Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Дергунова Ирина Валентиновна

Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС

Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Используемая технология: технология сотрудничества.

Цель: формирование представления о доброте, как важнейшей нравственной ценности.

Планируемый результат: формирование представлений о доброте; умение отличать особенности поведения людей, совершающих добрые поступки; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие личной ответственности за свои поступки; воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей, стремления к доброте.

Личностные УУД: способность к само- и взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, грамотно и логично строить высказывание, понимать речь других, учиться работать в группе, паре, договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя текст, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, схема), развивать умение чтения по ролям.

Основные понятия: «доброта», «бескорыстие», «искренность», «отзывчивость», «щедрость», «внимательность к людям» на уровне формирования представлений.

Формы работы: групповая работа, работа в паре, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ресурсы: рассказы В. Осеевой «Просто старушка», «Печенье», «Хорошее»; экран, проектор, компьютер, с презентацией к уроку, портрет В. А. Осеевой, листы по одному на каждую парту для заполнения схемы «Доброта», аудиозапись песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).

Ход урока:

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)

Задачи этапа: cоздать приятный психологический настрой на работу.

Приём, форма работы: индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Добрый день, ребята.

- Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь, пожелайте успехов друг другу.

- А теперь повторим правила работы на уроке

Приветствуют учителя и одноклассников.

Учащиеся вспоминают правила работы на уроке.

Смотри, слушай → думай → говори → доказывай

II. Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока (8-9 мин)

Задачи этапа: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока.

Приём, форма работы: приём ассоциаций, мозговой штурм, коллективная, индивидуальная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Отгадайте загадки, разгадаете ребус: (Слайд 2)

Зазеленеет даже старый пень,

Услышав приветствие: ...

Растает ледяная глыба

От слова доброго ...

Когда ненароком толкнули в пути,

Мы говорим человеку ...

За всё, что добыто нелёгким трудом,

Нашим родителям низкий …

А если попросим помочь  при усталости

Мы скажем, конечно, людям …

А помогут нам самим,

Скажем мы …

- Кто сообразил, какое слово получится по вертикали? (Слайд 2 )

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

- Чему мы должны научиться на этом уроке?

Проблема: почему слово «доброта» находится в центре солнышка? Какие у вас предположения? (Слайд 3)

 -. С чем у вас ассоциируется слово «доброта»?

обрый день!

- Спасибо!

- Прости!

- Поклон1

- Пожалуйста!

- Благодарим!

- Доброта.

Учащиеся предполагают

- Мы будем говорить о доброте, будем учиться видеть добро в поступках.

- Дети предполагают

- Учащиеся высказывают свои ассоциации.

III. Знакомство с новым материалом, этап самостоятельной работы (5 мин)

Задачи этапа: включение учащихся в целенаправленную деятельность, формирование умения чтения по ролям, выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление

причин выявленных недостатков.

Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Чтобы ответить на эти вопросы, мы познакомимся с короткими рассказами В. Осеевой (Слайд 4) «Просто старушка», «Печенье», «Хорошее».

- Нам нужно 6 групп, которые будут готовиться к чтению по ролям по этим рассказам.

- Найдите слова каждой роли, подумайте, о каких качествах, присущих  понятию «доброта» говорится в этих произведениях?

Учащиеся самостоятельно в группах знакомятся с произведениями, распределяют роли

IV. Физкультминутка (1 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прежде чем мы продолжим работу, мы сделаем паузу. Кто хочет провести физкультминутку?

Учащиеся повторяют движения за учеником под музыку.

V. Этап взаимопроверки, анализа прочитанного, первичного закрепления материала (15 мин)

Задачи этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы, развитие умения рассуждать, делать умозаключения; дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Послушаем, ребята, чтение по ролям рассказа «Хорошее», оцените правильность чтения (Слайд 4)

- Что вы можете сказать о представлении рассказа?

- Чему учит рассказ?

- Так какое качество присуще людям, поступающим по-доброму?

- Верно, отзывчивость – одно из определений доброты.

- Теперь дадим слово другой группе. Рассказ «Просто старушка»: (Слайд.4)

- Оцените представление рассказа.

- Можем ли мы сказать, что герой рассказа живёт по закону доброты? Почему он помог незнакомой старушке?

- Если герой действовал от души, не ожидая награды, выгоды, как вы назовёте эти качества?

- Нам осталось выслушать последнюю группу:  рассказ «Печенье». (Слайд.4)

- Оцените чтение ребят.

- Почему молчали мама и бабушка?

- О каких правилах доброты, качества забыли мальчики, не обратив внимание на родных, не поделившись с ними?

- Верно, доброта – это ещё и щедрость, внимательность к другим.

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее  сделать. Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

Уходи, не мешай думать!

 Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Учащиеся дают оценку группе одноклассников.

- Надо не ждать, когда придёт время великих подвигов, а делать маленькие хорошие дела, которые нужны сейчас, о чём тебя  просят.

- Отзываться на просьбы других, отзывчивость.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

Это твоя бабушка?

Нет, — ответил мальчик.

Мама? — удивилась подружка.

Нет!

Ну, тётя? Или знакомая?

Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!

Учащиеся дают оценку выступлению.

- Мальчик помог незнакомому человеку от чистого сердца, а не потому, что это его родственник. Он добрый, не ждёт благодарности.

