Урок доброты во 2 классе
план-конспект на тему

Фролова Наталья Павловна

Цели урока Доброты.

Воспитывать гармонично развитую личность в каждом ребенке. Воспитывать позитивное мышление.Учить размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, способствовать глубокому проживанию темы. Раскрыть смысл понятия "доброта". Убедить детей в исключительной практичности и жизненной необходимости нравственных категорий: Доброта, Любовь, Дружба, Взаимопомощь, Умение прощать. Учить в игровой ситуации и в жизни различать добро и зло, красоту и безобразие, подвиг и предательство. Торжество добра.Развивать творческие возможности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobroty.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок доброты на сказочной Цветочной поляне.

План

1.Начало урока. Психологический настрой детей

2.Сказки.

3.Стихи о доброте

4.Игра "Что в ларце"

5.Работа с пословицами

6.Физкультминутка "Бабочки"

7.Игра с творческим заданием "Цветок доброты"

8.Рефлексия. Доброта в моем сердце.

9.Итог. Песня о доброте. Музыкальный подарок уроку. (Песня кота Леопольда из мультфильма).

Содержание

Дружба и взаимовыручка. Подвиг и предательство. Умение прощать. Торжество Доброты. Доброта в моем сердце.

Цели урока Доброты.

Воспитывать гармонично развитую личность в каждом ребенке. Воспитывать позитивное мышление.Учить размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, способствовать глубокому проживанию темы. Раскрыть смысл понятия "доброта". Убедить детей в исключительной практичности и жизненной необходимости нравственных категорий: Доброта, Любовь, Дружба, Взаимопомощь, Умение прощать. Учить в игровой ситуации и в жизни различать добро и зло, красоту и безобразие, подвиг и предательство. Торжество добра.Развивать творческие возможности детей.

1.Начало урока. Психологический настрой детей на урок.

- Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, своему учителю и нашим гостям хорошего настроения, радости, успехов!

- Садитесь! Мы начинаем урок Доброты. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, что такое доброта, что значит быть добрым?

- Представьте себе, что мы с вами оказались на сказочной Цветочной полянке.

2. Сказки. 1 сказка "Ромашка и Бабочка"

Ромашка: - Здравствуйте! Я - Ромашка! Я расту здесь, на краю Цветочной полянки, одна-одинешенька. Мне скучно. Мне так хочется подружиться с кем-нибудь! (Танцует бабочка).

Ромашка: - Ах, какая чудесная бабочка летит! Она словно танцует. Бабочка! У тебя такие красивые крылья, я очень хочу с тобой подружиться!

Бабочка: - Здравствуй, Ромашка! Я прилетела сюда издалека. Мне тоже одиноко. Я буду часто прилетать к тебе!

Автор: - Бабочка решила поселиться поблизости, чтобы прилетать к Цветку каждый день и рассказывать ему интересные истории о тех местах, где она побывала, делиться новостями. А Ромашка, раскрыв лепестки, радостно встречала свою подругу. Но однажды, когда бабочки не было рядом, по полянке прошла группа мальчиков. Они шли из деревни к реке. Один мальчик отстал, залюбовавшись красивой Ромашкой.

Мальчик: - Прелестный цветок! Сорву-ка я его!

Ромашка: - Мальчик, пожалуйста, не срывайте меня!

Мальчик: Нет, я сорву тебя, ты мне понравилась, Ромашка!

Ромашка: - Мальчик! А, может быть, вместо меня вы поймаете мою подругу - прекрасную Бабочку?

Мальчик: - Бабочку? Ту самую прекрасную бабочку, которая прилетела к нам из далеких стран? Хорошо! Я только схожу домой за сачком.

(Уходит, приходит с сачком).

- Надо спрятаться и подождать Бабочку. А вот и она, кажется, летит. Да, она!

Ромашка: - Бабочка! Лети скорее ко мне! Я давно тебя жду, мне надо тебе что-то сказать!

