Пояснительная записка к программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 5 кадетском классе)
рабочая программа (1 класс) на тему

Холявкова Елена Викторовна

  Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Пояснительная записка

     Программа «Азбука нравственности» по внеурочной деятельности   разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. Данная программа разработана  и  сформирована с учетом особенностей   общего образования как фундамента всего последующего обучения.

                         Общая характеристика программы

      В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.    

      Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение кадетского образования. В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире – это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.

      Изучение этики и этикета в традициях кадетских классов практически с самого их

основания. Данная программа позволит воспитанникам кадетского класса понять, как необходимо не только знать правила этикета, но и применять их в повседневной жизни, в учѐбе, дома и т.д. Знание правил этикета позволит кадетам уверенно чувствовать себя в разных ситуациях. Умение правильно держать себя в обществе — одно из слагаемых успеха.

      В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом   общего образования программа  нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное  самосовершенствование.  

      Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

 

                   Смыслообразующие идеи программы:

-        наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом –        сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

-         умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого  и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

-        умение принимать достойное  решение –  самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

-         осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой  личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы  и определённой компетентности;

-        умение быть самостоятельным – целостное проявление  человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

-        углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

      Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть  искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

Цель программы: формирование навыков общения и  культуры поведения кадет, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

      

Задачи:

1.Обучение навыкам общения и сотрудничества.

2.Формирование у кадет   навыков речевого этикета и культуры поведения.

3.Развитие коммуникативных умений в процессе общения.

4.Введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование     личности.

 

 Формы проведения занятий: беседа, диалог,  речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование,  практические занятия.  

Сроки реализации   программы:  один учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю.

   

 

У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия (УУД), а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

•  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

•  развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Регулятивные универсальные учебные действия:

принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;

«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок .

Познавательные универсальные учебные действия:

 

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий  с  использованием  учебной  литературы,  энциклопедий,   справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

•строить сообщения в устной и письменной форме;

•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;

•  формулировать собственное мнение и позицию;

•  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Учебно-тематический план на год

 №

 п/п

 Содержание программы

  Всего    часов

 Теория

 Практика

1.

       Вводное занятие

1

1

-

2.

       Источники нравственности

2

2

-

3.

               Воспитай в себе человека

7

5

2

4.

   История этикета

5

3

2

5.

       Этикет кадетского класса

6

3

3

6.

        Речевой этикет

6

4

2

7.

        Культура внешнего вида

7

7

-

       Итого:

34

25

9

 

         ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1.  «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
  2.  «Вредные советы» Г. Остер
  3. «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
  4. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
  5. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
  6.  «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.

      Ресурсы сети интернет:

  1.  
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/programma-dopolnitelnogo-obrazovatelnogo
  3. http://festival.1september.ru/articles/577109/

4. http://www.etikets.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка внеурочной деятельности 1-2 класс

пояснительная записка внеурочной деятельности...

Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Математика 4 класс"

В пояснительной записке отражены _законы РФ " Об образовании"-цель обучения курса математики-оценивание письменных работ-содержание курса-что должен знать/уметь и чему может научиться-уровень сфо...

Пояснительная записка " Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 1 кадетском классе)

Программа по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(1 класс)...

Календарно - тематическое планирование к программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 1 кадетском классе)

Календарно - тематическое планирование к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(1 класс)...

Календарно- тематическое планированиек программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 5 кадетском классе)

Календарно- тематическое планирование к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(5 класс)...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательн

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Пояснительная записка кружка "Уроки нравственности" 2 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности кружка "Уроки нравственности" 2 класс. УМК "Школа России"...