Растения нашего края.
методическая разработка (3 класс) на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

В игровой форме представлено занятие по экологии, на котором учащиеся знакомятся с растениями тайги и болота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasteniya_nashego_kraya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

РАСТЕНИЯ  НАШЕГО  КРАЯ

                                          ( игра «Поле чудес»)

Оборудование: барабан, наборное полотно со словами, раскладушка со словами «Лекарственные растения», фонограммы: «Вальс цветов» П, И, Чайковского, «Мой край» Ю, Антонова, «Не губите» гр. «Любэ», музыка к песне «Морошка».

        (Звучит  1 куплет песни Ю. Антонова «Мой край».)

1 ведущий:  Шуми, шуми, зеленый лес!

                 Знаком мне шум твой величавый,

                 И твой покой, и блеск небес

                 Над головой твоей кудрявой.

 

2 ведущий:   Я с детства понимать привык

                   Твое молчание немое,

                    И твой таинственный язык

                    Как что – то близкое, родное.

Учитель: Многолик и красив русский лес! Почти 300 видов деревьев, кустарников и трав можно встретить в нем. Значение леса огромно, но чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем больше нуждается наш зеленый друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой  поведения каждого человека. Сегодня, играя, мы вспоминаем, какие растения встречаются в нашей местности и какую роль они играют в нашей жизни.

ПРАВИЛА: Если выпадает « цветок», называйте букву,  если  «огонь» - переход хода – «опасность».

Выбор участников 1 тура:

                Зимой и летом зелена,

                В лесу живет она.

                А на ней иголки

                И коротки, и колки. (ель)

                У меня длинней иголки, чем у елки,

                Очень прямо я расту в высоту. (сосна)

                Я родственник сосны,

                Такой же величавый,

                Но шишечки мои

                Вкуснее и щедрее. (кедр)

                        1 тур

Учитель: Первый тур посвящен  деревьям. Послушайте сообщение о дереве, записанное на магнитофоне.

«Это дерево похоже на ель, поэтому их часто путают. У этого дерева хвоинки плоские и мягкие, как листья. Шишечки особенные, они поднимаются вверх, как свечи, и когда созревают, рассыпаются на части. Это дерево  хорошо переносит холод, но боится огня, даже искры, так как кора у него тонкая и смолистая. Хвоя содержит смолистые вещества, которые используют в парфюмерии. Дерево занесено в Красную книгу. (пихта)  

                        

                        (рекламная пауза) :

                -Что мы сажаем, сажая леса?

                     Чащу, где бродят барсук и лиса,

                 Чащу, где белка скрывает бельчат,

                 Чащу, где пестрые дятлы стучат.

                - Что мы сажаем, сажая леса?

                 Лист, на который ложится роса,

                 Свежесть лесную и влагу, и тень, -

                 Вот что сажаем в сегодняшний день!

        (звучит фонограмма песни «Не губите!» гр. «Любэ».

Выбор участников  2-го тура

                -Бусы красные висят,

                Из кустов на нас глядят.

                Бусы эти не простые,

                Виноградинки лесные. (брусника)

                -Таежная ягодка

                Черная, сладкая. (черника)

                -В сенокос  - горька,

                А в мороз сладка.

                Что за ягодка? (клюква)

                                2 тур

Учитель: Второй тур посвящен ягодам. Послушайте сообщение о ягоде, название которой вы должны отгадать:

Многолетнее травянистое растение, цветы белые, ягодки как шарик. Запах и вкус необычный . растет ягодка на болоте, во мхе, не боится мороза. Ягоды собирают, варят варенье и компоты. А еще используют ягоды как лекарство при заболевании сердца и снятия болей в груди, при простуде и как кровоостанавливающее средство. (морошка)

                        (рекламная пауза).

Учитель: Про эту ягоду есть песня. Она так и называется «Морошка».

Давайте ее споем:

                Есть на севере у нас ягода морошка.

                Вам понравится она, съешьте хоть немножко.

Припев:      Какая это ягода?

                А вот какая ягода:

                Кислая, кислая, кислая, прекислая,

                Сладкая, сладкая, сладкая, пресладкая,

                Кислая, сладкая, в общем, кисло – сладкая!

