Глубоко ранит острый меч, но много глубже злая речь.
классный час (1 класс) по теме

Никифорова Людмила Аркадьевна

Цель занятия: учить детей замечать состояние других людей, воспитывать уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить, заботиться о чистоте речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gluboko_ranit_ostryy_mech_no_mnogo_glubzhe_zlaya_rech.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Глубоко ранит острый меч, но много глубже злая речь.

Цель занятия: учить детей замечать состояние других людей, воспитывать уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить, заботиться о чистоте речи.

Ход занятия:

Учитель начинает урок с повторений правил «Говори культурно»

  1. Старайся говорить правильно, не употребляй грубых слов.
  2. Говори только о том, что знаешь.
  3. Подбирай в беседе только те слова, которые лучше других выражают мысль.
  4. При разговоре не маши руками.
  5. Не говори быстро, не проглатывай слов.
  6. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Говори тихо – собеседник перестанет кричать.
  7. Не давай кличек своим товарищам.

Дети вспоминают случаи из жизни, где были нарушены эти правила общения. Создаётся обстановка непринуждённости. Учитель побуждает детей к самостоятельным суждениям, подводит детей к тому, что ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, когда можно громко говорить и кричать, а в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым.

Нужно поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим.

II.

Чтение рассказа В.Сухомлинского «Одни и те же слова»

Летом пятиклассник Андрей пошел работать на животноводческую ферму. Его прикрепили к бабушке Марине — поварихе. Андрей помогал бабушке: воду носил, картошку чистил, дрова рубил,хлеб резал.

Весело, привольно работать летом в степи. Солнышко греет, ветер веет, птицы щебечут,можно и в пруду искупаться, если бабушка разрешит.

Утром бабушка говорит Андрею:

— Пойди воды принеси.

И такой тихий, добрый, ласковый голос у бабушки, что Андрей быстро берет ведро и бежит к колодцу. А колодец довольно далеко — у самого леса. Вытянет ведро воды и минут через десять принесет.

Но вот прислали на ферму еще одного работника — деда Карпа. Стал работать он сторожем.

Не понравился дед никому — ни бабушке Марине, ни Андрею. Молчаливый, хмурый. Однажды вечером Андрей попросил:

— Дедушка, расскажите сказку.

Дед что-то буркнул сердито, а потом сказал:

— Нечего тебе делать, сказку захотелось... Пойди воды принеси.

Такими холодными и бессердечными были эти слова, что Андрей с большой неохотой пошел за водой. Вытащил полное ведро, сел возле колодца и долго сидел. Не хотелось возвращаться к деду Карпу.

Принес воду Андрей и сразу же побежал к бабушке Марине.

Утром встал мальчик до восхода солнца. Начистил картошки. С нетерпением ждал, чтобы бабушка послала за водой. Наконец услышал тихие, ласковые слова:

— Пойди воды принеси.

Андрей побежал, быстренько вытащил воду и принесна кухню.

- Два человека произнесли одни и те же слова. Но для мальчика они оказались разными. А вы почувствовали их разницу? Если да, то в чем она заключается? Объясните. (Ответы детей.)

- Они отличаются интонацией. Бабушка произносит их тихо, ласково, и они превращаются в просьбу. Дедушка говорит сердито, превращая свои слова в требование.

Выбор слов, интонация говорят очень много о человеке, о его характере. В данном случае— об отношении к другим людям.

Охарактеризуйте отношение к Андрею бабушки Марины и деда Карпа. (Ответы детей.)

- Как вы думаете, слова, выражающие доброе отношение, сказанные с доброй интонацией, можно считать добрыми? (Да.)
После работы над текстом учитель пишет на доске:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести!

III.

Чтение произведений.

В. Сухомлинский «Скажи человеку: Здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел, и ручеек журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

— Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.

— Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «Здравствуйте», – сказал отец.

— Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем не знакомы.

— А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

— Здравствуйте, – сказал сын.

— Здравствуйте, – сказал отец.

— Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

— Почему это так? – спросил сын.

— Потому что мы сказали человеку «Здравствуйте» и он улыбнулся.

IV.  Работа над пословицами и поговорками.

- Ветры горы разрушаю, слово народы подымает.

- Выпустил словечко, не догонишь и на крылечке.

- Говоришь до вечера, а слушать нечего.

- Долго думал, да хорошо сказал.

- Дурное слово, что смола, пристает – не отвертишься.

- За худые слова слетит и голова.

- Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь.

- Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

- То же слово, да не так бы молвить.

- Язык до Киева доводит.

V. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи глубоко умственно отсталых учащихся на уроках в начальных классах

Статья для учителей начальных классов коррекционных школ 8 вида, работающих с глубоко умственно отсталыми учащимися...

Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью

Статья "Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью "...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...

Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Развитие речи и альтернативной коммуникации" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.

Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Развитию речи и альтерн...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с системным недоразвитием речи легкой степени, обусловленным умеренной (глубокой) умственной отсталостью

Коррекционно-развивающее занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи средней степени, обусловленным ум...

Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использовани...