Программа "Я и семья"
материал на тему

Создание условий для развития нравственных качеств личности каждого ребенка как основы успешности построения прочных семейных отношений в дальнейшем на основе гуманизации и демократизации отношений между родителями, детьми и классным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_i_semya.doc443.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная

школа № 3 г. Болхова

Программа

 « Я и семья». 

                           Разработана классным руководителем

                                    Беликовой Ириной Евгеньевной.

Паспорт  программы «Я и семья»

Наименование

программы

«Я и семья»

Сроки  реализации

2007-2011 г.г.

Разработчик

И.Е. Беликова.

Участники

программы

Ученический коллектив, классный руководитель, родители, администрация ОУ, общественность

Ожидаемые

результаты

1.Сформированность элементарных представлений на основе ознакомления со значением духовно-нравственных ценностей (честь, любовь, добро, милосердие и др.);

2.Осознание  позитивного отношения к миру, к личности;

3.Стремление бережного отношения к здоровью каждого члена семьи, пропаганда здорового образа жизни

Беликова Ирина Евгеньевна

Программа «Я и семья»

Программа организации процесса воспитания

в начальной школе

«Я и семья»

Пояснительная записка

    Программа воспитания « я и семья» возникла потому, что передо мной постоянно вставали следующие вопросы:

 - Как организовать воспитательный процесс в классе, чтобы коллектив детей, родителей и учителя стал содружеством детей и взрослых, связанных гуманными отношениями, общими целями и задачами?

 - Как включить родителей в процесс воспитания на основе педагогического партнёрства и взаимного уважения?

 - Каким содержанием наполнить этот процесс, чтобы он способствовал формированию лучших качеств личности гражданина своего Отечества, личности здоровой нравственно, психологически, физически?

 - На что в первую очередь обратить внимание при определении содержания и форм деятельности?

 - Что будет ближней и дальней перспективой?

    На основании своего педагогического опыта я  прекрасно понимала, что ребёнок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю    свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за всё, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого человека, члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя. Совместное проведение досуга, различные увлечения семьи – всё это накладывает неизгладимый отпечаток на ребёнка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, и прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребёнок получает опыт совместной жизни. Здесь у него складываются нравственные чувства, здесь он приобретает то или иное представление о добре и зле, порядочности, долге и т.д. Каким вырастит ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда его воспитание строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, когда его уважают и он уважает других, или ненормальным, когда он баловень, а затем нередко и деспот семьи, когда он изгой и растёт как сорняк, когда он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

     У каждого ребёнка есть желание жить в дружной семье, благополучной, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Беликова Ирина Евгеньевна

Программа « Я и семья»

  Изучив семьи своих первоклассников, а также педагогическую литературу, я поняла, какое направление станет основополагающим в организации воспитания в классе, отсюда и зародилась идея создания программы воспитания «Я и семья». На место «Я» здесь может быть поставлен каждый: ребёнок, родитель, учитель. Главное – чтобы вместе, главное – в одном направлении, главное – дружно, главное – в семье!

    Программа «Я и семья» рассчитана на 4 года.

    Участники программы: дети, родители, классный руководитель.

    Программа « Я и семья» органично вписывается в воспитательную систему «Школа здоровья», т.к. ориентирована на главные общечеловеческие ценности: Семья, Отечество, Здоровье, Знание, Труд, Культура и имеет выход на общие цели и задачи воспитательной системы.

     Особенность программы « Я и Семья» -  «дойти до каждого ребёнка, до каждой семьи, до каждого человеческого «Я», объединение позитивных усилий «я» в общее «семья».

      Мои помощники в общении с детьми и их семьями -  добро, вера, надежда, любовь, совесть, правда, справедливость, долг.

      Ведущими методами для реализации программы являются личный пример, а также методы убеждения и самовоспитания.

Целевой блок

Цель:  создание условий для развития нравственных качеств личности каждого ребенка как основы успешности построения прочных семейных отношений в дальнейшем на основе гуманизации и демократизации отношений между родителями, детьми и классным руководителем

 

Задачи программы:

  1. Формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству.
  2. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций, осознанной потребности в труде.
  3. Создание условий для совместного обсуждения, прочитанных литературных произведений, сложнейших нравственных вопросов, от решения которых во многом зависит формирование жизненной позиции.
  4. Формирование у детей умения выделять наиболее важные качества в человеке, способствовать раскрытию у ребенка положительных качеств личности.
  5. Пропаганда лучшего опыта нравственного семейного воспитания.
  6. Расширение читательского кругозора, воспитание читательской культуры.

