программа летнего лагеря "Тайны книжных сокровищ"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Щетнева Оксана Петровна

Данная программа поможет организовать летнюю кампанию  с дневным прибыванием детей в школе. Она разработана для учащихся начальной школы. Программа предусматривает методы и средства реализации, план-сетку на каждый день, логику развития смены. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа летнего лагеря229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа летнего  оздоровительного лагеря при школе

«Тайны книжных сокровищ»

Актуальность программы

Россияне перестали быть самой читающей нацией. Они  читают всего  7, с небольшим, часов в неделю.

Если СССР считался «самой читающей страной в мире», то сейчас  Россия занимает  7 место в десятке самых читающих стран мира. В России падает интерес к чтению это главная и общая проблема нашей страны, поэтому  Владимир Владимирович  Путин подписал указ о проведении в России в 2015 году - Год русской литературы. Путин добавил, что снижение интереса к чтению книг принято считать следствием развития цифровых технологий, из-за чего книга потеряла статус основного информационного носителя.

По опросу школьников в возрасте от 10-17 лет в социальной сети «В контакте», результаты были таковы:

1)19%- читают книги помимо школьной литературы.

2)58%-читают книги только из школьной программы.

3)33%-не читают книги или выбирают сокращенный вариант.

Эти данные говорят о том, что у школьников низкий интерес к чтению книг. А это влечет за собой падение уровня общей культуры подрастающего поколения и скудость современного разговорного языка. Именно в начальной школе, где дети учатся читать необходимо, прививать любовь и интерес к литературе.

Еще Максим Горький  говорил: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

Программа «Тайны книжных сокровищ» может привлечь внимание детей к литературе и чтению.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы: создание оптимальных условий для привлечения внимания подрастающего поколения к литературе через сюжетно-ролевую игру.

Задачи:

1. Содействие в приобретении знаний, умений, навыков  литературной деятельности.

2. Организация пространства для реализации  литературных, творческих способностей участников смены.

3. Развитие литературных способностей через посещение кружков, мастер-классов.

4. Создание эмоционально-доброжелательной атмосферы, способствующей общению участников смены.

5. Оздоровление участников смены

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Приоритетными направлениями деятельности в нашей программе являются:

1. Гражданско-патриотическое

Задача: продолжить формирование гражданско - патриотической позиции ребёнка через мероприятия, посвященные году русской литературы в России.

Формы работы:

•        викторины по произведениям, встречи писателями, поэтами ЕАО, работниками библиотек

•        конкурс чтецов русских поэтов и писателей

•        конкурс зарисовок к произведениям русских писателей

•        просмотр и обсуждение видеофильмов по мотивам русских произведений.

2. Спортивно – оздоровительное

Задача: Развивать у детей ценности здорового образа жизни, совершенствовать двигательную активность детей (Все мероприятия связаны с тематикой смены).

Формы работы:

  • ежедневная утренняя зарядка
  • участие детей в подвижных играх на свежем воздухе
  • занятия детей в спортивных секциях
  • проведение бесед и инструктажей по технике безопасности
  • игра «Клякса» (по произведению Н. Носова)
  • сказочная эстафета
  • соблюдение режима дня и др.

  1. Культурно-досуговое

Задача: Развивать творческий потенциал детей.

Формы работы:

  • литературный КВН, конкурс инсценированных произведений др.;
  • литературный флешмоб
  • КТД по произведениям известных писателей и сказочников

  1. Познавательное

Задача: Организовать образовательную среду, через знакомство с литературой;

Формы работы:

  • сотрудничество с областной детско-юношеской  библиотекой :
  • интеллектуальная программа «Удиви меня», «Что? Где? Когда?», встречи с интересными людьми;
  • занятия в клубах, мастер-классах по интересам.

Методы реализации программы:

Методы образования:

- словесные (объяснения, беседа, рассказ, диалог)

- экскурсии (библиотеки города)

- игры: развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения; настольные, деловые

Методы воспитания:

-убеждение

-поощрение

-личный пример (встреча с поэтами и писателями ЕАО)

-вовлечение каждого в действие.

