Главные вкладки

    Методическая разработка ( класс) на тему:
    Программа "Я - маленький гражданин России"

    Кожина Наталья Ивановна

     

     Программа “Я – маленький  гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

    Программа “Я – маленький гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

    Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

    Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Ординская средняя общеобразовательная школа»

     

                                                                                       

                                                                                     

    Программа внеурочной деятельности

    «Я - маленький гражданин России»

    (направление: духовно-нравственное)

    Срок реализации –4 года

    1 – 4 класс

    Составила:

    учитель начальных классов

    Кожина Наталья Ивановна                            

                                             


    Пояснительная записка

    В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
    На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. 

    Актуальность. В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

    Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

         Программа “Я – маленький  гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

    Программа “Я – маленький гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

    Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

    Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

    Программа “Я –  маленький гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

    Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

    Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

    - создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

    - формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

    - утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

    - развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

    - воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

    - повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

    Формы организации внеурочной деятельности

    Форма организации работы по программе – коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Программа “Я – маленький  гражданин России” используется с 1-4 классы и рассчитана на 1 час в неделю. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

    1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;

    2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;

    3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;

    1. ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
    1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

    Задачи:

    - формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

    - формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

    - воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

    - формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

    Предполагаемый результат деятельности:

    Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

    Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте».

    1. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

    Задачи:

    -формировать уважение к членам семьи;

    -воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

    -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

    Предполагаемый результат деятельности:

    - сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

    - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

    - сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
    Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая».

    3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

    Задачи:

    - воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

    Предполагаемый результат деятельности:

    Умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

    Мероприятия: экскурсии в музеи,   беседы об искусстве, организация выставок детского творчества и фотовыставок, разучивание русских народных песен, танцев.

    4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

    Задачи:

    - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

    - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

    - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

    - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

    - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

    Предполагаемый результат деятельности:

    Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

    Мероприятия: экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости».  

    5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

    Задачи:

    - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

    - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

    Предполагаемый результат деятельности:

    Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

    Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в  школьный музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.

    6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

    Задачи:

    -воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

    -формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

    Предполагаемый результат деятельности:

    Обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

    Мероприятия:  игра «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима»,  «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

    Методы и приемы: 

    • диалоги; элементы дискуссий
    • игры-практикумы;
    • проблемные ситуации;
    • сюжетно-ролевые игры;
    • конкурсы, викторины;
    • беседы.

     Формы проведения 

    • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
    • экскурсия, поход
    • практическое занятие, викторина
    • встречи с участниками исторических событий

    Ценностные установки:  

    Любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; родная земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

    Планируемые результаты:

    Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
    Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

    Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

    Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

    У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

    Личностные результаты:

    –осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

    –осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

    –уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

    –уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

    –способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

    Метапредметные результаты:

    –способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

    –умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

    –освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

    –способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

    –приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

    –совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

    Предметные результаты:

    –усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

    –владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

    –владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

    –овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

    –знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

    Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания (определяется  применением методов сравнительного анализа, анализа результатов деятельности, наблюдения, анкетирования.)

    Высокий уровень:

     -у учащихся сформирована устойчивость внутренней позиции школьника;  

    -опираясь на свой собственный опыт умение оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие;

    -проявление толерантности по отношению к окружающим людям и событиям;

    -умение адаптироваться и быстро ориентировать в незнакомой ситуации;

    -высокая познавательная активность, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая.

    Средний уровень :

    -относительная  устойчивость внутренней позиции школьника; -опираясь на свой собственный опыт школьник затрудняется оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие;

    -частичная  сформированность терпимости и гуманистического отношения к окружающим людям и событиям;

    -трудности в адаптации к новым условиям;

    -мотивация внешняя, школа привлекает больше внеучебными сторонами, низкая познавательная активность.

    Низкий уровень:

     -неустойчивость внутренней позиции школьника;

    -опираясь на свой собственный опыт, не умеет оценивать предложенные ситуации как плохие или хорошие.

    - интересы детей и педагогов совпадают лишь частично, взаимоотношения детей в коллективе неустойчивые, не имеют существенных основ для укрепления;

     -низкая учебная мотивация, нежелание получать знания.

    Система контроля и оценки достижения планируемых результатов.

