Концепция воспитания (мое педагогическое кредо)
статья на тему
Ребенок в школьные годы стремится понять и проявить себя, попробовать себя в различных социальных ролях, войти в различные человеческие сообщества и утвердиться в них. Все это невозможно сделать без наставника. Современный ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.
Основной целью деятельности педагога сегодня должно стать воспитание субъектной позиции ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД 3 – 4 классов
МБОУ СОШ №345 Невского района Санкт-Петербурга
Карамышева Елена Васильевна
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
(мое педагогическое кредо)
Если дети живут в критике, они учатся осуждать других людей.
Если дети живут во вражде, они учатся быть злыми.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными.
Если дети живут в стыде и смущении, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
Дороти Нолт.
Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах,
тот больше отстает, чем успевает.
Ян Амос Коменский.
Любая воспитательная система, в том числе система воспитателя группы продленного дня, – это всегда борьба за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.
Концепция модернизации российского образования сформулировала государственный заказ: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Ребенок в школьные годы стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), попробовать себя в различных социальных ролях (потребность в самоопределении), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоутверждении). Все это невозможно сделать без наставника. У подростка возникает множество «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Современный ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.
Основной целью деятельности педагога сегодня должно стать воспитание субъектной позиции ребенка.
Быть субъектом – значит занимать активную авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. Причем субъектами не рождаются, ими становятся. Одной из моих задач, как воспитателя ГПД, является воспитание конкурентоспособной личности, которая сумеет найти свое место в жизни и будет полезна обществу. Для этого необходимо формировать способность занять субъективную позицию по отношению к собственной деятельности, другим людям и самому себе. Формирование субъективности происходит только в процессе активной творческой деятельности (К. Ушинский). Поэтому еще одна задача моей работы – приобщение ребят к активной творческой деятельности.
В настоящее время существует несколько концепций воспитания. Мне наиболее близка Концепция личностно-ориентированной системы деятельности педагога (О. Газман, С. Поляков и др.).
Под личностно-ориентированным воспитанием понимается диагностика и педагогическое конструирование набора индивидуальных технологий, направленных на развитие личности как индивидуальности в контексте её социокультурного взаимодействия и нравственного совершенствования. Это значит, что:
- Каждая личность – индивидуальность, уникальность;
- Надо изучать, диагностировать её способности;
- Всё подлежит развитию, в том числе и нравственные качества личности;
- Надо очень вариативно конструировать технологии воспитания: они должны быть адекватны результатам диагностики и одновременно выполнять развивающие функции;
- Социокультурное взаимодействие предполагает широкий фронт вхождения школьника в мир культурных ценностей: человеческие отношения, знания, труд, искусство, природа – всё в приложении к себе как самоценности;
- Результативность нравственного развития личности обеспечивается при условии её субъективности, то есть внутренней активности с выходом на «само» - саморегулирование, самокоррекцию, самосовершенствование.
Итак, результат личностно-ориентированного воспитания – и успешный процесс социализации, и нравственное развитие личности.
В соответствии с моей Концепцией воспитания учеников я начинаю работу с изучения характера детей (уровень воспитанности, выявление способностей), изучения семьи (условия, микроклимат, традиции, метод воспитания). Провожу тестирование, анкетирование, диагностику. На основании результатов изучения, определяю цели и задачи работы с группой, приоритеты направления развития и самоосуществления личности школьника.
Планирование работы осуществляю с учетом предложений детей и их родителей.
Для реализации талантов и способностей ребят я провожу мероприятия, в которых подростки могут проявить себя, реализовать свои умения. Ребята сами придумывают конкурсы талантов, такие как выставки рисунков на различные тематики, проекты творческой деятельности, посещение музея, выставок, экскурсии по родному городу с дальнейшим обсуждением впечатлений. Все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно предоставить возможность выбора из множества различных видов деятельности те, которые ему ближе, интереснее.
Готовясь к проведению внеклассных мероприятий, планирую их провести так, чтобы дать возможность детям научиться общению в коллективе, дать возможность раскрыть свои творческие способности, увлечь каким-либо полезным занятием, сплотить учащихся в единый коллектив.
Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Успех любого общения определяется, прежде всего, взаимопониманием. Участие ребят в различных мероприятиях выявляет индивидуальность каждого ребенка, его способности, таланты, душевные качества. В такой воспитательной работе выражается способность к самоанализу и самопознанию. Именно через эти формы реализуется и моя роль. Для ребят я становлюсь другом, который поможет в любой ситуации.
Меня, как воспитателя (педагога), беспокоит нравственное развитие моих воспитанников. Поэтому я также провожу мероприятия по возникшим проблемам.
Познание занимает ведущую роль в сфере учебной деятельности школьников, в формировании их планов на будущее. Для повышения интеллекта, расширения кругозора воспитанников планирую проведение викторин, брейн-рингов, часов вопросов и ответов. Такие неформальные мероприятия оказывают большое влияние и на обучение ребят. Каждый стремится к улучшению своих знаний, повышению интеллектуального уровня. Воспитание интеллекта – это, в первую очередь, создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, побуждение к самосовершенствованию.
Сохранение здоровья в современном мире – одна из самых актуальных проблем. С каждым годом становится все больше ребят с отклонениями в здоровье. И наша задача помочь детям вырасти здоровыми, стойкими к соблазнам, ведущим к приобретению вредных привычек. Основными формами работы в этом направлении являются диспуты, беседы, спортивные мероприятия с элементами соревнования. Я знакомлю ребят с достижениями знаменитых спортсменов. Обсуждение олимпийских, мировых и российских соревнований дает благоприятный стимул для занятий спортом.
Я убеждена, что родители могут стать хорошими помощниками в работе воспитателя ГПД. Основная форма работы с родителями – беседы. В каждой из них я стараюсь отметить, в первую очередь, различные достижения детей (в занятиях, труде, организационной деятельности). В работе с родителями я использую также и такую форму работы как проведение совместных с детьми мероприятий. Это способствует созданию доброжелательной атмосферы в семье, сближает родителей и детей, помогает лучше узнать друг друга, раскрыть свои таланты. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга. Родители приглашаются на мероприятия, привлекаются к подготовке и участию в них. Родители с большим вниманием относятся к деятельности группы продленного дня: им интересно посмотреть, как отвечает их ребенок, какие отношения у него с ребятами в группе, как он участвует в мероприятиях.
Планируя свою воспитательную работу, я руководствуюсь следующими принципами:
- Люби детей.
- Любя – не навреди.
- Умение прощать ребенка, доброта растопят отчужденность.
- Справедливость – основа доверия.
- Слово учителя – особая сила.
- Учитель-воспитатель – единая духовная общность.
- Помни, что ты педагог, где бы и в какой ситуации ты не оказался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эссе "Мое педагогическое кредо"
рассуждение о работе учителя...
Эссе "Моё педагогическое кредо" + самопрезентация
Педагогическя деятельность учителя...
Эссе на тему: "Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты"
«Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты». Если учитель имеет только любовь к делу, ...
Мое педагогическое кредо.
В этом году я участвовала в конкурсе учитель года. Одним из критериев оценки была защита педагогческого кредо. Я представляю свое выступление с той целью, что кому-то - возможно предстоит ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/12/picture-58323.jpg)
Мое педагогическое кредо.
В этом году я участвовала в конкурсе учитель года. Одним из критериев оценки была защита педагогческого кредо. Я представляю свое выступление с той целью, что кому-то - возможно предстоит ...
Педагогическая концепция воспитания
Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка через авторскую программу «Я познаю мир через мой родной язык» ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-129984-1351955196.jpg)
Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному селу или городу,к родной речи -задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начин...