Беликова  Ирина Евгеньевна

Программа « Я и семья»

  1. Обращение ума и воображения ребенка к добру, к готовности бороться и побеждать, формировать нравственные основы личности младшего
  2. Стремление бережно относиться к здоровью каждого члена семьи, пропаганда здорового образа жизни в семье.

Содержание и формы деятельности

Через работу с детьми:

* подготовка и проведение внеклассных мероприятий;

* проведение экскурсий на предприятия, где работают родители, музей;

* посещение библиотеки

* подбор и чтение специально-подобранной литературы, анализ произведений о семье.

Через работу с родителями:

                *  анкетирование детей и их родителей, сопоставление результатов,

                  анализ анкет;

* просвещение (родительский лекторий)

*  посещение и изучение семей учащихся;

*  работа с семьей, беседы с родителями по обучению их методам семейного воспитания, работа родительского комитета;

* привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности

* организация конкурсов и выставок

Основные формы занятий

* беседы;

* занятия в Академии Вежливых наук

* ролевые и дидактические игры;

* совместные родительские собрания

* экскурсии;

* совместные походы

* участие в работе клуба «Здоровая семья»

* литературно-музыкальные композиции;

* родительские конференции

* поэтические композиции;

Беликова Ирина Евгеньевна

Программа «Я и  семья»

* инсценированные представления;

* совместные выставки детско- родительского творчества

* Художественная галерея « Мои родители», « Моя семья»

* « Дети и родители – хорошие кондитеры»

* анкетирование

1 блок   « Познаём семью»( диагностическое направление)

Заполнение анкеты «Моя семья»

Собрание- праздник «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»

Конкурс рисунков «Моя семья»

Мини-сочинение «Моя семья»

Часы общения:

 «Семейные традиции»

«Для чего нужна человеку семья?»

«Что в имени тебе моём?»

«Трудимся вместе»

«Слова одного корня – Отец, Отечество, Отчизна»

«Чем крепка семья»

«Добро и зло в семье»

«Семейный доктор»

Игра «Вместе дружная семья», « Ты + мы»

Родительские собрания «Счастье родителей, в чём оно?», «Семья вместе – и душа на месте», « Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда хранит меня»

2 блок «Читаем вместе»(познавательное направление)

Анкетирование «Любимые книги детства моих родителей»;

Семейное чтение и совместное обсуждение литературных произведений:

Р.Н.С «Морозко», «Алёнушка», «Круть и Верть»  и др.

Зальтен «Поэтическая сказка «Бемби»»

Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Аксаков «Аленький цветочек»

Драгунский «Денискины рассказы»

Успенский «Вниз по волшебной реке»

Чехов «Серёжа»

Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Куприн «Дед Архип и Лёнька»

Уйальд «Преданный друг»

Беликова Ирина Евгеньевна

Программа « Я и семья»

Короленко «Дети подземелья»

Гауф «Холодное сердце»

Удивительные путешествия в страну Читалию.

Детско-родительское собрание «Здравствуй, книга»

Родительское собрание: « Домашнее чтение: радости и трудности»

3 блок       «Отдыхаем всей семьей» (творческое направление)

Конкурс « В моей Вообразилии»

Час общения «Праздники в нашей жизни и в моей семье»

Совместные праздники: «Дары осени», «День Матери», «Новый год», « День защитников Отечества», « Самым дорогим», « День семьи»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

Родительское собрание «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Походы, лыжные прогулки, экскурсии по святым местам г. Болхова

4 блок     «Радуем семью» (нравственно –этическое направление)

Часы общения:

Мои первые успехи

Поговорим о воспитанности, этикет в семье

Без друзей меня чуть-чуть

Нужно ли слушаться старших и заботиться о младших

Да здравствует вежливость

Час весёлого настроения

Счастливый случай

Родительские собрания:

«Может ли ребёнок изменить традиции семьи?»

«Доброе семя – добрый и всход»

      Программа «Я и семья» - комплексная. Это значит, что необходимую полноту различных видов деятельности детей и родителей обеспечивает сочетание этих форм, связь направлений 4-х блоков.

