Классный час "Мои поступки"
классный час на тему

конспект классного часа для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_postupki.doc60.5 КБ
Office presentation icon moi_postupki.ppt1.24 МБ

Предварительный просмотр:

                              Классный час  по теме: «Мои поступки»

Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Л.Н.Толстой

Цель: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;
  • ознакомить учащихся с нравственными понятиями:  стыд, вина, извинение;
  • развивать ответственность за свои поступки.

Актуальность данного занятия: тема стыда, вины и извинения всегда сложна  для восприятия, ведь нелегко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.      

Оборудование: репродукция картины А.Ф.Решетникова «Опять двойка»; толковый словарь;  мультимедиа, набор цветной бумаги.

Основные понятия и термины: стыд, вина, раскаяние, извинение.

Ожидаемые результаты:

1.Уважительное отношение к окружающим.

2.Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

3.Умение просить прощение, прощать других .

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом, работа со словарём С.И.Ожегова, рефлексия.

Ход мероприятия

I.Организационный момент.

Звучит песня «Улыбка»

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла, ведь все на земле начинается с улыбки.

-Как звучит основное правило нравственности?

 («Не делай другим того, что сам считаешь злом»).

II. Актуализация знаний.

-А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?

                         

грусть

                                                                             тяжесть на душе

стыд                                                              

                                                                             огорчение

вина                                                              

III. Подготовка к восприятию материала.

Работа над репродукцией картины «Опять двойка».

   - Давайте попробуем по репродукции картины А.Ф.Решетникова определить чувства.

   - Ребята, внимательно рассмотрите картину.

   - Кто является главным героем? (мальчик)

   - Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду)

   - Как вы думаете, почему? (он получил двойку, долго гулял, ...)

   - Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка».

   - Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (серые, тёмные, мрачные)

   - Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.

IV. Сообщение темы и цели занятия.

   - Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: стыд, вина и извинение. Раскроем смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться.

V. Работа над новым материалом

1.Работа с понятиями «стыд», «вина», «извинение».

-Ребята, как вы думаете, что такое стыд? (ответы учащихся)

-Давайте обратимся к словарю

Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести) (Ожегов С.И.)

  2.Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Косточка».

Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Косточка».

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

 Обсуждение рассказа по  вопросам:

- Почему заплакал Ваня?

- Какое он испытал чувство?

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да)

- Какие поступки вызывают такое чувство?

(когда сделал что-то плохое, обидел друга)

- Если я правильно вас поняла, то существует множество причин для переживания чувства стыда.

3.Работа с текстом

 - Слово «стыд» связано со словом «вина». Что оно означает? (ответы детей)

 - Найдите в тексте отрывок, который раскрывает значение слова вина.

Чтение отрывка учащимися.

-А как объясняет это слово словарь?

Вина – 1.Проступок, преступление.

        2. Причина, источник чего-либо неприятного.

 - В каких ситуациях люди испытывают чувство вины?

(обидел маму, друга, что-то не выполнил)

   - Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? (извиниться)

-А что такое извинение?

Извинение – основание для оправдания.

4. Вывод. Работа по схеме:

Расположите слова по порядку

СТЫД--- ВИНА----- РАСКАЯНИЕ--------ИЗВИНЕНИЕ-------ПРОЩЕНИЕ

VI. Физкультминутка.

VII. Продолжение работы по теме.

5. Работа со словами этикета.

-Какие мы слова употребляем, когда извиняемся? (ответы учащихся)

Прочитайте на экране слова и подумайте, какие вы употребляете чаще?

- Извините , пожалуйста !

- Я прошу прощения( за то , что… )

- Я виноват перед вами…

- Я не хотел тебя (Вас) обидеть…

- Я приношу свои извинения…

- Простите…

- Не сердитесь, пожалуйста…

Как можно отвечать на извинения? (ответы)

- Хорошо!

- Да ладно!

- Не стоит извинения! За что же извиняться?

- Не за что!

- Я не сержусь!

- Пожалуйста!

   - Итак, в каких ситуациях можно использовать данные фразы?

 (в тех ситуациях, когда поступаем неправильно)

   - Никогда не стыдно просить прощения. В истории человечества были ошибки и даже преступления огромного масштаба. Люди способны были восстановить отношения с целыми народами.

   - Вспомните ситуации, когда вы кого-то обидели. Возьмите друг друга за руки и попросите прощение (первый начинает учитель).

VIII.  Закрепление основных понятий.

  1.Работа с иллюстрациями.

  • Ребята, перед вами фотографии. Выберите ту, которая  не соответствует теме нашего урока.

2.Игра «Доскажи словечко»

  • Легче на душе становится, когда тебя ….  (прощают)
  • Прощение дает нам свободу от чувства…(вины)
  • Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам…

3.Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.

  • Перед вами набор цветной бумаги. Выберите тот лист, какого цвета стыд.

                   

 

IX. Итог занятия. Рефлексия.

- Вернёмся к эпиграфу нашего занятия. Как вы понимаете эти слова?

«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой (ответы детей) 

 - О каких чувствах мы говорили? (стыд, вина, извинение, ложный стыд)

 - А сейчас подведём итог нашего занятия. Посмотрите на слайд и продолжите предложения:

  • Я знал, что ... .
  • Я узнал, что ... .
  • Мне осталось непонятно ... .

Используемая литература:

1. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г. -795 с.

2.http://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz/kostochkatolstoyl Л.Н.Толстой 

   Рассказ «Косточка»

3. http://poslovicy-pogovorki.ru/index/o_styde/0-65 

   Пословицы и поговорки о стыде и вине.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Влияние характера на поступки и поведение человека".

В данном материале предлагается познакомить учащихся с  понятием "характер", учить воспитывать детей в себе положительные черты характера....

Классный час "Поступки и ответственность"

Классный час на тему: «Поступки и ответственность: вместе или врозь». Цели:Знакомство учащихся с понятиями «поступок», «проступок», «ответственность», с их значением в жизни человека.Задачи:- По...

Классный час - Твои поступки

Научить учащихся оценивать свои поступки, помочь сформировать понятие о хороших и плохих поступках, развить умение прогнозировать последствия поступков. ...

Конспект классного часа "Жертва. Жертвенные поступки"

Разговор идет о поступках родителей ради своих детей и поступках детей ради своих родителей, о чувстве благодарности и вззаимопонимании между людьми....

Классный час "Поступки и ответственность за них"

Раскрывается суть хороших и плохих поступков. Анализируются литературные произведения. Объясняется значение слова "ответственность"...

Классный час "Поступки"

Поговорим о поступках и ответственности за них...