Методы оздоровления:

-утренняя гимнастика

-спортивные занятия,

-беседы по гигиене, и другим темам медицинского работника лагеря

-витаминизация

ХАРАКТЕРИСТИАКА УЧАСТНИКОВ СМЕНЫ

Целевой аудиторией являются учащиеся МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №14» в возрасте 6-11 лет.

Смена подразумевает предварительную подготовку педагогов, которая будет проведена в форме коммунарских сборов. Цель встречи: подбор литературных произведений для чтения в соответствии с возрастными особенностями; разработка мероприятий различной направленности, связанных с литературной деятельностью.

РЕЖИМ ДНЯ

8.30

Сбор участников смены

8.45

Зарядка

9.00

Линейка

9.15 – 9.45

Завтрак

10.00-10.45

Занятия по интересам в кружках и секциях

11.00– 13.00

Отрядные дела

Общелагерные мероприятия

Спортивные мероприятия

13.00-13.30

Обед

13.30 -13.45

Литературный флешмоб

13.45 – 14. 20

Просмотр кинофильма

14.25 -14.30

полдник

Кто спит?

КАДРОВОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровое обеспечение смены:

  • Начальник лагеря
  • организатор
  • Воспитатели (по 1-2 на отряд) – педагоги школ
  • Медицинский работник
  • Инструктор по физкультуре

Техническое обеспечение:

  • Спорт – инвентарь
  • Мультимедийное оборудование
  • Медицинское оборудование
  • Канцелярские товары
  • Библиотека

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА СМЕНЫ

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайны литературных сокровищ». Игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка.

Посещая смену, дети попадают в «Сокровищницу книг», где по легенде хранится уникальные ценные издания, прочитав которые, человек становится образованным, умным и успешным. В сокровищнице дети становятся «читателями». Каждому отряду выдается «читательский билет», в который делаются записи в течение смены. Это могут быть отзывы о прожитом дне, прочитанной книге.

Каждый день все участники смены будут «проживать» по произведениям разных писателей или в лице их героев . Например, день юмора можно связать с произведениями Николая Носова: эстафета «Живая шляпа», конкурсная программа «Фантазеры», приключенческая игра «Клякса» по типу «Зеленой пятки», КТД «Незнайка и его друзья». А чтобы было легче справляться с заданиями и испытаниями, ребятам надо вспомнить или прочитать произведение. Для этого можно организовать литературные флешмобы. По результатам дня в читательском билете также делаются записи разного цвета (достижения личные и отряда): за 1 место-запись красного цвета, 2 место – синего, 3 место – зеленого.

В конце смены можно организовать выставку любимых книг и предложить ребятам  обменяться книгами с друзьями. Это можно сделать, используя игру «Тайный друг».

Главная цель сюжетно ролевой игры, это понимание участниками смены,  что главные сокровища это книги с их литературным богатством, благодаря которым они получают знания и умения.

     Логика развития смены:

  1.  Подготовительный этап(апрель-май):
  • разработка документации;
  • подбор кадров;
  • проведение с работниками лагеря организационной встречи;
  • подготовка методических материалов;
  • подготовка материально-технической базы;
  • комплектование отрядов.
  1. Организационный этап:
  • Знакомство с правилами пребывания в лагере, кружками и секциями по интересам;
  • постановка целей развития коллектива и личности;
  • инструктирование детей;
  • формирование законов и условий совместной работы.
  1. Основной этап (организация и проведение мероприятий различной направленности, согласно плану):

Дети, педагоги - участники программы:

  • познают, отдыхают, трудятся;
  • делают открытия в себе, в окружающем мире;
  • учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные ситуации;
  • развивают способность доверять себе и другим;
  • укрепляют свое физическое и духовное здоровье.
  1. Заключительный этап:
  • закрытие смены лагеря (Заключительный концерт, выставки творческих работ кружков, награждение самых активных участников смены)

План-сетка смены «Тайны книжных сокровищ»

1 день

Регистрация участников смены

Игра-опрос «Перекличка»

Презентация кружков по интересам

Отрядное дело

2 день

Подготовка к Открытию смены

Викторина «Дорогами любимых сказок»

Открытие смены «Добро пожаловать в сокровищницу книг»

Занятия в кружках и секциях

Просмотр кинофильма

3 день (по произведениям Н. Носова)

Эстафета «Живая шляпа»

КТД «Незнайка и его друзья»

Отрядное дело «Фантазеры»

4 день - (В.Катаев «Цветик-семицветик»)

Литературный флешмоб

 конкурс зарисовок по произведению В. Катаева

Радужная эстафета

Конкурсная программа «Цветная дискотека»

5 день  - День народных сказок

Отрядное дело «Мисс золушка»

Сказочная эстафета

-

конкурс фокусов и волшебства

           викторина «Верите ли вы?»

