Экологическое воспитание в начальной школе
статья (2 класс) на тему
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Тем более, в условиях проживания в большом мегаполисе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 19.5 КБ |
ekologicheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.pptx | 187.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в начальной школе
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Тем более, в условиях проживания в большом мегаполисе.
К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. Исчезают растения и животные.
Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации сможем при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля.
Для меня, преподавателя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за реки, на берегах которых часто устраивают свалки мусора; за поля, трава на которых выжигается просто так, ради игры.
На сегодняшний день в современной стратегии воспитательной деятельности есть отдельный акцент по экологическому воспитании, который включает в себя становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
Отсюда следует, что цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов использования природы, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Конечная цель экологического воспитания — ответственное отношение к окружающей среде.
Одним из важнейших принципов экологического воспитания считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.
Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Особую роль в процессе экологического образования занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст. Детство — это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных отношений к природе и людям. Отсюда — непременный спутник детской любознательности — вопрос “Почему” и общепринятое утверждение о том, что этот возраст — возраст “Почемучек”.
Надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы (у нас в школе проводится весенняя акция – подари цветок школе), сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное. В масштабах школы проводятся экологические мероприятия, такие как сбор макулатуры (ученики кружка «Почемучка» собрали порядка 200 кг, в рамках школы – несколько тонн), посади дерево – сохрани природу.
(Может кто то расскажет о своей школе?)
Проблема экологического воспитания даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На своих занятиях стараюсь давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.
У младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои “почему”.
Наша школа находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Осенью мы ходим на экскурсию в парк.
Интересная экскурсия — это, конечно же, на реку. Полюбовались течением реки, понаблюдали за рыбками, утками, чайками. После каждой экскурсии обязательно задаю вопросы:
Что дало вам общение с природой?
Стал ли ты добрее, богаче душой?
Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?
Очень важным аспектом экологического воспитания является отказ от прагматического утилитарного отношения к природе.
Я учу своих воспитанников слушать, слышать и понимать себя и другого; быть внимательным к самому себе и окружающим; осознавать себя как уникальное творение природы; осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого; Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тотальная экологическая безответственность необходимость усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей
Осознание ответственности за судьбу своего общего дома — Спасение планеты от деградации и гибели
Современная стратегия воспитательной деятельности становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле ; формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу ; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
Цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде . экологическое образование непрерывность связи между неживой и живой природой особая чувствительность и эмоциональность младших школьников дифференцированный подход
«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе » Василий Александрович Сухомлинский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов
Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...
Экологическое воспитание в начальной школе
Тема по самообразованию...
Экологическое воспитание в начальной школе
Цели, задачи и методы экологического воспитания младших школьников....
Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.
Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы....
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе
Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...
Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Тезисы выступления учителя начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...