Эссе "Прошлое и будущее моих воспитанников"
статья по теме

Ильичева Нонна Александровна

        ..Раннее утро. Я иду по коридорам нашего интерната к спальням своих детей. Тишина. Запах горячего какао и запеканки - все как в хорошем доме. Пройдет совсем немного времени и голосами детей заполнится этот дом, а у меня продолжится длинный день воспитателя со всеми радостями и тревогами. Так я живу вместе с моими мальчишками и девчонками шесть лет, и кажется все знакомо.  Сейчас  открою дверь и подбежит Садовников Кирилл со словами «Мамочка, у нас все хорошо, а что мы сегодня будем делать?». Денис Мешков внимательно посмотрит и спросит о моем настроении. И начнется моя работа. Нет, скорее продолжится  наша жизнь….

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЮЗАО, ГОУ специальная (коррекционная) школа-интернат № 62 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида,

          119421, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 97, корп. 2,3.

Эссе

«Прошлое и будущее моих воспитанников».

Воспитатель: Ильичева Н.А.

Москва 2011.

        ..Раннее утро. Я иду по коридорам нашего интерната к спальням своих детей. Тишина. Запах горячего какао и запеканки - все как в хорошем доме. Пройдет совсем немного времени и голосами детей заполнится этот дом, а у меня продолжится длинный день воспитателя со всеми радостями и тревогами. Так я живу вместе с моими мальчишками и девчонками шесть лет, и кажется все знакомо.  Сейчас  открою дверь и подбежит Садовников Кирилл со словами «Мамочка, у нас все хорошо, а что мы сегодня будем делать?». Денис Мешков внимательно посмотрит и спросит о моем настроении. Соколов Андрей отчитается о состоянии своей постели после ночи и начнется моя работа. Нет, скорее продолжится  наша жизнь….

       Но в чем тогда суть моей работы?  И работа ли это? Над чем работаю я каждый день?

     Я воспитатель, основной род моей деятельности воспитание доверенных мне детей – сирот. Одно из определений воспитательной деятельности гласит: «Воспитание – это организация жизни детей». Я с этим полностью соглашаюсь, но как- то узко и казенно оно, ведь я проживаю с ними каждый день, день радостей, событий, обид, тревог, желаний, успехов. Я помогаю им почувствовать жизнь такой, какая она есть, помогаю приспособиться жить в обществе, я учу их быть настоящими людьми и отличать плохое от хорошего. Поэтому суть моего педагогического труда – повседневное общение с детьми, проектирование их личностных качеств и будущей жизни.

          Красиво, но тоже казенно. Что мы в действительности знаем о том, что происходит в другом человеке, что является важным в его жизни? Это явно нечто большее, чем мы можем видеть и ощущать извне. Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад. Как услышать этот лад и настроиться на него не дает ответа  ни одна педагогическая технология.

        Для чего я в жизни этих детей? Что я хочу и могу им дать? Пожалуй, стремление к наполненной жизни, вопреки всем препятствиям, жизни со стремлением к лучшему и ожиданием лучшего. Что особенно важно для каждого из них, не имевших детской радости и родительской заботы.

         Жизненные истории моих воспитанников можно прочитать в личном деле. Мое первое знакомство с ними оставило гнетущее состояние на долгое время. Так жизненный путь одного из моих воспитанников начался на подоконнике жилого дома по улице Садовнической. Четверо ребят были оставлены в роддоме своими безответственными матерями. Но самыми искалеченными стали души детей прошедшие в раннем детстве через социально неблагополучную семью. Истории их очень похожи: пьющая или психически нездоровая мать; еще ограниченная в правах или уже скончавшаяся; череда драк, попоек, голодных вечеров на улице, попрошайничество и мелкое воровство. Трагедии этих семей навсегда остались в памяти, озлобив ребенка.

Чем ближе узнаю прошлое своих воспитанников, тем более убеждаюсь что одна из задач, стоящих передо мной, возвращение детства тем, кто был его лишен.

Мы с ребятами с первого класса живём одной семьей. У нас хорошо, по-домашнему уютно. Вместе просыпаемся, идём на зарядку, завтракаем. Потом уроки, а после учёбы собираемся за круглым столом, чтобы обсудить школьные новости. В нашем доме созданы все условия для интересной жизни детей. Они чувствуют моё тепло и видят заботу о них.

