Я - ребёнок. Я - имею право.
классный час ( класс) на тему

Локтионова Светлана Николаевна

"Я – ребёнок. Я имею право "

Цели:

  • познакомить обучающихся с Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • воспитывать уважение к правам других людей;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции.

Форма: беседа с элементами игры.

Подготовительный этап:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_rebyonok_.ya_imeyu_pravo.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Я – ребёнок. Я имею право "

Цели: 

  • познакомить обучающихся с Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • воспитывать уважение к правам других людей;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции.

Форма: беседа с элементами игры.

Подготовительный этап: 

  • подготовить презентацию;ролики.
  • Подготовить текст Конвенции о правах ребенка;
  • Плакат “Наши права”.

Ход мероприятия

Слово учителя:

- Добрый день, дорогие друзья! Ребята, вы уже знаете, что 20 ноября – это всемирный день прав ребенка. Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о вас, о детях, как о равноправных членах общества. Ваши права с самого рождения закреплены в международных и отечественных правовых актах.

- Какие из них вам известны? (Конвенция о правах ребенка, Женевская декларация прав ребенка)

           Конвенция - международное соглашение, как правило , по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

О детях заботятся многочисленные общественные  и государственные организации. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50миллионов человек, было разрушено множество городов, деревень, сел. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них страдают дети. Да и мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучие, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи. Сегодня познакомимся с некоторыми из них.

Женя Лысоченко: 

Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас?

Да, это Конвенция о правах ребёнка, которая призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

Даша: 

Очень много стран на свете - это знает каждый.

Кто, скажите, в этих странах самый - самый важный?

Не спешите. Не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много - выбирайте, там король, а здесь - президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны - ребенок!

Кем  он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его - право на надежду!

                     Презентация «Приключения Маленького Человека»

Большие люди удивительно безграмотны, - подумал Маленький Человек.

– Надо это исправить.

И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:

Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.

Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

– Глупость какая-то написана, - заявил один Большой гражданин.

– Люди не могут рождаться равными. Я, например. Когда родился, весил 4кг 500г, а мой сосед всего 3кг 100г, а вы?..

– Послушайте! – сказал Маленький Человек.

Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.

Как вы понимаете смысл плаката? Что вы возразите Маленькому Человеку?

– Действительно, все люди обладают правами независимо от пола, цвета кожи, национальности и т.д. Существуют документы, в которых обозначены эти права

(работа со слайдом “Основные документы о правах человека”).

Документ, о котором мы с вами сегодня говорим – это Конвенция о правах ребенка.

Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.

В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей.

Почему же был принят специальный документ, защищающий права ребенка? Очевидно, потому, что дети имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите. Наше государство также приняло на себя обязательства выполнять Конвенцию о правах ребенка.

В Конвенции говорится, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому мы с вами начинаем изучать права ребенка, т.е. ваши права.

Учитель называет основные права детей и работает со слайдами презентации: 

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на гражданство
  • Право на защиту жизни, чести и достоинства
  • Право свободно выражать свое мнение
  • Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

Сегодня мы с вами говорим об основных правах ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: "А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

( до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет; до 21 года. Как видите, голоса разделились.)

 В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН  ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Видеоролик «Права ребёнка»

А теперь некоторые цифры нашего времени:

  • Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть  полноценного будущего.

                                               Социальный видеоролик

- Ребята. Мы должны брать пример с того парня, который протянул руку помощи бездомному мальчику, мы не должны быть равнодушными к чужой беде – это наша обязанность. Зная права, не надо забывать и об обязанностях.

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

 Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА «Права наоборот»

Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка. Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка. Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

- Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Песня «Мы – маленькие дети, нам хочется гулять»

- Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования.

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

– Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: "я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

Видеоролик «Декларация»

Можно организовать обмен мнениями обучающихся по вопросам:

  • Какими правами вы пользуетесь?
  • Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
  • А приходилось ли вам нарушать права других людей?

Ребятам раздаются памятки “Мои права”

- А  сейчас  мы проведем викторину. Ваша задача в диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьях Декларации прав человека.

1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино:.. (Не имеешь права лишать меня имущества)

2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:..
(Не имеешь права посягать на мою жизнь)
3. Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына». Дюймовочка:...
(Не имеешь права нарушать мое право на свободный брак)

4. Волк: «Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята:...
(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно)

5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:...
(Не имеешь права посягать на мою свободу)

6. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица: ...
(Не имеешь права лишать его жизни)

Выступление детей:

Даша. Все лучшее, что в человеке есть:  

Его права и жизнь его, и честь.

Я жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!                  

Женя. Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.            

Анжела. А если причинят  мне  вред,  урон,

Поможет Конституция, Закон.

 Перед законом , совестью равны

Живут народы не одной страны.

Карина. Могу  я погостить  за рубежом,

Потом  вернуться в свой  любимый дом

Свободу мысли , слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею

Вася. А  подрасту – поможет  мне держава

Работу  выбрать  я  имею право.

Ну, а  пока  я – ученик:

Учу уроки  и  подаю  дневник.

Дамир. Досугу - час,

 А школе – все внимание.

Использую я право

На образование

Люда  Имеем право мы  иметь права,

Но ведь моралью люди связаны

Поэтому чтобы достойно  жить,

Мы очень многое обязаны.

Вика. Права всем детям надо знать,  

Не  только знать и соблюдать,

Тогда  легко вам будет жить,

Играть, дружить  и  не  тужить!    ( Звучит песня « Как  права  ребятам  знать?»)

Дети поют под караоке песню о правах на мотив «Учат в школе»

Учитель: Будь ты слабым ли сильным

Белым, черным – все равно!

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано!

На этом наше мероприятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имею право на права!"

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка....

Праздник "Я - ребёнок и я имею права"

Внеклассное мероприятие, цель которого: познакомить детей со Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией прав ребенка. В мероприятии использованы статьи Конституции Российской Федерации. Пре...

Игра-викторина по правовой культуре "Я ребёнок, Я имею право".

Цель: Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина....

Я - ребёнок, я имею право. (Конвенция о правах ребёнка)

Я - ребёнок, я имею право. (Конвенция о правах ребёнка)....

внеклассное мероприятие по правовой культуре "Я - ребёнок, я имею право"

Внеклассное мероприятие по правовой культуре для учащихся начальной школы...

Я-ребёнок,имею право.

Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка.Формировать понимание того,что права принадлежат детям,они неотъемлимы и неделимы...

Классный час: "Я ребёнок и я имею право".

20 ноября в 1 классе был проведён классный час: "Я ребёнок и я имею право".Цель занятия: ознакомление обучающихся с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребёнка.Задачи: познакомить...