Родительское собрание в форме коучингового подхода
статья на тему

Никитченко Анжелика Леоновна

Первое собрание, но уже в формате коучингового подхода строилось по следующему алгоритму:

·        знакомство родителей с основными понятиями, техниками и инструментами коучинга и широким спектром применения;

·        сравнительный анализ аудиозаписей с примерами,  решения проблемной ситуации в коуч-диалоге;

·        демонстрации помогли осознать важность открытых вопросов;

·        5 принципов Милтона Эриксона;

·        мониторинг обратной связи;

·        и создание клуба «Позитивное родительство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_forme_kouchingovogo_podhoda.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Установочное родительское собрание

«Поддерживающая среда для родителей. Принципы позитивного родительства»

Учитель начальных классов,

профессиональный коуч,

Никитченко Анжелика Леоновна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 5

 г. Красного Сулина

Основной целью и задачей было познакомить родителей с понятием «коучинг» и его влиянием на взаимодействие между учителем-родителем-учеником

Итогом этого родительского собрания было создание клуба «Позитивное родительство», на базе нашего образовательного учреждения и именно на базе нашего класса, причем сразу были обозначены ключевые направления коучинга в рамках работы этого клуба- это обучение коучинговому подходу в общении с детьми и погружение в практическое освоение принципов и навыков коучинга.

И так первое собрание, но уже в формате коучингового подхода строилось по следующему алгоритму:

  • знакомство родителей с основными понятиями, техниками и инструментами коучинга и широким спектром применения;
  • сравнительный анализ аудиозаписей с примерами,  решения проблемной ситуации в коуч-диалоге;
  • демонстрации помогли осознать важность открытых вопросов;
  • 5 принципов Милтона Эриксона;
  • мониторинг обратной связи;
  • и создание клуба «Позитивное родительство».

Которое, по сути, по итогам обратной связи было некой такой формой, которая инициирована была родителями, потому, что они изъявили желание учиться этому новому подходу. И хотим мы того или нет, но дети меняются и растут, вопреки желаниям родителей. А задача родителей находиться рядом в самые сенситивные периоды их жизни и оказать максимальную помощь в становлении личностного роста.

 Я все еще обращаюсь в книге Натальи Сусловой, где очень подробно расписано и представлено как работать, но темнемение, в рамках работы этого родительского собрания данные принципы помогли родителям наметить то, чего они хотят на самом деле от детей которые идут в 1 класс.  

    Была работа в группах, где родители создали символ для ребенка и «Поддерживающую среду».

В рамках работы индивидуальных коуч- сессий, когда речь шла о том, чего хотят родители, вдруг прояснилось, что они сами могут сделать.

И вот он новый учебный год, вдохновленные дети, вдохновленные родители в ожидании чего-то необыкновенного, но привыкшие при этом, что каждый год, каждый раз родительское собрание это:

 –тема заданная учителем,

- советы,

- подсказки, как воспитывать детей,

- просто информация.

-И потом, что же происходит?

-Какие изменения происходят с вашими детьми, и что вы можете сделать?  

Первая встреча в клубе «Позитивное родительство» была посвящена теме «Развитие родительской компетенции».

Целью встречи было определить круг тем, форм работы так, чтобы это было интересно и важно для каждого родителя, а не навязано учителями и получить осознанность.

-Что было особенного в рамках этой встречи?

•        во-первых,  работу осуществляли профессиональные коучи;

•        весь формат общения строился на открытых вопросах;

•         и само родительское собрание выстраивалось очень логично от создания раппорта, до этапа благодарности, показывая возможность позитивного общения вообще.

Первое, что было предложено родителям -это заполнить лист ожидания.

Понятна обеспокоенность родителей тогда, когда вы только-только привели детей в 1 класс. Когда это начало новой деятельности. И естественно, что такие же вопросы возникают и у родителей первоклассников повсеместно, не только в моем классе, не только в нашей школе, не только в нашем городе – это некие такие общие вопросы, которые характерны для всех мам и пап которые обеспокоены насколько успешно, эффективно будут обучаться дети в школе.  

Так насколько родители ощущают переходные изменения с детьми? Родителям предстояла интересная работа в группах, где им было предложено посмотреть, проследить из тех формулировок, которые были даны

–Что они видят на сегодняшний день в своих детях?

-Какие изменения происходят?

И потом соотнести соответствуют ли эти изменения возрасту дошкольника или же это характерно для младшего школьника. Следует отметить, что в результате данной работы результаты были следующими, т.е. родители отметили и черты присущие еще дошкольнику, и черты присущие уже младшему школьнику. При всем, при том, что на самом деле уже преобладали те качества, которыми обладает младший школьник. И в этом как раз-то  и заключается та трудность, что это тот самый адаптационный период, то самое начало, когда у ребенка начинает складываться познавательная сфера. Соответственно развиваются все те способности, которые характерны для младшего школьного возраста.