Мои наблюдения показывают, что если малышу не удается вернуть веру в добро, справедливость, лучшее, он никогда не сможет почувствовать человека в самом себе. В подростковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого, он как волк. В связи с этим вспоминается мне разговор с одним из наших старшеклассников. Я пыталась объяснить ему необходимость учения, на что услышала в ответ четкое определение его будущего: «Мой брат сидит, и я буду сидеть, меня не исправить, я таким родился» Выпрямить душу такого ребенка – самый кропотливый труд и проверка педагога на профессиональную устойчивость.

        Если бы меня спросили, что самое трудное в нашей работе, я бы ответила: говорить с ребенком о его прошлом, о его отце и матери. Здесь малейшее неумение, оплошность, неточность, неискренность могут привести к непоправимым последствиям. Но и не говорить об этом нельзя. Я как воспитатель считаю, что социализация детей-сирот невозможна без проектирования их дальнейшей взрослой жизни, в которой должна появиться семья. Статистика по семьям выпускников интернатских учреждений и особенно выпускников с нарушением интеллекта неутешительна. Ранние браки, быстрые разводы, дети без должного ухода и внимания – это реальная картина состояния семейной неустроенности выпускников.

         Беседуя о будущем и прошлом со своими мальчишками и девчонками, я стараюсь снять с них груз обид и горечи, найти объяснения их жизненной ситуации и вселить в них надежду, желание, ответственность за свое будущее и тех, кто будет рядом. Мои первые беседы с детьми были  о моей семье. Я родилась в многодетной семье. Мои родители воспитывали четверых детей. Младше меня были двое братьев, ответственность за которых родители, в силу занятости, возложили на меня.  Забота о них  многому меня научила и определила мое профессиональное будущее. С раннего детства я мечтала быть педагогом, воспитание и обучение детей с годами стало моей профессией.

      Рассказывая о своей семье, я стараюсь на основе своего прошлого выстроить их будущее, сформировать социально значимые представления о семье, о добре и зле, человеческом достоинстве. Правила  жизни в семье становятся правилами жизни нашего маленького коллектива, в котором, следуя христианским традициям, живут братья и сестры, помогающие во всем друг другу, с уважением относящиеся к окружающим, знающие и любящие свою Родину, желающие быть достойными гражданами.

Впереди моих воспитанников ждет долгий путь во взрослую жизнь. Ближайшие пять лет мы будет вместе.  Я хочу с ними дойти до выпуска и помогать в дальнейшем становлении. Планирую провести диагностику профессиональных возможностей ребят, помочь им самоопределиться, выбрать профессию, начать трудиться, научиться разбираться в людях и выбирать себе спутников в этой жизни, быть аккуратными в быту и ответственными в работе. Сегодня система социального обеспечения детей сирот позволяет им вести достойный образ жизни, приближенный к общедоступному, было бы желание и усердие. Вот этому всегда и учу. Надеюсь, что, закончив школу,  и получив профессию, у них хватит душевных сил противостоять тлетворному влиянию негативной среды и привычки. Надеюсь, что их дети не повторят судьбы моих воспитанников. Надеюсь, что на их пути встретятся люди, способные помочь им и дальше.

Прошлое наших детей мы знаем, в их настоящем – уверены, а о будущем мы мечтаем вместе с ними.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Размышления о моей будущей школе"

В материале раскрывается взгляд автора на проблемы в современной школе....

Не забывай прошлого - оно учитель будущего: история моего города. ppt

Презентация о людях, чьими именами названы улицы нашего города. О людях, участниках Великой Отечественной войны, проживающих в г. Шимановске. (Исследовательская работа)...

Не забывай прошлого – оно учитель будущего: история моего города. doc

Классный час знакомит детей с историей своего города - городом Шимановск. Знакомит с людьми, чьими именами были названы улицы нашего города, с шимановцами - участниками Великой Отечественной войны. (с...

Статья. "Воспитанник - в моей жизни".

Обман и фальш ребенок чувствует как никто другой ... Поэтому быть искренним и преданным это наш долг перед ними....

Участие и достижения моих воспитанников.

Результат моей деятельности  – активное участие детей и родителей  во всех мероприятиях....

Внеурочное занятие «Моя малая родина. Будущее моего села»

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда св...

Письмо грядущим поколениям "Будущее моего Забайкалья"

Письмо - обращение к детям, которые будут жить после нас. Письмо о том, что нужно сохранить в родном крае....