Главные вкладки

    Методическая разработка (1 класс) на тему:
    Прощание с Азбукой

    Алевтина Анатольевна Ручко

    Цели: закрепить знания учащихся об алфавитном порядке букв, закрепить знания  о русских народных сказках,создать торжественно – приподнятое настроение учащихся на празднике с помощью исполнения песен, чтения стихов, заданий на основе загадок, воспитывать чувство коллективизма, культуру поведения.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

                 

    Прощание

    с Букварём

                                                                                           

    Праздник начинается

    Ведущий:

                  - Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки и дедушки, тёти и дяди, братишки и сестрички! У каждого человека в жизни наступает важный и ответственный этап. И сегодня этот момент наступил в жизни вашего ребёнка. Сегодня у нас большой праздник  - мы прощаемся с Букварём. А ещё совсем недавно, 1 сентября, ваши дети переступили порог школы и стали учениками. За это время они научились считать, писать и читать.

                   - Встречайте! Ученики 1 «В» класса!

    Учитель.

    Почему не на уроках школьники с утра?

    Почему в парадной форме нынче детвора?

    Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,

    Все взволнованы немножко … В чем секрет?

    Дочитали эту книгу школьники вчера.

    А сегодня нам прощаться с Азбукой  пора.

    Дети.

    1.Мы в школе почти целый год отучились,

    Мы много успели и много узнали.

    Писать и читать мы уже научились .

    И первые книги свои прочитали.

    2.А верным помощником в этом нам стала  

    Первая главная книжка.

    И первые буквы она показала

    Девчонкам своим и мальчишкам.

    3.Буквы потом сложились в слова,  

    Слова в предложенья и фразы.

    Огромный и красочный мир тогда

    Открылся, ребята, нам сразу.

    4.Я с этой книжкой в первый раз        

    Пришел в свой первый светлый класс.

    Я эту книжку полюбил, я в ней все буквы изучил.

    И как мне радостно сказать: «Умею я теперь читать!»

    Учитель.

    Вы прочитаете хороший книг немало,

    Пускай пройдут года и много, много дней.

    Вам книга первая хорошим другом стала.

    Мы этот праздник посвящаем ей!

            5.Папы, мамы, гости дорогие,

    Вы пришли сюда не зря.

    Ведь у нас сегодня праздник,

    Праздник Букваря!

    6.Мы помним тот звонок весёлый,    

               Что прозвенел нам в первый раз,

    Когда вошли с цветами в школу,

    В наш самый лучший первый класс.

    7.Как встретил у дверей учитель,

    Наш верный друг на много дней,

    И шумная семья большая

    Подружек новых и друзей.

    8.Садясь за парту осторожно,

    Чтоб школьной формы не измять,

    Мы буквари свои раскрыли,

    Раскрыли чистую тетрадь.

    9.Букв сначала мы не знали,

    Мамы сказки нам читали.

    А теперь читаем сами,

    Подружились сказки с нами.

    10.Как хорошо уметь читать –

    Не надо к маме приставать,

    Не надо умолять сестрицу:

    «Ну, почитай ещё страницу!»

    Не надо звать, не надо ждать,

    А можно взять и прочитать.

    11.Я ручкою сначала

         Только палочки писала,

         А теперь в букварь гляжу,

         Буквы смело вывожу.

         И вот за это говорю

         Спасибо книге букварю! (хором все дети)

    Ведущий: А где же наша Азбука? Давайте все вместе позовем её!

    Дети (хором): Азбука! Мы тебя ждем!

    Азбука:

    Вот и я, мои друзья! 
    Я вам очень рада! 
    Слышать добрые слова 
    Кто же не захочет

    Учились вы по мне и встарь,

    Я книга школьная — букварь!

    Рисунки, буквы, точки,

    Коротенькие строчки.

    Тому, кто хочет много знать,

    Кто хочет книги прочитать

    Про горы, про долины,

    Про водные глубины,

    Про реки, звезды и моря —

    Не обойтись без букваря!

    С вами очень подружиться

    Мне хотелось с первых дней,

    Чтоб могли вы научиться

    Книжки все читать скорей

    Я учитель и помощник,

    Первая ступень в пути.

    Ведущий:

    Есть на речке на чернильной

    Город маленький, не пыльный.

    С незапамятных времён

    Алфавит зовётся он.

    В этом городе живёт удивительный народ.

    - Ребята, а что это за народ?

    Дети: Буквы!

    Ведущий:

    -Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я. Буквы встать!

