Главные вкладки

    Организация и режим работы групп продленного дня.
    методическая разработка на тему

    Методические рекомендации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_i_rezhim_raboty_grupp_prodlennogo_dnya.docx265.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация и режим работы групп продленного дня (методические рекомендации)

    Режим дня

    Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих продленный день, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в школу, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для учащихся I-х классов и ослабленных детей II-III классов, самоподготовка, общественно полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    Примерное чередование отдельных элементов режима в группах продленного дня и их длительность для учащихся I - VIII классов в зависимости от сменности обучения дается в приложении 1 и 2.

    Длительность отдельных компонентов режима продленного дня определяется дифференцированно в зависимости от возраста учащихся, количества учебных уроков, объема домашних занятий.

    Ежедневную утреннюю гимнастику, продолжительностью от 5 минут (в младших классах) до 8 - 10 минут (в средних классах) рекомендуется в теплое время года проводить на участке школы во время прогулки; в остальные периоды учебного года, в зависимости от местных условий - в хорошо проветренных рекреациях, классных комнатах и др.

    Особое значение имеют так называемые `физкультурные минутки` длительностью 1-2 мин. на уроках и при подготовке домашних заданий в группах продленного дня. Они способствуют восстановлению работоспособности учащихся, улучшению их самочувствия, повышению внимательности, предупреждению нарушений осанки. Физкультурные минутки` рекомендуется проводить при появлении признаков утомления (снижение активности, нарушение внимания, появление беспокойства) на 20 - 25 минуте урока: в первых классах на уроках математики и письма их целесообразно проводить 2 раза - на 15 - 17 и 30 - 32 минутах, `физкультурные минутки` обязательно проводятся в начальных и средних классах; в старших классах - по показаниям.

    Перемены, необходимые для отдыха учащихся от предшествующей деятельности и восстановления работоспособности, рекомендуется проводить в играх малой и средней подвижности. Наибольшее оздоровительное влияние оказывают перемены, проводимые на свежем воздухе. Перемены на свежем воздухе в средней полосе страны могут проводиться при температурах до - 10 и при скорости ветра до 4 м в сек. Непосредственное руководство проведением перемен возлагается на дежурных педагогов и физкультурный актив школы из числа учащихся старших классов. Желательно в режиме дня предусматривать проведение прогулки до начала учебных занятий длительностью до 30 минут.

    Отдых на свежем воздухе

    После окончания учебных занятий в школе для восстановления работоспособности перед последующим ответственным периодом - выполнением домашних заданий, организуется отдых длительностью не менее 2,5 - 3 часов для учащихся I - IV классов. Основная часть этого времени отводится отдыху детей на свежем воздухе.

    Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. Одна из прогулок один раз в день, длительностью не менее одного часа, должна проводиться с большой физической нагрузкой (так называемый `спортивный час`). Спортивный час проводится под руководством учителя физкультуры, тренера, специально подготовленного инструктора из педагогов или физкультурного актива старшеклассников. Это время заполняется различными подвижными и спортивными играми, кратковременными подходами, простейшими соревнованиями.

    В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2-3 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, тенисом и др. (на открытом воздухе). Занятия физическими упражнениями и играми должны отвечать по своему характеру основной цели - обеспечению активного отдыха учащихся и укреплению их здоровья. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом 2 раза в неделю.

    С целью повышения оздоровительного влияния отдыха на свежем воздухе и спортивного часа рекомендуется:

    - наибольшую нагрузку (прыжки, бег на перегонки, проведение соревнований, спортивных и других высокоэмоциональных игр) предусматривать в первую половину прогулки или спортивного часа, последние 10 минут отводить на спокойные игры (на внимание) для снятия чрезмерного возбуждения перед приготовлением домашних заданий;

    - соблюдать соответствие содержания заданий и нагрузки возрасту учащихся;

    - учитывать состояние здоровья учащихся и физическую подготовленность для регламентации объема и интенсивности упражнений.

