Экологический урок "Наш дом".
классный час (4 класс) на тему
Данный сценарий может быть использован на классном часе в 3-4 классах по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический урок: "Наш дом".
Цели урока:
формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности; реализация деятельностного подхода к изучению и охране природы.
Задачи: развивать речь, внимание, наблюдательность; воспитать сознательное и бережное отношение к природе.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.
Формы организации: совместная, групповая, ролевая игра.
Средства обучения: презентация. альбомные листы, карандаши, фломастеры.
Форма работы: внеурочная.
Ход мероприятия
Учитель:
- Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня?
- В каком веке мы живём, какое тысячелетие грядёт?
- Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но конец столетия, а тем более тысячелетия — время подводить итоги, анализировать достижения, промахи, ошибки. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.
- Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле? Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.
Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке, задумаемся, сделаем выводы. (Слайд 2)
(Звучит фонограмма «Голоса птиц».)
- Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.
- Слышите запахи?
Чтец.(Слайд 3)
Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря!
Здравствуйте, птицы - соловьи, воробьи, жаворонки!
Здравствуйте, звери - волки, зайцы, лисицы, медведи!
- Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т. к. люди уничтожили их.
Чтец.
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
Учитель. Есть у Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?». (Слайд 4) Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему. Постарайтесь ответить за кораблестроителя, столяра, работника бумажного комбината, железнодорожника, учителя.
(Высказывания детей.)
И химик нашёл бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой на комбинате получают лаки, нитки, лекарства.
- И музыканты бы воскликнули: «Спасибо тебе, лес! Твоё дерево, которое гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки.
- А что бы ответил врач, ребята?
(Высказывание детей.)
- А лесничий закончил бы стихами:
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Чащу, где бродят Барсук и лиса.
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу, и тень -
Вот что сажаем
В сегодняшний день.
Ребята, а что страшнее всего для леса?
(Высказывание детей: пожар, мусор, рубка.)(Слайды: 5, 6, 7, 8)
- Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность - вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего- чего, а уж лесов на белом свете видимо- невидимо, никто их не сеял, не сажал - сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет. Но будет ли?
Чтец.
Мы порой безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё сгубим,
А гордимся природой
И отечество любим.
Учитель:
- Иногда слышишь: «Человек - царь природы».
Согласны ли вы с этим утверждением?
(Высказывания детей.)
Исполнение песни «Раненая птица»:(Слайд 9)
Раненая птица
В руки не давалась,
Раненая птица
Птицей оставалась...
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится:
На траве кровавой
Вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля!
Не земля!
Люди-исполины,
Люди-великаны,
Есть у вас винтовки,
Сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье,
Сила есть навечно -
И должно быть сердце,
Сердце человечье!
Припев.
Люди, человеки,
Страны и народы!
Мы теперь навечно
Должники природы.
Надо с этим долгом
Как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья
Раненая птица!
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля!
Не земля!
-Да, вы правы. Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы - без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листвы? Всё это щедро дарит людям мать-природа и не просит взамен никакой платы, только от нас ждёт бережного отношения к себе.
- К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы нам сказать.
Предлагаю провести суд.
Судья.
- В чём причина образования озоновых дыр?
Выступление, обвинителя «Воздух». (Слайд 10)
-За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра - над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся - над Арктикой, Европой. Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. (Слайды 11, 12, 13, 14)
Кислород. Его становится на Земле всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов чёрной и химической промышленности, котельных, транспорта?
Судья. Какие меры необходимо предпринимать, чтобы воздух стал чище?
(Высказывания детей.)
-Очистительные сооружения; посадка зелени; предприятия замкнутого производства; двигатели на газе, на солнечных батарейках; электростанции, использующие источники энергии - солнечную энергию, ветер, приливно-отливные волны и т.; д.
Выступления обвинителя «Вода».
-Ребята, почему медики все чаще запрещают нам купаться в речках, отчего погибают рыба и другие животные в морях и океанах:
(Высказывания детей.)
Обвинитель: (Слайды: 15, 16, 17, 18)-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. (Слайд 19) Озеро Байкал, который содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, в результате работы целлюлозно-бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться. уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газов и дыма - в 2 раза.
Обвинитель: А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тыс. видов растений. А без растений нет жизни многим видам насекомых.
Учитель: Предлагаю вам решить экологические задач. Каждой группе я даю задачу. (Решение экологических задач. Готовые решения представляют ребята. Делают свои выводы).
Ученик.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьёзным и грозным он был -
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его не известно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисунку найду.
Узнаю, где водится, как он живёт,
Зачем ему крылья, и что он жуёт.
И будут страницы, как травы шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
И всем расскажу про жука моего,
Как славно, что я не обидел его.
Заключение судьи.
- Итак, выслушав обвинителей, мы установили, что 2500 видов высших растений планеты на грани уничтожения. В состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся Москва, Санкт-Петербург, Среднее Поволжье, промышленная зона Урала. Загрязнены Чёрное море, Азовское море, вода в бассейне Волги и Каспийское море. На озере Байкал кризисная ситуация. Люди виновны в нарушении многих статей Конституции. Конечно, мы не можем всех людей взять под стражу и наложить на них штрафы. Человечество само себя наказывает. Поэтому выносим решение - пусть люди исправят то, что ещё можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное чистое небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться со своими собратьями.
Учитель :
- Сейчас я прошу вас поработать группах и на листочках нарисовать знаки, которые отразят то, что реально в ваших силах сделать для изменения сложившейся ситуации. Как нам жить дальше в согласии с природой? На работу вам 5-7 минут .По окончании работы каждая группа ознакомит со своим решением весь класс. В классе по итогам мы оформим выставку.
Ученик.
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу - прислушайся ко мне:
Не убей последнего тюленя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди!
Итог урока.
Дополнительный материал
(экологические задачи).
1. Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько потребуется для дыхания трёх человек в течение этого же времени. Какое количество деревьев могут удовлетворить потребность в кислороде в течение суток всех учащихся вашего класса?
2. Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. В школе вам предстоит учиться 11 лет. Если каждый год вы будете бросать в лесу, на реке бумагу, обёртки, газету, пакеты, сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?
3. Зелёные насаждения с 1 га земли за 1 час поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько кг углекислого газа поглощают растения с 1 га земли за световой день — 12 часов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-12182-1607254265.jpg)
статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"
Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/28/picture-37616.jpg)
Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.
В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-51487-1378486394.jpg)
«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов
Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям экологии, биологии, воспитателям детского сада, занимающихся ...
«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-143381-1520179117.jpg)
Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса
Игра – путешествие на экологическом поезде для 4 классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-240025-1380481136.jpg)
Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.
Занятие проводится с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...