Беликова Ирина Евгеньевна


Программа « Я и семья»

Основные этапы  реализации программы

Этапы и сроки

реализации

Содержание деятельности

Прогнозируемые результаты

Формы и

 методы

Диагностический

(сентябрь-ноябрь)

2007год

Изучение уровня сформированности необходимых качеств учащихся для адаптации в обществе

Получение целостной картины состояния воспитания по данной Программе

Тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы и т.д.

Деятельностный

(декабрь 2007 – март 2011 год)

Реализация программы

Активизация  деятельности в рамках программы « Я и семья»

Классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, интеллектуально-познавательные игры, соревнования, беседы, устные журналы, АВН, совместные родительские собрания, праздники

Рефлексивный

(апрель - май

2011 год)

Выявление результативности реализуемой программы посредством диагностики, обобщение итогов, определение перспектив

Реализация умений и возможности в достижении свободной, жизнелюбивой личности готовой к созидательной, творческой деятельности, к нравственному поведению

Диагностика, результаты итоговой аттестации

Беликова Ирина Евгеньевна


Программа « Я и семья»

Модель выпускника  начальной школы

в контексте программы « Я и семья»

Беликова Ирина Евгеньевна

Рекомендации в помощь родителям

Рекомендации в помощь родителям

Живем мы в этом мире,

Где множество проблем:

Болезни и напасти

Манят в порочный плен.

А он приводит к злости,

Неправедным делам.

О, люди, вы, послушайте,

Когда наскучат вам Насилие и козни,

Отсутствие друзей?

О, милые, одумайтесь,

Исправьтесь поскорей.

Никто нам не поможет,

Пока не захотим

Мы сами измениться

И изменить весь мир

Я верю, что у каждого

Есть капелька добра,

Спасти ей можно слабого

И самого себя.

Беликова Ирина Евгеньевна

Советы  родителям

Советы родителям

  1. Выясните причину тревожности.
  2. Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.
  3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.
  4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка, так как он - другой человек (личность).
  5. Не используйте своего ребенка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
  6. Если необходимо, обратитесь с ребенком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребенка проблеме.
  7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие  в  

настоящем и будущем зависит от вас!

Беликова Ирина Евгеньевна

Советы  родителям

Советы родителям.

  • Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
  • Организуйте свой быт так, чтобы ребенок в семье не чувствовал себя « жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ребенком.
  • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.
  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

Беликова Ирина Евгеньевна

Правила, принципы, заповеди разумного воспитания

Правила, принципы, заповеди разумного

воспитания.

1.Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2.Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3.Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4.Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5.Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6.Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7.Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8.Дайте ребенку ощутить ( улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9.Воспитание - это последовательность целей.

10.Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Беликова Ирина Евгеньевна

Памятка для родителей о воспитании доброты в людях

Памятка для родителей о воспитании доброты в людях.

1.Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами - это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

2.Доброта начинается с любви к людям (прежде всего, к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому.

3.Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.

4.Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.

5.Давайте делать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

6.Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!

Взрослый, помни:

- Попробуй не наступать, а уступать.

- Не захватить, а отдать.

- Не кулак показать, а протянуть ладонь.

- Не спрятать, а поделиться.

- Не кричать, а выслушать.

 - Не разорвать, а склеить

Беликова Ирина Евгеньевна

Как творчески развивать ребёнка

Как творчески развивать ребенка.

1.Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

2.Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

3.Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно только для его дел.

4.Найдите место, где ребенок смог бы показать свои работы и достижения.

5.Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом.

6. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после уже его окончания.

7.Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.

8.Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

9.Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

10.Помогайте ему улучшать результаты своей работы.

11.Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

12.Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.

13.Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

14.Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

 

Беликова Ирина Евгеньевна

Как любить своего ребёнка

Как любить своего ребенка.

Правило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило второе. Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного подражания каждый день.

Правило пятое. Признавать свои ошибки, просить

прощения за неправильные действия и поступки, быть

справедливым в оценке себя и других.

Беликова Ирина Евгеньевна

Законы семьи.

                                                                                               

Законы семьи.

1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любимым независимо ни от чего.

 2. Каждый        ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

 3. Ребенок        должен иметь право на разъяснение и рассуждение .

 4. Исключение        из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

5. Закон пожелания ребенком слов «можно» , «надо» , «нельзя» .

