Воспитательная система класса.
статья на тему

Харченко Наталья Викторовна

Нам доверено действительно ни много, ни мало – будущее нашей страны – дети. Поэтому построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. В данной работе представлена  воспитательная система класса, главной целью которой является -  развитие личности ученика как индивидуальности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_klassa_harchenko_n._v.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система класса:

« Вместе мы – сила».

Учитель начальных классов

МБОУ гимназия №5 г. Воронежа

Харченко Наталья Викторовна.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Это предъявляет высокие  требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.

     

                         Маленький человек приходит в школу не только учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту. Маленький человек приходит в школу… за счастьем! Он ждет встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда.

 «Воспитывай и учи, ибо ты учитель». А значит, знай своих учеников, уважай в каждом из них человека, умей анализировать, прогнозировать. «Не жди благодарности, ибо будут у тебя другие ученики, а у них – другие учителя».

Думаю, что эти слова для каждого учителя.

В основе воспитательной работы лежит методика коллективных творческих дел, близкая мне по духу. Воспитательная система реализуется через технологию самоуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл воспитательной системы - обучение детей основам демократических отношений в обществе, обучение их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

В классном коллективе нужна воспитательная система, которая обеспечивает создание максимально благоприятных условий для развития активной и свободной личности ребёнка, умеющей самостоятельно действовать; система, которая учитывала бы интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. Я составила свою систему воспитательной работы «Вместе мы – сила». Она рассчитана на 4 года (1-4 классы).

        Цели и задачи воспитательной системы

Цель воспитательной системы – свободное развитие личности, создание  условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося, формирование основ патриотизма.

Для достижения данной цели  решаются следующие задачи:

  • Создание в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству.
  • Создание условий для формирования в классе духовно и нравственно богатой благоприятной среды развития.
  • Оказание помощи детям в освоении нравственно – патриотических ценностей.
  • Формирование самостоятельности учащихся  и их потребности в самообразовании.

Средства.

  • Создание проблемных ситуаций.
  • Различные виды деятельности: игровая, учебная, творческая.
  • Совместная деятельность семьи и класса.
  • Совокупность различных источников информации, используемых  в исследовательской деятельности.

Основные идеи, нашедшие отражение в воспитательной системе, можно сформулировать следующим образом:

– содержание системы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;

– система ориентирована на воспитание людей порядочных, интеллигентных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих  достойно и счастливо, патриотов своей Родины.

В основу  воспитательной системы были положены следующие принципы и подходы:

– принцип  природосообразности  -  надо принимать ребенка таким, каков он есть;

– принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную внеурочную деятельность;

– принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

– деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;

– личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Предполагаемым результатом данной воспитательной системы  является    формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

  • Чем больше детских проблем мы решаем за детей, тем больше порождаем пассивность, тем меньше шансов пробудить у них активность.
  • Надо понимать не только каждого ребенка, но и детское сообщество в целом. Надо правильно прогнозировать развитие отношений между детьми и взрослых с детьми.
  • Необходимо постоянно изучать интересы детей, что позволит сплотить ребят и развить их социальную активность.
  • Требуя ответственности детей за взятые обязательства перед детским коллективом, учитель сам должен показывать пример обязательности выполнения своих обещаний.
  • Необходимо уважать организаторский труд детей, эмоционально поддерживать их усилия в решении организаторских задач.
  • Никогда не занимать позицию постороннего в делах, придуманных детьми. ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, А НЕ РЯДОМ С НИМИ!  

ВЕРЬТЕ В ДЕТЕЙ,  В ИХ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ!

Содержание воспитательной системы

«Вместе мы – сила».

        С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности. 

1 класс «Познай самого себя» - на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

Содержание программы я разделила на 5 основных направлений:

Я - ЧЕЛОВЕК (социализация)

        Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание  в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.

        Осмысление себя как личности, осознание личной причастности  к миру во всех его проявлениях.

«МОЙ МИР ЗНАНИЙ» (учебно-познавательное)

        Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать  свою жизнь и деятельность.

«Я   и   СЕМЬЯ» (семейное воспитание)

Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой;  повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности,     учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

        Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус   в семье (« Я надежда и помощник») и в обществе (« Я гражданин, я ученик»)

«Я  и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

«Я   и ОТЕЧЕСТВО» (патриотическое воспитание)

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.

Содержание раздела: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, знакомство с героическим прошлым Волосовского района, с историей возникновения населенных пунктов района, углубление знаний о коренных жителях нашего района, их занятиях, ремеслах.

Реализация данной воспитательной системы предполагает: 

1. Практическую и исследовательскую деятельность.

2. Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.

3. Неразрывную связь с родителями, учителями, учащимися.

4. Формирование коммуникативной, гражданской и социальной активности.

В нашем классе учащиеся, родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учимся – вместе, работаем – вместе, отдыхаем – вместе. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления.

Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами добрых дел в классе, но и моими полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса.

Привлечение  родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт в воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство,  которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошие отношения детей и их родителей к школе, желание ребенка учиться, быть активным участником школьных дел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...