Прогулка в школе для обучающихся с ОВЗ (методическая разработка)
методическая разработка на тему

Максимова Надежда Васильевна

Прогулки в коррекционно - развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_v_shkole_dlya_obuchayushchihsya_s_ovz.odt18.87 КБ

Предварительный просмотр:

            «Прогулка в школе для обучающихся с ОВЗ».

                          ( методическая разработка )

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание, хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения.

Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств.

Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели.

                                              Цели и задачи прогулок:

- организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор);

- участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников);

- развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности;

- формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;

- активизировать самостоятельную деятельность детей;

- выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы;

- воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;

- обеспечивать двигательную активность детей на воздух.

Во время прогулок у учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения.

Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создаёт предпосылки социальной адаптации ребёнка.

На прогулке проводятся запланированные в группе беседы. Обычно это короткие беседы по подобранной специально иллюстрации, интересной статье, рассказу в газете или по ТВ. Правильно построенная беседа создаёт возможность не только дать детям определённые знания или закрепить их, но и развивает мышление, т.е. учит производить анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.

Прогулка – это одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

                          Подготовка к прогулке:

1. Определить вид прогулки.

2. Установить цель.

3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

4. Выбрать место проведения.

5. Определить затраты времени на прогулку.

6. Разработать задание.

7. Наметить виды деятельности учащихся.

8. Составить конспект прогулки.

                           Требования к организации прогулки:

1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.

2. Сообщить цель прогулки.

3. Рассказать о маршруте и заданиях.

4. Указать порядок следования по маршруту.

5. Назначить ответственных.

6. Провести инструктаж по ТБ.

       Виды прогулок и их организация в ГПД коррекционного    образовательного учреждения:

1.Прогулка-наблюдение за

• сезонными изменениями в природе;

• особенностями растительного мира;

• жизнью домашних и диких животных;

• трудом и отдыхом людей.

2.прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

• расстояние;

• величину предмета;

• высоту предмета;

• его цвет;

• крутизну склона;

• направление и скорость ветра.

3.прогулка-поиск, во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

• лекарственные травы;

• сеянцы;

• семена деревьев;

• природный материал для гербария, коллекции и т.д.

4.прогулка-поход на

• скорость;

• выносливость;

• дисциплину;

• внимание;

• ориентирование на местности.

5.прогулка-фантазия должна представить возможность:

• сделать фотосессию;

• изготовить поделку из природного материала;

• сплести венок, корзину;

• составить букет из листьев, цветов, веток;

• придумать рассказ, составить описание.

6.прогулка-экскурсия, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

• местные достопримечательности;

• различные предметы и объекты;

• редкие цветы, деревья, кустарники;

• заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека .

7.прогулка-практикум, предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

• по правилам дорожного движения;

• по технике безопасности;

• по трудовым навыкам;

• по ориентированию;

• по культуре поведения.

8.комбинированная прогулка проводится в сочетании с

• играми;

• спортивными занятиями;

• трудом;

• экскурсионной работой.

Прогулка проводится ежедневно после обеда и до самоподготовки.

Ее продолжительность - 1,5 часа.

В процессе воспитания детей с ОВЗ сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно-ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и жизненного опыта.

Во время прогулок создаются такие педагогические ситуации, когда должны действовать и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения детей, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению и чуткости по отношению к другому.

Это же простые нормы нравственности, которые составляют начальную азбуку морали, на основе которой растёт и формируется система высших нравственных ценностей.

На прогулках-практикумах отдельные правила многократно отрабатываются в искусственно-созданных условиях.

В процессе такой работы происходит постепенное и последовательное развитие знаний, умений и навыков детей – от правил культурного поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка" Прогулка в лес"

Комплексное занятие "Прогулка в зимний лес" проходило в старшей группе....

Методическая разработка внеурочного мероприятия по ОБЖ для обучающихся начальной школы "Наша школа безопасности"

Цель: формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, популяризация деятельности МЧС России...

Методическая разработка воспитательских занятий по теме «Тематические прогулки»

Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе — 66 часов, 2-4 классы по 68Часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 -4 классах. Программа рассчитана на дет...

Методическая разработка «Прогулка с интересом! »

Методическая разработка «Прогулка с интересом! » Проблема:-Поверхностный интерес родителей к выбору мест отдыха и  прогулок с детьми.Обоснование проблемы:1. Нежелание родите...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прогулка в зимний лес".

Данная методическая разработка будет интересна учителям, работающим в 1 классах....

Методическая разработка "Прогулка-наблюдение "Зимний сквер".

Методическая разработка "Прогулка-наблюдение "Зимний сквер"....

Методическая разработка: "Подвижные игры на прогулке в группе продленного дня (3 класс)"

Подвижные игры  на прогулке в группе продленного дня (3 класс)Подвижные игры на свежем воздухе развивают координацию движения, способствуют улучшению кровообращения и главное, дарят ребёнку заряд...