Дидактические игры
материал на тему

Коткова Нина Николаевна

Дидактические игры в свободное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_v_svobodnoe_vremya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на перемене и после уроков.

  1. Игры на развитие зрительного внимания.

Игра «Найди два одинаковых предмета». Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор. Карточки подбираю по следующим темам: «Овощи», «Фрукты», «Садовые растения», «Домашние животные», «Лесные птицы», «Лекарственные растения», «Комнатные растения», «Животный мир Заполярья», «Растения Севера».

Игра «Найди отличия». Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

Игра «Сколько чего?»  Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше предметов, начинающихся на букву «к», «с», «л», «п», - все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

Игра «Дорисуй». Предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: животное без хвоста, дом без окон, цветок без стебелька, машина без колес и т.п.

Игра «Назови предмет». Даются рисунки с замаскированными ( неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

Игра «Разведчики». Предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картину и запомнить все детали. Затем задаю вопросы по этой картинке, учащийся отвечает на них. Для этой игры выбираю репродукции из детских журналов.

Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения – пальцем или карандашом.

  1. Игры на развитие слухового внимания.

Игра «Четыре стихии». Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесенными словами: «воздух» - поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы, «земля» - садятся на корточки, руки вниз, «вода» - вытягивают руки вперед, изображая пловца, «огонь» - производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. Выбывает из круга.

Игра «Что звучало». Демонстрируется звучание разных предметов. Учащийся угадывает, что звучало.

  1. Игры на развитие моторно-двигательного внимания.

Игра «Кто и что летает?». Учитель произносит слова. Если называет летающий предмет, ученик отвечает: летает и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ученик молчит и не поднимает руки.

Игра «Ухо – нос – рот». По команде: « Ухо» ученик дотрагивается до уха. На команду «Нос» дотрагивается до носа. Учитель сначала выполняет задание вместе с учащимися, затем умышленно допускает ошибки. Ученик должен быть внимательным и не ошибиться.

Игра «Пожалуйста». Учитель дает команды детям и сам выполняет их, показывая детям движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «Пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает учитель.

  1. Игры на развитие памяти.

Игра «Что исчезло». На столе раскладываю несколько предметов или картинок. Ученик рассматривает их, затем отворачивается. Убираю один предмет. Ученик смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Игра «Вспомни и покажи». Детям предлагается  воспроизвести движение знакомых объектов (косолапого медведя, растущее дерево, ползущую гусеницу, взлетающую ракету и т.п.).

Игра «Что изменилось». На столе раскладываю несколько игрушек. Ученику предлагаю их рассмотреть и запомнить. Затем он отворачивается, одну игрушку убираю или добавляю или меняю местами. Ученик отвечает, что изменилось.

  1. Игры на занятиях самоподготовки по русскому языку и развитию речи.

Игра «Слова по теме». Учитель предлагает  детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Наша школа», «Осенняя прогулка в лес», «Зимние забавы». Тот, кто начинает, называет все слова, которые он может припомнить. Затем другие дети дополняют этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто добавил к уже названным словам последнее. После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

Игра «Восстанови слова». В записанных несколько необычным способом словах есть одинаковые слоги, первый и последний. Что это за слова? Восстановите их. Примеры: - - но- -,     - - туш - - , - - ат - -, - - леч - -.

Игра «Путаница». Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек. Примеры: рти дямевед, кто в похсага, дорток боайлит, хаму коцохату.

Игра «Замени словосочетание словом – признаком». Какой лист? Какие плоды?

       Лист березы – березовый, лист липы - …….., лист клена - ….., лист дуба - ……, шишка ели - …., ягоды рябины - …., ягоды брусники - …..

  1. Игры на занятиях самоподготовки по математике.

Игра «Арифметическая физкультминутка». Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются с первого по десятый номер. Каждый должен запомнить свой номер. Учитель называет тот или иной номер, а игроки соответственно встают. Когда играющие это усвоят, предлагаю вставать не тем, чьи номера называли, а их соседям слева и справа. После этого предлагаю несложные примеры на сложение и вычитание. Например, к трем прибавить шесть – встает тот, у кого номер 9. Такие физкультминутки постоянно усложняю.

Игра «Сложить и вычесть». У учителя в руках картонный кружок. С одной стороны он красного цвета, с другой – синего. На обеих сторонах написано число 5. Предупреждаю ребят, что когда показываю кружок красной стороной и называю число 4, все должны прибавить это число к 5 и хором произнести ответ – 9. Если показываю кружок синей стороной, то число 4 надо отнять от 5 и хором произнести ответ – 1. Тому, кто ошибается, засчитывается штрафное очко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Кто играет в прятки  с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...

Дидактическая игра "Своя игра"

Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...

Дидактическая игра по математике "Своя игра"

Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...