Внеурочная деятельность, методическая разработка занятия "Как понимать друг друга без слов"
методическая разработка (2 класс) на тему

Клюжева Валентина Павловна

Занятие разработано на основе системно-деятельностного подхода и в контексте надпредметного курса "Мир деятельности" по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx214.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

1. Ф.И.О. учителя  Клюжева Валентина Павловна

2. Класс: 2 В     Дата:  25.  03. 2016 г.      Предмет:  школа вежливых наук   № урока по расписанию: пятый

3. Тема занятия:      Как понимать друг друга без слов

4. Место занятия в изучаемой теме:   первое занятие по данной теме

5. Цель занятия:  Сформировать представление о необходимости понимать друг друга без слов в процессе общения.

6. Задачи занятия:  

1)  Знакомство детей с невербальными средствами общения, необходимыми для эффективной коммуникации.

2)  Формирование навыка понимать друг друга без слов.

7. Используемые технологии: технология деятельностного подхода, технология игрового обучения.

8. Тип занятия:   открытие новых знаний

Часть 1

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

УУД

Личностные метапредметные

1. Мотивация к учебной деятельности

Смотрят друг другу в глаза, улыбаются. Хлопают соседа по плечу, показывают сегодняшнее настроение.

- Здравствуйте. Предлагаю посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться. Похлопать соседа по плечу и показать с помощью кисти руки и указательного пальца сегодняшнее настроение.

Приём «Создание ситуации успеха в учении» (создание ситуации, которая ведёт к возникновению у обучающегося чувства уверенности в своих силах и лёгкости процесса обучения)

Эмоциональное настраивание на занятие.

Л:  Мотивационная основа к учебной деятельности.

К: Уметь сотрудничать с другими людьми.

2.  Самоопределение к деятельности.

Дети отвечают на вопросы учителя. Предполагают цель занятия.

Читают тему занятия с доски.

- Можем ли мы сказать, что между нами произошло общение? Почему?

-Что выражали наши движения?

-Понадобились ли нам для этого слова?

- Предположите цель нашего занятия?

 - А как будет называться тема нашего занятия?

Приём «Подводящий диалог» (вопросы для определения цели занятия)

Подводящий диалог, для определения целеполагания, варианты которых фиксируются на доске.

П: Формулировать тему занятия, выделяя её из полученной информации.

Р: Определять цель: принимать учебную задачу в готовом виде, а также определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

К: Отвечать на вопросы учителя.

3. Изучение нового материала.

Читают эпиграф с доски.

Объясняют смысл пословицы.

Отвечают на вопросы учителя. Определяют на картинках разные состояния человека.

Сравнивают свои предположения с образцом.

Делают вывод, о том, что при помощи жестов, мимики и поз происходит общение между людьми.

- А теперь предлагаю прочитать эпиграфы к нашему уроку: «Глаза – зеркало души» «Что в сердце варится, то на лице не утаится».

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- А можно ли общаться с помощью одних только глаз?

-  Предлагаю поработать в парах. Посмотрите на картинки, которые я вам приготовила, определите, в каких лицах мы увидим удивление, страх, грусть, злость, радость и спокойствие.

(слова будут закрыты)

C:\Users\New\Desktop\эмоции.jpg

-Расскажите, какие эмоции вы увидели на каждой из картинок.

 – А теперь давайте проверим наши предположения. Совпали ли наши предположения?  

( Открываю картинку со словами на обратной стороне доски для самопроверки)

- Какой вывод мы можем сделать?

- Как называется выражение лица, при котором оно выдаёт свои внутренние ощущения?

- Предположите, при помощи чего мы с вами можем общаться?

- А ещё?

- Позы и жесты человека очень зримо, наглядно выражают не только и не столько его характер, сколько его внутреннее состояние и намерения на данный момент. Это общение называется невербальным, т.е. общением без слов.

Приём «Обобщения»

 (выделение существенных признаков, их свойств и отношений)

Объяснение смысла пословицы.

Работа с картинкой, с целью определения разных состояний человека.

П: Осознавать необходимость новой информации для решения учебной задачи.

П: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

П: Наблюдать, обобщать и делать самостоятельные выводы; вести поиск и выделять необходимую информацию.

К: Решать учебные проблемы, возникающие в ходе парной работы.  

4. Первичное закрепление пройденного.

Играют в игру «Угадай-ка», предположив перед её началом, в чём будет заключаться смысл игры.

Затем  показывают предложенные учителем фразы.

Оценивают себя с помощью смайликов.

Отвечают на вопрос учителя.

- А теперь предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».

- Предложите свои правила игры, связав их с сегодняшней темой занятия.

 - Правильно, мы будем угадывать фразы, которые нам будут показывать наши одноклассники.

- Кто желает выйти к доске?

Приём «Театрализации» (использование средств театра в педагогическом процессе)

Вопросы после игры:

- Всем ли удалось правильно понять наших одноклассников?

- У кого возникло затруднение?  В чём оно проявилось?

- А у кого всё получилось?

- Помогите  однокласснику объяснить, как справится с возникшей трудностью.

Приём «Дай себе помочь» (ситуация, в которой ученики могут помочь, ошибившемуся однокласснику)

- А теперь оцените себя  с помощью смайлика, если  во время игры вам было всё понятно, покажите «улыбающийся смайлик», а у кого остались сомнения по поводу того, всё ли было понятно, то возьмите «удивленный смайлик», если вам было трудно угадывать фразы одноклассников – выберите «грустный  смайлик».

