Неудачная обратная связь
статья на тему

Смирнова Елена Николаевна

О важности и необходимости обратной связи в процессе воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неудачная обратная связь

О важности и необходимости обратной связи в отношениях (когда мы демонстрируем, нравится нам или нет то или иное поведение) мы уже неоднократно упоминали, а сегодня хотим просто рассказать один недавно наблюдаемый нами случай. Заранее оговоримся - речь пойдёт об обратной связи, как одного из аспектов воспитания детей.

Неделю назад нам, в компании друзей (в общем количестве четырёх взрослых людей) довелось отдыхать на симпатичном пляже возле небольшого искусственного водоёма. Рядом разместилась компания других взрослых, молодых и не очень, наверное, в количестве человек пяти-шести и двух ребятишек - мальчика, лет шести, и девочки, лет четырёх. Все наслаждались купанием и поеданием фруктов с мороженым, но вдруг небо заполонили тучи, стал накрапывать дождик и над ближайшей горой засверкали молнии. Вряд ли нужно говорить о том, что большинство людей с берега водоёма как ветром сдуло.

Стали собираться и мы, и наши "соседи" с детишками. И вот во время торопливого одевания и упаковывания вещей среди "соседей" произошла ссора - мальчик стал плакать, а взрослые переругиваться. Дошло до того, что молодой мужчина и молодая женщина из этой компании поругались так, что громко объявили, что никуда больше друг с другом не поедут. В это время от ругающихся отошла маленькая девочка и направилась к нам. Знаете что она сделала? Она взяла большую палку, примерно с себя ростом, подошла к нам и начала ею грозно размахивать. Сказать мы ничего не успели, только посмотрели с недоумением. Очень скоро к взбушевавшемуся ребёнку подскочила женщина в возрасте (вероятно, бабушка), которая, хохоча и поглаживая, обняла малышку и увела к родственникам...

Здесь мы сделаем отступление. Из вышеописанной ситуации можно выделить много проблемных аспектов, но сейчас мы хотим обратить внимание на два основных:

1) Взрослые ругаются, а маленький ребёнок испытывает стресс и в результате начинает вести себя агрессивно. И сколько бы ни говорили взрослым - ведите себя адекватно и не ругайтесь хотя бы при детях, некоторые продолжают вести себя подобным образом, а потом удивляются, откуда в малышах столько злости.

2) А теперь мы хотим обратить внимание на обратную связь, которую дала бабушка своей внучке - поглаживаниями, весёлым смехом и объятиями она подкрепила девочкину агрессию. И мы имели "удовольствие" наблюдать результат сего подкрепления в продолжении истории.

Так получилось, что мы собрались пораньше "соседей" и по дороге к автостоянке услышали топот маленьких ножек. Когда мы обернулись, то ничуть не удивились - за нами бежала та самая кроха, размахивая всё той же палкой! Тут я немного охладила её пыл и смотря в глаза девочке спросила: "Ты зачем замахиваешься палкой?". Ребёнок чуть притормозил и стал растерянно улыбаться. Тут малышку снова поймала бабушка.

Можно долго говорить о том, что девочке в данной семье не хватает внимания, что она получает его хотя бы таким образом и можно обговорить множество других нюансов, но мы хотим акцентировать именно аспект обратной связи, которая не просто желательна, но и, ко всему прочему, должна быть адекватной. То есть, например, если ребёнок подходит к Вам и щиплет Вас, вероятнее всего добиться прекращения подобного поведения не поцелуями и поглаживания, а ответным раздражающим действием - чувствительным щипком, больным шлепком, кусанием и т.п. В нашей истории с девочкой бабушка могла бы коротко сказать, что так нельзя и переключить внимание внучки на что-то другое, но она очень веселилась и вела себя одобряюще, хотя уводила девочку и прекращала её размахивания своими объятиями. Мы не удивимся, если вскоре подросшая девочка замахнётся на бабушку, а пожилая женщина обидится, забыв, что так щедро дарила ребёнку ласку именно за данный тип поведения...

Резюмируем очередным полезным призывом:

- Будьте внимательны не только к поведению близких, но и к своему собственному.

25.07.2013

Смирнова Елена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

“ЁЖИК”– методика получения обратной связи.

Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку....

Нетрадиционные формы получения "обратной связи" от обучающихся

В материале рассказывается опыт  "обратной связи" от обучающихся после или во ремя проведения воспитательных мероприятий во внеурочное и внешкольное время....

Презентация для "круглого стола" на тему: "Принципы обратной связи"

Главные принципы обратной связи. Проверка знаний по ФГОС НОО второго поколения....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...