Если говорить о том, что родитель должен осознать, что же происходит с ребенком на сегодняшний день, то перед родителями визуально выстроилась  пирамида логических уровней, где вся работа проведенная с психологом и в группах, относительно тех изменений которые происходят, помещена в пирамиде, где на уровне окружения было видно,

•        что это изменение социальных контактов,

•        что ребенок становится личностью уже социальной и если раньше для него были авторитетом только мама и папа, бабушка и дедушка, то сегодня появляются учитель, значимое лицо, сегодня появляются одноклассники,

•        появляется новый вид деятельности, это учебная деятельность, хотя остается и игра, которая переходит из дошкольного возраста, но при этом идет мощное развитие познавательной сферы

•        и здесь же появляется такое понятие как обучаемость.

Поскольку это только начало, это вот первая ступенечка перехода в младший школьный возраст и принятие тех изменений, которые происходят в это время, то соответственно и огромная работа родителей и учителей должна быть по созданию поддержки, поддержки сопровождения детей в этих процессах. Естественно это важно к адаптации к новым условиям и что очень ценно, работая по пирамиде логических уровней, когда мы заканчивали эту встречу, то еще раз вернувшись и проговорив все, что было важного и ценного в этой работе, мы предложили родителям определить, кем они себя ощущают? Вот казалось бы, то, что свойственно детям, точно также свойственно и родителям.

Интересная работа была предложена родителям в рамках планирования работы наших встреч и здесь мы использовали колесо развития, которое будет работать в течении всего учебного года.

-Почему?

Ну, во-первых-родителям были предложены темы на выбор, было предложено много тем из которых они должны были выбрать только те темы, которые для них были более важными и значимыми в данный период.  Таким образом получилось колесо развития родительской компетенции, которое будет работать целый год . Где естественно, работая по колесу развития, работая со шкалой от 1 до 10 и формируя поддерживающую среду родители будут соответственно обучаться и инструментам коучинга, и уже сами будут выстраивать свою работу по формированию поддерживающей среды в этом направлении.

Что здесь хочется отметить, что оказывается, для родителей было важно,  что они самостоятельно спланировали эту работу, а соответственно:

•желание участвовать в этой работе;

•ответственность за успех в этой работе  ложиться на плечи самих родителей.

Поскольку у нас была проведена заранее интересная работа с детьми, которая в дальнейшем была сюрпризом для родителей, то родители могли поработать  в группах , где как раз таки взаимодействуя друг с другом, они создавали поддерживающую среду для своих малышей по развитию таких качеств, как любовь, самостоятельность, успешность, познание, уверенность.

Ценным было то, что родители переосмыслили свои взгляды на воспитание, выявили огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка, осознали важность качественного внимания, это помогло разобраться в себе и расставить приоритеты в своей жизни, жизни родителя.

Родители могли  увидеть, насколько совпадают интересы детей и их собственные.

И насколько важно было родителям услышать этот результат из ответов детей.

И о чудо, а ожидания то, совпадают. Детям не нужны  подарки, деньги и другие материальные ценности, а им нужна любовь, поддержка, понимание, возможность чувствовать себя нужным и т.д.

В чем же здесь ценность?

Родители открыли для себя множество положительных качеств своих детей.

Итогом родительского собрания была благодарность.

Такое подведение итогов позволило родителям уйти с приобретённым опытом работы в новом формате, с массой открытых вопросов на которые они еще долго-долго будут отвечать,  с некой такой поддерживающей средой для них самих.

Каждый из них получил звезду с высказыванием, которое будет сопровождать их в течении всего года в развитии их родительской компетенции.

Естественно,         что вся эта огромная работа,  которая была выделена на инд. коуч-сессии, все то время на большую подготовку встреч в этом клубе, та энергия, которая мощным потоком лилась из каждого родителя желающих поддерживать и создавать эту поддержку для своих детей -это все ради самого главного,         ради наших детей, которые не хотят слушать чьих-то советов, потому, что на все есть свое мнение.

А как мы поддержим уникальный потенциал каждого ребенка, ведь каждый из них уникален,  который, только с нашей поддержкой может раскрыться.  

И тогда наша роль заключается только в том, что мы являемся учителем,  родителем,   коучем,  которые помогают ребенку сочинить свою мелодию.

И становиться композитором своей собственной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме педмастерской

       В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы и семьи, все чаще проявляется отчуждение родителей от школы. Повседневные заботы, связан...

Родительское собрание "Игровые формы и методы развития познавательных способностей у учащихся 3-го класса"

Родительское собрание "Игровые формы и методы развития познавательных способностей у учащихся 3-го класса" Цель урока: развитие познавательных способностей учащихся 3 класса.Психолого-педагогически за...

Нетрадиционное родительское собрание в форме «Подумаем вместе»

«Адаптация ребенка припереходе со ступени начальногообразования на основную» 5 класс...

Родительское собрание в форме Дня открытых дверей в классе.

          День открытых дверей является важной формой работы с родителями. Данное мероприятие позволяет родителям проникнуть в любой уголок школы, увидеть своего ребенк...

Родительское собрание в форме "круглого стола"«Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера». Акцентировать внимание на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополуч...

Родительские собрания. Новые формы взаимодействия.

В разработке содержится выступление педагога на РМО по теме "Новые формы взаимодействия семьи и школы"...

Родительское собрание в форме коучингового подхода

«Поддерживающая среда для родителей. Принципы позитивного родительства»Первое собрание, но уже в формате коучингового подхода строилось по следующему алгоритму:·...