Главные вкладки

    Внеурочная деятельность, методическая разработка занятия "Как понимать друг друга без слов"
    методическая разработка (2 класс) на тему

    Клюжева Валентина Павловна

    Занятие разработано на основе системно-деятельностного подхода и в контексте надпредметного курса "Мир деятельности" по УМК "Перспектива"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx214.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта занятия

    1. Ф.И.О. учителя  Клюжева Валентина Павловна

    2. Класс: 2 В     Дата:  25.  03. 2016 г.      Предмет:  школа вежливых наук   № урока по расписанию: пятый

    3. Тема занятия:      Как понимать друг друга без слов

    4. Место занятия в изучаемой теме:   первое занятие по данной теме

    5. Цель занятия:  Сформировать представление о необходимости понимать друг друга без слов в процессе общения.

    6. Задачи занятия:  

    1)  Знакомство детей с невербальными средствами общения, необходимыми для эффективной коммуникации.

    2)  Формирование навыка понимать друг друга без слов.

    7. Используемые технологии: технология деятельностного подхода, технология игрового обучения.

    8. Тип занятия:   открытие новых знаний

    Часть 1

    Дидактическая структура урока

    Деятельность учеников

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

    Планируемые результаты

    УУД

    Личностные метапредметные

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Смотрят друг другу в глаза, улыбаются. Хлопают соседа по плечу, показывают сегодняшнее настроение.

    - Здравствуйте. Предлагаю посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться. Похлопать соседа по плечу и показать с помощью кисти руки и указательного пальца сегодняшнее настроение.

    Приём «Создание ситуации успеха в учении» (создание ситуации, которая ведёт к возникновению у обучающегося чувства уверенности в своих силах и лёгкости процесса обучения)

    Эмоциональное настраивание на занятие.

    Л:  Мотивационная основа к учебной деятельности.

    К: Уметь сотрудничать с другими людьми.

    2.  Самоопределение к деятельности.

    Дети отвечают на вопросы учителя. Предполагают цель занятия.

    Читают тему занятия с доски.

    - Можем ли мы сказать, что между нами произошло общение? Почему?

    -Что выражали наши движения?

    -Понадобились ли нам для этого слова?

    - Предположите цель нашего занятия?

     - А как будет называться тема нашего занятия?

    Приём «Подводящий диалог» (вопросы для определения цели занятия)

    Подводящий диалог, для определения целеполагания, варианты которых фиксируются на доске.

    П: Формулировать тему занятия, выделяя её из полученной информации.

    Р: Определять цель: принимать учебную задачу в готовом виде, а также определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

    К: Отвечать на вопросы учителя.

    3. Изучение нового материала.

    Читают эпиграф с доски.

    Объясняют смысл пословицы.

    Отвечают на вопросы учителя. Определяют на картинках разные состояния человека.

    Сравнивают свои предположения с образцом.

    Делают вывод, о том, что при помощи жестов, мимики и поз происходит общение между людьми.

    - А теперь предлагаю прочитать эпиграфы к нашему уроку: «Глаза – зеркало души» «Что в сердце варится, то на лице не утаится».

    - Как вы понимаете смысл пословиц?

    - А можно ли общаться с помощью одних только глаз?

    -  Предлагаю поработать в парах. Посмотрите на картинки, которые я вам приготовила, определите, в каких лицах мы увидим удивление, страх, грусть, злость, радость и спокойствие.

    (слова будут закрыты)

    C:\Users\New\Desktop\эмоции.jpg

    -Расскажите, какие эмоции вы увидели на каждой из картинок.

     – А теперь давайте проверим наши предположения. Совпали ли наши предположения?  

    ( Открываю картинку со словами на обратной стороне доски для самопроверки)

    - Какой вывод мы можем сделать?

    - Как называется выражение лица, при котором оно выдаёт свои внутренние ощущения?

    - Предположите, при помощи чего мы с вами можем общаться?

    - А ещё?

    - Позы и жесты человека очень зримо, наглядно выражают не только и не столько его характер, сколько его внутреннее состояние и намерения на данный момент. Это общение называется невербальным, т.е. общением без слов.

    Приём «Обобщения»

     (выделение существенных признаков, их свойств и отношений)

    Объяснение смысла пословицы.

    Работа с картинкой, с целью определения разных состояний человека.

    П: Осознавать необходимость новой информации для решения учебной задачи.

    П: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

    П: Наблюдать, обобщать и делать самостоятельные выводы; вести поиск и выделять необходимую информацию.

    К: Решать учебные проблемы, возникающие в ходе парной работы.  

    4. Первичное закрепление пройденного.

    Играют в игру «Угадай-ка», предположив перед её началом, в чём будет заключаться смысл игры.

    Затем  показывают предложенные учителем фразы.

    Оценивают себя с помощью смайликов.

    Отвечают на вопрос учителя.

    - А теперь предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».

    - Предложите свои правила игры, связав их с сегодняшней темой занятия.

     - Правильно, мы будем угадывать фразы, которые нам будут показывать наши одноклассники.

    - Кто желает выйти к доске?

    Приём «Театрализации» (использование средств театра в педагогическом процессе)

    Вопросы после игры:

    - Всем ли удалось правильно понять наших одноклассников?

    - У кого возникло затруднение?  В чём оно проявилось?

    - А у кого всё получилось?

    - Помогите  однокласснику объяснить, как справится с возникшей трудностью.

    Приём «Дай себе помочь» (ситуация, в которой ученики могут помочь, ошибившемуся однокласснику)

    - А теперь оцените себя  с помощью смайлика, если  во время игры вам было всё понятно, покажите «улыбающийся смайлик», а у кого остались сомнения по поводу того, всё ли было понятно, то возьмите «удивленный смайлик», если вам было трудно угадывать фразы одноклассников – выберите «грустный  смайлик».