           игра по станциям «В поисках философского камня»

8 день «Золотой ключик или приключение Буратино»

Игра по станциям «Буратино и его друзья»

конкурс постановок «В театре Папы Карло»

9 день

Встреча с интересными людьми (выход в городскую детскую библиотеку)

Вокальный конкурс «Песни любимых произведений»

Песенная эстафета

отрядное дело «Угадай произведение»

10 день - Путешествие по произведениям Эдуарда Успенского

игра «Охота»

просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

конкурс «Испытания кота Матроскина»

11 день - сказки братьев Гримм

Эстафета «По следам Красной шапочки»

Литературный флешмоб  «Король Дроздобород»

Конкурсная программа «Бременские музыканты»

12 день – сказки Сутеева

Просмотр мультфильмов «Сказки Сутеева»

Что? Где? Когда? По произведениям Сутеева

Литературный флешмоб

Конкурс рисунков к произведениям писателя

13 день – «В гостях у Ш. Перро»

Творческий час «Подарки феи»

Конкурсная программа «В гостях у Кота в сапогах»

Литературный флешмоб  «Рике с хохолком»

14 день – В. Драгунский

Эстафета приключений

Конкурс произведений собственного сочинения

Литературный флешмоб «Денискины рассказы»

15 день – по произведениям А.С. Пушкина

Викторина «Сказки Пушкина»

Игра по станциям «Волшебные предметы»

Творческий час

16 день – Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

Интеллектуальный конкурс «Бермудский треугольник»

Игровая программа «В поисках сокровищ»

Эстафета «Пиратские затеи»

17 день – к Чуйковский

Конкурс чтецов

Игра по станциям «Добрый доктор Айболит»

Фестиваль постановок произведений Чуйковского

18 день

Подготовка к закрытию смены

выставка прочитанных книг, творческих работ участников смены

             игра «Тайный друг»

закрытие смены «Тайны книжных сокровищ»

Тематика произведений в зависимости интересов участников смены и от предложений педагогов, работающих в лагере дневного пребывания.

 Одной из форм для успешной реализации целей и задач является организация клубов по интересам (так называемые кружки, секции, мастерские)

Клубы по интересам (кружки.мастерские)

  1. «Киноштука»

Обучение нюансам экранизации литературных произведений. (От составления сценария до монтажа видео).

  1. «Актёрское мастерство»

Сценические постановки на основе литературных произведений.(сценическая речь, сценическое движение, элементы актёрского мастерства)

  1. «Вокальная»

Изучение песен,в основу которых легли стихотворения русских поэтов.

  1. «Журфикс»

Обучение приемам написания стихотворения, прозы; выпуск лагерной газеты»Тайна раскрыта!».

  1. «Открытая студия»

Будут организованы различные встречи с писателями, поэтами и работниками культуры  ЕАО.

  1. «Спортивные секции»

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  1. Повышение ЗУН литературной деятельности и  уровня  литературных и творческих способностей участников смены
  2. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов
  3. Укрепление здоровья детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Рабочая программа внеурочная деятельность "Книжная радуга"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Книжная радуга" для 3 класса...

Программа летней кампании для летнего лагеря

Программа летней оздоровительной кампании на 2016 год...

Программа летнего оздоровительного Лагеря "Остров сокровищ"

Программа летнего оздоровительного Лагеря "Остров сокровищ"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Книжное царство»

Программа курса «Книжное царство» составлена в соответствии с главой II  п.2.9.6 ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приложение 8, на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Книжное царство». 2 год обучения.

Программа курса «Книжное царство» составлена в соответствии с главой II  п.2.9.6 ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приложение 8, на...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Летняя сказка"

Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя  сказка»...