внеклассное мероприятие по теме "Первоцветы"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Тема: «Сохраним первоцветы на Земле»

Цель мероприятия: способствовать формированию ответственного отношения к природе, бережного отношения к первоцветам, воспитывать любовь к своей Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Сохраним первоцветы на Земле»

Цель мероприятия: способствовать формированию ответственного отношения к природе, бережного отношения к первоцветам, воспитывать любовь к своей Земле.

Ход мероприятия:

Природа! Неоценимо ее значение в жизни каждого человека. Воздух и  вода, разноцветный ковер лугов и  морская гладь – все это природа. Сегодня мы поговорим о растениях цветущих ранней весной, о значении их и о нашем к ним отношении. ( Слайд 1)

(Слайд 2) 1 марта на Белгородчине каждый год стартует областная экологическая операция «Первоцвет». Она проводится с целью предотвращения браконьерского сбора (уничтожения) редких и исчезающих видов раннецветущих растений. Операция проходит в два этапа: с 1 по 8 марта и с 1 по 15 апреля. В рамках акции организованы рейды – проверки лесных массивов, вокзалов, поездов, автотранспорта, рынков.  С 1 по 15 апреля подобная акция проводится с целью сохранения местных раннецветущих растений, большинство из которых занесено в Красную книгу Белгородской области: пролеска, хохлатка, адонис (горицвет), первоцвет весенний (примула), ирисы, сон-трава, ландыш, медуница, купальница.

Ребята! Я приглашаю вас пройтись по весеннему лесу, познакомиться и полюбоваться первыми распустившимися цветами. Что же это за растения и цветы, которые  так восхищают нас после долгой холодной зимы? В природе все просыпается, но кое-где еще сохранился снег, набухают почки на ветках деревьев и кустарников, совсем скоро появятся первые нежные, хрупкие весенние цветы.( Слайд3)

Чернеет лес, теплом разбуженный,                                                                           Весенней сыростью объят.
И уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист                                  
С. Маршак.                                                        

Какие растения мы относим к первоцветам?

    Первоцветы – это растения, которые первыми  появляются после долгой зимы, цветут и радуют нас своей красотой.

Вот мы с вами и вступили в весенний лес, пока ещё прозрачный, полный света. Познакомимся же с некоторыми из первоцветов.

(Слайд 4)  В течение короткой жизни цветки этого растения неоднократ-но меняют свою окраску. Едва распустившийся цветок розовато-красного цвета. Но не пройдет и трёх-четырех часов, как станет он фиолетовым, а потом голубым. На одном растении в одно и то же время можно видеть цвет-ки всех временных оттенков. Зачем ей  такая пестрота? Разгадывают ученые и сходятся в одном: это прекрасный медонос, особенно ценный ранней вес-ной. Что это за растение? (медуница)

(Слайд 5) Всем знакомо невысокое скромное растение, которое первым оживает после зимы в наших садах и лесах. Сначала выпускает пару линейных листьев, и вскоре зацветает поникающими белыми колокольчиками. Ему не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки.  И вот уже множество белых колокольчиков украшают первые проталины. И это верный знак - весна совсем близко! Что это? (подснежник)

(Слайд 6) В тени больших деревьев, в густой траве притаился цветок – два больших овальных остроконечных листа, а между ними, на одной высокой ножке, несколько маленьких колокольчиков. Но даже тот, кто любит этот цветок, не всегда знает, что у него бывают и ягоды самые настоящие, красного цвета. Ягоды хорошо заметны, но не видят их люди потому, что интересуются цветком лишь весной, когда он цветёт. И несут букеты домой, не задумываясь о том, что придет время и нести уже будет нечего! Из него делают лекарство для людей с больным сердцем. Это...(ландыш)

(Слайд 7) Каждый одиночный стебелек увенчан золотым бубенчиком: вогнутые лепестки сомкнулись так плотно, что внутренние частицы ветки скрыты совершенно. Рослые, густые украшенные золочеными головками, они бывают так свежи и сказочны, что это растение вполне оправдывает свое родовое название – “цветок тролля”. У немцев и скандинавских народов когда-то из уст в уста передавалось поверье, что излюбленным цветком лохматых духов – троллей была именно она. Что за растение?  (купальница)