    Дети, отнесенные к специальной медицинской группе, или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр, выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой, или совершают прогулки на свежем воздухе. К занятиям по физкультуре в полном объеме, спортивным играм после перенесенных заболеваний школьники допускаются согласно срокам, рекомендованным в методических указаниях по врачебному контролю за физическим воспитанием детей и подростков, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе физической подготовки.

    При организации физкультурных занятий на открытом воздухе подбор физических упражнений осуществляется в зависимости от температуры воздуха. В холодную погоду используются физические упражнения и игры большей интенсивности и подвижности, хорошо знакомые детям, чтобы избежать дополнительных пауз для объяснения.

    Одежда учащихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.

    В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветренные помещения.

    В часы прогулки возможна организация общественно полезного труда на пришкольном участке длительностью до 30 минут для учащихся I - IV классов.

    Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки раздельно для учащихся I - II, III -IV классов. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы и др.

    Подготовка домашних заданий

    Выполнение учащимися домашних заданий (самоподготовка) - одна из самых ответственных и сложных частей многосторонней работы школы и групп продленного дня. Самоподготовка нуждается в правильной организации, дифференцированном подходе к учащихся, для чего следует соблюдать следующие рекомендации:

    - приготовление уроков проводить в закрепленном классном помещении либо кабинете, оборудованном мебелью, соответствующей росту учащихся;

    - начинать самоподготовку не позднее 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

    - ограничивать длительность выполнения домашних заданий не более 1 часа для учащимся I классов; 1,5 - 2 часа - II классов; 2 - 2,5 часа – III классов

    - предоставлять по усмотрению детей выбор порядка выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного ученика;

    - предоставлять учащимся возможность устраивать самопроизвольные перерывы по завершению определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв в самостоятельной работе отвлекает учащихся, нарушает ход мыслей;

    - проводить `физкультурные минутки` длительностью 1-2 минуты, по мере проявления утомления учащихся (учащиеся встают рядом с партой, выполняют 3 - 5 упражнений: поднимание и опускание рук, сгибание и разгибание пальцев, приседание с глубоким дыханием через нос, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки и др., повторяя их 4 - 6 раз);

    - предоставлять учащимся, закончившим выполнение заданных уроков до окончания работы всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне), временно отключиться от большого коллектива;

    Внеучебная деятельность

    После выполнения домашних заданий организуются различные виды внеучебной деятельности: занятия в кружках, участие в различных октябрятских, пионерских и зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач, диафильмов и др.

    Работникам школы следует планировать работу так, чтобы ежедневно в течение 1 - 1,5 часов после окончания самоподготовки дети имели возможность выбрать для себя занятия в соответствии с интересами и желаниями. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, различные виды октябрятской и пионерской работы составляет не более 50 минут для учащихся I-II классов и полутора часов - для остальных классов с 5 - 10 минутным перерывом в середине занятий. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии.

    Просмотры телепередач, кинофильмов и диафильмов не следует проводить чаще одного раза в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа (диафильмов до 30 минут) для младших школьников и 1,5 часов - для учащихся IV - VIII классов с соблюдением гигиенических требований.

    Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально их распределять в течение недели.

    Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении продленного дня является двигательная деятельность на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) до выполнения домашних заданий, а после них деятельность эмоционального характера (зрелищные мероприятия, занятия в кружках, чтение, игры, сборы и т.д.).

    Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках, при этом за каждым кружком следует закрепить определенное помещение;

    - желательно создавать раздельно кружки для разных возрастных групп с тем, чтобы время работы кружков не совпадало с временем прогулки и самоподготовки; каждый учащийся может участвовать не более, чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация Клубного часа в работе группы продленного дня в современных условиях школы.

    В статье говорится о том, что такое Клубный час. Как организовать клубный час, какие виды деятельности учащихся используются- вопросы, освещаемые в данной статье....

    Организация работы группы продленного дня

    В данной статье я делюсь своим опытом в качестве воспитателя группы продленного дня, привожу примеры проведения досуга после уроков....

    Организация работы группы продленного дня

    Группа продленного дня общеобразовательного учреждения создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способност...

    Статья "Организация работы группы продленного дня"

    В данной статье описана работа группы продленного дня. Даны рекомендации проведения работы в ГПД в начальной школе....