                Ничего на свете нет, нет вкусней морошки.

                Мы домой всегда несем полные лукошки.

Припев.

                Выбор участников 3-его тура.

                -Он у дороги к дому весь в пыли торчит

                И путнику больному ранки заживит. (подорожник)

                -Стоит Ивашка в красной рубашке.

                «Чай попивает», гостей созывает. (Иван – чай)

                -Северная роза вся в цветах,

                Красные ягоды на ней висят. (шиповник)

                                3 тур

Учитель: Отгадайте название цветка:

Этот цветок неотделим от русской природы. С ранней весны до сентября мы встречаем его на дорогах, в парках и садах, в лесу и на лугах. Лисья узорчатые, стебелек длинный, как трубочка. Известен целебными свойствами. (одуванчик)

                (рекламная пауза):

(Звучит «Валь цветов» П.И.Чайковского. выходят 3 ученика в костюмах одуванчика).

1 одуванчик: Кто это про нас вспомнил?  Мы – одуванчики, желто – белые шарики на тонких стебельках.

2 одуванчик: Одуванчик – первенец весны, его считают сорняком, но это не так.

3 одуванчик: Желтый одуванчик – луговое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи, и одуванчик накроется зеленым «платочком».

        (одуванчики присели, накрылись «листьями». Входит девочка).

Девочка:

             Как прохладно в чаще еловой!

             Я цветы в охапке несу…

             Одуванчик белоголовый,

             Хорошо ли тебе в лесу?

             Я сорву тебя, милый, можно?

             А потом отнесу домой…

              Ветер дунул  неосторожно –

              Облетел одуванчик мой.

                        (одуванчики встают)

 

1 одуванчик: А ты знаешь, девочка, что одуванчик – лекарственное растение?

Девочка: Нет!

2 одуванчик: Отвар из листьев одуванчика способствует повышению силы и снимает усталость.

3 одуванчик: Настои из корня одуванчика  применяют при лечении желудка, при кожной сыпи и экземе.

Девочка: А еще из листьев одуванчика бабушка делает салат. Вкусно! Я больше не буду рвать цветы.

        (исполняется танец одуванчиков)

                Вопрос для зрителей:

- Как можно назвать растение, про которое говорится в 3-ем туре? (лекарственное).

                        Суперигра.

- Источник физической и духовной силы, флора, фауна, человек – все это можно назвать одним словом. Каким? (природа)

                        Награждение победителя.

Учитель: Посмотри, мой юный друг,

               Что находится вокруг:

               Небо светло – голубое,

               Солнце светит золотое,

                Ветер листьями играет,

                Тучка в небе проплывает.

                Поле, речка и трава,

                Горы, воздух и листва,

                Птицы, звери и леса,

                Гром, туманы и роса,

                Человек и время года –

                Это все вокруг природа.

                Все, что нужно год от года,

                Нам дает сама природа.

                И поэтому все мы

                Жить не можем без воды,

                Без растений и животных,

                Без красивых гор высоких,

                Без лесов, полей и рек

                Жить не может человек.

                Так давайте сбережем

                Наш земной природный дом!

СУДЬБА ПРИРОДЫ – НАША СУДЬБА

(игра «Счастливый случай»).

Играют три команды. Представление команд.

- Дерево, цветок, трава и птица

  Не всегда умеют защититься,

  Если будут уничтожены они,

  На планете мы останемся одни.

- Нор звериных, птичьего гнезда

  Разорять не будем никогда,

  Пусть птенцам и маленьким зверятам

  Хорошо живется с нами рядом.

- Все – все на свете нужны:

  И мошки не меньше нужны, чем слоны.

  Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

  И даже без хищников, злых и свирепых.

(Гейм «Заморочки из бочки»).

1. Это типичный хищник, охотящийся из засады. Может часами караулить жертву, используя главным образом слух. Для схватывания и удержания добычи использует острые когти, с их помощью лазает по деревьям. (Кошка).

- Какие виды кошек вы знаете?