 6. Традиции        и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами .

 7. Родители        должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею .

8. Закон культивирования в семье положительных привычек .

 9. Создание        условий для общения ребенка с нравственными людьми .

 10. Родители        должны демонстрировать красоту своих отношений .

Беликова Ирина Евгеньевна

Правила поведения человека в семье

Правила поведения человека в семье.

1.Жить        сегодня, помня о прошлом и проектируя будущее.

2.Уважать        личную жизнь членов семьи , не допуская того ,чтобы они стали  рабами желаний ,интересов, вкусов и привычек одного из членов семьи.

3.Не        только получать приятное от членов семьи , но и совершать для них приятные поступки.

4.Открыто и тактично высказывать свое мнение и свои мысли, научиться делиться с родными положительными и отрицательными чувствами .

5.Уважать        труд других и не бояться трудиться для других.

6.Не        делиться домашними обязанностями на мужские и женские, пробовать себя в различных ролях.

7.Принимать        как само собой разумеющееся право каждого члена семьи на собственные интересы и увлечения всех членов семьи.

8.Проявлять        собственное достоинство и человечность, не попирая при этом достоинство и человечность других членов семьи.

9.Не        пытаться переделать под себя и не позволять переделывать себя под других.

10..Считаться с чужим мнением, даже если оно расходится с вашим. 11 11.Доверять членам семьи и быть преданным ей.

12.Помогать и поддерживать друг друга не только в горестные минуты.

Беликова Ирина Евгеньевна

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребёнка»

Анкета

«Перспективы обучения и воспитания ребенка».

1.С        каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2.Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

3.3наете        ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их

4.Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?

5.Создает        ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6.Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

Беликова Ирина Евгеньевна

 Анкета « Ваш ребёнок»

Анкета «Ваш ребенок».

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1.Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок в школе?

4.Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

     5.Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли   видеть вас в школе?

   6.Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

Беликова Ирина Евгеньевна

Анкета «Знакомство с родителями»

Анкета «Знакомство с родителями»

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

1.Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2.Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3.Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?

4.Какие        традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса?

5.Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании коллектива класса?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Беликова Ирина Евгеньевна

Дети учатся жить у жизни

Дети учатся жить у жизни

 *Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

 *Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

 *Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

 *Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.

 *Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

 *Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

 *Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

 *Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

 *Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

 *Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Беликова Ирина Евгеньевна

                                                          Советы  родителям  первоклассника.

Советы

родителям первоклассника

Все родители испытывают серьезные затруднения в период адаптации первоклассника к школе. Многие из них настойчиво обращаются за помощью и совету к учителям, завучу, зачастую приходят и к директору школы. И даже если у вас полно неотложных дел, не отмахивайтесь от «надоедливых» пап, мам, бабушек, дедушек. И пусть у вас в школе есть штатный психолог, прежде чем направить к нему, постарайтесь выбрать время и поговорить с каждым обратившимся к вам родителем лично.

Итак, какие советы вы, как руководитель, можете дать родителям, чьи дети только что пошли в вашу школу?

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку,-это ваше внимание.

Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей,

Одна внимательная мама обратила внимание, что дочь в своих рассказах о школе избегает говорить о других детях и играх на переменах, притом что об уроках и учителях дочка рассказывала «взахлеб». Разговор с учительницей серьезно помог. Оказалось, что три четверти детей вместе ходили в детский сад и привыкли друг к другу, не очень охотно включая в игры других, незнакомых детей. Помогла очень простая вещь - учительница устроила «вечер знакомств», на котором все дети перемешались, делали маленькие доклады о своих одноклассниках и играли в общие игры. Уже через неделю «новенькие» дети полностью влились в коллектив.

Совет второй: ваше положительное отношение к  школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы скорее всего услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая... Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

Беликова Ирина Евгеньевна

                                                                    Советы родителям первоклассника.

Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.

Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.

Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голов бегала между портфелем и одеждой внука и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут. Как же ты там один без меня будешь!» И так; каждое утро в течение месяца. Встречала мальчика из школы так, будто он только что вернулся живым с войны.

Родители мальчика заметили, что ребенок начал «бояться школы». Пришли за разъяснениями к директору. Та, поговорив, попыталась понять, чем так обижают мальчика в классе. Оказалось, что нет, не обижают. Всячески стараются поддержать. Наконец из разговоров с ребенком, узнали о дома у них «ритуалах прощания». Узнали и поняли, почему мальчик «боится учиться». А к, же не бояться, если любимая бабушка провожает в класс, как на лютую смерть. Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал... Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет, теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно,

Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой - простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.

Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть

Беликова Ирина Евгеньевна

                                                                  Советы родителям первоклассника.

нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Не стоит впадать и в другую крайность. Семилетней девочке важно быть красивой не меньше, чем ее маме. Мальчик может по-настоящему страдать, сравнивая себя с другими, если он не в лучшую сторону будет отличаться от всех ребятишек. Даже если вы не можете часто покупать вашему ребенку новую одежду, в ваших силах позаботиться об аккуратном виде детских нарядов. Пусть «бывалый» джемпер старшего брата прохудился на видном месте. Нашейте на дырку яркий лоскут ткани, модный кармашек - и вашему сыну этот джемпер понравится. Пусть неновая юбочка будет укорочена так, как нравится вашей дочке. Пусть хвостики будут модными, а резиночки для волос - яркими. На вашего чистенького, аккуратного, ухоженного ребенка, одетого в симпатичную и удобную одежду, будет приятно смотреть. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время.

Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Мы же сами не хотели бы, чтобы после прихода с работы нас тут же вынуждали возвращаться к производственным проблемам.

Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Хорошей помощью шестилетнему организму будет привычка к дневному сну. Это поможет ребенку мягко перейти от режима детского сада к более жесткому школьному режиму. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным отметкам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к

Беликова Ирина Евгеньевна

                                                                 Советы родителям первоклассника.

школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка. Вспомните своих одноклассников и друзей. Сколько успешных людей вы знаете, которые в школе совсем не числились среди отличников? Школьная отметка - показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Называя ребенка «троечником», мы словно приковываем его цепями к маленьким цифрам в его дневнике. Называя «отличником» — сводим целую Вселенную под названием «Человек» до одного- единственного достоинства. Хвалите ребенка за его школьные успехи. Помогайте со сложными предметами. Только помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

В одной из школ учителя заметили, что очень ответственная и способная девочка начала хуже учиться. Ей не давались творческие задания, задачки на сообразительность, устные ответы. Девочка стала капризничать, бояться отвечать на вопросы учителя и однажды - разрыдалась прямо у доски. Поговорив с родителями, педагог выяснила, что мама девочки вернулась на работу после долгого перерыва, сосредоточилась на карьере и начала требовать от дочки того, чего пыталась достигать сама. Молодой менеджер требовала, чтобы девочка училась только «на отлично», жестко высмеивала за любые ошибки, ругала за четверки. В итоге желание учиться, развиваться и получать новые знания у ребенка заменилось стремлением удовлетворить маминым критериям, получить пятерку. А тот, кто боится сделать ошибку, просто не может хорошо научиться новому, выдвигать гипотезы и проверять их на практике. В результате требования мамы учиться «на отлично» привели к тому, что дочь стала успевать намного хуже, осложнили работу педагогам и перечеркнули радость от учебы.

Маму девочки вызвал к себе директор школы. Ни в чем не обвиняя ребенка, он спросил у матери совет, как исправить положение. Благожелательно постарался помочь. Объяснил, что отметки еще не являются критерием успеха. Направил и дочку и маму на консультацию в Центр психологической поддержки. Ситуация постепенно изменилась к лучшему. Девочка стала опять хорошо, с интересом учиться. Довольная мама теперь постоянно и активно сотрудничает со школой. Ее энергия и организационные способности помогли привлечь в создававшийся тогда попечительский совет полезных для школы и компетентных людей),  в том числе и тех, чьи дети не учились в данной школе.

Взрослые, все без исключения, в душе безмерно рады успехам своих детей. Ради этих успехов они готовы пойти на очень многое. Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! С помощью мудрых и доброжелательных педагогов, психологов и родителей ребенок освоит этот новый, интересный мир. А школа и вы лично обязательно  приобретете в лице друзей и партнеров родителей ваших благополучных учеников множество друзей и союзников.

Беликова Ирина Евгеньевна

Опросник для родителей

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы:

а)        «Что было сегодня на завтрак?»

б)        «Что сегодня получил, какую отметку?»

в)        «Что нового сегодня узнал? Чему научился?»

2.Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?