    С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

    Формы и средства контроля:

    •  диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;

    •  анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С. Прутченков);

    • методика: тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева);

    •  изучение самооценки личности младшего школьника;

    • методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);

    • проектная методика «Автопортрет»;

    • конкурс рисунков «Я и мой класс»;

    •изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

    • социометрия;

    • определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степанова;

    • методики «Пословицы» (С.М. Петрова), «Наши отношения» (Л.М. Фридман);

     • диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).

    В результате реализации программы ожидается:

    • развитие творческих способностей;

    • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

    • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

    •  осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

    Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

    Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

    •  доброжелательный;

    •  порядочный;

    • самодисциплинированный;

    •  уверенный;

    • терпимый (толерантный);

    • самостоятельный;

    • ответственный;

    • целеустремленный (особенно к знаниям);

    • внимательный к сверстникам;

    • аккуратный;

    • уважительный;

    •  любящий;

    • интеллектуальный;

    • здоровый;

    • общительный;

    • любознательный;

    •сопереживающий;

    • воспитанный;

    • трудолюбивый;

    • открытый;

    •  активный.


    Содержание программы:

    1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)

     1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.

    Я, ты, мы. Мой сосед по парте.  Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек.

    2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.

    Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

    Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

    Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

     3. «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству.

    Дары природы. Мисс осени. История моего посёлка. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.

    Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

      4. «Я и школа» (8 часов). Формирование гражданского отношения к школе.

    Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе.

    Законы жизни в классе. Школа вежливости.  Десант чистоты и порядка.

     Самый красивый школьный двор

    Экскурсии по школе, по школьному саду Акции.

    5.«Я и мое Отечество» (6 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.

    Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.

    С чего начинается Родина?

    Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

    6.«Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к планете Земля.

    Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки.

     В гости к зеленой аптеке.

    Конкурсы рисунков.Экскурсии, экологические акции.

    2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

    1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

    Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

    Сбор игр.

    2.  «Я и семья» (5 часов).Формирование гражданского отношения к своей семье.

    Я помощник в своей семье.  Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья.

     Конкурсы рисунков, сочинений.

    3. «Я и культура» (4 часа). Формирование отношения к искусству.

    Родной край в древности. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.

     Экскурсии в музеи, вернисажи.

    4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе.

    Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс.

    Школьная символика (гимн, герб, флаг).  По каким правилам мы живем в школе?

    Десант чистоты и порядка.

    Конкурсы сочинений. Трудовой десант.

    5.«Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к

    Отечеству.

    Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

     Мы и наши права.Мой любимый город.  

    О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки.

     Открытка ветерану.

    Конкурсы рисунков, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

    6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.

    Осень в родном  городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города.

    День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.

    Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

    3-й класс «Россия - Родина моя» (34 часа)

    1.«Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.

    Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден?

    2.«Я и семья» (8 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.

     Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки.

    Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений.

    3.«Я и культура» (3 часа). Формирование отношения к искусству.

    Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Богатыри земли Русской. Новогодние зарисовки.

    Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Экскурсия в   библиотеку.        

    4.«Я и школа» (6 часов). Формирование гражданского отношения к школе.

    Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. По каким правилам мы живем. Наша школа в будущем.

    Мастерская по изготовлению сувениров. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок.

    5. «Я и мое Отечество» (9 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.

     Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

     Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков.. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

    6.«Я и планета» (4 часа). Формирование гражданского отношения к планете Земля.

    Животные из Красной книги. Животные-рекордсмены. Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.

    Акции. Конкурсы сочинений, рисунков..

    4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)

    1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.

    Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо».  Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

    2. «Я и семья» (5 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.

     Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

    Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.

    3.«Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству.

    Знаменитые писатели и поэты. О красоте, моде и хорошем вкусе.

    Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

    Конкурс на лучший рецепт блинов.

    4.«Я и школа» (4 часа). Формирование гражданского отношения к школе.

    Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

     Конкурсы рисунков, сочинений.

    5.«Я и мое Отечество» (10 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.

     Мини-проекты, презентации Оформление альбома. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

    6.«Я и планета» (6 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.