Автор: - Бабочка радостно прилетела к Цветку и оказалась в сачке! Долго она вырывалась, билась крыльями и, к счастью, ей удалось освободиться и взлететь высоко в небо.

Мальчик: - Вырвалась! Противная бабочка! Улетела! Противный цветок! Вот тебе!

(Ломает цветок, убегает).

Бабочка: Ах! Моя бедная подруга! Это я виновата, это из-за меня тебя сломали. Прости меня! (Плачет).

Беседа 1.

- Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем?

- Как поступила Ромашка по отношению к Бабочке? (некрасиво, безобразно, подставила, предала)

- А, может быть, кто-то считает, что Ромашка поступила правильно, ведь она спасала свою жизнь?

- Хотели бы вы дружить с таким цветком, если были бы бабочкой?

- А поступок Мальчика вам понравился? Каким словом можно назвать его поступок? (добрый? жестокий? безобразный?)

- Как добрый человек относится к природе? (бережно)

Сказка 2. "Ромашка и Птичка".

2 Ромашка: - Не плачь, Бабочка! На нашей полянке живет маленький Гномик - ученик Феи доброты. Возможно, он поможет твоему горю!

Бабочка: - Полечу, разыщу доброго Гномика!

Автор: - На нашей Цветочной полянке выросла еще одна ромашка. Она сразу полюбила свою полянку, травку, цветы.

2 Ромашка: - Что может быть прекраснее неба, солнца! Как прекрасен мир, в котором я живу! Моя Цветочная полянка! Запах травы! Звонкие песни птиц!

Автор: - Но больше всего Цветочек любил встречать солнце, когда рано утором на заре небо раскрашивалось самыми нежными и прекрасными цветами, а потом торжественно и величественно вставало солнце. Казалось, вся природа замирала в ожидании первых лучей. В эту минуту Цветочек тоже замирал, а от переполнявшей его радости ему хотелось петь и взлетать птицей в небо.

Однажды к Цветочку подлетела маленькая Птичка. Она опустилась рядом с ним и залюбовалась его лепестками.

Птичка: - Как ты красива, Ромашка! Как мне приятен аромат твоих лепестков! Можно, я буду прилетать к тебе каждый день?

Ромашка: - Конечно, прилетай! Мы будем вместе любоваться восходом солнца.

Птичка: - Мы будем любоваться голубым небом, белыми облаками. Мы будем дружить.

Автор: - И с этой встречи началась их дружба. Птичка часто пела песни для Цветочка, а в жаркую сухую погоду приносила в клюве воды, чтобы напоить ею своего друга. Им было хорошо вместе, и они были счастливы.

Но однажды, когда Ромашка уже прощалась с Птичкой, которая должна была лететь к себе домой, из-за деревьев вдруг вылетел Ворон. Он стал стремительно приближаться, и Ромашка поняла, что сейчас Ворон схватит Птичку и погубит ее. Сердце ее закричало.

Ромашка: - Я спасу тебя, моя любимая Птичка! Я закрою тебя своими лепестками.

Автор: - И Ромашка спрятала свою подругу, закрыла ее своими лепестками. И Ворон не заметил ее!

Ворон: - Противная птица! Скрылась от меня! Противный цветок! Вот тебе! (Ломает Цветок)

Автор: - Ворон улетел ни с чем: А на земле осталась живая Птичка и сломанный Цветок.

Автор: - Но не унывайте, друзья! Ведь на нашей сказочной полянке живет маленький Гномик, ученик волшебницы - Феи Доброты.

Гномик: - Не плачь, Птичка! Фея Доброты подарила мне волшебную палочку. С ее помощью я могу оживлять цветы. Я оживлю твою замечательную подругу!

Беседа 2. "Гномик оживляет Цветы".

Автор: - Как вы считаете, стоит ли оживлять эту ромашку? Понравилась ли она вам и чем?

- Кто знает, как называется поступок, когда кто-то спасает другого, рискуя своей жизнью, закрывает собой? (самоотверженный поступок, подвиг)

- Это хорошее, доброе качество или плохое?

