Индивидуально-ориентированное воспитание
статья на тему

Шнайдер Надежда Михайловна

Индивидуально-ориентированное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._individualno-orientirovannoe_vospitanie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шнайдер Надежда Михайловна

учитель высшей категории

заместитель директора по ВР

МОУ Балайская СОШ Уярского района Красноярского края

Индивидуально-ориентированное воспитание

        В последние годы в нашей системе образования стала ярко проявляться тенденция  переноса акцента с обучения на воспитание и развитие детей. И это, с нашей точки зрения, правильно. Мы не говорим о том, что детям не нужны качественные знания по базовым предметам. Но кроме этих знаний, чтобы социализироваться в этом быстро меняющемся и непредсказуемом мире, нужны и другие качества. К этим качествам, по нашему мнению, относятся: здоровье,  коммуникативные способности, уровень общей культуры, творческие способности. Если на здоровье мы не можем повлиять (это удел врачей), а нам приходится работать с тем состоянием здоровья, с которым ребёнок поступает к нам в школу. Единственное, что мы можем сделать, это всячески поддерживать ребёнка для того, чтоб здоровье не ухудшилось. Но, согласитесь, и это не всегда нам удаётся. Но это то, что касается здоровья. Со всем остальным можно работать и в достаточной мере влиять на формирование и становление таких качеств как общий уровень культуры ребёнка, его коммуникативные способности и его творческие способности. Одних учебных занятий для формирования данных качеств недостаточно, по этому вся воспитательная система школы должна быть направлена на это. Так и происходит во всех учебных заведениях нашей прекрасной страны. Но вот в чём парадокс. С одной стороны, мы всё больше и больше стараемся разнообразить формы и направления воспитательной работы, чтобы охватить ими всех детей. Но с другой стороны, как бы мы не изощрялись, все эти новые и модные формы рассчитаны на и без того активных и успешных детей. Возьмём, к примеру, метод проектов, который стал сейчас очень модным. (То, что  раньше делалось просто так, из личных побуждений педагога или инициативы детей, теперь нужно называть проектом. Проекты теперь создаются подо всё. Даже под, казалось бы, незначительную мелочь или фантазию). Но рассуждать об этом не является целью нашей статьи. Нас в настоящее время волнует другое.  Мы научились работать с успешными детьми. А как быть с остальными? Ведь не все дети стремятся и способны поступить в ВУЗ, а как быть тем, у кого не хватает способностей? Им ведь тоже нужно найти своё место в этом мире. А случилось так, что именно их мы и не учим этому.

        Поставив перед собой данную проблему, мы стали изучать этот вопрос в методической литературе. Нас удивило то, что литературы по данному направлению воспитания представлено мало. Если в обучении индивидуальный подход уже достаточно широко разрабатывается, то в воспитание данная тема представлена только в книге «Воспитание индивидуальности» (Учебно-методическое пособие под ред. Е. Н. Степанова). Мы достаточно глубоко изучили это пособие, и решили внедрить в практику методику индивидуально-ориентированного воспитания. Наше представление и понимание данной методики несколько отличатся от той, которую представил автор пособия. Ниже вашему вниманию будет представлена та методика, по которой сейчас работает наша школа.

        Методика индивидуально-ориентированного воспитания представляет собой следующие направления деятельности классного руководителя:

        - диагностика,

        - индивидуальные программы саморазвития (учащихся),

        - программы индивидуальной работы с учащимися (педагогов),

        - «дневники достижений» (портфолио учащихся).

        Рассмотрим подробнее все направления работы.

        Диагностика - обязательный компонент деятельности каждой школы и каждого классного руководителя в частности. Диагностика нужна нам для того, чтобы наиболее полно представить картину об индивидуальных особенностях каждого ученика. Зная эти особенности, мы можем полнее представить себе картину по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого. Мы используем методики по определению уровня воспитанности (ведь именно это является результатом нашей работы). Мы используем в своей практике три основные методики для изучения индивидуальных особенностей учащихся: социометрия, изучение интересов и определение уровня воспитанности учащихся.

        По результатам социометрии классному руководителю становится понятно, какой статус занимает ребёнок в классном коллективе (лидер, звезда, предпочитаемый, принебрегаемый или изолированный). После получения данных результатов идёт их подробный анализ (почему ребёнок оказался в одной из данных групп, какие качества не позволяют ему перейти в группу звёзд, какими качествами обладают лидеры).  Лидерам уделяется не меньше внимания, чем детям изолированным, ведь именно они держат в своих руках благополучие всего классного коллектива. Психологами давно подмечено, что классные коллективы, в которых лидеры являются носителями положительных качеств, более благополучны по отношению к тем, в которых отрицательные лидеры-герои.  

        Изучение интересов ребёнка даёт не менее ценную информацию для классного руководителя. Методики для изучения интересов могут быть самыми разнообразными от наблюдения за ребёнком и беседы с ним, до любого вида анкетирования и тестирования. Сфера интересов ребёнка порой определяет его поведение в школе и среди сверстников. А нередко бывает так, что классный руководитель узнает о каком-либо увлечении своего воспитанника только после анкетирования, и весьма удивлён этим. В таких случаях (если, конечно, данное увлечение не опасно для общества) необходимо, чтобы о его увлечении узнали одноклассники, возможно  у ребёнка появятся новые друзья.