    Азбука:

    Есть принимать парад! 
    А ну-ка, буквы, встаньте в ряд! 
    Я – командир, вы – мой отряд! 
    (ребята, читающие стихи о буквах выходят на сцену и становятся полукругом)
    Гласные? (Шаг вперед, хором: «Здесь!») 
    Согласные? (Шаг вперед, хором: «Здесь!») 
    Буквы, которые не обозначают звуков? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)

    Ученики:

    1. Буквы – значки, как бойцы на парад,

    В чётком равнении построились в ряд!

    Каждый в условленном месте стоит

    И называется всё Алфавит!

    2. Ты на буквы посмотри,

    Их же ровно тридцать три.

    ( Дети читают стихи о буквах)

    Буква А.

    Буква А сладка на вкус, 
    Словно сахарный арбуз.

    Буква Б.

    По полю барашек белый 
    Темной ночью брел несмело. 
    Блеял он: "Боюсь я! Бе-е-е!" 
    Узнаете букву Б?

    Буква В.

    Буква В есть в слове "вол", 
    Я ее легко нашел!

    Буква Г.

    Что за грохот? Что за гром? 
    Букву Г принес нам гном. 
    Зацепился он за гвоздь 
    И упал, наш бедный гость!

    Буква Д.

    Буква Д, как будто дом, 
    Я в деревне жил в таком.

    Буква Е.

    Буква Е есть в слове "ель", 
    Заметает ель метель.

    Буква Ё.

    Буква Ё есть в слове "ёж", 
    Ты легко ее найдешь!

    Буква Ж.

    Узнаешь знакомый звук? 
    Буква Ж жужжит, как жук.

    Буква З.

    З звенит, словно звонок, 
    Нас торопит на урок.

    Буква И.

    И – игрушки, 
    И – игра. 
    Любит игры детвора!

    Буква Й.

    Йогурт из малины 
    Самый наш любимый!

    Буква К.

    Буква К, как куколка, 
    Славненькая буковка!

    Буква Л.

    Лето, ливень, листопад, 
    Я любой погоде рад!

    Буква М.

    Букву М узнал я рано, 
    Ведь она есть в слове "мама".

    Буква Н.

    Н – веселый Новый год, 
    Скоро в гости к нам придет!

    Буква О.

    О – похоже на колечко, 
    Словно шерстка на овечке.

    Буква П.

    П – прекрасные подарки 
    Принесли в пакете ярком.

    Буква Р.

    Р – рычит, как будто рысь, 
    Эй, меня остерегись!

    Буква С.

    С – свистит, словно свисток: 
    Удирайте со всех ног!

    Буква Т.

    Взял я толстую тетрадь, 
    Буду букву Т писать.

    Буква У.

    Замычит буренка: "Му-у!" 
    Узнаете букву У?

    Буква Ф.

    Я в лесу нашла фиалку – 
    Только рвать фиалку жалко!

    Буква Х.

    Веселится буква Х: 
    Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

    Буква Ц.

    Кап-кап-кап – за каплей капля 
    Мелкий дождик моросит. 
    Буква Ц, как будто цапля, 
    На одной ноге стоит.

    Буква Ч.

    Чашки, чайник, сладкий чай, 
    Что за буква? Отвечай!

    Буква Ш.

    Я шуршу, как будто шины, 
    Есть я в слове и "машина", 
    И собой я хороша! 
    Вы узнали букву Ш?

    Буква Щ.

    Буква Щ есть в слове "щит". 
    От удара он трещит!

    Твердый знак.

    Знак я очень твердый, 
    Оттого и гордый. 
    Буквы в слове разделяю, 
    Только жаль, меня теряют!

    Буква Ы.

    Буква Ы есть в слове "бык", 
    Травку бык щипать привык!

    Мягкий знак.

    Я – мягкий знак. 
    Меня найдешь 
    И в слове "льет", и 
    В слове "дождь".

    Буква Э.

    Этот дом похож на наш – 
    У него один этаж.

    Буква Ю.

    Скачет Юля, как юла, 
    Хоть и ростиком мала!

    Буква Я.

    Ты твердишь все: "Я да я! 
    Всех умнее я, друзья!" 
    Не забудь, что буква Я – 
    Самая последняя!

    (Дети, прочитав стихи, поют песню, затем садятся на свои места.)

    Букварь:

    -Молодцы, ребята! Ни одной буквы не забыли, все назвали правильно!

    Ведущий:

    -Ребята, чтобы хорошо учиться нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем.

    - Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?! (Это я ...)
    - Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я...)
    - Кто мороза не боится, на коньках бежит как птица?! (Это я ...)
    - Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?! (Это я ...)
    - Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! (Нет, не я...)
    - Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?! (Это я...)
    - Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?! (Нет, не я...)
    - Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?! (Это я...)
    - Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?! (Нет, не я...)
    - Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?! (Нет, не я...)
    - Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?! (Нет, не я...)
    - Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?! (Это я...)
    - Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! (Это я...)