а)        не более 1 часа

б)        не более 2 часов

в)        может просидеть за уроками до позднего вечера

3.Самостоятельно ли ребенок выполняет домашние задания?

а)        работает преимущественно сам, вы только проверяете работу

б)        задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим - нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны

в)        вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца

4.Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?

а)        понимает быстро, вы легко може те объяснить ему любой материал

б)        понимает не всегда, иногда приходится трать много времени и сил для объяснения очевидного

в)        практически никогда вас не понимает

г)        лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши

5.Как вы думаете почему ваш ребенок ходит в школу?

а)        ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи

б)        ему интересно узнавать в школе новое

в)        любит получать хорошие отметки

г)        все ходят в школу, и он ходит

д)        боится, что будет наказан, если не пойдет в школу

е)        другой ответ

6.Как ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?

а)        говорит сам, по-деловому и откровенно

б)        рассказывает о «двойке», только если специально об этом спросить

в)        не говорит, прячет дневник, может стереть отметку

г)        рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам

д)        он никогда «двоек не получал

7.Есть ли у вашего второклассника любимый школьный предмет?

а)        есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум

б)        есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык)

в)        любимые предметы: пение и рисование (или физкультура)

г)        другой ответ

Беликова Ирина Евгеньевна

Анкета для родителей

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Ответьте, пожалуйста на предлагаемые вопросы анкеты.

1 .Охотно ли ваш ребёнок идёт в школу?

2.Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок?        

3.Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?        

4.Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?        

5.Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?        

6.Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?        

7.Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу?        

8.Справляется ли с учебной нагрузкой?

9.Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?        

10.Жалуется ли на беспричинные боли, если да, то как часто?        

11.Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна?        

СПАСИБО ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

Беликова Ирина Евгеньевна

Анкета для родителей

Анкета для родителей.

1.Сколько времени Вы общаетесь со своим ребёнком (подчеркните):

- провожу всё свободное время

- от случая к случаю

- не общаюсь вообще

В каких формах: беседа, просмотр и обсуждение кинофильмов, чтение книг,

Поездка за город

2. Как проводит свободное время Ваш ребёнок (подчеркните):

- предпочитает быть с друзьями

- избегает общения со сверстниками

- затрудняюсь ответить

3.Нравится ли Вашему ребёнку общаться с Вами?

- да

-нет

-  затрудняюсь ответить

4.Чем увлекается Ваш ребёнок (подчеркните):

Спорт, чтение художественной литературы, музыка, рисование, танцы

____________________________(запишите свой вариант ответа)

5.Считаете ли Вы физическое наказание мерой воспитания для своего ребёнка? (подчеркни)

-да

-нет

6.Наблюдали ли Вы случаи жестокого обращения своего ребёнка по отношению к сверстникам, младшим ребятам, животным?

-да

-нет

7. Что преобладает в характере вашего ребёнка (подчеркните):

-стремление к лидерству, властность

-уверенность в себе, самоуверенность, самовлюблённость

- упрямство

- уступчивость, кротость,

- доверчивость, послушность, зависимость

-отзывчивость, бескорыстие, жертвенность

- несамостоятельность

8.Отношение Вашего ребенка к школе:

- положительное

- отрицательное

- безразличное

9. Что Вам не нравится в процессе обучения и воспитания?

________________________________________________(напишите)

Беликова Ирина Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная игровая программа "Моя семья".

Семья! Что может быть важнее? А мероприятия, посвященные семье, помогают детям  и родителям лучше понять друг друга ....

Конкурсная программа "Моя семья - моё богатство"

Знакомство с ценностями семьи, участие в конкурсах....

Воспитательная программа класса "Семь Я"

Создание воспитательной среды для разностороннего  развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающи...

Программа "Моя Семья" 1 - 4 класс

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной ...

Занятия по программе "Моя семья" 1класс.

    -  Как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи?   -  Для чего нужно знать историю своей семьи? - У каждого из вас есть семья: мама, папа, бабушки, деду...

Занятия по программе "Моя семья" 2 класс.

В этом году мы заполним в альбоме странички о своих братьях и сестрах, бабушках и дедушках. Поговорим о семейных традициях и увлечениях....

« Реализация авторской программы воспитания «Семь Я»

Актуальность применения авторских  программ воспи­тания с целью формирования  личностных качеств учащих­ся.   Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обесп...