Формирование ценностных ориентаций у учащихся
статья (2 класс) на тему

Актуальные проблемы формирования ценностных ориентаций школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pechati.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ценностных ориентаций у учащихся

Егги Анна Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ лицея №344 Невского района Санкт-Петербурга

Картина современного мира меняется с невиданной быстротой. Формирование личности человека немыслимо без освоения общечеловеческих ценностей. В школе закладывается фундамент формирования ценностных ориентаций.

            Понятие ценности возникло в XVIII веке. Этот термин широко используется в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение для общества определенных явлений действительности.

             Ценности выражают важность, значимость различных явлений материальной и духовной жизни для человека в его настоящем, прошлом, будущем.

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

В общем виде классификацию ценностей можно представить следующим образом. Во-первых, все ценности условно можно разделить на 3 группы: духовные, социальные и материальные.

 Среди духовных ценностей выделяют: познавательные, эстетические, гуманистические и ценность любви; среди социальных – социальное уважение, социальную активность, стремление к социальным достижениям и общение; среди материальных – здоровье, материальные блага и отдых.

 В формировании личности, её ценностных установок необходимо учитывать возрастные периоды.

Возраст до трёх лет требует со стороны родителей и близких любви к ребёнку, способствующей доверия к миру, другим людям. Дошкольное детство (от трех до шести лет) - этап воспитания в характере привычек делать добро, быть милосердным, правдивым, возникновения ценностных ориентации.  

Главным качеством шести - семилетнего ребенка является осознание себя как субъекта переживания; радости, печали, тревоги, успеха, мечты и желания зависят от деятельности, активности детей. Чувственно - эмоциональные качества личности является универсальными компонентами в становлении характера, и сохраняются в дальнейшем во взрослой жизни. Младший школьный возраст (семь - десять лет) является периодом ученичества, способствующего формированию творческих способностей личности. Представления о себе, отношение к себе, своему «я» изменений себя и развитии способностей и т. д.  Младший школьный возраст в жизни ученика является началом основного ответственного периода для воспитания патриотизма, гражданственности.

Достоинство - это социально-психологический конструкт в личностной структуре человека, рождающийся в процессе формирования его отношения к себе как носителю сущностных качеств, таких как разум, мораль, способность к деятельности.

Педагогический процесс формирования достоинства личности школьника
включает в себя: формирование образа Человека; формирование отношения к
Другому человеку.

Достоинство - интегративное образование личности. Организация целенаправленного содействия развитию достоинства состоит из этического базового элемента «отношения к Другому человеку», осмысления системы ценностей своего духовного мира и позитивной деятельности как взаимодействия с миром и преобразования мира.

Из данного определения вытекают важнейшие признаки достоинства личности.

К ним следует отнести:

а) наличие у человека совокупности качеств, которые определяют его социальную значимость;

б) осознание и объективную самооценку человеком своей принадлежности к «человеку» как таковому и проживание на этой основе чувства самоуважения;

в) осознание своего индивидуального «Я», как носителя достоинств и меры персонального влияния на окружающую жизнь;

г) признание значимости других людей для собственной жизни и проявление безусловного уважения к ним;

д) отражённое в индивидуальном сознании уважение окружающими людьми «Я» человека как признание его достоинств и адекватное данному признанию общественное мнение.

Единая программа воспитания помогает педагогам выстраивать воспитательный процесс как логическое восхождение по уровням достоинства от возраста к возрасту. Организуя жизнедеятельность ребёнка в соответствии с социальными нормами, педагог обязательно направляет внимание на их значение и личностный смысл, указывая на последствия внедрения их в жизнь человека.

Практика показала, что когда мы фокусируем своё внимание на воспитании у ребёнка человеческого достоинства, наши профессиональные успехи в решении этой задачи сказываются в формировании многих положительных и устранении отрицательных качеств у воспитанников, поскольку утверждение человеческого достоинства предполагает совершение нравственных поступков, не позволяющих человеку поступать ниже своего достоинства. В этом смысле понимание собственного достоинства является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью.

Как может педагог помочь ребёнку обрести и развить в себе это чувство?

Эффективны игровые методики, предоставляющие школьнику возможность проигрывать роли своего «Я» и другого «Я». Например, игра «Будь я на твоём месте», где один субъект сообщает другому о своих проблемах (их можно вообразить, придумать, играя заведомо роль Другого), а второй субъект, произнеся «Если бы я был на твоём месте...»,  проецирует  выходы из  сложившейся ситуации.

Можно использовать и общеизвестную методику рисунка - проекции «Где располагается моё «Я»?

Осмысление ценности человека как природного и социального феномена возможно при достаточно развитом мышлении школьника.

Планируемые знания и умения становятся основанием для формирования общего ценностного отношения к человеку вообще как некоему феномену. Это ценностное отношение проявляется через:

-интерес к человеку во всех формах его жизни;

-сочувствие человеку в его судьбе и ходе жизненного пути;

-содействие благу человека в процессе его жизни;

-признание ценности человека как наивысшей личностной ценности.

           Процесс по формированию достоинства личности школьника помогает педагогам решать задачу воспитания и развития личности, способной строить жизнь, достойную человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностных ориентаций в современной педагогике

Анализ периодической печати, тематических телепрограмм показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. П...

Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебны...

Мастерская ценностных ориентаций для учащихся 4 класса на тему «Вот, что значит настоящий верный друг …»

Цель:создать условия для раскрытия содержания понятий «дружба», «друг»;формировать представления о качествах настоящего друга.Задачи:актуализировать знания о нравственных качес...

Влияние традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников

Школа - это государство, это мир, в котором  наши ученики проживают целых одиннадцать лет. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Н...

Формирование ценностных ориентаций младшего школьника

Ценность в нашей жизни является основой, которая определяет сущность поведения и значимость поступков людей....

Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...