(Слайд 8) Название этого растения происходит от слова “ветер”, то есть растение не боящееся ветра. Будто и вправду наперекор не в меру свежим ветрам появляются её сочные, украшенные душистыми цветками стебельки. Чаще всего встречается в сырых ельниках. Именно там попадаются сплошные  заросли этой травы. Много её в смешанных и березовых лесах, в ольшаниках, по берегам лесных рек. Что это за растение? (ветреница)

 (Слайд 9) Это растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное.                               Её сиреневые цветки собраны в плотные кисти, имеют приятный запах и богаты нектаром. Иногда встречаются растеньица с белыми цветками. Цветение её непродолжительно. Через несколько дней на месте цветков уже образуются мелкие плоды. Немного позже из них высыпаются чёрные блестящие семена. Как называется?  (хохлатка)

(Слайд 10) По склонам, лугам, обочинам дорог можно встретить его. Первый весенний венок вы сплетёте именно из этих цветов. Пройдёт совсем немного времени – и жёлтые цветки сменятся нежной пушистой шапочкой: дунешь и разлетятся семена. Мёд из нектара золотисто-жёлтого цвета, густой, с сильным ароматом и резким вкусом. Издавна использовался в пищу различными народами и как лекарственное средство. Что ? (одуванчик)

(Слайд 11) Это невысокое многолетнее растение. Листья могут быть линейные или овальные, они собраны в пучок. Появляются одновременно или раньше бутонов. Мелкие или крупные цветки собраны в кистевидные соцветия. Окраска цветков синяя или голубая, иногда розовая или белая. Цветет в марте - апреле. А называется... (пролеска)

(Слайд 12) Это растение растёт по лесам, лесным оврагам, кустарникам, встречается в парках. Жёлтые цветы широко раскрываются лишь в солнечную погоду. В сумерки и пасмурную погоду цветки остаются закрытыми. Это растение является медоносом. Как оно называется?  (гусиный лук)

(Слайд 13) Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, по берегам оврагов и рек, на окраинах полей, в начале апреля появляются золотые головки этого растения. Цветы несколько похожи на одуванчик, но они мельче, и их можно отличить по стеблям. Это лекарственное растение и прекрасный медонос. Нижняя часть листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь мягкая и тёплая, а верхняя – жёсткая и холодная. Что это за растение?  (мать-и-мачеха)

(Слайд 14) В бору, среди «вечной» зелени низеньких кустарников чер-ники, нашла себе место бледно-голубая красавица. Пахучие сине-фиолетовые, иногда белые душистые цветки  встречаются в лесах и парках в апреле-мае. Цветки имеют пять лепестков. В сырую погоду стебелёк сгибается и цветок оказывается под листком. Что это? ( фиалка)

Большая часть этих растений размножается семенами. А значит, если сорвешь всего один цветок, то уже через несколько лет в лесу не вырастет десятков растений. Весенние цветы и травы легко ранимы и трудно восполнимы, поэтому, оказавшись на цветущей полянке, не мните и не рвите их. Оставаясь на опушке, в овражке, они больше принесут нам радости своей свежестью и естественной красотой, чем, находясь в рюкзаке, измятые и задохнувшиеся. Значит, их нужно защищать!

  • От кого защищать? Подумайте и послушайте стихотворение.

Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это мы срывали без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”          
И. Абдуллаева.

От нас с вами зависит, чтобы раноцветущие растения не только не попадали в рюкзаки, но и в списки редких и охраняемых растений, как это уже произошло с немалым количеством видов. Оказывается, защищать цветы нам нужно от самих себя. И как же их защищать?

Для этого существует очень много разных способов:

  • больше узнавать о жизни растений,
  • рассказывать другим,
  • создавать заповедники,
  • в школе организовать акцию “В защиту первоцветов”,
  • налагать штраф на тех, кто их срывает.

Давайте, ребята проверим, как вы умеете заботиться о природе и ее обитателях? Я предлагаю вам ответить на вопросы несложного теста, из которого будет понятно ваше отношение к природе.

Тест “Умеешь ли ты охранять природу”

Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, все равно не угадаешь, да и результат будет неверным.

