«Профилактика девиантного поведения у несовершеннолетних»
методическая разработка по теме

Пахомова Светлана Дмитриевна

Перемены, происходящие в обществе сегодня, с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с девиантным поведением и разработку системы профилактики девиантного поведения подростков. Поиск эффективности профилактики предполагает определение сущности понятия «девиантное поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала и причин девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx47.41 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение___________________________________________________________________с. 3

1. Что такое девиантное поведение. Причины и проявление девиантного поведения несовершеннолетних_________________________________________________________с. 4-5

2. Направления, формы, приемы профилактической и коррекционной работы с детьми девиантного поведения_______________________________________________________с. 6

Заключение_________________________________________________________________с. 7

Список литературы___________________________________________________________с. 8

Приложение 1. Правила работы с тревожными детьми.

                           Правила работы с агрессивными детьми.

                           Правила работы с гиперактивными детьми._________________________с. 9

Приложение 2. Советы тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно -профилактической работе с детьми девиантного поведения и их семьями_____________с.10

ВВЕДЕНИЕ

                                                                                                    Покинут счастьем будет тот,

                                                                                                  Кого ребенком плохо воспитали. 

                                                                                                  Побег зеленый выпрямить легко,

                                                                                                 Сухую ветвь один огонь исправит.
                                                                                                                                                   Саади


                                                                               

                                                             

Перемены, происходящие в обществе сегодня, с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с девиантным поведением и разработку системы профилактики девиантного поведения подростков. Поиск эффективности профилактики предполагает определение сущности понятия «девиантное поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала и причин девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различных отклонений в поведении подростков от нравственных норм: расширяются масштабы правонарушений, хулиганства, алкоголизма, наркомании и других проявлений девиантного поведения.

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медицинских работников и правоохранительных органов.

Профилактика девиантного поведения - это целенаправленная работа с несовершеннолетними с четким определением средств, форм и методов воспитания. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств и методов сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, мировоззрений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

ЧТО ТАКОЕ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В  педагогической  литературе под  девиантным  поведением понимается  отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе  социально-нравственных норм и ценностей, нарушение  процесса  усвоения  и  воспроизводства социальных норм  и  культурных  ценностей, а  также  саморазвития  и  самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. 
           В  
психологической   литературе девиантным называется поведение,  отклоняющееся от социально - психологических и нравственных норм.
Несмотря на некоторые различия, все авторы г
лавным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

В школе осуществляется профилактика и коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико – социальном, педагогическом, социально - психологическом).

       

Классный руководитель:                                                                                                                   • является  связующим  звеном  в  комплексной  группе  специалистов  по  организации профилактической  и  коррекционной  работы  с  детьми  и  подростками;                                                                                                                               • делает  первичный  запрос  специалистам  и  дает  первичную  информацию  о  ребенке;                                                                                                                          • организует  и  координирует  комплексную  работу  по  профилактике  и  коррекции девиантного  поведения  школьников.

Социальный педагог:                                                                                                                        • изучает  жизнедеятельность  ребенка  вне  школы;                                                                               • организует  профилактику  и  коррекционную  работу  в  микрорайоне;                                                   • поддерживает  детей,  попавших  в  экстремальные  ситуации;                                                                • взаимодействует  с  центрами  психологической  поддержки  и  реабилитации  детей  и подростков  с  девиантным  поведением.

Психолог:                                                                                                                                                        • изучает  личность  учащегося  и  коллектива  класса;                                                                                   • анализирует  адаптацию  ребенка  в  среде;                                                                                                    • выявляет  дезадаптированных  учащихся;                                                                                                    • изучает  взаимоотношения  детей  со  взрослыми  и  сверстниками;                                                             • подбирает  пакет  диагностических  методик  для  организации  профилактической  и коррекционной  работы;                                                                                                                                   • осуществляет  психологическую  поддержку  нуждающихся  в  ней  детей.

Врач:                                                                                                                                                                    • исследует  физическое  и  психическое  здоровье  учащихся;                                                               • разрабатывает  рекомендации  педагогам  по  организации  работы  с  детьми,  имеющими различные  заболевания;                                                                                                                                            • взаимодействует  с  лечебными  учреждениями.

Для того чтобы знать, как  исправлять, необходимо сначала понять, что исправлять, т.е. причины девиантного поведения. Традиционно они подразделяются на три группы:
1 группа
 - причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
2 группа - причины, социального и психологического характера;                                                 3 группа - причины, связанные с возрастными кризисами.

Девиантное поведение может проявляться:

 –  как  социально  обусловленные  качества  личности  и  черты  характера (неорганизованность,   несобранность,   лень,   невнимательность,  недисциплинированность, лживость,  драчливость,  капризность,  упрямство,  грубость,  озлобленность,  агрессивность,  жестокость);
–  как низкая общая культура,   негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям  (неопрятность, бестактность, равнодушие,   безразличие,     необязательность,    невыполнение    заданий, пропуски   занятий,  прогулы,   уход  из  дома  и  из  школы,  бродяжничество, конфликты  со  сверстниками  и  взрослыми,  копирование  образцов  асоциального  поведения,  ориентация  на  узкогрупповые  интересы  и  ценности);
– как  вредные  привычки  (курение,  употребление  алкоголя,  токсических  и наркотических средств,  увлечение  азартными  играми). 