        Наиболее информативной для классного руководителя (и для администрации) является методика определения уровня воспитанности ребёнка. Ведь именно на это направлена вся воспитательная работа школы. Уровень воспитанности мы отслеживаем по методике, которая была предложена в журнале «Заместителя директора школы по  воспитательной работе» № 1 за 2006 год в статье Шишариной Н.В. «Критерии уровня воспитанности гимназиста». (Мы доработали  предложенную методику, расширив её ещё несколькими показателями).   По данной методике мы отслеживаем следующие показатели уровня воспитанности:

        - патриотизм  (отношение к своей стране, малой Родине, семье; отношение к школе);

        - гражданственность (гражданское самосознание, гражданский долг);

        - правовая культура (знание  законов государства, соблюдение этих законов);

        - духовно-интеллектуальные качества (способность «принять» другого, способность к самоанализу, готовность к саморазвитию, творческая активность, эрудированность);

        - нравственность (уважительное отношение к старшим, доброжелательность и отзывчивость, культура поведения, честность и справедливость);

        - эмоционально-эстетические чувства (эмпатия, эстетические чувства);

        - отношение к здоровью (отношение к своему здоровью, отношение к здоровью окружающих);

        - отношение к природе;

        - отношение к труду.

        Каждый классный руководитель на основе подробных карт-инструкций заполняет таблицу по каждому ребёнку. Потом делается сводная таблица на всех учащихся класса, по которой видно не только уровень воспитанности каждого учащегося с его сильными и слабыми сторонами, но и общая картина по классу, которая позволяет целенаправленно планировать воспитательную работу на год.

        Планирование индивидуальной работы. 

Планирование и организация работы по развитию индивидуальности учащихся. Классный руководитель наиболее полно представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности реальные и потенциальные возможности  каждого ребёнка. Он наиболее полно погружён в жизнь своих воспитанников, именно на его плечи ложится основная работа по развитию их индивидуальности.

Использование индивидуально-ориентированного подхода  в деятельности классного руководителя  предполагает внесение корректив в планирование воспитательной работы, особенно в разделе плана «Индивидуальная работа с учащимися». Данный раздел в документах планирования процесса воспитания существует на протяжении многих лет. Традиционно в нём классный руководитель планировал свои действия по отношению к школьникам «группы риска». Это были индивидуальные беседы с учеником, встречи с родителями, рейды в семьи, проверка посещаемости уроков, постановка на внутришкольный учёт. Сегодня перед педагогом встаёт новая организация  работы по развитию индивидуальности каждого учащегося класса.

Рассмотрим традиционный подход к планированию воспитательной работы в классе с ориентированием на индивидуальные особенности воспитанников.

Обычно любой план воспитательной работы начинается с психолого-педагогической характеристики классного коллектива. Важно дать объективную характеристику совместной деятельности и оценить специфику общения членов классного коллектива, сформированных в нём деловых и эмоционально-психологических отношений, установленных и неформальных связей. Необходимо охарактеризовать не только коллектив класса в целом, но и, по возможности, отдельных его представителей. Правильно поступают те классные руководители, которые не ограничиваются изложением характеристики в первом разделе плана, а включают дополнительные сведения об индивидуальных особенностях учащихся в раздел «Индивидуальная работа с учащимися», составляемый в виде таблицы.

Фамилия, имя учащегося

Мир интересов

Статус в коллективе

учащихся

Проблемы

в развитии.

Планируемая работа по педагогической поддержке

Проведенная работа по педагогической поддержке

Результат

Таблица позволяет в сжатой форме выразить наиболее очевидные особенности ребёнка. Заполнение её осуществляется после проведения социометрической диагностики и исследования интересов и увлечений учащихся. Имея перед собой такую таблицу, классный руководитель сможет определить, какие существуют общие тенденции и возможные специфические маршруты развития каждого ученика класса. На этом этапе он может сделать пометки о возможных индивидуальных поручениях, соответствующих особенностям характера, интересам, способностям; о классных и школьных мероприятиях, в которых могут принять участие ученики класса, поскольку их занятия в кружках и секциях связаны с достижениями в той или иной сфере. При этом кому-то из учащихся будет достаточно небольшой помощи педагога, своеобразного толчка для раскрытия своих способностей, кому-то понадобится больше времени для того, чтобы встать на путь самораскрытия и самопроявления. А с кем-то необходимо будет работать особенно много  и вдумчиво, ибо для самопроявления ученик выбрал своеобразный, неадекватный путь.

Правильно подобрать педагогические средства для содействия развитию каждого ребёнка  и обоснованию их, классному руководителю поможет  разработанный и апробированный творческой группой учителей перечень форм педагогического обеспечения  процесса становления индивидуальности учащихся.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-ориентированная система обучения.

Описание системы ИОСО. Автор Ярулов А....

Индивидуально-ориентированное занятие (с элементами арт-терапии), направленное на коррекцию агрессивного поведения ребенка

Описанное выше занятие является частью моей цельной программы, которая называется «Индивидуально-ориентированная программа (с элементами арт-терапии), направленная на коррекцию агрессивного поведения ...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по русскому языку для 3 класса (8 вид)

Пояснительная записка           Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по математике для 3 класса (8 вид)

Пояснительная записка            Рабочая программа по  математике  для 3 класса  составлена на основе программы специальных (корре...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по чтению для 3 класса (8 вид)

Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи»для 3 класса (8 вид)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 3 класса  VIII вида составлена в соответствии ...

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...