Образовательный маршрут как форма духовно-нравственного воспитания
статья по теме

Дерябина Ирина Александровна

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. Мне тоже всегда хотелось, чтобы вокруг были только добрые, толерантные люди. Эти люди вырастают из тех, кого я учу,  в чьем воспитании принимаю участие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnost_statya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный маршрут

как форма духовно-нравственного воспитания.

Дерябина И.А.

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №2»

г.Нижневартовск

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. Мне тоже всегда хотелось, чтобы вокруг были только добрые, толерантные люди. Эти люди вырастают из тех, кого я учу,  в чьем воспитании принимаю участие.

Сегодня я хочу поделиться своим открытием, которым восхищаюсь  второй год.

6 лет МБОУ «Гимназия №2» осуществляет совместный  творческий проект «Содружество» с Центром Детского Творчества г. Нижневартовска. Фольклорная школа «Отрадушка»,  во главе с Шарафутдиновой О.В. , организует летнюю творческую школу на базе лечебно-оздоровительного комплекса «Солнечная» в г.Геленджик, как творческое образовательное путешествие. Два года в путешествие в качестве сопровождающей и помощницы руководителя отправляюсь и я.

Путешествие всегда предполагает движение от одного объекта к другому, каждый из которых становится «кирпичиком» для создания собственной картины мира.

Путешествие – это всегда поиск себя и определение своего собственного Я, которое происходит в столкновении с иным, через погружение в мир иного, благодаря чему, как писал С.И. Гессен, «приходим мы к сознанию своего личного достояния».

Что такое образовательное путешествие?

Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека. Через данный процесс и формируется духовность ребёнка.

Духовность - ядро воспитания, вокруг которого группируется система воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием потенциала  личности ребенка, прежде всего  познавательного, ценностного, коммуникативного, физического и художественного аспектов.

В данном творческом образовательном маршруте реализуются направления по воспитанию патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, ответственного отношения к семье, формированию духовности и нравственности.

Приведу примеры мероприятий по всем вышеизложенным направлениям.

Воспитание патриотизма формируется через эмоциональное восприятие успехов и достижений своей Родины. Гордость за одержанные победы, уважение к историческому прошлому.

В этом году, в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы ездили в город - герой Новороссийск, где побывали на аллее героев. Путешественники узнали имена защитников города. Посетили крейсер «Михаил Кутузов». Огромное впечатление произвело на детей посещение музейного комплекса «Малая Земля». Здесь почтили память погибших десантников минутой молчания и послушали биение сердца, символизирующее сердца погибших защитников Малой Земли.

Рефлексией данного путешествия была выставка рисунков на асфальте «Мы за мир».

В основе социальной солидарности лежит изменения от простого общества к более сложному. Детям, привыкшим жить в тепличных условиях дома и семьи, нелегко давались правила общежития. Городские дети привыкли к личному пространству, которое не надо ни с кем делить. К концу путешествия все дети умели уступать друг другу, выполнять режимные моменты общие для всех.

Чувство гражданственности вытекает из самоосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества с активной жизненной позицией.

12 июня, в День свободы и независимости России, вся группа участвовала во флеш-мобе: выстроившись по четыре человека, по цвету футболок, которые соответствовали цвету российского флага, ребята провели утреннюю пробежку. А перед пробежкой все спели гимн России.

Объединение людей, сплоченных общими интересами называют семьёй. Ни одно наше мероприятие не проходило без участия родителей. Бабушки и дедушки, мамы и папы с удовольствием включались в игры, участвовали в мероприятиях.

В конце нашего путешествия ребята показали концертную программу, в основу которой  положена реконструкция свадебного обряда, где женихом и невестой стали родители Микулко Валерии, ученицы 2а класса.

Персонификация, как форма личностного воздействия взрослых участников образовательного маршрута через набор личных индивидуальных качеств была видна во всём. Каждый взрослый стал для детей значимым: Уваров А.М., профессор-офтальмолог, научил ребят  особой зарядке «5 жемчужин Тибета». Уварова М.А., врач-физиотерапевт, была «всехняя  лечительница» (как называли её самые маленькие путешественники), Наумова Н.И., заслуженный работник культуры Российской федерации художественный руководитель городского драматического театра, всегда для детей строгий эксперт в области театральной импровизации, Черкасова М.И. вела духовно-нравственные беседы, дети с удовольствием слушали чтение рассказов о нравственности. Главным в решении всех межличностных и дисциплинарных споров был для детей Шарафутдинов Р.М. .