- Тогда давайте попросим Гномика оживить Ромашку.

(Гномик касается ее палочкой, и Ромашка оживает).

Птичка: - Спасибо, Гномик!

Бабочка: - Гномик, пожалуйста, оживи и мою бедную подругу. Она такая добрая, она любила меня.

Автор: - А как вы думаете, станет ли Гномик оживлять первую Ромашку?

- А как думаешь ты, Гномик?

Гномик: - Фея Доброты учит нас прощать ошибки. Фея разрешила мне оживить первую Ромашку. Она надеется, что Ромашка поймет, как некрасиво она поступила по отношению к Бабочке и исправится!

(Гномик касается ее палочкой, и Ромашка оживает).

1 Ромашка: - Прости меня, подруга! Я больше никогда не обижу тебя! (Берутся за руки).

Мальчик: - Я понял, что совершил жестокий поступок. Прости меня, Бабочка, прости меня, Ромашка! (Цветы согласно кивают).

Гномик: Фея Доброты прощает и тебя, Мальчик! Но ты должен совершить хотя бы один добрый поступок. Только ты сможешь спасти жизнь Цветочка, погибающего под Каменным Гнетом вон на том краю полянки.

Сказка 3. "Освобождение Цветочка".

Мальчик: - Кто там плачет под камнем?

Цветок: - Это я, Цветочек. Освободи меня, Мальчик, отодвинь камень, он давит на меня:   (Мальчик отодвигает камень).

- Спасибо тебе, Мальчик, ты очень добрый, ты освободил меня из-под Каменного Гнета.

Мальчик: - Как же ты попал под камень, Цветочек?

Цветок: - Обманул меня Каменный Гнет. Был я маленьким семенем, осенью искал теплый уголок. Каменный Гнет дал мне приют. Обещал оберегать от холода и жары. А сам задавил меня! А мне так хотелось увидеть Солнышко!

Мальчик (робко): - А ты будешь со мной дружить?

Цветок: - С радостью! (Берутся за руки и уходят).

Беседа 3.

Автор: - О чем эта история? (о дружбе, взаимопомощи, о доброте, о прощении)

- Какая мудрая Фея! Она простила Мальчику его жестокий поступок, он исправился и стал добрее. Фея учит нас всех прощать. Не копить в сердце обиды и злобу. В сердце должна жить Доброта.

3. Стихи о доброте.

1. Добрым быть совсем не просто,

 Не зависит доброта от роста.

 Не зависит доброта от цвета,

 Доброта не пряник, не конфета.

 Если доброта, как солнце, светит,

 Радуются взрослые и дети.        

2. Не стой в стороне равнодушно,

 Когда у кого-то беда.

 Рвануться на выручку нужно

 В любую минуту, всегда.

3. И если кому-то поможет

 Твоя доброта, улыбка твоя,

 Ты счастлив, что день

 Не напрасно был прожит,

 Что годы живешь ты не зря!

4. Я хочу, чтоб все смеялись,

 Чтоб мечты всегда сбывались,

 Чтобы детям снились радостные сны.

 Чтобы утро добрым было,

 Чтобы мама не грустила,

 Чтобы в мире больше не было войны.

 Доброе утро (Н. Красильников)

Придумано кем-то

 Просто и мудро

 При встрече здороваться:

 - Доброе утро!

 - Доброе утро! -

 Солнцу и птицам!

 - Доброе утро! -

 Улыбчивым лицам.

 И каждый становится

 Добрым, доверчивым:

 Пусть доброе утро

 Длится до вечера.

 В доме добрыми делами занята

 Тихо ходит по квартире доброта.

 Утро доброе у нас,

 Добрый день и добрый час,

 Добрый вечер, ночь добра,

 Было доброе вчера.

 И откуда, спросишь ты,

 В доме столько доброты?

 От этой доброты приживаются цветы,

 Зайцы, ежики, птенцы.

