Методические разработки занятий
методическая разработка на тему

Байкова Наталья Валерьевна

Занятия с детьми, сценарий праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Я ответственен за свои поступки»

Цели: способствовать формированию личности, способной к самопознанию,  саморазвитию и самовыражению.

Задачи:

  • Способствовать развитию у детей чувства ответственности.
  • Содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки, положительные и отрицательные черты характера, прогнозировать последствия своих действий
  • Воспитывать толерантное отношение к себе и окружающим, навыки самосознания и самовоспитания.
  • Убедить детей в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными.  Я хотела бы вас поблагодарить  за вашу ответственность и сознательность.

Ответственным быть
Очень нужно любому.
Важно оно очень
В школе и дома.
И в жизни тебе
Без него - никуда.
Забыл, что ответственен -
Будет беда.
Ты помни, дружок,
Все время об этом.
С другим поделись
Этим важным секретом.

Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня поговорим?

Мы будем общаться сегодня в группах.

Правила поведения на нашем занятии:

  • Докладчика не перебивать!
  • Шум не создавать!
  • Вопросы задавать!

С раннего возраста каждый из вас слышит слова из стихотворения Вл. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.

Вместе мы попробуем с вами найти ответы на важные для каждого из вас вопросы. Это:

1.Что такое ответственность? Какая бывает ответственность?

2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить ? Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?

3. Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

1 группа (обсуждает вопрос, выводит определение. Решает какие виды ответственности были даны в различных ситуациях)

Р (красный) Не подводить никого.
А (оранжев.) Соблюдать правила поведения.
Д (желтый) Уметь отвечать за свои дела, поступки.
У (зеленый) Хорошо выполнять обязанности.
Г (голубой) Быть надежным, исполнительным.
А (синий) Выполнять обещанное.
    (фиолет) Не ждать напоминаний, проверок

Ситуации

а) рабочий опоздал на работу; (дисциплинарная)

б) суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля; (уголовная)

в) суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим его квартиру; (правовая)

г) пешеход перешёл улицу в запрещённом месте. (административная)

(Классный руководитель, подводя итог размышлений детей по первому вопросу)

 Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно. Какие поступки, по мнению учащихся, можно отнести к непоправимым, а последствия каких действий удается исправить.

2 группа (находит ответы на вопросы)

Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить ? Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?

Представители второй группы высказывают свое мнение,  две колонки (непоправимые и житейские поступки)  К непоправимым ученики относят такие, как

  • убийство,
  • казнь,
  • отречение,
  • предательство,
  • неверное лечение.

житейских поступков, к которым относят

  • опоздание,
  • шалость,
  • порчу вещи,
  • потерю чего-то

(определяют черты характера, которые могут привести к неправильным поступкам

(трусость, болтливость, незнание чего-либо, безответственность, несоблюдение правил, не умеют выполнять свои обещания, неисполнительность)

Игра с классом

1.  Какая чёрта характера премудрого пескаря — героя сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — заставила его всю свою жизнь прятаться в норе и жить скучной однообразной жизнью? (Ответ: трусость.)

2. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Ответ: из-за непослушания.)

3. Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел ? (Ответ: зависть к красоте и молодости Ивана.)

4. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка» что стало причиной смерти бабушки и Красной Шапочки ? (Ответ: болтливость.)

5. Что погубило раджу— героя мультфильма «Золотая антилопа» ? (Ответ: жадность, жажда наживы.)

 Большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить. Тем более что близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка.

 Обсуждение пословицы.

Как вы понимаете эту пословицу?

«Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Возможно ли избежать ошибок в жизни?

Что хуже: ничегонеделание или ошибка?

3 группа

3 Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку? Приведите примеры!

 Учащиеся приходят к выводу, что для признания ошибки требуется мужество, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.

Далее  группы высказывают свое мнение о том, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях — даже уважать. При доказательстве своего суждения они ссылаются на приключения Шурика из известной кинокомедии «Кавказская пленница», сначала по ошибке укравшего Нину, а затем исправившего эту ошибку. По их мнению, Буратино также достоин уважения. Ведь он по глупости поверил коту Базилио и зарыл денежки на Поле Чудес. Его подтолкнула к неверным действиям не жадность, а желание купить папе Карло новую куртку

Практически любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать. Но вспоминать и говорить о нем неприятно. Почему же на вопрос ответить легко, а за проступок — трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?

Члены третьей группы говорят о чувстве стыда, страхе перед  наказанием, боязни унижения, опасении, что люди не смогут понять провинившегося.

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Давайте проанализируем, что может случиться в итоге в нашей повседневной жизни, если руководствоваться принципом:

1. “Хочу и могу”,

2.  “Не хочу, но надо”.

3. Для 3 группы “Правила ответственности”

(“Хочу и могу”.

1)хочу "5" – выучу;
2)хочу помочь маме - уберу комнату;
3)хочу много знать – буду читать книги;
4)хочу быть здоровым – буду закаляться;
5)хочу быть сильным – буду заниматься спортом;
6)хочу научиться плести макраме – буду посещать кружок.

("Не хочу, но надо" )

“Правила ответственности”.

1.Применять в своей жизни опыт других.
2.Понимать, что необдуманные действия могут принести вред мне и другим.
3.Понимать, что с плохими привычками надо постоянно бороться, так как плохое прививается быстро, а хорошее только через усилие воли.

