эссе "Мое педагогическое кредо"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Человек подобен виолончели: она не играет,
если до нее не дотрагивается смычок артиста.
М. Горький
За годы работы в школе у меня сложилась своя педагогическая философия, которая выработана мною в процессе педагогического становления. Только гармония всех аспектов моей деятельности, всех моментов сложного и многообразного по форме педагогического труда способна сделать счастливыми моих учеников, а значит, и меня. Я нахожу подтверждение своим мыслям в словах святоотеческой педагогики. Василий Великий, один из основоположников учения христианской церкви, писал: "Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим".
Каждый ребенок уникален и неповторим. В реальной жизни мы никогда не отыщем и одной пары совершенно одинаковых между собою детей. Всякая типологизация и всякое усреднение может быть использовано только абстрактно, отвлеченно от реальности, единственно с целью научного обобщения. В личностно-ориентированном подходе, наблюдаем отражение одного из пунктов моей педагогической философии:
- результат учебной деятельности – есть изменение ученика, т.е. тот опыт и те знания, которые дает учитель – ученик преломляет через себя, через свою индивидуальность. А это значит, что среди учащихся в классе нет и быть не может двух учеников с совершенно одинаковыми знаниями об одном и том же предмете.
Я понимаю, что школе сегодня живётся трудно. Она отражает и несёт в себе все проблемы нашего общества.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. и государственной программе "Развитие воспитания детей в РФ до 2010г." четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения. Другими словами, от школы сегодня ждут не "нашпигованных" знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.
Основная моя задача обучения в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. На каждом уроке я реализую принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика и проявить свою индивидуальность и принцип комфортности в обучении.
Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. Современный урок невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них уже стал компьютер. На своих уроках использую компьютерные технологии, потому что современные ИКТ позволяют наиболее эффективно использовать разнообразную наглядность на уроках, зрительное восприятие легче, кроме этого формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности. Их использование возможно благодаря тому, что ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям (согласно личностно-ориентированному подходу), а это дети 21 века, поэтому они нуждаются в высоких технологиях.
Двадцать один год назад я переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить эти стены, которые стали для меня вторым домом. Сама себе задаю вопрос: "А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?" Да, безусловно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях.
Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.
Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его.
Так и в личностно-ориентированной системе образования индивидуальный подход к каждому ребенку является не просто декларацией, благим пожеланием, а реально действующим принципом построения всей образовательной среды, практическая реализация которого обусловлена целями и методами обучения и воспитания. Индивидуальный подход в личностно-ориентированном образовании строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого УЧЕНИКА.
Личностно-ориентированный подход в полной мере отражает те принципы, которые я закладываю в свою педагогическую философию. Он позволяет эффективно раскрывать и развивать индивидуальность учащихся, строить процесс обучения младших школьников на основе их индивидуальной избирательности и личной активности. Кроме того, этот способ позволяет учителю наблюдать динамику изменения индивидуальной траектории учения каждого ребенка в соответствии с его ростом и развитием - повышением его социально-эмоционального и познавательного уровня; переменами в избирательности к типу, виду и форме учебного материала; изменением индивидуальных интересов и образовательных потребностей.
Личностно-ориентированный подход можно выразить в тезисах:
- ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям;
- ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его возможностям;
- ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт;
- ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда в процессе обучения он может активно действовать, экспериментировать, исследовать на практике;
- индивидуальный подход к учащимся осуществляется на основе профессиональной избирательности и активности УЧИТЕЛЯ;
- индивидуальный подход в личностно-ориентированном образовании строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого УЧЕНИКА.
А вот задачи, которые я выделила из личностно-ориентированного подхода, дополнив их той системой знаний, которую я накопила за годы обучения в школе. Их я стараюсь решать каждый день:
- научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами;
- необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями;
- создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда;
- моя практическая задача - привести роман ученика с учебой к счастливому продолжению;
- подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться в современном обществе.
"Урок окончен", - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, сумела ли я открыть для них сложный и многообразный мир симфонии жизни - через "музыку" учебы.
Мне хочется верить и надеяться, что каждый мой урок - это маленький ноктюрн, когда затрагиваются тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, значит, жизнь состоялась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Моё педагогическое кредо" + самопрезентация
Педагогическя деятельность учителя...
Эссе на тему: "Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты"
«Моё педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты». Если учитель имеет только любовь к делу, ...
Мое педагогическое кредо.
В этом году я участвовала в конкурсе учитель года. Одним из критериев оценки была защита педагогческого кредо. Я представляю свое выступление с той целью, что кому-то - возможно предстоит ...
Мое педагогическое кредо.
В этом году я участвовала в конкурсе учитель года. Одним из критериев оценки была защита педагогческого кредо. Я представляю свое выступление с той целью, что кому-то - возможно предстоит ...
Моё педагогическое кредо
Моё педагогическое кредо: «Мой истинный дом – это школа, а ученики – это моя жизнь»....
Педагогическое кредо
В материале отражены мои педагогические взгляды на воспитание и обучение детей...
"Моё педагогическое кредо"
Современный этап развития начального образования характеризуется появлением альтернативных педагогических проектов и систем, сменой образовательных парадигм, переходом от массово-репродуктивных ...