2. Этот жук носит название месяца, в котором он появился. (Майский жук).

- Что вы знаете о жуках?

3. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидит несколько минут. Для чего? (Муравьи поедают паразитов на теле птиц, опрыскивая тело своей кислотой).

- Что знаете о муравьях?

                   (Гейм «почтовый ящик»).

- Отгадайте описание зверя:

- Мы живем большими семьями. В каждой семье есть самая крупная  самка – матка. Ее называют «Царица». Есть у нас лентяи – трутни. Но больше всего у нас рабочих. Наши родственники селятся в дуплах деревьев, вьют гнезда. Мы любим лакомиться пыльцой и нектаром. (Пчелы).

-У нас желтые надкрылья с черными полосками. От врагов мы защищаемся  едкой жидкостью  с едким запахом. Мы хорошо летаем, не тонем в воде. Любим листья картофеля и баклажанов. Наши личинки очень прожорливы. А родом мы из Америки. (Колорадские жуки).

- Меня называют «Смотрителем леса». Я рано просыпаюсь и начинаю свистеть. Живу я в дупле. Всю жизнь на ногах, бегаю по дереву туда – сюда. Люблю орехи, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору дерева, чтобы зимой не голодать. Крыльями пользуюсь для того, чтобы перелететь на другое дерево. (Поползень).

- Назовите вредителей и полезных животных.

          (Гейм «Ты – мне, я – тебе»).

- Команды задают вопросы друг другу.

          (Гейм «Капитанский»).

 -Капитаны письменно отвечают на вопросы в то время, когда команды задают вопросы друг другу.

Капитанские вопросы:

1. Нарисуй растение и укажи его части.

2. Можно ли охотиться весной на животных и почему?

3. Что это такое: Твердая, хрупкая, белого цвета, состоит из кристалликов, растворяется в воде имеет вкус. (Соль).

4. Как пополняются запасы подземных вод? (Круговорот воды).

(Если капитан затрудняется ответить, помогают члены команды, но за это снижаются баллы).

          (Гейм «Красная книга»).

- Где хранится Красная книга мира? (Швейцария, г. Морже, создана в 1966 году),

 - Есть ли в России своя Красная книга? (Есть. Хранится в Москве, в ней записаны названия 52 видов зверей и 65 видов птиц),

 - Назовите  животных России, которые занесены в Красную книгу и находятся под охраной.

            (Гейм «Вперегонки»).

1.- Чем питаются ласточки? (Насекомыми).

-  Как называют птиц, которые улетают в теплые края? Перелетными).

-  Кто выводит птенцов зимой? (Клест).

- Как называют зайчат, рожденных осенью? (Листопаднички).

- Сколько ног у жука? (6).

- Кто круглый год серый? (Волк).

- поверхность Земли? (Кора).

- Кто помогает опылять цветы? (Насекомые).

- Углубление в дереве? (Дупло).

- Взаимосвязь животного и растительного мира в определенном участке Земли? (Сообщество).

- Место в пустыне, где есть вода  и растения.(Оазис).

- Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? (нет).

- Самая высокая вершина Земли? (Эверест).

- Самая быстроногая птица? (Аист).

- Какую траву узнают и слепые? (Крапива).

2. –Устройство для измерения температуры? (термометр).

- Птенцы, которые не знают матери? (Кукушата).

- Сколько ног у паука? (8).

- Осадки в виде капель? (Дождь).

- Как размножается картофель? (Клубнями).

- Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие).

- Что остается на ветке вместо листка? (Почка).

- Из какого дерева делают лыжи? (Из березы).

- Самая маленькая птичка? (Колибри).

- Что родится в болоте, а умирает в печке? (Торф).

- Что общего у петуха и всадника? (Шпоры).

- Как пронести воду в решете? (Заморозить).

- Назовите звезду, которая ближе всех к нашей планете. (Солнце).

- У каких растений нет корня, листьев и стебля? (Грибы).

- Самый маленький океан? (Северный Ледовитый).

3. – Животный мир? (Фауна).

- Морская щука? (Акула).

- Что вниз верхушкой растет? (Сосулька).

