Концепция воспитания (мое педагогическое кредо)
статья на тему

Карамышева Елена Васильевна

    Ребенок в школьные годы стремится понять и проявить себя, попробовать себя в различных социальных ролях, войти в различные человеческие сообщества и утвердиться в них. Все это невозможно сделать без наставника. Современный ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.

    Основной целью деятельности педагога сегодня должно стать воспитание субъектной позиции ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_pedagogicheskoe_kredo.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД 3 – 4 классов

МБОУ СОШ №345 Невского района Санкт-Петербурга

Карамышева Елена Васильевна

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ

(мое педагогическое кредо)

Если дети живут в критике, они учатся осуждать других людей.

Если дети живут во вражде, они учатся быть злыми.

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными.

Если дети живут в стыде и смущении, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

Дороти Нолт.

Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах,

тот больше отстает, чем успевает.

Ян Амос Коменский.

         Любая воспитательная система, в том числе система воспитателя группы продленного дня, – это всегда борьба за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.  

         Концепция модернизации российского образования сформулировала государственный заказ: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

         Ребенок в школьные годы стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), попробовать себя в различных социальных ролях (потребность в самоопределении), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоутверждении). Все это невозможно сделать без наставника. У подростка возникает множество «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Современный ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.

          Основной целью деятельности педагога сегодня должно стать воспитание субъектной позиции ребенка.

          Быть субъектом – значит занимать активную авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. Причем субъектами не рождаются, ими становятся. Одной из моих задач, как воспитателя ГПД, является воспитание конкурентоспособной личности, которая сумеет найти свое место в жизни и будет полезна обществу. Для этого необходимо формировать способность занять субъективную позицию по отношению к собственной деятельности, другим людям и самому себе. Формирование субъективности происходит только в процессе активной творческой деятельности (К. Ушинский). Поэтому еще одна задача моей работы – приобщение ребят к активной творческой деятельности.

            В настоящее время существует несколько концепций воспитания. Мне наиболее близка Концепция личностно-ориентированной системы деятельности педагога (О. Газман, С. Поляков и др.).

            Под личностно-ориентированным воспитанием понимается диагностика и педагогическое конструирование набора индивидуальных технологий, направленных на развитие личности как индивидуальности в контексте её социокультурного взаимодействия и нравственного совершенствования. Это значит, что:

  1. Каждая личность – индивидуальность, уникальность;
  2. Надо изучать, диагностировать её способности;
  3. Всё подлежит развитию, в том числе и нравственные качества личности;
  4. Надо очень вариативно конструировать технологии воспитания: они должны быть адекватны результатам диагностики и одновременно выполнять развивающие функции;
  5. Социокультурное взаимодействие предполагает широкий фронт вхождения школьника в мир культурных ценностей: человеческие отношения, знания, труд, искусство, природа – всё в приложении к себе как самоценности;
  6. Результативность нравственного развития личности обеспечивается при условии её субъективности, то есть внутренней активности с выходом на «само» - саморегулирование, самокоррекцию, самосовершенствование.

          Итак, результат личностно-ориентированного воспитания – и успешный процесс социализации, и нравственное развитие личности.

         В соответствии с моей Концепцией воспитания учеников я начинаю работу с изучения характера детей (уровень воспитанности, выявление способностей), изучения семьи (условия, микроклимат, традиции, метод воспитания). Провожу тестирование, анкетирование, диагностику. На основании результатов изучения, определяю цели и задачи работы с группой, приоритеты направления развития и самоосуществления личности школьника.

          Планирование работы осуществляю с учетом предложений детей и их родителей.

          Для реализации талантов и способностей ребят я провожу мероприятия, в которых подростки могут проявить себя, реализовать свои умения. Ребята сами придумывают конкурсы талантов, такие как выставки рисунков на различные тематики, проекты творческой деятельности, посещение музея, выставок, экскурсии по родному городу с дальнейшим обсуждением впечатлений. Все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно предоставить возможность выбора из множества различных видов деятельности те, которые ему ближе, интереснее.

