внеклассное мероприятие
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Ерышкина Мария Николаевна

внеклассное мероприятие, посявщенное Зосиме и Савватию пчеловодам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыбаловская СОШ» Томского района

Внеклассное  мероприятие в 3 классе на тему:

« Зосима и Святой Савватий  Соловецкие - покровители и защитники русских пчел и пчеловодства».

Выполнила: Ерышкина Мария Николаевна,

учитель начальных классов

Актуальность проведения внеклассных мероприятий.

 Внеклассные мероприятия являются неотъемлемой частью обучения в условиях внедрения ФГОС. Они, несомненно, повышают мотивацию учащихся к успешной учебе, обеспечивают единство эмоционального и  рационального в обучении. Повышают творческую активность, как учителя, так и ученика. Имеют здоровьесберегательную направленность, так как снимают усталость, напряжение умственного труда, повышают работоспособность.

Внеклассные  мероприятия  имеют большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания,  но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов.

 

Цель мероприятия:

  • расширение и углубление знаний о  пчеловодстве;
  • стимулирование интереса учащихся к учению;
  • всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

 Задачи:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в  творческом  виде деятельности,
  •  формирование мировоззрения;
  • развитие  творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
  • воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, обычаям.

Формируемые  личностные УУД на данном внеклассном мероприятии:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование: игрушки на палочке - пчела и оса; цветок на каждого ребенка; мед для мишки; медовые пряники для детей, самовар.

Оформление: на пасеке - дом дедушки Савватия, под окном - игрушечный кот с барабаном; улей.

Пословицы:  "Без пчелы (т.е. воска) поп и обедни не служит",  "Мала-мала пчелка, а побольше великого знает", "Рой роится – Зосима - Савватий веселится", "Милостивый Спас  всяку душу спасает,  а Зосима-Савватий  пчелу бережет".

Игры:  "Клеевой дождик",  "Пчелы",  "Три медведя".

Песни - хороводы: "Осень", "А мы сеяли лен", "Пчелочка златая".

Действующие лица: Ведущий, Мишка, Савватий,  Пчелки, Дети.  (Слова дети заучивают заранее).

Ход мероприятия: 

Ведущий.  Историческая справка  (Сопровождается презентацией)

10 октября, в день Савватия Пчеловника, убирают ульи на зиму, угощают детей медом.

        Зосима и Святой Савватий  Соловецкие - покровители и защитники русских пчел и пчеловодства. Слайд 1.  Они почитались всеми пчеловодами на Руси. Считалось, что они первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают  только благочистивым людям.

      В одной из молитв преподобному Зосиме подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия, угодников Соловецких, в какие-то дальние страны, откуда они, по велению Божию принесли в набалдажнике посоха матку пчелиную Слайд 2.  и, пустив её в русскую землю, положили этим начало пчеловодству. Сельские наши пчеловоды в день памяти святого Зосимы служат ему в церквах молебны и приносят в церковь медовые соты для освещения. Слайд 3.  В других местах есть обычай в этот же день кормить пчел просфорою, освещенною накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого преподобного Зосимы. В день памяти этого Угодника пчеловоды вынимают ульи из омшаника и вставляют на лето в пасеки. Слайд 4.  При этом почти повсюду ведется обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем поставляется образ святого Зосимы, который изображается здесь всегда с ульем пчел.

    Известно, что древние русские монастыри, особенно на Севере и Северо-Востоке, Слайд 5 будучи прежде всего училищами благочестия, были в то же время весьма немаловажным рассадником сведений по части хозяйственной. Притом само занятие пчеловодством, один из важнейших промыслов Древней Руси, могло служить весьма  существенным и приличным средством для обеспечения монастырей.

    По старинному преданию, пчелы  Слайд 6 стали особо почитаемы в народе, потому, что во время,  когда на Голгофе совершалось искупление рода человеческого, они прилетели целым роем к распятому Христу на кресте и, выпив кровавый пот, выступивший на челе Иисуса Христа, пытались облегчить страдания Спасителя.

    По другой легенде, пчелы были первыми, возвестившими христиан во всем мире о Светлом Христовом Воскресении.

   

Ведущий:

В октябре, когда не грея

Светит солнце с высоты,

Спят коты на батарее,

Свесив  лапы и хвосты.

Это значит - не иначе -

К нам спешит уже мороз, и сулит его кошачий

Безошибочный прогноз.

Песня "Тетушка Осень"  

Тетушка Осень к нам в гости пришла,

Овощи, фрукты она принесла.

Мы её встречаем пышным караваем.

Хорошо, что осень в гости к нам пришла.

Тетушка Осень, красив твой наряд.

Как огонечки, рябинки горят.

Лес ты нарядила, щедро одарила,

В золоте осеннем деревца стоят.

Тетушка Осень, листочки летят,

Словно за море умчаться хотят.

Мы листочки эти соберем в букеты.

Посмотрите, как красив букетик наш.

Ведущий.

Ой, ребята, тише, тише!

что-то  страшное я слышу.

Гость какой-то к нам спешит,

Громко лапами стучит.

Кто б ты ни был - заходи,

Да ребят повесели.

Ну, смелей, мы ждем гостей.

С ними праздник веселей.

(В зал входит Мишка).

Мишка.

Здорово, ребятишки!

Вы не ждали в гости Мишку?

Дети.

Гэй,  гэй, медведь, куда идешь?

Мишка.

По сено, по дрова, по лесного соловья.

Иду кору драть, в реке воду брать.

Дети.

Медведь сено косит, дрова носит,

В лесу ходит, соловья ловит,

Кору дерет, воду берет.

(Мишка показывает все сказанное)

Ведущий.

А куда, медведюшка, ты все это денешь?

Мишка.

Соловья в клетку,

Сено - под ветку,

Кору - избу топить

Воду - есть варить,

Дрова - в печку.

Буду на печке сидеть,

Песню медовую петь.

Медовая песенка есть у медведя,

Поет он знакомым её и соседям.

- Хочу пригласить вас, ребята в гости к дедушке Савватию Пчеловоднику Слайд  7, ведь сегодня пчелиный праздник.

Ведущий.

Мы с радостью пойдем. Вот только дождик нас в дорогу не пускает.

Дети встают друг за другом и выполняют массаж спины.

(Похлопывают ладошками по спине)

Дождь, дождь целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля, вся земля

От воды размокла.

(Растирают кулачками спину круговыми движениями)

Воет, воет за окном

Недовольный ветер

Хочет двери он сорвать

Со скрипучих  петель.

(Постукивают кулачками)

Ветер, ветер, не стучи

В запертые сени!

Пусть горят у нас в печи

Жаркие поленья.

(Поглаживают ладонями всю спину)

Руки тянутся к теплу

Стекла запотели.

На стене и на  полу

Заплясали тени.

Мишка.

_ Ой, ребята, а дождик-то был не простой, а клеевой. Он приклеил наши ладошки к плечам товарища. Мы с вами пойдем к дедушке Савватию через лес, а вы за плечи крепко держитесь, не отклеивайтесь.

Проводится игра, способствующая сплочению детского коллектива "Клеевой дождик".

Дети, держась за плечи впереди стоящего, преодолевают препятствия  -  пробираются через дремучий лес,   прячутся от диких животных, проползают под ветвями, огибают озеро и т.д.

Мишка.

Шел медведь, косматый мех,

Нес в мешке веселый смех,

Зацепил мешком за сук -

Смех посыпался вокруг.

Дети опускают руки и смеются. Из домика выходит Савватий Пчеловодник.

Савватий.

Кто это смеется у меня на пасеке?

Ведущий.

Да это Мишка ребятишек привел в гости.

Савватий.

Здравствуйте, ребята! Здравствуй  Мишка - лакомка! Садитесь на лавочки, гостями будете.

Мишка показывает на улей   - Что это?

Савватий

Есть в саду пчелиный домик,

Ульем все его зовут. Слайд 8

Мишка    Кто живет в нем? Сладкий гномик?

Савватий.

Пчелы, милый, в нем живут.

 В этих домиках жильцы - Дружные, жужжащие.

И летят во все концы

Сестры работящие.

Мишка.

Дедушка, расскажи, как пчелки мёд собирают.

Савватий.

Ну-ка, пчелки, расскажите, что вы летом делали. Люди рады лету, а пчела цвету.

1-я пчела

Запестрел цветами луг без конца и краю,

Целый день за кругом круг я над ним летаю.

2-я пчела

Вот растет ромашек куст,

Там иван-да-марья.

Мне известны наизусть

Всех цветов названья.

3-я пчела

Этот -тянет лепестки,

Тот - зовет в объятья.

Потому что мне близки

Все цветки как братья.

Исполняется русский народный хоровод "А мы сеяли лён" (Дети повторяют движения за ведущим) (Слайд 9).

1. А мы сеяли, сеяли лен,

Мы сеяли, приговаривали,

Чоботами приколачивали.

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся мой белый кужанек

Ой, лен мой, лен, белый лен

Слава на горе, сила над водой,

лен мой зеленой.

2. А мы пололи, пололи лен,

Мы пололи, приговаривали,

Чоботами приколачивали.

Ты удайся, удайся, ленок

Ты удайся мой белый кужанек

Ой, лен мой, лен, белый лен

Справа на горе, слева на крутой,

лен мой зеленой.

3. А мы рвали, мы рвали лен

А мы рвали, приговаривали

Чоботами приколачивали.

Ты удайся, удайся, ленок

Ты удайся мой белый кужанек

Ой, лен мой, лен, белый лен

Слава на горе, сила над водой,

лен мой зеленой.

4. А мы пряли, мы пряли лен,

А мы пряли , пригваривали

Чоботами приколачивали.

Ты удайся, удайся, ленок

Ты удайся мой белый кужанек

Ой, лен мой, лен, белый лен

Справа на горе, слева на крутой,

лен мой зеленой.

5. А мы ткали, мы ткали лен
А мы ткали, приговаривали,

Чоботами приколачивали.

Ты удайся, удайся, ленок

Ты удайся мой белый кужанек

Ой, лен мой, лен, белый лен

Слава на горе, сила над водой,

лен мой зеленой.

Савватий

Водят пчелы хоровод - брум, брум.

В барабан ударил кот - трум, трум.

(показывает на кота под окошком).

Стали дети танцевать - тир-ля-ля.

Так, что начала дрожать земля.

Проводится народная игра "Пчелы". Дети делятся поровну на 2 группы - "Пчелы" и "Цветы".

Ведущий.

Пчелки, пчелки,

Поверху летят,

Жальца жалки

К цветкам припадают,

Серые, малые,

Медок собирают.

Крылышками алые,

Медок собирают. Ж-ж...

"Пчелы"  начинают ловить" цветы". "Пчела", поймавшая "цветок", говорит: "Замри!", и "цветок" стоит на месте,  не двигаясь, когда  "пчелы"  переловят все "цветы",  то меняются с ними ролями и игра продолжается.

Савватий.

А теперь, ребята, отгадайте мои    загадки.

Где сладко, там она кружит.

Она жалит и жужжит,

Попадается в компот,

И много мёду нам дает. (Пчела)

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом  хоть и кроха,

Укусит - будет плохо. (Оса)

Савватий.    Эй, пчела! Где ты была?

Пчела.          Тут и там.

Савватий.    Где летала?

Пчела.          По лугам

Савватий.   Что ребятам принесла?

Пчела          Мед!

1 ребенок

У медведя силы много,

Но нужна ему подмога.

Если в улей заберется,

Сам от пчел не отобъется.

Проводится игра "Три медведя".

Выбираются три медведя. Они влезают на "деревья" (становятся на скамейки, расположенные в разных местах) полакомиться медом. Остальные дети "пчелы" - летают и стараются "ужалить" (задеть медведя).  Мишки убегают в свои "берлоги", где их "пчелы" не могут осалить. Медведь, осаленный более трех раз проигрывает.

Савватий. Будь лишь мед, мух много найдет

2 ребенок

У медведя нос картошкой

И глаза слезятся,

Ковыляет по дорожке -

Все его боятся.

Эй, Топтыгин, что с тобой?

Где ты нос украсил свой?

Мишка

У Савватия у деда в ульях пчелы загудели.

Меду взять хотел домой - Познакомился с одной -ой-ой-ой!

3 ребенок

Что ты мишка -медведь,

Что ты вздумал реветь?

Не лежи на боку,

Мы прогоним тоску.

(Прикладывает Мишке к носу примочку)

Запоем веселей,

А ты ног не жалей!

Вот как Мишка наш пошел, Милый Миша, хорошо!

Вот так, что за пляс!

Научи-ка,  Миша нас!

Дети вместе с Мишкой пляшут под русскую народную песню "Пчелочка златая!"

Пчелочка златая, ой, что же ты жужжишь?

Ой, пчелочка златая, ой, что же ты жужжишь- жужжишь?

Жаль, жаль, жалко мне, что же ты жужжишь? - 2 раза

Ой около летаешь, а прочь не летишь?

Эх, около  летаешь, а прочь не летишь - летишь?

Жаль, жаль, жалко мне, а прочь не летишь - 2 раза

Али верно любишь, ай, Любочку мою?

Али верно любишь, ай, Любочку мою-мою.

Жаль, жаль, жалко мне, Любочку мою - 2 раза

У моей у Любы, ай  русая коса.

У моей у Любы, ай, русая коса-коса.

Жаль, жаль, жалко мне, русая коса - 2 раза.

Лента голубая, ай, ниже пояса.

Эх лента голубая, ай, ниже пояса.

Жаль, жаль, жалко мне, ниже пояса - 2раза.

Мишка

Я,  Мишка-топтыжка, мишка косолапый,

Дайте мне мёду целую колоду.

Савватий. Вот,  Мишка, тебе мед, а для ребят другое угощенье - пряники медовые, сладкие, душистые.  Давайте с ними чай пить.

Мишка.

Я иду, иду, иду

Самовар в руках несу,

Прибауточки  пою.

4 ребенок

Чай с вареньем и лимоном,

С пряниками и поклоном.

Он бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней.

Дети (поют) Слайд 10

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай-чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день-денёчек!

Слайд 11  Рефлексия: в кругу за столом дети обсуждают мероприятие, отвечая на вопросы: Я узнал новую информацию, задания, игры были интересными, я бы хотел участвовать в таких мероприятиях чаще. Берут заранее подготовленные (подписанные)  смайлики (с улыбкой или без улыбки) по каждому вопросу и отдают ведущему (учителю).

Используемые источники:

1. Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/

2. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011

3. Любимые мелодии. Хоровод. Издательство ЕЛЕНА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....