- У каких птиц есть крылья, но они не плавают ,а не летают? (Пингвины).

- Вьют ли перелетные птицы на юге гнезда? (Нет).

- Самое большое наземное животное? (Слон).

- Самый большой океан? (Тихий).

- Сколько лучей у снежинки? (6).

- Чем размножают викторию и клубнику? (Усами).

- Из какого дерева делают спички? (Из осины).

- На каком материке нет рек? (Антарктида).

- Что делает еж зимой? (Спит).

- Что внутри Земли? (Магма и ядро).

- У каких растений вместо листьев колючки? (У кактусов).

- У какого слона нет хобота? (У шахматного).

Подведение итогов, награждение.


ПЛАНЕТА ЗАГАДОК

(поле чудес)

 -  Наша планета полна загадок. Какие – то из них вы можете разгадать уже сейчас, а какие – то, когда вырастете. Наша игра посвящается загадкам природы.

                Выбор первой тройки.

- Кто предположил, что Вселенная бесконечна, за что был сожжен на костре? (Бруно).

 -Кто вычислил геоцентрическую систему мира?     ( Птолемей).

Первый тур.

Вы знаете, что на планете, по мнению ученых, реньше был только один материк. Как он назывался?                                             (Пангея).

Вопрос для зрителей:

 - Животное похоже на крота, но очень любит воду в отличие от родственника.                    (Выхухоль).

                Выбор второй тройки.

 - Скопление водяных капель в приземном слое?

                                (Туман).

 - Морские волны, возникающие при землетрясениях?

                                (Цунами).

 - Скопление  капель воды или кристаллов льда?

                                (Облако).

Второй тур.

Как вы поняли, речь пойдет о воде.

Вода есть везде: на земле и под землей, где она строит пещеры и влепляет в них украшения, которые свисают сверху вниз. Как называют такие украшения?

                (Сталактит).

        Вопрос для зрителей:

 - Хищный зверь, у которого шкурка представляет собой особую ценность: пушистая, теплая, красивая и очень дорогая.

                                                (Соболь).

                        Выбор третьей тройки.

 - Нос – мешок и кладовая?

                                (Пеликан).

 - Две тарелки с пешеходом шли тропинкой мимоходом.

                                (Черепаха).

 - Меньше тигра, больше кошки, на деревьях целый день, притаившись, ждет добычу?

                                (Рысь).

                                Третий тур.

 - Речь пойдет о животных.

Больше всего на Земле насекомых, их около миллиона видов. Это насекомое большое, это жук около 10 сантиметров в длину, и весит он 100 грамм. Живет на пальме и назван в честь великана.

                                        (Голиаф).

                Вопрос для зрителей:

 - У него могучее телосложение, но он быстрый и ловкий, рост около 2 метров, вес около 1 тонны. Занесен в Красную книгу. Живут эти животные группами: коровы, бычки и телочки.

                                        (Зубр).

                        Заключительный тур.

 - На Земле есть высокие горы, глубокие моря, много неизвестных мест. Одна из таких точек была только недавно изучена. Это самое глубокое место в океане. Глубина этого желоба или впадины – 11022 метра, опустился в нее в 1960 году Жан Пикар.

                        (Марианский).

                Вопрос для зрителей:

 - Собака с «кошачьей головой» - быстрее его никто не бегает. Скорость как у урагана -110 километров в час.

                                (Гепард).

                                Суперигра.

(Если игрок не ответил, то может ответить любой из зрителей.

 - Кто жил до того, как появились первые люди?

                                                        (Динозавры).

                        Награждение победителя.

В конце  учитель читает стихотворение чукотского поэта  Юрия Рытхэу:

В синей прозрачной глубине тин – тин,

В замерзших лучах прошлогоднего солнца,

В неясном звоне морских соленых льдин –

Услышать жизнь…

В ярком солнце и в белом снеге,

В вершинах высоких гор,

В порыве ветра и в шорохе трав,

В криках птиц и в песне женщины –

Услышать жизнь…

И, возносясь к звезде Полярной,

В обиталище ушедших душ,

В россыпях звезд, в сиянии неба,

В невозвратном пути –

Услышать жизнь…

 

 

 

         

          

        

                                   


ПТИЦЫ

(викторина)

Снится ночью пауку чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…(птица).

