мусор.

.10

«Мой портрет в лучах солнца»/ Сокровище.Недостающая часть.

.11

«Семейные сокровища»/Родословное дерево.ЭГ

.11

«Семейные сокровища»/Все на свете солнышкины дети.ЭГ

Воспитание эмоциональной отзывчивости к социальному миру 

.11

«Там на неведомых дорожках…»/Что было до…?

.12

«Там на неведомых дорожках…»/Лесной охотник.с.79

.12

«Там на неведомых дорожках…»/Абсолютно злых волшебников не бывает.

.12

«Это кто сказал, что дети не летают на ракете?»/Сказка «Звездная страна» СТ с.9

.12

«Волшебник кисточкой взмахнул»/ Продолжи рисунок.

.01

«Есть у меня приятель – чудак-изобретатель»/

.01

«Тема для размышления»/ Отгадай роли.

.01

«Тема для размышления»/ Тема для размышдения.

.02

«Тема для размышления»/Сказка «Серебрины и Серебрята» СТ с.26 .

.02

«Добрым фонариком свечу»/ Я и люди вокруг меня.

.02

«Добрым фонариком свечу»/ Что чувствует человек,когда…

.02

Итоговое занятие.Радость.Голос Ангела.

Воспитание эмоциональной отзывчивости к природе

.03

«Если в лесу сидеть тихо-тихо»/ Детский писатель.

.03

«Если в лесу сидеть тихо-тихо»/ Экологические письма.

.03

«В зарослях кошачьей мяты»/ Поэзия для кошек.

.04

«Собачьи истории»/Хорошо быть собакой. Собака бывает кусачей только от жизни собачьей.

.04

«Нижегородские сокровища»/ Красная книга Нижегородской области.

.04

«Нижегородские сокровища»/ Красная книга Нижегородской области.

.04

«Нижегородские сокровища»/День защиты природы.

.04

Диагностика

.05

Диагностика

.05

Диагностика

.05

Диагностика

Литература : 1. С.А.Курносова. Воспитание детей эмоционально              отзывчивыми.   Уроки общения в детском саду и начальной школе. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2011. 
2.Н.Н.Амбросьева.Классный час с психологом.Сказкотерапия для школьников.-М:Глобус,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения

В статье рассказывается о развитии духовно-нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В данной работе находится пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, содержание программы и  УУД....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, повышение уровня интеллектуального развития, усвоение универсальных учебных дей...

Программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников

Программа состоит из комплекса занятий. Предлагаемый комплекс занятий предназначен для работы с учащимися младшего школьного возраста и направлен на обучение детей способам эмоциональной саморегуляции...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Обучение проектной деятельности" для младших школьников. 1-4 класс

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация пед...