C:\Users\NEW\Desktop\ЗАНЯТИЕ Как понимать друг друга без слов\смайлики 5.png

- Приведите примеры ситуаций, когда приходится использовать только невербальные средства общения?

Приём «Оцени себя» (оценивание себя на промежуточном этапе занятия)

Игра «Угадай-ка»

(Показать фразы:  «Позвони мне!» (с помощью жестов) «Я обиделся!» (с помощью мимики), «Я сплю!» (с помощью позы) «Можно к доске!» (с помощью жестов и позы)

«Пойдём, погуляем!» (с помощью жестов) « Я получил пятёрку!» (с помощью мимики и жестов)

Оценивание себя с помощью смайликов.

Р: Определять последовательность действий, перед началом выполнения задания.

Р: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

П: Формировать умение  устанавливать причинно-следственные связи.

Л: Адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. 

5.Контроль. Групповая работа.

Работают в группах  вспоминают правила работы в группах,

затем придумывают и рисуют жесты – знаки. Затем показывают свои работу, прикрепляя их на доску.

- А сейчас предлагаю поработать в группах и придумать жесты-знаки, которые могут пригодиться нам на уроке тогда, когда разговаривать нельзя.

- Но перед этим, напомните, пожалуйста, правила работы в группе:

Один говорит, другие  слушают

Работать должен каждый на общий результат.

  В группе должен быть ответственный.

   Свое несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

- Нарисуйте, опознавательные жесты-знаки, которыми мы могли бы пользоваться на наших уроках.

(После выполнения работы)

-Предлагаю представить свои работы.

Приём «Практической значимости» (выполнение заданий, направленных на закрепление материала)

Придумывают и рисуют жесты-знаки, которые могут пригодиться им на уроке

(« Я выполнил задание»,

 «У меня возник вопрос», «Затрудняюсь ответить», «Поработаем в парах»)

Представление своих рисунков.

Р: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

П: Наблюдать, обобщать и делать самостоятельные выводы.

К: Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

К: Предотвращать и преодолевать конфликты.

К: Вырабатывать и принимать коллективные решения.

6. Рефлексия деятельности на занятии.

Возвращаются к вариантам целеполагания занятия. Выясняют, совпали ли предположения.

Составляют мнение о занятии с помощью данных фраз.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают себя с помощью смайликов.

- А теперь вернёмся к нашим предположениям, целей нашего занятия. Совпали ли наши предположения?

- А сейчас мне бы хотелось выслушать ваше мнение о занятии с помощью фраз:

- Мне было интересно …

- Мне было трудно…

- Мне бы ещё хотелось узнать…

Приём «Закончи предложение»

(ученики оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности)

- Расскажите, о каких средствах общения и понимания мы сегодня говорили на занятии?

- Для чего нужно владеть разными этими средствами?

- Где эти знания нам могут пригодиться?

Приём «Практической значимости» (выполнение заданий, направленных на закрепление материала)

- А сейчас предлагаю оценить свою работу с помощью смайликов:  «улыбающийся смайлик», означает, что вы поняли сегодня на занятии, как можно общаться друг с другом без слов. У кого же остались сомнения по поводу того, как можно вести такое общение, возьмите «удивленный смайлик», если вы затрудняетесь ответить, всё ли поняли на сегодняшнем занятии, то выберите «грустный  смайлик». И прикрепите эти смайлики на доску.

C:\Users\NEW\Desktop\ЗАНЯТИЕ Как понимать друг друга без слов\смайлики 5.png

- Спасибо за работу на занятии. Надеюсь, что и в повседневной жизни, вы будете использовать невербальные средства общения.

Приём «Смайлики» (ученики сигнализируют о своем усвоении полученного  материала на занятии)

Приём «Рефлексии» (самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности или  взаимодействия)

Возвращение к началу занятия, вспоминание предположений цели занятия.

Продолжение фраз для составления мнения о занятии.

Оценивание себя с помощью смайликов.

Р: самоконтроль и самооценка.

Л: Формировать умение проводить рефлексию занятия.

К: Выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока .Контроль знаний по теме:" Слово,предложение,текст"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме Слово,предложение,текст.(контроль знаний) УМК Школа россии...

Конспект занятия № 9 по внеурочной деятельности «Первые шаги. Уроки развития» "Мой друг школьный портфель"

Цель: Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.Задачи: дать представление детям о необходимости соблюдения правил в различных взаимоотношениях; дать представление о прав...

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю."

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся  3-х классов  составлена на основе:Федерального закона Российской Федера...

Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ "Мой друг компьютер" 3-4 класс

Программа внеурочной деятельности "Мой друг компьютер" для детей с ОВЗ рассчитана на 2 года. Она предназначена для детей 3-4 классов....

Занятие по внеурочной деятельности по теме «Про репку и другие корнеплоды»

Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе по теме «Про репку и другие корнеплоды»...

Методическая разработка библиотечного урока «Сказку, друг мой, назови!»

Сказки помогают нам воспитывать в детях доброту, честность и целеустремленность. Урок-игра «Сказку, друг мой, назови!» направлен на развитие у ребенка образного и логического мышления, вни...