Саморегуляция младших школьников
статья (1 класс) на тему

Дорофеева Елена Викторовна

Результаты диагностики психолога показали, что половина класса детей с низкой саморегуляцией. Здесь и возникло противоречие между тем, как учащиеся первого класса должны вести себя, и как это происходит на самом деле. Решение проблемы состояло в поиске новых приёмов и методов, способствующих формированию саморегуляции поведения младших школьников. Чтобы решить данную проблему,  я решилась на исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoregulyatsiya_povedeniya_mladshego_shkolnika.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Саморегуляция поведения младшего школьника»

В 2012 году начала работать с первоклассниками. Мои наблюдения, наблюдения учителей, работающих в классе, обследование психолога показали, что многие учащиеся не готовы к обучению к школе: на низком уровне у них сформированы правила общения, правила организованного поведения, правила нравственного поведения. Результаты диагностики психолога показали, что половина класса детей с низкой саморегуляцией. Здесь и возникло противоречие между тем, как учащиеся первого класса должны вести себя, и как это происходит на самом деле. Решение проблемы состояло в поиске новых приёмов и методов, способствующих формированию саморегуляции поведения младших школьников. Чтобы решить данную проблему,  я решилась на исследовательскую работу.

Предметом исследования стали приёмы, способы, методы, формирующие саморегуляцию поведения младшего школьника. В течение двух лет были исследованы и апробированы такие приёмы, как введение курса «Первые дни в школе» (автор С.И. Гин, И.И. Прокопенко),  оперантное научение, методы саморегуляции и снятие психо -  эмоционального напряжения у детей,  «Дневничок поведения», конторки, игра-путешествие «Путь к вершине». Психологом проводилась индивидуальная работа с учащимися и их родителями. Диагностика по саморегуляции показала положительную динамику произвольности поведения учащихся. Психолого-педагогическая диагностика, наблюдения учителей предметников позволили сделать выводы: учащиеся стали дисциплинированные; повысилась культура общения, результаты ОУ навыков, ответственность  к выполнению поручений.  Дети проявляют творчество,  инициативу.

 Экспериментальная работа вышла на новую ступень: «Самоконтроль, самопроверка, как средства формирования адекватной  самооценки»  (3-4кл.). В своей педагогической практике применяла следующие приёмы: карточки «Знать, уметь», шкалы (индивидуальная, классная, сравнительная), уроки-самооценки, тесты с самооценкой, рейтинговую самооценку, рефлексию.

Результаты работы по проблеме свидетельствуют о её полезности. Наряду с навыками самоконтроля и самооценки у учащихся повысился познавательный интерес к учебной и общественной деятельности, о чём свидетельствуют следующие показатели:

  • повысилось качество знаний (70% - 76%);
  • по итогам  воспитательной работы класс ежегодно получал звание «Лучший класс года центра «Детство»;
  • адекватная самооценка возросла (23% - 85%).
  • сформированы качества личности такие, как ответственность, инициативность, доброжелательность, умение сотрудничать, трудолюбие. Класс носит социальный статус.

Система РО Л.В.Занкова как и любая другая система предъявляет требования к совершенствованию урока. Для меня, как учителя смысл работы заключается в том, чтобы развивать творческие способности каждого ребёнка, воспитывать нравственную личность. Я признаю путь познания «от учеников», когда учитель не диктатор, а мастер, умело организующий и направляющий коллективный поиск. Основы урока РО – диалог. Мною собран и систематизирован материал из опыта по теме: «Приёмы, применяемые на ориентировочно – мотивационном этапе». Данные приёмы способствуют так организовать работу на уроке, что все учащиеся вовлечены в процесс приобретения знаний.

Результативность учебно-воспитательной деятельности.

С началом экспериментальной работы по проблеме «Самоконтроль, самопроверка, как средство формирования самооценки, самоуправления, саморегуляции» произошло повышение качества знаний и среднего балла в 3-4 классах.

        Этому способствовали:

  • активные формы и методы обучения, применяемые на уроках;
  • приемы, направленные на развитие самоконтроля;
  • авторский дидактический материал «Знать, уметь»;
  • совместная работа с учащимися в зоне актуального развития.

Результативность обученности класса по предметам в динамике за 3 года

Название предметов

Успеваемость

Качество знаний

Средний балл

2 класс

2013-2014у.г.

3 класс

2014-2015у.г.

4 класс

2015-2016у.г.

2 класс

3 класс

4 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

100

100

100

77

73

73

4,0

4,0

4,0

Литература

100

100

100

94

92

96

4,5

4,5

4,6

Математика

100

100

100

77

80

82

3,9

4,1

4,2

Окружающий мир

100

100

100

92

92

94

4,1

4,4

4,5

 (в процентах)

        

Наблюдается стабильность и повышение качества знаний, среднего балла по всем предметам. Этому способствует система РО Л.В.Занкова, формирующая информационно-ориентированные умения (умение наблюдать, слушать, читать), операционно-исполнительные умения (умение классифицировать и обобщать). Положительная динамика была достигнута благодаря формам, которые формируют контрольно-коррекционные умения (умения самопроверки и самоконтроля). Сформированные умения являются приоритетными, необходимыми и достаточными для успешного обучения младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие саморегуляции младших школьников.

Одна из наиболее сложных задач современного обучения - формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной деятельности. Ее назначение состоит в том, что...

Портфолио младшего школьника – как основа его саморегуляции и внутренней мотивации при реализации ФГОС начального образования

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизац...

Программа по развитию навыков саморегуляции у младших школьников.

ггАктуальность проблемы саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоционал...

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как услови...

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как услови...

Статья на тему «Методы самопомощи и саморегуляции младшим школьникам для коррекции психо-эмоционального состояния».

Страх является неотъемлемым психо-эмоциональным проявлением нашей психической жизни. Изучение страха в педагогической психологии занимает особое место, которое обусловлено пониманием важности того, на...

Сценарий родительского собрания по теме: «Развитие саморегуляции и планирования у младших школьников».

Цели и задачи: -дать родителям информацию об обучении ребенка планированию своих действий; -обучить приемам проверки и оценки своей работы; -дать советы по организации дня младшего школьника. ...