     В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

    Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

    Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

                                                   

    Календарно-тематическое планирование

    1-й класс «Маленькие Россияне» (33 часа)

    Тема по программе. Тема и номер урока

    Всего

    Теория

    Практика

    Дата проведения

    1 . Праздник первого звонка

    1

    1

    2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе

    1

    1

    3. Моя семья - моя радость

    1

    1

    4. Правила поведения в школе. Урок-игра

    1

    1

    5. Экскурсия по школьному саду

    1

    1

    6. Я, ты, мы. Игра

    1

    1

    7. Кто что любит делать. Конкурс викторина

    1

    1

    8.У природы нет плохой погоды… Экскурсия в лес

    1

    1

    9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала

    1

    1

    10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

    1

    1

    11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков

    1

    1

    12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием

    1

    1

    13. История моего села. Экскурсия в музей

    1

    1

    14. Светофор -наш друг. Встреча с сотрудниками ГАИ

    1

    1

    15. Законы жизни в классе. Урок-игра

    1

    1

    16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия

    1

    1

    1 7. Фотографии из семейного альбома. Презентация

    1

    1

    18. Школа вежливости. Беседа

    1

    1

    19. Маленькая страна. Экологическая акция

    1

    1

    20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков

    1

    1

    21. Они защищают Родину.  Конкурс стихов

    1

    1

    22. Загляните в мамины таза. Праздник

    1

    1

    23. Встречаем Масленицу

    1

    1

    24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли

    1

    1

    25. Слушаем сказки моей бабушки

    1

    1

    26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина

    1

    1

    27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен

    1

    1

    28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу

    1

    1

    29. Мои родные - защитники Родины.  Проект

    1

    1

    30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества

    1

    1

    31. Десант чистоты и порядка

    1

    1

    32. Самый красивый школьный двор. Акция

    1

    1

    33. С чего начинается Родина? КВН

    1

    1

    2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

    Тема по программе. Тема и номер урока

    Всего

    Теория

    Практика

    Дата проведения

     1.  Урок Мира

    1

    1

     2. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг)

    1

    1

     3.Обязанности ученика в школе. Беседа

    1

    1

     4.Осень в родном селе.  Фотоконкурс

    1

    1

    1

    5.Подумай о других. Беседа с элементами игры

    1

    6.Я- ученик. Беседа с творческим заданием

    1

    7. Родной край в древности. Экскурсия в музей

    1

    1

    8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры

    1

    1

    9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений

    1

    1

    10. Мой портфель. Игра-экспромт

    1

    1

    11. Моя любимая мамочка. Презентация

    1

    1

    12. Школьная символика. Символика класса (гимн, герб, флаг)

    1

    1

    13. Мое село.  Экскурсия

    1

    1

    14.Проект «С чего начинается Родина»

    1

    1

    15. О чем шепчут названия улиц родного  села. Конкурс рисунков

    1

    1

    16. «Спички-это не игрушки» встреча с  сотрудниками МЧС

    1

    1

    17. Экология нашего села. Беседа

    1

    1

    18.Столовая для птиц.  Вывешивание кормушек

    1

    1

    19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры

    1

    1

    20. Мы и наши права. Встреча с сотрудниками полиции

    1

    1

    21. Акция «Батарейка»

    1

    1

    22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений

    1

    1

    23. Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование

    1

    1

    24. По каким правилам мы живем в школе? Игра

    1

    1

    25. Широкая Масленица. Игра

    1

    1

    26. В здоровом теле-здоровы дух.

    1

    1

    27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие

    1

    1

    28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие

    1

    1

    29. День птиц. Выставка рисунков

    1

    1

    30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей

    1

    1

    31 . Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества

    1

    1

    32. Открытка ветерану. Акция

    1

    1

    33. «Книга Славы» Проект

    1

    1

    1

    34. Знай и люби свой край. Викторина

    1

    1

    3-й класс «Россия - Родина моя» (34часа)

    Тема по программе. Тема и номер урока

    Всего

    Теория

    Практика

    Дата проведения

    1. Кому нужна моя помощь? Беседа с творческим заданием.

    1

    1

    2.Кто что любит и умеет делать. Викторина.

    1

    1

    3.Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

    1

    1

    4.Для чего я рожден?

    1

    1

    5.Откуда я родом.

    1

    6.Почему меня так назвали. Презентация.

    1

    1

    7.Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

    1

    1

    8.Моя семья - моя радость.