    C:\Users\NEW\Desktop\ЗАНЯТИЕ Как понимать друг друга без слов\смайлики 5.png

    - Приведите примеры ситуаций, когда приходится использовать только невербальные средства общения?

    Приём «Оцени себя» (оценивание себя на промежуточном этапе занятия)

    Игра «Угадай-ка»

    (Показать фразы:  «Позвони мне!» (с помощью жестов) «Я обиделся!» (с помощью мимики), «Я сплю!» (с помощью позы) «Можно к доске!» (с помощью жестов и позы)

    «Пойдём, погуляем!» (с помощью жестов) « Я получил пятёрку!» (с помощью мимики и жестов)

    Оценивание себя с помощью смайликов.

    Р: Определять последовательность действий, перед началом выполнения задания.

    Р: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

    П: Формировать умение  устанавливать причинно-следственные связи.

    Л: Адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. 

    5.Контроль. Групповая работа.

    Работают в группах  вспоминают правила работы в группах,

    затем придумывают и рисуют жесты – знаки. Затем показывают свои работу, прикрепляя их на доску.

    - А сейчас предлагаю поработать в группах и придумать жесты-знаки, которые могут пригодиться нам на уроке тогда, когда разговаривать нельзя.

    - Но перед этим, напомните, пожалуйста, правила работы в группе:

    Один говорит, другие  слушают

    Работать должен каждый на общий результат.

      В группе должен быть ответственный.

       Свое несогласие высказывай вежливо.

    Если не понял, переспроси.

    - Нарисуйте, опознавательные жесты-знаки, которыми мы могли бы пользоваться на наших уроках.

    (После выполнения работы)

    -Предлагаю представить свои работы.

    Приём «Практической значимости» (выполнение заданий, направленных на закрепление материала)

    Придумывают и рисуют жесты-знаки, которые могут пригодиться им на уроке

    (« Я выполнил задание»,

     «У меня возник вопрос», «Затрудняюсь ответить», «Поработаем в парах»)

    Представление своих рисунков.

    Р: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

    П: Наблюдать, обобщать и делать самостоятельные выводы.

    К: Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

    К: Предотвращать и преодолевать конфликты.

    К: Вырабатывать и принимать коллективные решения.

    6. Рефлексия деятельности на занятии.

    Возвращаются к вариантам целеполагания занятия. Выясняют, совпали ли предположения.

    Составляют мнение о занятии с помощью данных фраз.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Оценивают себя с помощью смайликов.

    - А теперь вернёмся к нашим предположениям, целей нашего занятия. Совпали ли наши предположения?

    - А сейчас мне бы хотелось выслушать ваше мнение о занятии с помощью фраз:

    - Мне было интересно …

    - Мне было трудно…

    - Мне бы ещё хотелось узнать…

    Приём «Закончи предложение»

    (ученики оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности)

    - Расскажите, о каких средствах общения и понимания мы сегодня говорили на занятии?

    - Для чего нужно владеть разными этими средствами?

    - Где эти знания нам могут пригодиться?

    Приём «Практической значимости» (выполнение заданий, направленных на закрепление материала)

    - А сейчас предлагаю оценить свою работу с помощью смайликов:  «улыбающийся смайлик», означает, что вы поняли сегодня на занятии, как можно общаться друг с другом без слов. У кого же остались сомнения по поводу того, как можно вести такое общение, возьмите «удивленный смайлик», если вы затрудняетесь ответить, всё ли поняли на сегодняшнем занятии, то выберите «грустный  смайлик». И прикрепите эти смайлики на доску.

    C:\Users\NEW\Desktop\ЗАНЯТИЕ Как понимать друг друга без слов\смайлики 5.png

    - Спасибо за работу на занятии. Надеюсь, что и в повседневной жизни, вы будете использовать невербальные средства общения.

    Приём «Смайлики» (ученики сигнализируют о своем усвоении полученного  материала на занятии)

    Приём «Рефлексии» (самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности или  взаимодействия)

    Возвращение к началу занятия, вспоминание предположений цели занятия.

    Продолжение фраз для составления мнения о занятии.

    Оценивание себя с помощью смайликов.

    Р: самоконтроль и самооценка.

    Л: Формировать умение проводить рефлексию занятия.

    К: Выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока .Контроль знаний по теме:" Слово,предложение,текст"

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме Слово,предложение,текст.(контроль знаний) УМК Школа россии...

    Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

    Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

    Конспект занятия № 9 по внеурочной деятельности «Первые шаги. Уроки развития» "Мой друг школьный портфель"

    Цель: Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.Задачи: дать представление детям о необходимости соблюдения правил в различных взаимоотношениях; дать представление о прав...

    Авторская адаптационная учебно-методическая разработка практической и прикладной направленности "От слова к делу" для обучающихся 1-4 классов (для специальной коррекционной школы 8 вида)

    Обогащение, расширение имеющихся знаний по развитию речи и математике, систематизация и закрепление ранее пройденного материала....

    Методическая разработка анализа рассказа В. Осеевой "Волшебное слово"

    Мотивацией для разработки анализа этого произведения для меня послужил отрывок из книги Вадима Левина “Когда маленький школьник становится большим читателем” (Москва, “Лайда”, ...

    Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

    В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...

    Методическая разработка воспитательного события, посвящённого Дню матери " Слово мама - дорогое".

    Данная разработка содержит сценарий воспитательног события, посвящённого Дню матери. Дети знакомятся с историей праздника и учатся выражать свою любовь к маме....