- А в заключении предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест.

Тест “Ваше чувство ответственности”.

Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам. Он остается с вами. На парте  у каждой группы есть интерпретация ваших результатов и рекомендации.

1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:

а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.

2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:

а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.

3. В подъезде дома Вы находите красивый телефон и:

а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.

4.. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:

а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.

Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.

Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.

Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.

Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.

Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.

Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.

Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.

Рефлексия

а) “Слияние “надо” и “трудно” - это мудрость самовоспитания и путь
настоящего человека”.
б) “Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными,
если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя”.
в) “Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо”.
г) “Самая большая победа- это победа над самим собой”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ответственным быть Очень нужно любому. Важно оно очень В школе и дома. И в жизни тебе Без него - никуда. Забыл, что ответственен – Будет беда. Ты помни, дружок, Все время об этом. С другим поделись Этим важным секретом.

Слайд 3

«Я ответственен за свои поступки»

Слайд 4

Правила поведения на уроке: Докладчика не перебивать! Шум не создавать! Вопросы задавать!

Слайд 5

1.Что такое ответственность? Какая бывает ответственность? 2. Какие поступки можно считать непоправимыми, а последствия каких действий можно исправить ? Какие черты характера приводят к неправильным поступкам? 3. Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

Слайд 6

Непоправимые поступки убийство казнь отречение предательство неверное лечение

Слайд 7

Житейские поступки опоздание шалость порча вещи потеря чего-либо

Слайд 8

«Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Слайд 9

1. “Хочу и могу”, 2. “Не хочу, но надо”. 3. “Правила ответственности”

Слайд 10

Тест “Ваше чувство ответственности”.

Слайд 11

1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку: а) одолжить у друзей; б) идти в том, что имеется; в) не ходить на дискотеку вообще. 2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь: а) помочь своим; б) остановить драку; в) остаться незамеченным. 3. В подъезде дома Вы находите красивый телефон и: а) забираете его себе; б) показываете родителям, звоните в милицию; в) не прикасаетесь к нему. 4. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы: а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”; б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения; в) пытаетесь задобрить.

Слайд 12

“ Семь раз отмерь, а один раз отрежь”



Предварительный просмотр:

Интерактивное занятие:

«Человек живет среди людей».

Задачи: сформировать навыки

- умения  свободно  общаться;

- понимать и выражать свои чувства;

- умения  высказывать и отстаивать свое мнение;

- умение слушать и слышать другого человека.

Ход занятия:

 Введение в атмосферу групповой работы.

Встали все в круг.

Здравствуйте, я очень рада встретиться сегодня с вами. Давайте поприветствуем друг друга, как индейцы древнего племени макаюмба:

Коснемся друг друга локтями,

Коснемся друг друга пятками,

Хлопнем друг друга в ладоши,

И познакомимся. Я передаю игрушку, называя имя и знак зодиака, под которым родилась, все делают то же самое. Познакомились.

Присаживайтесь

 Мозговой штурм.

Ребята, человек живет среди людей. Все его радости, горести и заботы связаны с другими людьми. Одиночество мучительно для человека, особенно если он молод и полон сил. Цель нашего сегодняшнего занятия научиться слушать и слышать другого человека, научиться общаться и  находить в человеке хорошие качества.

Больше всего времени мы проводим со своими родными и близкими. Всегда ли нас понимают родные. Недолго думая, постарайтесь ответить на вопрос? Когда и по какому поводу у вас возникали конфликты с родными?

                          Послушайте, пожалуйста, легенду:

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было недоброе. Привел сын жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: пусть не заходит мать в дом, посели её в сарае.

Отдыхала раз молодая красавица под цветущей яблоней, и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне. Не дрогнуло сыновье сердце, околдовала его красота жены. Говорит он матери: Пойдемте мама, покупаемся в реке. Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: Смотрите под ноги, так до вечера будем идти к реке.

Пришли. Искупались. Убил сын мать, вынул сердце, положил на кленовый листок, несет.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился. Упало сердце на утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: Сыночек, не больно ли ты ушиб колено. Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место.

Зарыдал сын, схватил материнское сердце, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его столь преданно и бескорыстно, как родная мать.

Столь огромной была материнская любовь, столь сильным было желание видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась грудь, стала мать на ноги и прижала сына к себе. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми лучами озаряет вершины курганов.

Что вы теперь чувствуете? Ваши претензии к родным серьёзные? (Дети отвечают).

Когда будете дома, поговорите с мамой о них. Пусть это будет ваш шаг к взаимопониманию.

 Упражнение  «Импульс»

Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние, выполним упражнение «Импульс».

Встанем в круг, возьмемся за руки, передавать импульс будем,  сжимая правой рукой левую руку соседа. Импульс отправлять буду я.

Я передаю импульс добра

Я передаю импульс радостного настроения

Я передаю импульс счастья

Работа в группах «Цветочная поляна»

А теперь посмотрите друг на друга. У вас на  груди наклеены сердечки разных цветов. По цвету сердечек мы разделимся на 3 группы, каждая группа займет свой стол. Сядьте друг к другу лицом и улыбнитесь.

Каждый человек уникален. Вы – единственный и неповторимый, вы – нечто новое в этом  мире. Каждому при рождении дается имя. Вы растете, вместе с вами растет имя. Как вы хотите, чтобы вас называли? Произнесите свое взрослое имя вслух. Нравится?