    1

    1

    9.У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок.

    1

    1

    10.Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро!

    1

    1

    11.Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

    1

    1

    12.Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов.

    1

    1

    13.Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука. Викторина.

    1

    1

    14.Богатыри земли Русской. Экскурсия в библиотеку.

    1

    1

    15.Новогодние зарисовки. Конкурс газет.

    1

    1

    16.Мой класс - моя семья. Беседа.

    1

    1

    17.Мои права и обязанности. Беседа о школьном уставе.

    1

    1

    18.Ты и твои друзья. Игра.

    1

    1

    19.Каков я в школе? Сценки из школьной жизни.

    1

    1

    20.По каким правилам мы живем. Игра.

    1

    1

    21. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений, проектов.

    1

    1

    22.Знакомства с символами Российского государства.

    1

    1

    23.Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Путешествие по страницам журналов.

    1

    1

    24.Флаги России. Беседа с творческим заданием.

    1

    1

    25.Мой Пермский край.  Конкурс рисунков, проектов.

    1

    1

    26.Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

    1

    1

    27.Как вести себя при пожаре?

    1

    1

    28.История Отечества. Аукцион знаний.

    1

    1

    29. Экскурсия в в музей «Зал боевой Славы»

    1

    1

    30.Честь имею. Вам, защитники Отечества! Игровая программа.

    1

    1

    31.Животные из Красной книги. Доклады.

    1

    1

    32.Животные-рекордсмены. Просмотр видеофильмов.

    1

    1

    33.Чем живет планета Земля? КВН.

    1

    1

    34.Судьба Земли - наша судьба.

    1

    1

    4-й класс «Я - гражданин России» (34 часа)

    Тема по программе. Тема и номер урока

    Всего

    Теория

    Практика

    Дата проведения

    1. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием

    1

    1

    2. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры

    1

    1

    3. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра-упражнение

    1

    1

    4. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.

    1

    1

    5. Панорама добрых дел.

    1

    1

    6. Забота о родителях - дело совести каждого.

    1

    1

    7. Я и моя семья. Фотовыставка

    1

    1

    8. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов

    1

    1

    9. Игры с младшим братом (сестрой)

    1

    1

    10. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина

    1

    1

    11. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут

    1

    1

    12. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов

    1

    1

    13 . Как встречают Новый год в разных странах.

     Игра-путешествие

    1

    1

    14. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов

    1

    1

    15. Я и мой класс. Конкурс рисунков

    1

    1

    16. Мой лучший школьный друг. Письмо другу

    1

    1

    17. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов

    1

    1

    18. Зачем нужно учиться в школе. Диспут

    1

    1

    19.  Поговорим о толерантности

    1

    1

    20. Символика России. Символы нашего края.

    1

    1

    21. Государственный праздник - День Согласия и примирения

    1

    1

    22. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети»

    1

    1

    23. Основной закон жизни нашего государства. Беседа

    1

    1

    24. Я - гражданин России. Игра-викторина

    1

    1

    25. Герои России. Сообщения учащихся

    1

    1

    26. Есть такая профессия - Родину защищать.

    Конкурсная познавательная программа

    1

    1

    27. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества

    1

    1

    28. Мой прадед -герой. Оформление альбома

    1

    1

    29. В ответе за тех, кого приучили.  Проект

    1

    1

    30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек

    1

    1

    31. Знаешь ли ты страны мира? Викторина

    1

    1

    32 . Семь чудес света. Просмотр видеоролика

    1

    1

    33. Я - житель планеты Земля. Круглый стол

    1

    1

    34. Берегите природу. Конкурс экологических сказок

    1

    1


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

    2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

    3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

    4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

    5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

    6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 2010. - 221с.

    7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.   

    8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

    9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

    10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
    [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Я - маленький гражданин России"

    Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

    Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

      Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

    Рабочая программа "Я гражданин России"

    План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...

    Авторская программа "Я - гражданин России"

    Программа для учителей начальных классов по военно-патриотческому и гражданскому воспитанию учащихся....

    Я - маленький гражданин России

    Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости - это национальная гордость. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою зем...

    Программа Я- гражданин России

    Подпрограмма воспитания школьников с 1 по 4 класс  "От возможностей каждого-к успешному классному коллективу"...