Вопрос №1.                                                                                                                               Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?  Выбери один из трех ответов:                                                           1очко – полюбуюсь на него и пойду дальше;                                                                                                                 3 очка – засушу его для школьного кабинета биологии;                                                                                5 очков – осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.                                                            Вопрос №2.                                                                                                                                                                                                            Ты нашел гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?                                                                                                                      3 очка – покормлю птенцов;                                                                                                                                                                  5 очков – позову ребят, чтобы они тоже посмотрели;                                                                                             1 очко – буду наблюдать издали.                                                                                                                                     Вопрос №3.                                                                                                                                                                                              Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?                                                  5 очков – пойду, но буду собирать очень осторожно;                                                                                        3 очка – не пойду и других не пущу;                                                                                                                                          1 очко – сначала расспрошу об этом учительницу биологии.                                                     Вопрос №4.                                                                                                                   После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?                                                               3 очка – взял бы с собой, чтобы сдать или выбросить в мусор в городе;                                   5 очков – отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился;                                                                              1 очко – закопал бы в землю.                                                                                                                                          Вопрос №5.                                                                                                                                                                                                         Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

3 очка – почти все знаю и всегда ее охраняю;

1 очко – кое-что знаю, но хотел бы знать больше;

2 очка – я люблю природу, но мы еще этого не проходили.

    Итак, у тебя получилось пять ответов. Сложи их вместе. Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.                                                                                                                   Группа 1 – те, кто набрал от 5 до11 очков.                                                              Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, Но и умеешь ее охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать побольше.                                                                                                                  Группа 2 – те, кто набрал от 12 до 18 очков.                                                   Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.                                                                                              Группа 3 – те, кто набрал от 19 до 25 очков.

Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного. Честно говоря,                                                                                         есть еще одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнездо, замусорили бы зеленую лесную поляну. И предложенные ответы в нашем тесте не для них. Потому что этот маленький тест для тебя, юный друг природы. Пусть цветы на нашей Земле радуют тебя и восхищают своей неповторимостью и красотой нетронутой вами.

Цветы не думают о людях,
Но люди грезят о цветах…
Цветы не видят в человеке
Того, что видит он в цветке…
Цветы людей не убивают –
Цветы садов, цветы полей…
А люди часто их срывают!
А люди часто губят их!
Порою люди их лелеют,
Но не для них, а для себя
В цветах находят развлеченье,
Души не видят у цветов…              
Игорь Северянин

Существует еще один способ привлечения внимания людей к проблеме охраны растений, имеющих красивые цветы. Это создание особого списка растений, которые находятся на стадии исчезновения, и попытаться их сохранить. Я говорю о Красной Книге. Что это за книга? Это печальная книга. Идея ее создания возникла в конце 50-х годов в кругах ведущих учёных - природоохранителей. Нужно было привлечь внимание международ-ного сообщества и правительств отдельных стран к состоянию природы, сигнализировать о необходимости срочности мер по спасению исчезающих животных и растений, мест их обитания. Международная Красная книга была издана в 1966 году. В ней было 25 тысяч видов растений в том числе и первоцветы. Затем стали создаваться в разных государствах свои Красные книги. Природа так нуждается в нашей помощи и защите. Кто, ребята, из вас встречал в лесу такие растения как венерин башмачок, купальницу европейс-кую? Да и знакомы ли вам эти названия? Это редкие виды. Но если вы их встретите в лесу, не стремитесь сразу их сорвать. Не вторгайтесь по праву сильного в их жизнь. Ведь исчезновение этих видов – наша общая вина и беда. Выйдем из царства нетронутой природы, ступая след в след. Позади осталась прохладная река. Луг, лес, где много цветов. Пусть будет так всегда! Пусть не наступит время, когда мы с ужасом заметим, что нет богатств тех, что мы сами отняли их у себя. Пусть не наступит то время, когда мы будем искать оправдания своему невежеству, глядя на истерзанную Землю. Ранние цветы распускаются всего на несколько дней. Вот и задумайтесь, стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме всего день, а то и меньше? Сейчас со страниц газет и журналов все чаще звучит призыв – не рвать первоцветы, не портить красоту Земли! Правильный призыв! Давайте и мы с вами составим свой призыв об охране природы, о бережном отношении к ней.

(Дети составляют свой призыв)

Викторина с рисунком (показать рисунок)

1. Это цветущее растение называется___________.

2. Оно занесено в _____________ книгу.

3. Если я его встречу, то_____________________.

Весна придет в положенное ей время. Появятся в лесу первоцветы – подснежники, а за ними летние цветы украсят Землю. Берегите их! Помните, цветут они мало времени и жестоко сокращать время их цветения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....