Возьмите на столе цветок вашей души. Посмотрите на него, почувствуйте своё настроение. Какого оно цвета? Выберите кружок, наклейте его в центр цветка. На одном из лепестков напишите имя, которым вас называют, или которым бы хотелось, чтобы вас называли. Передайте цветок соседу. На свободном лепестке он запишет, что ему нравится в человеке, имя которого на цветке. Цветками в группе обменивайтесь до тех пор, пока к каждому не вернётся его цветок.

Прочитайте, что написали о вас ваши товарищи. Спасибо.

Я прошу вас вернуться на свои места.

 Выскажитесь, что необходимо для взаимопонимания? (высказывания детей)

Вывод

Т.к. мы живём в обществе, мы должны:

--находить общий язык с окружающими;

--быть терпимыми с ближними;

--находить хорошие качества в людях.

А чтобы все это было возможным, мы  должны быть позитивно настроены к людям и желать им добра.

Итоговый круг «Паутина»

Сейчас мы будем передавать клубок ниток друг другу, говоря при этом доброе пожелание.

Посмотрите, как мы все нужны друг другу. Поднимите нить, посмотрите, какая она непрочная. И только от нас зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания. Запомните этот миг.

 Мне было приятно с вами работать. Закончить наше занятие я хотела бы словами

«Вот человек, что скажешь ты о нём?» -

Ответил друг, плечами пожимая;

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нём?»

Спросил я у товарища другого, -

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?».

                                                                                                                 Р.Гамзатов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ СРЕДИ ЛЮДЕЙ Всякое существование – это сосуществование . Древняя мудрость.

Слайд 2

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает что другие не могут обойтись без него , ошибается ещё больше. Ф. Ларошфуко Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому. Блез Паскаль. Банк претензий.

Слайд 3

КРАСНЫЙ - радостное; жёлтый - светлое, приятное; СИНИЙ - грустное. Цветочная поляна

Слайд 4

находить общий язык с окружающими; быть терпимыми; в каждом человеке видеть хорошее; уметь делать приятное. В жизни необходимо:

Слайд 5

Взгляд со стороны «Вот человек, что скажешь ты о нём?» - Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?» «Вот человек, что скажешь ты о нём?» - Спросил я у товарища другого, - «Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нём плохого?» Р. Гамзатов



Предварительный просмотр:

        Открытое занятие

                                     

Цели:

Обобщать знания детей об основных правах;

Способствовать формированию правовой культуры детей;

Воспитывать ответственность за своё будущее;

Воспитывать уважение к высказываниям и мнениям сверстников;

Ход мероприятия

1. Игра «Имена»

Я попрошу каждого вставать по очереди, назвать своё имя и добавить прилагательное на туже букву, которое вас характеризует. Например, Ольга, я оптимистичная.

Вы заметили, сколько разных слов мы назвали. Почему? Потому что мы все разные, мы отличаемся друг от друга по росту, по цвету волос или глаз, по месту проживания и другим параметрам.

Но у нас есть что-то общее. Как вы думаете что? (ответы детей)

Вы назвали много причин, но мы ещё являемся гражданами одного государства, жителями нашей страны – России. Что значит быть гражданином своей страны?

2. Викторина «Я – гражданин России»

Быть гражданином – потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо Родины и на её процветание.   Каждый гражданин должен любить и уважать свою Родину, её традиции. Проверим, насколько вы граждане своей страны. Наш гражданский долг – знать государственные символы.  

1. Что является государственными символами?

2. Выберите  герб России. Какие цвета на флаге ?

3. Выберите флаг России. Какие символы присутствуют на гербе России?

4. Что означают цвета на флаге? Как называется основной закон страны?

5. Что означают символы на гербе?

6. Когда поднимают флаг?

3. Кроссворд «Право»

Есть ещё что-то, что объединяет нас всех и всех граждан нашей страны. Вы узнаете, когда решите кроссворд.

1.Руководитель страны.

2. Синоним к слову Отечество, Отчизна Родной край.

3. Один из Государственных  символов страны

4. Независимость страны

5. Основной закон страны

Право - совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми, а что касается детей, то эти нормы направлены на защиту интересов ребенка.

4. Расшифруй картинку

Какими правами вы владеете?

Я буду показывать картинки, а вы называть, какие права здесь указаны.

5. Игра «Право или обязанность»

Но вместе с правами у каждого из нас появляются обязанности, т.к. нельзя что-то только получать в своё благо, надо подчиняться существующим требованиям. Что такое обязанность? (Это требования, которые необходимо выполнять) Какая главная обязанность у вас дома? А у папы? У кого больше всего? У всех жителей нашей страны есть обязанности. Они прописаны в  Конституции России.

На листе записаны предложения. Ваша задача выбрать обязанности гражданина нашей страны.

Жить в семье.

Получать образование.

Соблюдать конституцию своей страны.

Уважать национальные традиции.

Ценить и беречь исторические достопримечательности.

Старательно учиться.

Беречь культурные традиции народа.

Иметь собственное имя.

Получать медицинскую помощь.

Беречь природу.

Играть с другими детьми.

Уважать интересы других лиц.

Соблюдать законы государства.

Уважать права других людей.

Защищать свою страну.

6. Выполнение упражнений

А сейчас мы выполним несколько упражнений, которые также отражают ваши обязанности.

  1. «Слушать и слышать»

По моей команде каждый из вас должен громко крикнуть ФИО вашей мамы.

Раз, два, три.

А  теперь проверим, как мы поняли друг друга. Никита, что сказал Павел?

Вы громко кричали, и не услышали, что говорят другие.

Какой вывод мы можем  сделать? Что вы обязаны соблюдать?

2. «Уважать другое мнение»

У многих из нас есть ярко качества, которые отличают нас от других. С помощью этих качеств можно дать краткую характеристику человека. Я буду читать краткие характеристики, а вы угадывать, о ком идёт речь.

Самостоятельный человек – так можно сказать о …

Самый изобразительный и находчивый …

В разведку я взял бы с собою …

Самый надёжный в группе – это…

Своими бедами можно поделиться с …

В группе скучно, значит, в ней не хватает …

Не побоится дать отпор любому хаму и грубияну …

Блистает смекалкой …

Возможно, станет крупным государственным деятелем …

Самым добрым можно назвать …

Вывод: надо прислушиваться к чужому мнению, уметь слушать, вырабатывать терпение, независимо от того, совпадает оно с вашим мнением или нет.

7. Физкультминутка

А сейчас немного отдохнём.

Хлопают все дети.

Хлопают только … девочки.

Хлопают те, кто любит … вкусно поесть.

Хлопают те, кто любит поспать ….

Хлопают те, кто любит… бананы.

Хлопают те, кто не любит … каникулы.

Хлопают только … мальчики.

Хлопают те, кто не может жить … без драки.

Хлопают те, кому нравиться … обзываться.

Хлопают те, у кого хорошее настроение.

8. Рефлексия

Все мы граждане своей страны. Мы говорили об обязанностях граждан страны. Дополните предложения на карточках, и мы приклеим их, чтобы наша группа  расцвела. Вспомните об обязанностях, о которых мы говорили.

«Я обязан … и я буду это делать.»

     

                                   



Предварительный просмотр:


Цель: сформировать понятие о семье и ценности семейных отношений.

Задачи:

  • раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
  • расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;
  • способствовать развитиюинтереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;
  • формироватьчувство долга и ответственности перед своей семьей;
  • воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (радуга и ромашки), фломастеры, клей-карандаш, белая бумага.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Звучит «Песенка о счастливой семье»
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на занятии, тема которого «Семья и семейные ценности».

  1. Целеполагание

D:\Иришка\работа\конкурс классных часов\картинки\досуг\x_9f29e924.jpg     Наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.  Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? А для вас что значит «семья»?

(ответы детей).

Семья – это место, где человек учится любить. С самого рождения ребенка окружают мама, папа, бабушки, дедушки, его любят, заботятся о нем, и ребенок, видя такое отношение, тоже дарит любовь, нежность и заботу своим близким.

  1. Работа с темой

В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников»

Перечислите людей, которых вы называете своими родственниками.

(Высказывания ребят)

Как вы думаете, когда появилось слово «семья»?

(Предположения)

(Чтение стихотворения )

Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя? 

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой.

Почему именно семь?

Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь.

(На слайде  появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи)

Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: сердцевинки и лепестки будущих цветков. Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.

(Индивидуальная творческая работа, ребята приклеивают свою ромашку на доску)

Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой.

Итак, семьи все разные. А чем они отличаются?

(Высказывания ребят)  

Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции, уклад жизни. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.

Семейный вопрос отражен в устном народном творчестве, в русских народных сказках, пословицах и поговорках, которые мы называем народной мудростью. О чем же учит нас народная мудрость? Предлагаю вам сейчас поделиться на команды и попытаться собрать пословицы. Они, хулиганки, рассыпались по словечкам. Помогите им вновь встать на свои места.

В семье / любовь / да совет, / так и нужды нет.

Не будет / добра, / коли в семье / вражда.

Семья / без детей, / что цветок / без запаха.

Родители / трудолюбивы, /  и дети / не ленивы.

(На доске выведены части пословицы.Необходимо составить пословицу и объяснить ее смысл)

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется венчание – на головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания. Для сохранения дружной семьи необходимо, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Традиции – это  обычные принятые в семье нормы, манеры  поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Какие традиции есть в ваших семьях?

(Высказывания ребят)

Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является  самым уважаемым членом семьи.Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу. Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? Почему вас назвали в честь этих людей?

(Высказывания ребят)

Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?

(Высказывания ребят)

Общий вид деятельности в семье – еще одна древняя традиция. Именно так создавались целые династии (многие поколения одной семьи), занимающиеся одним делом. Например, династия врачей, учителей, строителей. Есть у кого-нибудь из вас в семье династии?

Все мы очень любим праздники. В каждой семье праздники отмечаются по-своему. И это тоже своеобразная традиция. Какие праздники вы отмечаете? Как вы готовитесь к ним?

(Высказывания ребят)

Есть и очень вкусная традиция – традиция застолья. С древности повелось встречать в своем доме гостей и потчевать их разными яствами. Конечно, времена меняются, но традиции остаются.

Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.  Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?

(Высказывания ребят)

Современная техника творит чудеса, практически все мы имеем фотоаппараты, и целую коллекцию фотографий. Наличие фотоальбомов – еще одна семейная традиция.У кого из вас есть такая традиция?

 (Ребята поднимают руки)

Итак, традиций в семье много. Даже элементарную уборку по субботам можно назвать семейной традицией. Ведь именно в вашей семье привыкли так жить.

Ребята, каких качеств нужно придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой, на чем должна строиться семья?

(Высказывания ребят)

Совершенно верно. Семья строится на взаимоуважении и взаимопонимании.

Давайте попробуем выбрать составляющие крепкой и дружной семьи.

 (На слайде  перечень слов, среди них необходимо выбрать те, которые характеризуют счастливую семью)

Ответ: уют, спокойствие, любовь, добро, счастье, дружба, согласие.

Все это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Как вы понимаете это понятие?

(Высказывания ребят)

Верно. Это общие интересы всей семьи. Мы с ними не рождаемся.

Итак, семейные ценности

  • не передаются по наследству;
  • их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.

А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Семья ассоциируется с магическим числом – 7. А какое природное явление тоже имеет число 7? Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. И сейчас мы с вами построим «радужную семью». Я хочу, чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга – модель счастливой семьи.

 (На столах лежит раздаточный материал – рисунок радуги.По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи.)

***

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во-первых, это главное -
любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе -
дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом
забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое -
терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое -
ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое —
уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее.
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое –
чистота.
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива,  где полностью.

Сейчас я прочитаю вам сказку В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе».

«Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.

На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.

Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.

- Человек, - не утерпела Стрекоза,- что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?

- Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. – Это его могила.

- А что такое Отец? – опять спрашивает Стрекоза.

- Что такое могила?

Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:

- Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты говоришь?

- Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек.

Понравилась вам сказка? Какие выводы вы сделали из услышанного?

(Высказывания ребят)

Только люди знают своих родственников, помнят их.

Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, кто поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.

Подчеркивая важность семьи, люди учредили праздник – Международный день семьи, который отмечается 15 мая.

Напоследок предлагаю вам отгадать загадки, посвященные семье. Загадки эти необычные. Чтобы их отгадать, нужно очень хорошо подумать.

1)В дружной, большой и счастливой семье –
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек?
(одна)
2) Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить?
(апельсины покупали дед, отец и сын)
3) Отец и сын попали в аварию, машины «Скорой помощи» отвезли их в разные больницы. Мальчику нужно было делать срочную операцию, но, увидев, его, хирург сказал: «Я не смогу его прооперировать, ведь это мой сын!» Могло ли такое быть?
(да, если хирург – мама мальчика)
4) У пятерых учителей
Есть любимый брат Сергей.
У Сергея же притом
Не сыщешь братьев днем с огнем.
Тайну эту как открыть?

Может ли такое быть?(да, если учителя – женщины, поэтому у Сергея нет братьев – только сестры)
5) Отца Мэри можно счастливым назвать –
Ведь у него дочерей целых пять!
Правда, теперь проблема одна –
Он забывает их имена!
Чичи, Чече, Чача и Чучу,
А младшую как называют сестру?
(Мэри)

  1. Рефлексия
    Давайте подведем итог нашему занятию. Что нужно человеку для счастья?  Какие самые главные семейные ценности?

В одиночку человеку трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется разделить с кем-то радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.

 И в завершении разговора предлагается  стих:

                          ***

Семья –это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

(В завершении ребята забирают с собой ромашки и радугу)

                                   



Предварительный просмотр:

Занятие "Открой свое сердце добру".

Цели:

-формирование у детей представления о добре, доброте. о хороших и добрых поступках;

- расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;

задачи:

- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

- воспитание взаимоуважения;

- развивать творческие способности детей.

средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, запись мультфильма "Просто так", песня "Дорога добра".

Материалы для детей: фрагменты портрета человека, шаблоны сердечек, весы, бусинки, рисунок дерева Доброты, рисунки солнышка, солнышка и тучки, тучки,

Ход занятия:

Дети сидят в кругу. Встают.

приветствие:

Доброе утро!

Добрый день!

Добрый вечер!

эти слова мы произносим приветствуя друг друга. поприветствуем наших гостей и скажем им "Добрй день"

передавая сердечко  поприветствуем друг друга словами:" Добрый день, (имя соседа). я так рад тебя видеть, ведь ты (качество за которое цените друга).

Слайд №1.

Если хмуримся с утра,

нам поможет доброта.

ну-ка,дети, соберитесь

и друг другу улыбнитесь!

(Улыбнулись друг другу и взялись за руки)

Дети садятся.

-Ребята, скажите, какое слово я чаще других произнесла с самого начала нашей встречи? (добро, добрый).

- кто догадался, чему посвящено наше занятие? (Добру)

- тема нашего занятия " Открой сердце добру". Мы будем говорить о хороших и добрых поступках, выясним, какова роль доброты в жизни каждого человека, узнаем самое главное правило добра.

- на любом занятии установлены правила поведения. Я предлагаю следующие правила:                                                                   (слайд №3)

Дополнения, изменения будут?

(слайд№4)

дайте определение слову ДОБРОТА

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово ДОБРОТА определяется так:

(Слайд №5)

Чтобы продолжить работу, нам нужно поделиться на 3 группы. Запомните, какое слово я произнесу, указывая на вас. (ДОБРОЕ ДЕЛО НА ВЕК)

У вас на столах слова. Составьте из них пословицу. Зачитает ее тот, у кого самые теплые руки.

ДОБРЫЙ СКОРЕЕ ДЕЛО СДЕЛАЕТ, ЧЕМ ЗЛОЙ.

ЧЕМ МСТИТЬ СВОЕМУ ВРАГУ, СТАРАЙСЯ СДЕЛАТЬ ЕМУ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ДОБРА.

ЛИХО ПОМНИТСЯ, А ДОБРО НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕТСЯ.

Дети снова садятся в круг.

- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты. (Слайд №6)

самая маленькая доброта - пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. может он делал добро другим для своей выгоды?

И ,наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. такая доброта выбирает себе хозяина - человека, который всегда защитит слабого, поможет в беде, чувствует несправедливость, способен бороться со злом.

Сейчас мы определим самое главное правило ДОБРОТЫ.

ПРОСМОТРИТЕ МУЛЬТФИЛЬМ.

после просмотра. - какое правило доброты вы услышали? (добро творится ПРОСТО ТАК, бескорыстно)

Слайд №6.

- Независимо от того, заметят твое добро или не заметят его - ТВОРИ ДОБРО.

- Независимо от того, чем будут тебе платить за добро: добром или злом - ТВОРИ ДОБРО.

- Твори добро и не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.

- Я буду просить вас выполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Встаньте, ПОЖАЛУЙСТА!

поднимите руки!

БУДЬТЕ ДОБРЫ, похлопайте в ладоши!

Потопайте!

Попрыгайте, пожалуйста!

Сейчас я предлагаю вам составить  портреты доброго и злого человека. делимся на  две группы. (Раздаю сердца двух цветов)

У вас на столах лежат фрагменты портрета. Это несколько видов глаз, бровей, улыбок. Все выбирают и отдают самому высокому в группе. он приклеивает фрагменты на круг, которое будет лицом.  

Во время работы ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "ДОРОГА ДОБРА".

скажите, вам приятно слышать вежливые слова? Вы согласны с тем, что добро невозможно без этих слов. У каждого из вас есть сердечки. Напишите на них добрые, вежливые слова, которые делают нас добрее.

вырастим вот такое  ДЕРЕВО ДОБРА.

(Слайд №7)

Посмотрите, какое красивое живое дерево у нас получилось.

К сожалению, в мире очень много зла. (Воспитатель берет бусинки и кладет их на весы, называя зло : война и т.д.)

Слайд № 8.

От вас зависит, насколько чаша весов добрых дел перевесит чашу зла.

Я хочу, чтобы мы не просто говорили о добре и доброте, а творили добро. Каждый из вас сделал поделки для малышей. После нашего занятия мы вместе отдадим их малышам. А я смело добавляю бусинки в чашу весов.

РЕФЛЕКСИЯ.

Наше занятие подходит к концу. Я попрошу вас продолжить любую фразу:

Я понял, что.....

Мне понравилось...

Я навсегда запомню, что....

Я хочу....

Дети встали в круг.

Давайте возьмемся за руки и поблагодарим друг друга за работу волшебным словом СПАСИБО!

Добро творить, как воздухом дышать,-

Потребность, людям данная от Бога.

Лучами сердца мир отогревать,

И отдавать. И не считать,

Что отдал много....

Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.

festival.1september.ru



Предварительный просмотр:

Методическая разработка  праздника:

Действующие лица:

Хозяин

Хозяйка

Гадалка Авдотья

Колядующие

Оборудование:

Зал убран под деревенскую избу: в центре наряженная ёлка, окно с занавесками, в окне видны месяц и звёзды, под окном скамейка, стол со свечой, самовар, сушки, рушник, лапти, балалайка, печь, ухват, чугун, дрова, звезда на шесте…

Ход мероприятия

Звучат русские народные мелодии. Гости и участники представления собираются в зале, занимают свои места.

Учитель           Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим на наши вечёрки!

                     Как говорится, посидим рядком, поговорим ладком, как в добрую старину

                     Собирались наши бабушки и дедушки праздновать зимние святки.

                          Зимними святками называются рождественско – новогодние праздники,

                    которые длятся с вечера 6 января по 19 января.

                          Это задорные, весёлые праздники дарит нам прекрасное время года –

                    Зимушка – зима. Прислушайтесь, кажется, это она пожаловала к нам на

                    праздник со своими верными спутницами – снежинками.

Танец Зимы и Снежинок  под мелодию «Музыка Рождества»

Зима              Здравствуйте, мои друзья! Видеть всех здесь рада я!

                       Принесла я для детей много радостных затей:

                       Горки ледяные, санки расписные,

                       Клюшки, лыжи и коньки, да морозные деньки,

                       Да блестящий гладкий лёд, да снежинок хоровод,

                       Тройки с бубенцами, с лихими молодцами,

                       Много праздников народных, много песен хороводных,

                       Праздник ёлки, Рождества вам сегодня принесла.

Воспитатель  Спасибо тебе, Зимушка, за Рождественские Святки, новогоднюю ёлку и

                     Новый год, всеми нами любимый праздник.

                         По-настоящему, Новый год начинается со дня рождения Иисуса Христа.

                     Отсюда и название праздника – Рождество. В эти праздники мы привыкли

                     видеть в своих домах красавицу – ёлку.  Кто знает, как появился обычай

                     наряжать, установленное в доме дерево?

                          Я расскажу вам об этом притчу: «Когда родился маленький Иисус, всё на

                      Земле возрадовалось: люди и звери, моря и горы, травы и деревья. Всем

                      хотелось засвидетельствовать своё почтение сыну Божьему, одарить своими

                      подарками. И пришли к Иисусу три дерева: пальма, хлебное дерево и ель.

                     Пальма принесла в дар Христу свою тень, что укроет его от палящего солнца.

                     Хлебное дерево обещало сытость. А ель скромно молчала, не зная, что

                     предложить от себя. Тогда её подружки – деревья стали насмехаться над

                     елью: «Ну, что молчишь, колючка? Что ты можешь подарить? Ребёнок о тебя

                     только уколется и заплачет» И в этот самый момент с неба упала яркая звезда.

                   Она рассыпалась на мелкие сияющие осколки, которые осели на ветвях ели и

                   заискрились огнями. Ель стала необычайно красива, и маленький Иисус

                   радостно засмеялся. С тех пор, всем на радость, в канун Рождества наряжают

                   красавицу – ёлку.

На ёлке загораются огни. Дети исполняют песню «Здравствуй, ёлка»

Воспитатель     В Рождественские Святки не только наряжают ёлки и танцуют, а ещё поют

                    Колядки – колядуют. Колядование – это праздничные обходы домов с пением

песен – колядок, в которых славили хозяев дома, желали богатства, урожая, счастья и любви. Колядки исполнялись детьми и молодёжью, которые несли на шесте звезду – она символизировала рождение Христа и указывала путь к нему. Колядующие славили Христа, т.к. с его именем связан праздник – Рождество.

В зал входят ряженые со звездой

1-й ряженый     Христос – спаситель в полночь родился,

                           В вертепе бедном он поселился.

                           Вот над вертепом звезда сияет,

                           «Христос родился!» - всем возвещает.

                           «Христос – Владыко, в твой день рожденья

                            Подай всем людям – мир , просвещенье»

Ряженые поют:      Приходила Коляда накануне Рождества.

                                   Кто даст пирога – тому полон хлев скота,    

                                   Овин с овсом, жеребца с хвостом.

2-й ряженый       Коляда, коляда накануне Рождества.

                             Тётенька добренька, пирожка бы сдобненька.

                             Не режь, не ломай, а по целому давай.

                             Печка топится, пирожка-то хочется.

                             С Рождеством вас!

3-й ряженый              Коляда, Коляда всех зовёт за ворота.

                                    Открывайте сундучки, доставайте пяточки.

                                    И житьё, и бытьё, и богатство идёт.

                                    А кто в этом дому живёт, тому счастья и добра полны закрома.

                                    С Рождеством вас!

4-й ряженый        Щедринки – ведринки, дайте вареника.

                              Вареника мало, выносите сало.

                              Ковшик кашки да кольцо колбаски.

                              А не дашь пирога, стянем быка за рога,              

                              А свинью за хвост отведём под мост.

                              Будьте здоровы, счастливы будьте.

                              Живите без бед много лет!

Хозяин избы              Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте.

Гадалка Авдотья – кума хозяев     Веселья вам да радости!

Хозяйка избы              Сядь, дед. Сядь, Авдотья!

                          (ряженым)   Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!

5-й                          Коляда – моляда, уродилась Коляда.

                               Кто подаст пирога, тому двор живота,

                               Полон двор скота,

                               Овин с овсом, жеребца с хвостом.- (поёт)

                     (говорит) – А кто не даст ни копейки – завалим лазейки,

                                         Кто не даст лепёшки – завалим окошки,

                                         Кто не даст пирога – сведём корову за рога,

                                         Кто не даст хлеба – уведём деда,

                                         Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны.

Хозяин          Слыхала, жёнушка?

Хазяйка         Ой, детки – малолетки,

                        Вот вам пирога – не уводите корову за рога,

                        Вот вам хлеба – не берите деда,

                        Нате ветчины – не колите чугуны.

Хозяин                           Что вы, что вы! Оставайтесь. Чем хотите угощайтесь.

   (к жене с укоризной) Что придумала, жена? Ишь какая сатана.

Хозяйка           Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.

                         Давно мы вас ждём поджидаем,

                         Праздник без вас не начинаем.

Гадалка                 У нас для каждого найдётся и местечко и словечко.

Хозяин             Жена, что есть в печи на стол мечи.

Хозяйка            Вот пироги да печенье для вашего угощенья.

Гадалка хозяину    Вот и нам с тобой, куманёк, пирогов перепало.

                                Ой, да вкусный пирог, да мягкий какой.

                                Приглашаю всех поиграть в игру «Пирог»

Выстраиваются две команды напротив. По центру 1 человек – «пирог». Играющие поют пирогу:              Да-а экий он высоконький,

                          Да-а экий он широконький,

                          Да-а экий он мякошенький.

                          Режь да ешь, режь да ешь.

После этих слов первые игроки из каждой команды бегут к пирогу, кто первый дотронется – уводит его к себе в команду, проигравший становится пирогом.