В творческом  процессе авторитет Шарафутдиновой О.В. был неоспорим. Все режимные моменты, хозяйственные вопросы, внеурочная деятельность были в ведении советчицы и помощницы Дерябиной И.А.

Воспитание детей не может быть без приобщения к труду. Участники нашей творческой школы учились правилам самообслуживания, умению содержать порядок в комнате, выполнять правила личной гигиены, стирать свои вещи.

Основной задачей данного проекта – реализация творческого потенциала каждого ребенка в условиях адаптации разновозрастного детского коллектива.

28-29 мая мы приняли участие во Всероссийской хоровой  ассамблее «Поем для мира, мы едины!». В мероприятии приняли участие 1500 чел. Ребята пообщались с творческими коллективами других регионов, а также получили возможность сотрудничать с ведущими специалистами в области вокального искусства. Ученики фольклорной школы «Отрадушка», в составе сводного хора,  под руководством дирижера, лауреата международных конкурсов Ю.И. Богатырева и заслуженного работника культуры Кубани, руководителя концертного хора школы Юнеско Е.С.Жуковой, исполнили песни, предложенные организаторами фестиваля.

Главным результатом для нас стала победа в конкурсной части ассамблеи.  Детский фольклорный ансамбль «Отрадушка» стал Лауреатом 1степени.

В нашем путешествии ребята получали научные знания.

  Посещение музея Истории флота,  лекции об истории возникновения дольменов – все способствовало развитию любознательности, превращало обычное путешествие в образовательное.

Наша фольклорная школа не может существовать без знакомства с традициями православной культуры, с народными праздники, играми.

 В день Святой Троицы коллектив посетил часовню. Поставили свечки за здоровье близких и родных.  В Троицу в 2014 году все ребята окунулись в святой источник «Серебряная ручка». А вечером проходила реконструкция обряда праздника «Святой Троицы». На пляже организовали русские народные игры, которые раньше проводились на свадьбах.

Неизгладимое  впечатление и на детей, и на взрослых произвела экскурсия к дольменам на горе Жанэ. Исследователи данных строений утверждают о необъяснимой энергии, исходящей от домиков. Наши ребята с удовольствием «зарядились» загадочной энергией.

Находясь около водопада «Любви», все искупались в ледяной купели горной реки. «Волшебная» вода помогла ребятам ощутить бодрость тела, силу духа, и, по наблюдениям нас, взрослых, некоторые из воспитанников раскрылись, стали активнее, терпимее, а значит все, что мы организовывали во время творческого образовательного путешествия, было не зря!

Хочу сказать, что путешествиям Летней творческой школы уже 6 лет. По итогам шестой поездки была проведена рефлексия для родителей и детей. Общим стало утверждение: седьмой школе быть!

Результат таких образовательных маршрутов очевиден. Старшие ребята путешествуют уже 6 лет, а малыши сейчас спрашивают, когда будем покупать билеты. Довольны и родители.

Значит, мы выполняем социальный заказ государства, семьи и формируем в наших воспитанниках духовно-нравственные ценности.

Литература:

ВСловаре.Ру>Философский словарь 

http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar/duhovnost

ВСловаре.Ру>Психологическийсловарь http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/duhovnost

ВСловаре.Ру>Социологическийсловарь http://vslovare.ru/slovo/sotziologicheskiij-slovar/patriotizm

ВСловаре.Ру>Политический словарь

http://vslovare.ru/slovo/politicheskiij-slovar/patriotizm

Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод [Электронный ресурс]: // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat автореферат 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Индивидуальный образовательный маршрут: Волейбол - форма жизни, ученика 3 класса Маркина Сергея.

Название спортивной секции: Волейбол – форма жизниКраткое описание:Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообра...

ДУХОВНЫЙ ЧАС – ОДНА ИЗ ФОРМ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

        В воспитательной работе использую форму проведения  - духовный час.  Для того, чтобы реализовать ее,  необходимы серьезные размышления и специальная п...

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.Программа особенн...