 Я тебе отвечу прямо -

 Это Мама, моя мама!

4. Игра "Что в ларце?"

Ученица: А это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем? (Предположения детей: украшения, золотое кольцо:)

Девочка открывает ларец, а в нем ничего нет.

- Нет, нет! Он не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?

Ответы детей: - Это доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность:

- А никто не хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство?

- Нет.

- Очень важно научиться различать Добро и Зло.

Учитель: - Подумайте, что из этих даров вы хотели бы подарить своим родным? Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце?

Я надеюсь, что в конце урока прозвучат ответы на эти вопросы.

5. Работа с пословицами.

- В пословицах потерялись слова. Постарайтесь догадаться. (получившийся вариант:)

Доброе слово и кошке приятно.

Подыми руку да опусти, а сердце скрепи.

И собака старое добро помнит.

Вражда не делает добра.

Добрые дела живут и после смерти.

- Какая пословица тебе особенно понравилась? Почему? Сумеешь объяснить ее смысл?

6. Физкультминутка " Бабочки"

7. Игра с творческим заданием "Ладошка"

Обвести свою ладошку и на каждом пальце написать доброе дело.

Рефлексия. Доброта в моем сердце.

- Наш урок подходит к концу. А сейчас давайте вспомним, о чем мы с вами размышляли на уроке, о чем задумались. За кого из героев мы переживали, чему радовались? Какие из даров Феи Доброты ты хотел бы иметь в своем сердце? Может быть, какого-то качества у тебя нет, или есть, но маловато, но ты обязательно будешь стремиться и обязательно приобретешь это качество.

Итак, что же для тебя означает слово "доброта"? Закройте глазки, поразмышляйте. Как ты представляешь себе Доброту? Доброту в твоей жизни? Доброту* в твоем сердце? Что для тебя значит - быть добрым?

(Дети размышляют, звучит тихая музыка.)

*Толковый словарь: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Вывод: (Говорят дети)

Я никогда не стану ломать цветы, ловить бабочек.

Мне хочется, чтобы в мире не было войны.

Я буду заботиться о других, буду добрей к друзьям.

Не делать зла.

Доставлять радость.

Мне бы хотелось стать сильным, сестренку защищать, сделать что-нибудь хорошее.

9. Заключение.

- На прошлом Уроке Доброты вы обвели на бумаге свои добрые ладошки и пообещали, что своими добрыми руками вы будете делать только добрые дела.

Я надеюсь, что и сегодняшний наш разговор о доброте не пройдет зря. Вы всегда как сегодня на уроке будете учиться размышлять, задумываться над тем или иным поступком, научитесь и в жизни отличать добро и зло. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта - в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли.

- Читаем мудрые слова о Доброте (на доске).

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой…» (Марк Твен)

Музыкальный подарок уроку. Любимая песня кота Леопольда о доброте.

На этом наш урок окончен. Я желаю вам и всем людям, чтобы Доброта всегда жила в ваших сердцах. Чтобы весь мир был наполнен Добротой, Нежностью, Верой, Надеждой, Любовью, Счастьем. Радостью, Улыбками, Благодарностью.

Литература.

"Начало мудрости" 50 уроков о добрых качествах. А.Лопатина, М. Скребцова. Издательство "Амрита - Русь", Москва, 2005 г.

"Философия для детей в сказках и рассказах". Пособие по воспитанию детей в семье и школе. М.А. Андрианов. Издательство "Современное слово", Москва, 2003 г.

"Школа жизни" Ш.А. Амонашвили. Издательство "Дом Шалвы Амонашвили", Москва, 2000 год.

"Школа доброты". Рекомендации и предложения учителям и психологам. Ю.Куклачев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Урок доброты -3 класс"

Классный час  "Урок доброты -3 класс"...

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...

Классный час" Урок доброты". 2 класс.

Классный час "Урок толерантности"....

Урок доброты 2 класс.

Внеклассное мероприятие....

сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"

В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и п...

Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте

Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...