- Бескорыстие, искренность.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

Ровно… Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…

Дети дают оценку.

- Им было неловко, неприятно, их дети были жадными, думали только о себе, были эгоистами.

- Они забыли про внимание, уважение к близким, что надо делиться, не жалеть для родных, быть щедрым.

VI. Этап включения в систему знаний и повторения, самопроверки по эталону (5-6 мин)

Задачи этапа: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков, дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Перед вами на парте лежат карточки, предлагаю вам их заполнить, работая в паре, вписав качества человека, которые включает в себя слово «доброта». (Слайд.5)

Проверка своей работы, сверка с эталоном. Самооценивание.

-Проверьте, правильно ли вы выполнили работу, сверьте свою работу с экраном. Оцените себя. Может вы вписали и другие качества человека? (Слайд.5)

- Действительно, вы верно указали: доброта  характеризуется отзывчивостью, душевным расположением к людям, стремлением делать добро другим.

Учащиеся работают в паре. Звучит песня «Дорога добра».

Учащиеся могут добавить слова «чуткость», «доброжелательность», «нежность»

VII. Этап рефлексии учебной деятельности (3-4 мин)

Задачи этапа: инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе, подведению итогов урока.

Приём, форма работы: индивидуальная работа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Какой была тема урока?

- Что узнали? Чему научились?

- Чему учат произведения В. Осеевой?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке? Что понравилось?

- Спасибо за работу.

- Я узнал …

- Я научился …

- Учат доброте

- Я запомнил …

- Мне понравилось …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте Автор: Дергунова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 44 г. Иркутск

Слайд 2

д е н ь д о б р ы й с п а с и б о п р о с т и п о к л о н п о ж а л у й с т а б л а г о д а р ю д о б р о т а

Слайд 3

доброта

Слайд 4

В. А. Осеева «Хорошее» «Просто старушка» «Печенье»

Слайд 5

доброта отзывчивость бескорыстие искренность щедрость внимательность

Слайд 6

Интернет-ресурсы https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fwww.miloserdie.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F019348-1.jpg%3Fx41640&imgrefurl=https%3A%2F%2Fdrugolia.livejournal.com%2F5371675.html&tbnid=Misf_TsfXNtLEM&vet=12ahUKEwjixIKeovP4AhXo-ioKHTqmBp0QMygIegUIARDOAQ..i&docid=JwaENx7ziSE14M&w=570&h=383&q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&ved= 2ahUKEwjixIKeovP4AhXo-ioKHTqmBp0QMygIegUIARDOAQ https://www.google.com/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fwww.planetaskazok.ru%2Fimages%2Fstories%2Foseeva%2Fsinie_listya%2Fimg_020.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fwww.planetaskazok.ru%2Foseevavalskzsth%2Fhorosheeoseevaval&tbnid=Bey1-jION-e0_M&vet=12ahUKEwieybbdofP4AhWBjosKHenHA50QMygBegUIARCxAQ..i&docid=4cUxu__ozLXiIM&w=429&h=560&q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%B5%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&ved=2ahUKEwieybbdofP4AhWBjosKHenHA50QMygBegUIARCxAQ https://www.google.com/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Fimages%2Fa5%2F35%2Fa535461d804b4e0f6a4919ef6d38b009.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fwww.bolshoyvopros.ru%2Fquestions%2F3325155-oseeva-prosto-starushka-risunok-kak-narisovat-kartinki-kakie-est.html&tbnid=fi5mLVNCoHbqNM&vet=12ahUKEwiFkYL4ofP4AhUimIsKHTw-CEcQMygBegUIARCsAQ..i&docid=n6_1boIu7G0FgM&w=659&h=417&q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D1%80% D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&ved=2ahUKEwiFkYL4ofP4AhUimIsKHTw-CEcQMygBegUIARCsAQ https://www.google.com/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fwww.planetaskazok.ru%2Fimages%2Fstories%2Foseeva%2Fsinie_listya%2Fimg_040.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fwww.planetaskazok.ru%2Foseevavalskzsth%2Fpecheneoseevaval&tbnid=OJODBsy6vyHJDM&vet=12ahUKEwi6kqynofP4AhVLl4sKHWnJA1EQMygBegUIARCtAQ..i&docid=i48bph5Usac-2M&w=540&h=396&q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&ved=2ahUKEwi6kqynofP4AhVLl4sKHWnJA1EQMygBegUIARCtAQ https://ipleer.com/song/19630735/Iz_k_f_Malenkij_Muk_-_Doroga_dobra/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения по теме: "Рассказ Валентины Осеевой "Кто наказал его?"

Конспект урока с использованием деятельностного подхода....

Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"

Небольшая презентация кратко знакомит с писательницей В.А.Осеевой и дает возможность ученикам сравнить поступки Павлика до и после встречи со старичком....

Применение технологии критического мышления на уроке литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Плохо".

Урок разработан с применением новой современной технологией: «Технология развития критического мышления». Данная технология позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. С...

Технологическая карта урока ЛЧ "В.А.Осеева рассказ «Почему?" 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «В.А.Осеева рассказ «Почему?»     Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; учить делить текст на части,...

Уроки доброты. В Осеева, Л. Н. Толстой. Рассказы о почитании родителей

Урок "открытия" нового знания с применением технологии критического мышления. Цель урока  - знакомство с нравственными нормами почтительного отношения к родителям....

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....