Край, в котором я живу
методическая разработка на тему

Ирина Борисовна Долгополова

внеклассное мероприятие по краеведению для обучающихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kray_v_kotorom_ya_zhivu.ppt1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Край в котором я живу

Слайд 2

Ханты-Мансийский АО Образован в 1930 году 10 декабря. Первыми жителями стали ханты(остяки), манси(вогулы), ненцы…

Слайд 3

Ненцы Ненцы -один из самых крупных самодийских народов. Самоназвание ненэць - "человек" было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", относящейся к началу XII в. Основная пища - мясо оленей (в любом виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду -миски, чашки, ложки - изготовляли сами.

Слайд 4

Ненцы Тундровые ( > 90%) Лесные Колвинцы

Слайд 5

Оленеводство Национальные особенности: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.

Слайд 6

Оленьи пастбища:

Слайд 7

Ханты Ханты являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.

Слайд 8

Ханты Северные Южные Восточные

Слайд 9

Письменность После революции для хантов была разработана письменность, на их языке были изданы книги, но в то же время Советское правительство вынуждало хантов расстаться с кочевым образом жизни и обратиться к созданию рыболовецких, охотничьих и оленеводческих кооперативов. Общины, желавшие сохранить традиционный уклад, преследовались в административном порядке. 1930 год. Дети ханты получили первую книгу на родном языке, составленную П.Е. Хатанзеевым.

Слайд 10

Нефтяные месторождения Освоение нефтяных месторождений в советский период наносило серьезный экологический ущерб территории традиционного расселения хантов. Выступая в защиту своих земель, ханты принимали участие в экологических группах протеста, появившихся в период перестройки.

Слайд 11

Большая часть коренного населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге автономного округа. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.

Слайд 12

Ханты-Мансийский автономный округ - историческая родина малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов. Из 36 тысяч человек кочевой образ жизни ведут более 13 тысяч.

Слайд 13

Шаманы Среди коренных жителей встречались и шаманы. Как правило, шаманы в своей практике использовали знания физиологии и анатомии человека. При этом главным фактором являлось гипнотическое внушение, применяемое шаманами в различных формах, способствующее выздоровлению человека(улучшению его самочувствия).

Слайд 14

Охота Она являлась важнейшим видом хозяйственной деятельности человека, который обеспечивал его пищей, одеждой и всем необходимым для жизни. Люди, которые его ведут, заинтересованы не только в добывании животных, но и в том, чтобы сохранить поголовье, необходимое для воспроизводства. (Характерно жителям Приобья – ханты и манси).

Слайд 15

Пассивная охота Активная охота Присутствия людей не требовалось. Для ловли животных использовались ловушки и самострелы. Человек принимает непосредственное участие. Например, преследуя лося по насту.

Слайд 16

Рыболовство Древнейшим занятием народов, заселявших север Западной Сибири, было рыболовство. На особенности повлияло два фактора: 1) Огромные разливы рек в низменных районах равнины; 2) Зимние заморы.

Слайд 17

Народная гигиена К важнейшему разделу традиционной медицины следует отнести народную гигиену и методы профилактики заболеваний. Так, лесные ненцы надевают традиционную меховую одежду, сшитую мехом внутрь, прямо на голое тело. Благодаря особенностям кроя тепло концентрируется внутри и греет область спины, груди, плеч, а за счет вырезов для головы и прорезей для рук регулируется тепловой режим внутри одежды.

Слайд 18

Мех оленя, из которого сшита одежда лесных ненцев, обладает особыми свойствами: при контакте с кожей он хорошо впитывает влагу, во время движения мех постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению. Волос оленя внутри полый, благодаря чему мех надежно держит тепло: даже грудных детей ненцы заворачивают в оленьи шкуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини сочинение Край, в котором я живу.

Сочинение учащейся 4 "В" класса МОУ "СОШ№ 6" Корсаковаского городского округа....

Программа по краеведению "Край, в котором я живу"

Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов....

Презентация "Край, в котором мы живем"

Презентация ктематическому  классному часу "Край, в котором мы живем" 3-4 класс. Рассказ о истории возникновения села, современное село....

Край в котором я живу.

Патриотическое воспитание....

Урок кубановедения по теме: «Край, в котором я живу». 4 класс

Отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово...

внеклассное общешкольное мероприятие "Край, в котором я живу"

Данное открытое мероприятие для обучающихся начальной ступени.Мероприятие напрвлено на воспитание любви к малой родине....

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....