    Ведущий:

    - Дорогая Азбука! А ребята 1 «В» класса приготовили для тебя подарок. Они сейчас покажут сценку и расскажут, кто же из девочек, будет лучшей ученицей.

    Сценка "Кто будет лучшей ученицей?"( инсценируют 1 «В» кл.)

    Автор. Заспорили как-то три первоклассницы. 

    1-я первоклассница. Я буду лучшей ученицей, потому что мне мама новое платье для школы сошьет, с белым воротничком. 

    2-я первоклассница. Нет, я буду лучшей ученицей, потому что мне мама новую школьную сумку купит. 

    3-я первоклассница. Нет, я! Нет, я! Потому, что у меня школьная сумка, и пенал. И новое платье будет, да еще две белые ленточки в косичках. 

    4-я первоклассница. Не знаю, девочки, кто лучшей ученицей будет, да и некогда мне. Я сегодня должна прочитать вот эту интересную книгу.(Показывает книгу.) Помните, нам учительница говорила: "Кто много читает, тот будет хорошо учиться"? 

    Автор. Притихли девочки. Не стали больше спорить, кто лучшей ученицей станет, и так ясно. 

    Ведущий: Так, кто же, по-вашему, будет лучшей ученицей и почему? (Дети отвечают.)

    Ведущий:

    - Часто об ученике могут многое рассказать его вещи. Об этом и сами книги рассуждают. Итак, слово ребятам 1 «В»класса.

    Инсценировка стихотворения М.Ильина "Две книжки" (показ сценки

    1 «В» кл.)

    Автор. Однажды встретились две книжки, 
    Разговорились меж собой. 

    1-я книжка. Ну, как твои делишки? 

    Автор. Одна спросила у другой. 

    2-я книжка. 
    Ох, милая, мне стыдно перед классом. 
    Хозяин мой обложку вырвал с мясом! 
    Да что обложка... Оборвал листы! 
    Из них он делает кораблики, плоты 
    И голубей... Боюсь, листы пойдут на змей, 
    Тогда лететь мне в облака! 
    А у тебя целы бока? 

    1-я книжка. 
    Твои мне не знакомы муки, 
    Не помню я такого дня, 
    Чтобы, не вымыв чисто руки, 
    Сел ученик читать меня. 
    А посмотри-ка на мои листочки, 
    На них чернильной не увидишь точки. 
    Про кляксы я молчу, о них 
    И говорить-то неприлично... 
    Зато и я его учу 
    Не как-нибудь, а на "отлично"... 

    2-я книжка. 
    Ну, мой на тройках едет еле-еле, 
    И даже двойку получил на той неделе... 

    Автор. 
    В басне нет загадки. 
    Расскажут напрямик 
    И книжки, и тетрадки, 
    Какой ты ученик. 

    Ведущий:

    -Ребята, а вы научились беречь свои книги? (Ответы детей.)

    Ученики:

    Кто любит музыку и песни,

    Тому живётся интересней.

    И в день прощанья с Букварём

    Мы станцуем и споём.

    Ведущий:

    -Ребята приготовили танец «Ча-ча-ча» и «Самбо».(танцуют ребята из 1 «В».) 

    - Выступление Величко Полины,  песня «Четыре желания»

    Букварь:

    -Ребята! Я очень рад, что вы меня так любите. Но я не один пришел к вам на праздник, я не один учил вас грамоте. У меня еще есть помощники. Отгадайте, кто они такие? ( выступают ребята 1 «В» кл.)

    Тетрадь.

    То я в клетку, то в линейку – 
    Написать по мне сумей-ка! 
    Можешь и нарисовать. 
    Кто такая я?

    Дети (хором). Тетрадь!

    Карандаш.

    А я другой приятель ваш – 
    Проворный, острый...

    Дети (хором). Карандаш!

    Карандаш.

    В тетрадях палочек ряды – 
    Мои упорные труды. 
    Чем вы со мной дружнее, 
    Тем палочки ровнее.

    Ручка.

    Буквы печатные, 
    Очень аккуратные. 
    Буквы для письма 
    Я пишу сама. 
    Кто я?

    Дети (хором). Ручка!

    Ручка.

    Я ручка школьная, друзья! 
    Учу писать вас буквы я. 
    Кто со мной дружить готов, 
    Тот не пожалеет: 
    Сколько он хороших слов 
    Написать сумеет!

    Букварь:

    И в десять лет и в шесть, и в пять

    Так хорошо уметь читать!