         Готовясь к проведению внеклассных мероприятий, планирую их провести так, чтобы дать возможность детям научиться общению в коллективе, дать возможность раскрыть свои творческие способности, увлечь каким-либо полезным занятием, сплотить учащихся в единый коллектив.

         Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Успех любого общения определяется, прежде всего, взаимопониманием. Участие ребят в различных мероприятиях выявляет индивидуальность каждого ребенка, его способности, таланты, душевные качества. В такой воспитательной работе выражается способность к самоанализу и самопознанию. Именно через эти формы реализуется и моя роль. Для ребят я становлюсь другом, который поможет в любой ситуации.

        Меня, как воспитателя (педагога), беспокоит нравственное развитие моих воспитанников. Поэтому я также провожу мероприятия по возникшим проблемам.  

        Познание занимает ведущую роль в сфере учебной деятельности школьников, в формировании их планов на будущее. Для повышения интеллекта, расширения кругозора воспитанников планирую проведение викторин, брейн-рингов, часов вопросов и ответов. Такие неформальные мероприятия оказывают большое влияние и на обучение ребят. Каждый стремится к улучшению своих знаний, повышению интеллектуального уровня. Воспитание интеллекта – это, в первую очередь, создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, побуждение к самосовершенствованию.

           Сохранение здоровья в современном мире – одна из самых актуальных проблем. С каждым годом становится все больше ребят с отклонениями в здоровье. И наша задача помочь детям вырасти здоровыми, стойкими к соблазнам, ведущим к приобретению вредных привычек. Основными формами работы в этом направлении являются диспуты, беседы, спортивные мероприятия с элементами соревнования. Я знакомлю ребят с достижениями знаменитых спортсменов. Обсуждение олимпийских, мировых и российских соревнований дает благоприятный стимул для занятий спортом.

            Я убеждена, что родители могут стать хорошими помощниками в работе воспитателя ГПД. Основная форма работы с родителями – беседы. В каждой из них я стараюсь отметить, в первую очередь, различные достижения детей (в занятиях, труде, организационной деятельности). В работе с родителями я использую также и такую форму работы как проведение совместных с детьми мероприятий. Это способствует созданию доброжелательной атмосферы в семье, сближает родителей и детей, помогает лучше узнать друг друга, раскрыть свои таланты. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга. Родители приглашаются на мероприятия, привлекаются к подготовке и участию в них. Родители с большим вниманием относятся к деятельности группы продленного дня: им интересно посмотреть, как отвечает их ребенок, какие отношения у него с ребятами в группе, как он участвует в мероприятиях.

          Планируя свою воспитательную работу, я руководствуюсь следующими принципами:

  1. Люби детей.
  2. Любя – не навреди.
  3. Умение прощать ребенка, доброта растопят отчужденность.
  4. Справедливость – основа доверия.
  5. Слово учителя – особая сила.
  6. Учитель-воспитатель – единая духовная общность.
  7. Помни, что ты педагог, где бы и в какой ситуации ты не оказался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе "Мое педагогическое кредо"

рассуждение о работе учителя...

Эссе "Моё педагогическое кредо" + самопрезентация

Педагогическя деятельность учителя...

Эссе на тему: "Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты"

«Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты». Если учитель имеет только любовь к делу, ...

Мое педагогическое кредо.

В этом году я участвовала в конкурсе учитель года. Одним из критериев оценки  была защита педагогческого кредо. Я представляю свое выступление с той целью, что кому-то  - возможно предстоит ...

Мое педагогическое кредо.

В этом году я участвовала в конкурсе учитель года. Одним из критериев оценки  была защита педагогческого кредо. Я представляю свое выступление с той целью, что кому-то  - возможно предстоит ...

Педагогическая концепция воспитания

Воспитание как педагогический  компонент  социализации ребёнка через авторскую программу  «Я познаю мир через мой родной язык»   ...

Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"

Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному селу или городу,к родной речи -задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начин...