Достижение личностных результатов освоения ООП НОО
консультация (4 класс) на тему

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе установлены три основные группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. 

Личностные результаты освоения ООП должны отражать:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostizhenie_lichnostnyh_rezultatov_osvoeniya_oop_noo.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Достижение личностных результатов освоения ООП НОО

С.А.Зубкова,

 учитель начальных классов

…Педагогика должна ориентироваться

не на вчерашний, а на завтрашний день

детского развития...

Л.С. Выготский 

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе установлены три основные группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности. Требования предъявляемые к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности; личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

        Личностные результаты освоения ООП должны отражать:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

        Достижение личностных результатов обеспечивается за счёт всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов,  вариативной части основной образовательной программы.

        Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

        Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к родному краю и малой Родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию и сопереживания чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценке в полном соответствии с требованиями стандартов.

        Оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

1) характеристику достижений и положительных качеств учащихся;

2) определение приоритетных задачи направлений личностного развития;

3) систему психолого- педагогических рекомендаций.

        Оценка личностных результатов проводится на основании тестов, диагностик, наблюдений, специальных заданий на уроках и внеурочной деятельности. Виды работы может быть разнообразны: высказывание своего мнения, работа в папах, работа в группах, индивидуальная работа, работа по тексту или иллюстрации, творческая работа.

        Примеры заданий на выявление личностных результатов.

1. Методика «Беседа о школе» (Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин, А.Л. Венгер).

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?
  2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
  3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой - хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
  4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

2. Работа по иллюстрации.

Цель: выявление сформированности самоопределения личности, гражданской идентичности школьника.

Задания для учащихся:

1.  Назови вслух каждого из людей, изображённых на рисунке.

2. Отметь, кто из них твой ровесник? Почему?  (идентификация) Сравни свой ответ с ответами других ребят в классе.

3.  Обсуди с соседом по парте:

  • Можно ли про вас сказать, что вы уже большие?
  • Можно ли сказать, что вы ещё маленькие?

     4. Только ли ростом дети отличаются от взрослых? Назови главное отличие.

5. Как вы думаете, когда вы станете взрослыми? Что для этого нужно? (прогнозирование)

3. Работа по иллюстрации.

Цель: выявление сформированности  личностных универсальных учебных действий смыслообразования и коммуникативных универсальных учебных действий.

Задания для учащихся:

1. Проверь, все ли школьные профессии ты знаешь? Отметь знакомые профессии.

2. Обсуди в группе, что случится, если кто-то из работников школы не придет на работу? Пусть каждый даст прогноз только по одной профессии.

3. Отметь знаком «+» или «-» . Есть ли в школе лишние профессии? Обоснуй устно.

4. Объясни, для кого эти люди приходят на работу?

5. Напиши, кто в школе главный?

6. Что это значит?

4. Работа по иллюстрации.

Цель: выявление сформированности  нравственно-этической ориентации и коммуникативных универсальных учебных действий.

Задания для учащихся: детям предлагается дать нравственную оценку ситуации и предложить пути выхода из нее.

Оценка динамики образовательных достижений, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

        Учет личностных достижений школьников.

1. Портфель достижений.

2. Мониторинговое исследование  «Соответствие личностных результатов требованиям ФГОС НОО» 2013-2014 учебный год  (2 класс).

3. Мониторинговое исследование  «Соответствие личностных результатов требованиям ФГОС НОО» 2014-2015 учебный год (3 класс).

4. Мониторинговое исследование  «Соответствие личностных результатов требованиям ФГОС НОО» 2015-2016 учебный год (4 класс).

5. Итоговые результаты методики диагностических исследований 2015-2016 учебный год (4 класс).

        Диагностика нравственной самооценки:15 ч. - высокий уровень, 8 ч. – средний уровень.

        Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью: 20 ч. – высокая степень, 1 ч. – средняя степень, 2 ч. – низкая степень.

        Диагностика нравственной мотивации: 2 ч. - высокий уровень, 18 ч. – средний уровень, 3 ч. – низкий уровень.

        В результате обучения в начальной школе будут сформированы:

  • внутренняя позиция учащихся;
  • адекватная мотивация учебной деятельности (учебные и познавательные мотивы);
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение.

        Список литературы:

 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя /Под редакцией Асмолова А.Г.- М.: Просвещение, 2010.

2. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова  // Управление начальной школой. - 2010. - № 10.

3. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3.

4. Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу.// М.: Национальное образование, 2011

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).-ISBN 978-5-09-022995-1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы ,способы и приемы достижений личностных результатов в процессе освоения модуля светской этики»

«Методы ,способы и приемы достижений личностных результатов в процессе освоения модуля светской этики»   Cтарых Ольга Викторовна...

Выступление на педагогическом совете по теме" Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов младших школьников в рамках освоения ФГОС НОО".

Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений....

Значение внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы

В своей статье хотелось сконцентрироваться на раскрытии потенциала внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы, которая активно используется...

Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант.

Заседание методического объединения классныых руководителей по теме: «Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант»....

Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант - презентация.

Презентация к заседанию методического объединения классных руководителей по теме: «Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант»....

Программа оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль­ными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества обра­зования обучающихся....