Несовершеннолетних с девиантным поведением  можно распределить по четырем категориям: 

1. Медицинская: имеют хронические заболевания внутренних органов; имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи.                                                                                                       2.Социальная: живут  в  асоциальной  семье,  в малообеспеченной  семье;  окружающие относятся  пренебрежительно  или  агрессивно.                                                                            3.Учебно-педагогическая:  имеют  стойкую  неуспеваемость,  прогуливают,  пропускают занятия  без  уважительной причины.                                                                               4.Поведенческая:  имеют  стойкие  нарушения  поведения.  Испытывают  трудности  во взаимоотношениях  со  сверстниками,  учителями,  родителями.  Имеют  повышенную тревожность.

НАПРАВЛЕНИЯ  ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ  И  КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ  С  ДЕТЬМИ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

 Основные направления работы

с  тревожными детьми:                                                                                                                                 - повышение самооценки;                                                                                                                            - формирование личностных качеств (доверия);
- обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях;                                                                                                       - снятие мышечного напряжения;
                                                                                                                        с  агрессивными детьми:                                                                                                                                - обучение приемлемым способам выражения гнева;                                                                               - обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;                                                                                                - обучение детей выражению гнева в приемлемой форме;                                                                                                                                                                                             - отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;                                                    - формирование таких личностных качеств, как эмпатия (способность сопереживать), доверие и др.;                                                                                                                                                     - развитие коммуникативных навыков.                                                                                                     с  гиперактивными детьми:                                                                                                                                                                      - развивать, тренировать через игры такие функции как внимание, волевую регуляцию (контроль импульсивности и двигательной активности);                                                                                          - выработать единые требования взрослых к ребенку, единую стратегию воспитания;                                                                                                                        - снятие напряжения, мышечных зажимов. 

Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности:                                             - игра (с детьми младшего возраста);                                                                                                              - творческое самовыражение (рисование, конструирование и др.);                                                        - сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа и пр.);                                                                                                                - сублимирование агрессии в спорт: командные виды спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующие навыки сотрудничества. Нежелательны - бокс, карате и т.п.;                                                          - участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения

Можно использовать следующие приемы коррекционно-воспитательного воздействия:                                                                                                                          - снижение  требований  к  участнику  взаимодействия  до  достижения  социальной  и психологической адаптации;                                                                                                                               - вовлечение  в  коллективные  виды  деятельности,  стимулирование  развития  творческого потенциала  и  самовыражения;                                                                                                                        - организация  ситуаций,  в  которых  ребенок  может  достичь  успехов,  разработка  мер поощрения;                                                                                                                                                                    - демонстрация  и  разъяснение  позитивных  образов  поведения  (личный  пример, художественная  литература,  периодика,  биография  и  др.).

Таким образом, особенность социальной работы по коррекции девиантного поведения подростков в условиях школы заключается во взаимодействии и взаимопроникновении деятельности врача, психолога, социального педагога, классного руководителя, педагогов предметников. Основная задача всех специалистов – изменение вектора агрессивности с целью создания условий для социальной адаптации личности, реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Притча о мальчике и морских звёздах


Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими намного километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень многое... именно для этой звезды.

Список литературы

  1. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2008. - 287 с.
  2. Жуков, М.Н. Воспитание детей и подростков с девиантным поведением с использованием средств физической культуры и спорта: монография / М. Н. Жуков. - Ярославль: [б.и.], 2004. - 356 с.
  3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: Просвещение, 2003. - 154 с.
  4. Притча о мальчике и морских звёздах. http://www.libo.ru/libo433.html

                                                                                                                                        Приложение 1

Правила работы с тревожными детьми

  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
  • Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании.
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.

Правила работы с агрессивными детьми

  • Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка.
  • Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.
  • Будьте последовательны в наказаниях, наказывать надо за конкретные поступки.
  • Наказания не должны унижать ребенка.
  • Развивайте у ребенка способность к эмпатии.
  • Обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих.
  • Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  • Обучайте ребенка приемлемым способам выражения гнева.
  • Если вы видите, что ребенок разгневан, вовлеките его в игру, которая снимет гнев.
  • Учите брать ответственность на себя.

Правила работы с гиперактивными детьми

  • Работайте (занимайтесь) с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшите рабочую нагрузку ребенку.
  • Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Давайте короткие, четкие инструкции.
  • Делите работу на более короткие, но более частные периоды.
  • Предоставляйте ребенку возможность выбора.
  • Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Научитесь распознавать эмоциональное состояние своего ребенка, понимать его причины. Замечайте, когда ребенок устал, расстроен, неважно себя чувствует.
  • Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте (угол), лишение удовольствия, лакомства, запрет на приятную деятельность.
  • Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

                                                                                                                                        Приложение 2

Советы

тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно - профилактической работе с детьми девиантного поведения и их семьями

1. Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.

2. Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.

3. Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.)

4. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

5. Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз «Такой-то неисправим, он обязательно попадет в тюрьму». Знайте, если это предсказание сбудется, вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.

6. Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.

7. Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Краснодарского края по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

основные положения принятого Закона№1539 в Краснодарском крае...

профилактика правонарушений у несовершеннолетних

Родительское собрание по теме: "Профилактика правонарушений у несовершеннолетних" Воспитательные беседы с родителями о заинтересованности детей заниматься спортом, танцами,занимать детей различными кр...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних " Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"

Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних" Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"...

Межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики, с социальными партнёрами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

В статье изложен опыт работы по взаимодействию с субъектами профилактики и социальными партнёрами школы по предупреждению правонврушений среди обучающихся начальной школы....

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА» «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

ПРОЕКТ   ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ   УСТАНОВОК  И  ПРОФИЛАКТИКИ  ЭКСТРЕМИЗМА  СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ   ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВ...