Классный час Добру пусть откроется сердце!
классный час (4 класс) на тему

Коренькова Галина Анатольевна

Классный час для учащихся начальных классов. Нравственное воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ДОБРУ ПУСТЬ ОТКРОЕТСЯ СЕРДЦЕ»

«Открытое мероприятие для детей»

«МБОУ Вылковская средняя общеобразовательная школа»

 Составила : учитель начальных классов                                            Коренькова Галина Анатольевна


Пояснительная записка

 

 Девизом в моей работе с детьми служит высказывание В. Шукшина о том, что у человека должна быть единственная специальность – быть настоящим  человеком и при современных скоростях не забыть о душе человеческой; о доброте.

         Такие понятия как доброта,  порядочность, совесть, любовь, дружба, верность  и честь никуда не уходят. Без них  нельзя жить ни в какие времена. Без них, я считаю, человеческая жизнь вообще бессмысленна. Вот почему я часто на своих классных часах затрагиваю эти темы. И ребятам  нравится спорить, размышлять и отстаивать  свои позиции.                                    

         Очередной классный час провела на тему «Добру пусть откроется сердце».  Это мероприятие позволило познакомить учащихся с таким чувством, как доброта, умением  радоваться и переживать за других людей создавать основу человеческого счастья. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один. В беседе обратила внимание учащихся на то, как важно  уметь замечать, кому и где  нужна помощь, оказывать ее по собственной инициативе, а не по указанию педагога, взрослых. В ходе классного часа акцентировала внимание  детей на мысли о том, что доброту, отзывчивость надо проявлять бескорыстно,  не ожидая   похвалы, награды, что добрыми делами  и поступками  не хвастаются.

        Воспитание  - дело непростое, тем более,  что ты  -  не волшебник, а просто  обыкновенный  взрослый  человек, взваливший  на свои  плечи  нелегкую  ответственность за души и  судьбы  учеников. Но я надеюсь, что мои ученики не будут  равнодушными ко всему, сохранят в своей душе  доброту, любовь,  верность и через всю жизнь пронесут эти  чувства, даря их  окружающим. «В жизни есть только одно несомненное счастье – жизнь для других». (Л.Н.Толстого)

Мероприятие направлено на воспитание  стремления  совершать  добрые дела, на развитие  самооценки.  

Предназначено для учащихся начальных классов.

ЦЕЛИ:

- расширить  детское  представление  о  понятиях  «добро  и  зло»;  дать  понимание  того,  что  добро  может  проявляться  только  в  действии;

- создавать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами, воспитывать желание и потребность нести людям добро.

-Понимать, что эмоции, душевные и деловые качества, которые определяют личность и жизненный успех каждого человека.

-Знать, что эти качества могут быть положительными и отрицательными.

-Знать, как эмоции и личностные (душевные) качества влияют на здоровье человека.

-Знать, что каждый может изменить себя в лучшую сторону, принимая соответствующие решения.

Оборудование:

Планета (аппликация),  шаблоны цветов, деревьев, солнышко, сердечки, цветная бумага, ножницы,   фонограмма с песней  «Дорога добра».

Этапы мероприятия:

1. Организационный момент

2. Тренинг «Сотвори в себе солнце» под музыку

3. Упражнение «Грецкий орех.»

4. Пословицы и поговорки о доброте.

5. Чтение рассказа В.Донниковой «Канавка», обсуждение

6.Игра «Сказочный герой - добрый или злой»

7.Коллективная работа «Как прекрасен этот мир»

 8. Заключительная  беседа, песня «Дорогою добра»

 

1.Организационный момент.

       Учитель. Добрый  день, дорогие  друзья! Я  очень  рада  видеть  ваши  прекрасные  добрые  глаза.  Чтобы начать наше занятие, я прошу вас дети встать в кружок.

2. Тренинг “Сотвори в себе солнце” (лучики- игра)

(слайд1) В природе есть солнце. Оно светит , всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровья, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем .Возьмитесь за руки . Почувствуйте тепло друг друга. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный аромат и приятная музыка. И вам хочется ее слушать и слушать.

( слайд 2) Обменяемся чувствами. Скажите, какое чувство переполняет ваше сердце? Итак я начну, а вы продолжите…Учитель: Я немного взволнована, потому что впервые пришла в ваш класс, но и рада, потому что вижу ваши прекрасные и добрые лица. Следующий Саша….и т.д.

 Разделённая радость увеличивается, разделённое горе уменьшается.                        Как прекрасно, что человек живет не один на свете.                                                   Каждый должен это понять и почувствовать.

3.Упражнение «Грецкий орех»

(Мешочек с грецкими орехами. Высыпаю в центр стола грецкие орехи. Прошу каждого взять себе один орех.)

Учитель: Рассмотрите внимательно, изучите его структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все его индивидуальные чёрточки, чтобы найти свой орех. (Дети рассматривают, затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга.)

Учитель: Дети, ваша задача: найти в общей кучке свой орех.                              Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, чтобы потом его найти.                                                                                      Расскажите по каким отличительным признакам запомнили свои орехи? (дети объясняют)

Учитель: На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими.  Как это можно сравнить с людьми?  Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого своя красота и привлекательность, свои особенности, индивидуальность.                                                        

      -Чем вам понравился этот орех? В чём его ценность?                                                                                                   Бывает так, что снаружи он красив, а внутри гнилой, сухой и наоборот.               Можно это сказать о людях?   (дети делают вывод)Люди разные по внешнему качеству и внутреннему. Бывают люди красивые, но злые и наоборот неприглядные, но совершающие  добрые дела.

Я желаю вам добрых дел. Орешки я вам дарю, надеюсь сердцевина будет доброй, сочной, как и ваша душа.(слайд 3)

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о достоинстве, без  которого человек не может называться человеком.

  Слово это серьёзное, главное, важное.

 То, что значит оно, очень нужно для каждого.

 В нём   забота и   ласка, тепло и любовь.

 В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

 Это качество в сердце у многих живёт. И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважней, чем лица красота. Догадались, что это? Сердец доброта!

О каком достоинстве пойдёт речь?                                                                          

Да, сегодня мы будем говорить о доброте. ( слайд 4) 

-Какого человека можно назвать добрым? ( слайд 5)

Ответы детей:

  • ДОБРЫЙ человек замечает в других прежде всего ХОРОШЕЕ, а ЗЛОЙ – ДУРНОЕ.
  • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
  • любит природу и бережет ее.
  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
  • любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

 Послушайте,  какое  определение  дал  С.И.Ожегов  в  своем  толковом  словаре  этому  слову  и  подумайте,  соответствует  ли  оно  нашему  определению  слова  «доброта»? (слайд 6)

«Доброта – это  отзывчивость, душевное  расположение  к  людям,  стремление  делать  добро  другим. Добро – всё положительное, хорошее, полезное, ласковое».

-В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Но главное  - каких качеств больше, такой и человек.

- Но не только слова, но и дела должны быть добрыми.  Пословица гласит «Добрые дела красят человека». (слайд 7)

5. Пословицы и поговорки о доброте.

Давайте вспомним пословицы о доброте и добрых делах. Я начну, а вы продолжите.(слайд 8).

1.Добро помни, а зло забывай.

2.Не одежда красит человека, а его добрые дела.

3.Добрая слава лежит, а худая бежит.

4.Не хвались серебром, а хвались добром.

5.Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

6.В ком добра нет, в том и правды мало.

7.Не ищи красоты- ищи доброты.

-Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете  сделать в классе, дома, на улице,  в лесу?

– Можно ли человека заставить быть добрым? (нет)

– Когда мы совершаем добрые дела, иногда нам приходится жертвовать собственными интересами. Например, тебе хочется сидеть в автобусе, но ты уступаешь место женщине. Или тебе хочется поиграть, посмотреть телевизор, но ты делаешь уборку в доме. И от этого ты становишься не только добрее, но и сильнее.

6.Чтение и обсуждение рассказа «Канавка» В. Донниковой(слайд 9)

А сейчас давайте послушаем рассказ «Канавка»       

          Дождь  перестал.  Мальчики  выбежали  на  поляну, играют  в  мяч.  В  поселке  после  дождя  земля  долго  не  просыхает.  Канавка   вся  в  брызгах,  и  вода  в  ней  не  блестит.  Кто  переходит  канавку,  тот  непременно  поскользнется,  за  ветки  орешника  схватится  и  канавку   бранит.   Витя  подбрасывает  мяч,  но  все  видит.  Вот  пожилая  женщина  прошла  с  бидоном – чуть  не  упала.

 -  А  чтоб  тебя! – рассердилась  она  на  канавку. – Вот  сколько  молока  пролила!     А  вот  девочка  не  удержалась,  упала  в  глину  руками.  Вытерла  руки – платье  запачкала.

 - Противная  канавища! -  топнула  девочка  ногой  и  убежала.  

 Слышит  Витя,  как  бранят  его  любимую  канавку. « А  чем  она  противная? – думает  он. – Из  нее  птицы  воду  пьют.  Возле  нее  незабудки  цветут.  Сколько  корабликов  плавало  в  ней!»   Когда  все  ушли,  Витя  пошел  в  рощу,  набрал  сухих  веток...  сделал  переход. Теперь  можно  было  переходить  спокойно.   Люди  переходили.  Никто  не  падал.  Никому  не  было  скользко.    И  никто  не  знал,  кто  сделал  такой  удобный  переход.  Да  это  и  неважно!

Вопросы  для  анализа.

-  Каким  человеком  можно  назвать  героя  этого  рассказа?  (Добрым)

 - Почему?

 - Какой  поступок   совершил  Витя?(благородный)  

-  Важно  ли  было  для  Вити,  чтобы  люди  узнали  о  его  добром  поступке?           (  Неважно)

-Хорошо  бы  научиться  искренне,  дарить  добро,  не  ожидая   какой- либо   выгоды  и  похвалы. Вот  как  наше  солнышко, светит  и  ничего  не  требует  взамен.  Совершив  добро,  наслаждайтесь  тем,  что  другому  человеку  стало  хорошо.

  - Можно  ли  назвать  Витю  немножко  волшебником? (Да) 

7.Игра "Сказочный герой – добрый или злой"(слайд10, 11, 12)

Учитель: Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Встаньте в кружок. На экране вы увидите сказочных героев. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – топаете и произносите звук «ууу» (Папа Карло и Буратино, Доктор Айболит, Герда, Василиса Прекрасная, Снежная королева, Карабас Барабас, Баба Яга, Дюймовочка, Малыш и Карлсон, Золушка)

8. Заключительная беседа

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей) 

Да, если вы приглядитесь, то увидите, что добрых людей на свете гораздо больше, чем злых. Считается, что на добрых людях мир держится.

Хорошо, когда человек оставляет добрый след.  Ведь жизнь дана на добрые дела.

Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем воспитывать в себе ее – Доброту.

– Доброту в себе надо “тренировать”: замечать в людях хорошее, совершать добрые поступки, дела. (слайд 13)

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

– А чтобы день не напрасно был прожит, сделаем доброе дело друзья!

9. Коллективная работа. 

Учитель:  Сделаем одно общее доброе дело. Наша планета такая одинокая, грустная, украсим её. А что может украсить нашу планету ?( цветы, деревья и т.д.) У меня на столе лежат вырезки цветов, деревьев, бабочек, птиц. Сейчас каждый возьмёт по одному предмету  и прикрепит магнитом на  планету. Работать будем дружно, ведь мы работаем на планете добра. Получается красивая аппликация.

- Как мы назовем эту картину?  ("Мир", "Как прекрасен этот мир", "Добро победило зло").

10. ИТОГ:  Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро приятно и радостно).

Учитель: Когда вырастите, можете нашу планету по- настоящему сделать красивой, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми.

Учитель: Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Спасибо за работу.  (слайд 14)

Доброе  сердце- магнит. В память о сегодняшнем уроке я приготовила вам подарки. Пусть эти маленькие сердечки добавят в ваши сердца капельку добра. Всего вам доброго! 

песня Если добрый ты. (слайд 15)

Сл. М. Пляцковского Муз. Б. Савельева

Дождик по земле
Босиком прошел,
Клены по плечам хлопал,
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.

Слышишь как звенят
В небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты,
Это хорошо.
А когда наоборот – плохо.

С каждым поделись
Радостью своей,
Рассыпая смех звучный.
Если песни петь,
С ними веселей,
А когда наоборот – плохо.

Использованная литература: 

1 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/,   proshkolu.ru›

2..Журнал « Начальная школа» 2004 г. № 7.

3. Приложение к журналу «Начальная школа» «Ребёнок и творчество»  2010

4. Журнал «Начальная школа»  №6 – 2002г. Статья «К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании».

5.Шкрауба И.А. «Добро и зло» (час общения с учащимися начальной школы по духовно-нравственному воспитанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Добру откроются сердца..."

Классный час в 4 классе                «Добру откроются сердца…»Цель: 1) формирование этических норм поведения в общест...

Добру пусть откроется сердце

Проектная работа "Добру пусть откроется серце"...

Классный час: Добру откроются сердца

Слово  это  серьёзное, главное, важное.             То, что  значит  оно, очень  нужно  для  каждого.        ...

классный час "Добру пусть откроется сердце"

классный час "Добру пусть откроется сердце" для 1-3 класса...

Добру пусть откроется сердце

Классный час на тему "Добру пусть откроется сердце" Цель: Формирование чувство доброты, понимания, доброжелательности, милосердия. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за д...

Разработка внеурочного мероприятия в начальной школе «Добру путь откроет сердце»

Разработка  внеурочного мероприятияв начальной школе «Добру путь откроет сердце»...

Внеклассное мероприятие "Добру откроется сердце"

Цели мероприятия:помочь ребятам постичь понятия добра и зла;затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, воспитывать уважительное отношение к своим близким;воспитывать гуманное отношение к животным...