    Всё вызывает интерес:

    Далёкий космос, ближний лес,

    Цветы, машины, птицы, пляски.

    Все прочитаем в жизни сказки.

    Ведущий:

    Нужна лишь книга на столе

    Да мир в семье и на Земле!

    - Сегодня мы прощаемся с букварем. А на память об этом празднике пусть у вас в домашней библиотеке появится эта замечательная книга, которую приготовили для вас ваши дорогие родители. Надеюсь, она вам понравится. 
    (Звучит музыка. Каждому ученику дарится на память книга)

    -А для вас дорогие родители, ребята тоже приготовили подарок. Звучит песня «Выше папы ростом» в исполнении первоклассников.

    Ученики:

    Книг заветные страницы

    Помогают людям жить,

    И работать, и учиться,

    И Отчизной дорожить.

    Беру букварь в последний раз!

    Несу букварь в просторный класс!

    И дорогому букварю я говорю:

    «Благодарю!»

    Ты книга первая моя!

    Теперь читать умею я!

    На свете много книжек есть,

    Все книжки я могу прочесть.

    До свиданья! До свиданья!

    А на следующий год

    Наш букварь читать научит

    Тех, кто в первый класс придёт.

    Ведущий:

    Вам, девчонки, вам, мальчишки,
    С книжкой ладить и дружить. 
    Пусть любовь к хорошей книжке

    С вами вместе будет жить.

    Конкурс 1 «Собери алфавит»

     Ведущий проводит эстафету, в которой участвуют две команды. Взрослые держат обручи, а дети, оббегая их, берут букву и несут её к родителю, который выкладывает на мольберте алфавит от К до О, от П до У.

               Команда победителей расколдовывает букву.

       Конкурс 2 «По порядку становись!»

     В конкурсе участвуют родители. Двум командам раздаются шапочки с синими и красными цифрами от 1-8. Под музыку родители начинают двигаться. Когда музыка останавливается, родители строятся  по порядку номеров.

                Команда победителей расколдовывает букву.

    Конкурс 6. «Телеграммы»
    Ведущий зачитывает телеграммы, а дети отгадывают от кого они.

    • 1. Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. (“Кот в сапогах” Ш. Перро)
    • 2. Поздравлю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге потеряла туфельку. (“Золушка” Ш.Перро)
    • 3. Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха “Сказка о рыбаке и рыбке” А.Пушкин)
    • 4. Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар - победитель сделал мне предложение. (“Муха-цокотуха”, К.Чуковский.)

    Конкурс   Кто первым сядет на стул и заберёт шарик

    4.     Спасибо милый наш Букварь,

    За все, что сделал ты для нас.

    За слово первое твоё, за стих,

    За первый твой рассказ

    Нас научил ты и читать, писать,

    Слова на слоги разделять.

    Прошли с тобой от « А» до «Я».

    И снами будешь ты всегда.

     Окончание.
    - Дорогие первоклассники! В народе говорят: “Азбука  ступенька к мудрости”. Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас с успешным окончанием Букваря. Теперь вы ребята все умеете хорошо читать,  вам помог « Букварь» первая ваша учебная книга. Впереди вас ждут много других интересных книг. Кто много читает , тот много знает- гласит народная мудрость. Не ленитесь и читайте побольше. Я еще раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.

           

    Праздник заканчивается исполнением песни:

    ПЕСНЯ «ПРОЩАЙ, БУКВАРЬ!»
    Слова и музыка Людмилы Мельниковой
    1. Мой букварь, мой друг надёжный,
    Расстаёмся мы теперь.
    В новый мир большой и сложный
    Для меня открыл ты дверь.
    П-в: Расстаёмся с букварём,
    Песню мы о нём поём! (2 раза)
    2. Много радостных событий
    Ты мне щедро подарил.
    К миру радостных открытий
    Ты ступенькой послужил.
    П-в: Расстаёмся с букварём,
    Песню мы о нём поём! (2 раза)
    3. Раскрывал тебя как чудо,
    Наступил прощанья срок.
    Никогда я не забуду
    Первый твой большой урок.
    П-в: Расстаёмся с букварём,
    Песню мы о нём поём! (2 раза)
     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий праздника "Прощание с азбукой" с презентацией

    Сценарий разработа с главным героем Пиратом, буквами алфавита....

    Сценарий праздника "Прощание с азбукой" с презентацией

    Сценарий разработан для учащихся 1 класса с презентацией с участием героев их произведений детских книг....

    Урок - путешествие "Прощание с азбукой" с использованием интерактивной доски

    Материал данного коспекта может использоваться в завершение периода обучения грамоте....

    Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

    Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

    Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

    На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

    Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

    Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

    Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

    Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...