Наша викторина посвящена птицам.

(Принимают участие три команды).

                        

                        ПОЧЕМУЧКА.

1. Какой месяц весны самый певчий?

                                        (Май).

2. Зачем перелетные птицы так спешат на родину?

                                        (Вить гнезда).

3. Для чего кольцуют птиц?

(Для того, чтобы узнать путь перелета. Кольцевание в России узаконено          в 1892 году).

4. Почему скворечники не делают из фанеры? Для чего нужны шершавые стенки?

( Для того, чтобы птицы могли цепляться за  стенки).

5. Почему нельзя трогать яйца птиц, которые лежат в гнезде?

6. Строят ли гнезда птицы в теплых краях?

                                        (Нет).

7. Какую птицу называют «жар  - птица» или «лесная кошка»?

                                        (Иволгу).

8. Какая птица «поет» хвостом(

                                        ( Бекас).

9. Как называется наука, изучающая птиц?

                                        (Орнитология).

10. Почему у водоплавающих птиц не мокнет оперение?

                                        (Перья смазаны жиром).

11. Какая птица устраивает в лесу «кузницу»?

                                        (Дятел).

12. Кто передвигается по стволу вниз головой?

                                        (Поползень).

                        «ТРЕТИЙ – ЛИШНИЙ»

 - Выделите «лишнюю» птицу, объясните свое мнение.

1. Удод, дятел, поползень.

2. Иволга, соловей, дрофа.

3.Глухарь, скворец, тетерев.

                                «ПОСЛОВИЦА»

 - Пословица, мы тебя знаем…

   (Соедини  начало и конец):

1. Плоха та птица,                                вылетит, не поймаешь.

2. Слово – не воробей,                                чем журавль в небе.

3. Лучше синица в руках,                        которая свое гнездо марает.

4. Гусь свинье                                        не проведешь.

5. Всякая птица                                        не товарищ.

6. Старого воробья на мякине                гнездо любит.

                

                        «ЗАЧЕМ НУЖЕН КЛЮВ».

 - Узнайте птицу и объясните, зачем ей нужен именно такой клюв.

    (Учитель показывает иллюстрацию с изображением птицы).

1. Клест. (Шелушить шишки).

2. Дятел. ( Червячков вытаскивать из – под коры).

3. Журавль. (Доставать пищу из воды).

                

                        «ОДИН ИЗ ТРЕХ».

1. Какая птица выводит птенцов в дождь?

                                        (Лебедь, журавль, аист).

2. Какая птица летает выше всех?

                                        ( Стриж, орел, сокол).

3. Кто летает быстрее всех?

                                        (стриж, ласточка, воробей).

4. Кто является «лесным врачом»?

                                        (Дятел, сорока, ворона).

5. Какую птицу называют сплетницей?

                                        (Ворона, сорока, голубь).

6. О каких птицах говорят, что они «молодой весны гонцы»?

                                        ( Жаворонок, грач, соловей).

В  заключение исполняется песня «Красная книга»:

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивала птица.

 Припев: Рыбы, птицы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А Земля без зверей – не Земля!

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце,

Сердце человечье!

Припев.

Люди – человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы.

Надо с этим долгом как – то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Припев.

Подведение итогов.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра "Растения нашего края"

Игра составлена для обучающихся 4 класса. Можно использовать как обобщения по теме "Мой край"...

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Растения нашего края

Разработка урока по окружающему миру 3 класс....

Растения нашего края

Внеклассное мероприятие в форме игры "Поле чудес"...

Поле чудес "Растения нашего края"

Материал расширяет знания детей  растений нашего края; закрепляет навыки бережного и доброго отношения к природе; доставляет детям радость от участия в общем  деле. ...

«Лекарственные растения нашего края»

Экологическая просветительская беседа с педагогами ...

Внеклассное мероприятие "Поле чудес. Растения нашего края."

В игровой форме ученики повторяют, обобщают свои знания по теме " Растения нашего края"...