Воспитатель       И всё же не поскупилась хозяйка – знатный стол накрыла. Видимо, она знает,что в Рождество стол должен быть изобильным, а гости сытыми и весёлыми. За это ряженые особую колядку приготовили – магическую. Пришла она к нам из тамбовской губернии и считалась чудодейственной. В чьём дому прозвучит – на весь год любовь и счастье в нём поселит.

Ряженый    Месяц в небе засиял – нам путь – дорожку указал

                   Верхнюю и нижнюю к дому ближнему.

                   Выдь хозяин на крыльцо, налей в чарочку винцо.

                   Винцо не выпьем, по губам помажем,

                   Про твой дом тебе расскажем:

                   В твоём доме 4 угла, в каждом углу по 3 молодца

                   Добро, Уют, Покой живут, дом от напасти стерегут.

                   А от угла к углу ходит девица – по земле коса стелется.

                   Зовётся девица – Любовь. На ней и держится твой кров.

                   Если девица уйдёт – счастье в доме пропадёт.

                   Чтоб напасти избежать, нас ты должен привечать,

                   Уйдём с дарами со двора – полны будут закрома.

                   Коль нас ты щедро наградишь – радость в доме поселишь.

Хозяйка        Вот спасибо, гостьюшки. Угощайтесь.

                      У меня и настроение поднялось. Даже петь захотелось.

            (поёт частушку)     Хорошо колядка пелась, милые подружки.

                                             Только что за посиделки без нашей частушки.

Гадалка         Баяниста Васю я давно заприметила.

                      Играет он старательно, моргает завлекательно.

1-й ряженый       Ой, пол провались, потолок обвались.

                             На доске остануся, с колядкой не расстануся.

2-й                  Дай бог снежку, гладеньку дорожку.

                       Неудачи чтоб ушли от мово окошка.

3-й                  Я приду с гармошечкой под твоё окошечко.

                        Погляди, гармошечка, откроется ль окошечко?

4-й            Денис пел, загадки гнул, а теперь, поди, заснул.

                 Проснись, протри глазёночки, смотри, каки девчоночки

5-й                   Ты прости, дружочек Деня, что тебя обидела.

                         Я пирог твой откусила, а тебя не видела.

6-й            Всю неделю я учился танцевать как Титомир.

                  Научился ли не знаю, но носки протёр до дыр.

Танец «Коляда» исполняют ряженые.

Гадалка      Ох, и весело у вас, кумовья. Не зря к вам в гости пришла вечерок скоротать.

                    Молодёжь така прытка, игрива. А вот те, что постарше – засиделись. Давайте

                    в «Репу играть».

Хозяин        А это как?

Игра «Репа» Гадалка объясняет: выбирается «репа», сажается на стул. Две команды по 3-4 человека становятся по разные стороны от «репы» один за другим и пытаются перемещать «репу» за руку на свою сторону. Игра проводится 2-3 раза.

Хозяйка      Вот не поверишь, кума, у меня до сих пор душа поёт. Ребятушки, порадуйте

                     душу мою песней русскою.

Чтец            Что за песни, что за песни распевает наша Русь?

                    Уж как хочешь, брат, хоть тресни, так не спеть тебе, француз.

                    Золотые, удалые не немецкие.

                    Песни русские, живые, молодецкие.

                    Как затянет, как зальётся православный наш народ,

                    Ведь откуда что берётся –

                    Прямо к сердцу так и льнёт!

Дети исполняют песню на мотив «Субботеи»

1к.  У нас нынче в центре праздник – 2р.

      Низкий поклон гостям, пришедшим в гости к нам

      Э-э, о-о-х, на наш праздник!

2к.         От души мы вас приветим, песней звонкою вас встретим.

              В этот счастливый час пой, веселись, не плачь

              Э-э, о-о-х, всё заметим.

3к.   Мы сегодня песни пели и под ёлкою сидели.

        Громче музыка играй и на танец приглашай.

        Э-э, о-о-х, засиделись.

Мальчик       А ну, Тимоха и Демьян, Николай, Семён, Иван,

                      Сядем, братцы - ка рядком и частушки пропоём

Исполняются частушки

Мальчик    Девочки – беляночки, чем вы набелилися?

Девочка     Мы вчера коров доили – молоком облилися.

Мальчик          Запрягу я кошку в дрожки, а котёнка в тарантас.

                         Повезу свою подружку всем соседям на показ.

Девочка      У меня на сарафане косолапы петухи.

                    Я сама не косолапа – косолапы женихи.

Мальчик          Пели, пели петухи, потом запели курицы.

Девочка           Не пора ли вам, ребята убираться с улицы?

Мальчик     Хороша милашка та, хороша и эта.

                    Эта – та, вот эта – та, не хуже этой – эта.

Девочка             По деревне я шла и Ванюшу встретила.

                           Под кустом сидел и плакал – курица обидела.

Мальчик      Ой, подружки, не сердитесь, выходите поплясать.

                     Мы заставим гармониста ещё два часа играть.

Девочка              Почему же не плясать? Почему не топнуть?

                             Неужели подо мной половицы лопнут?

Мальчик      Ой, раз, ещё раз. Мы поклонимся сейчас.

                     Начинаем перепляс, постараемся для вас.

Девочка               Что с ногами, не пойму? Вправо, влево носятся,

                              Не стоят они на месте, так в кадриль и просятся.

Исполняется танец «Кадриль» (8 чел. Танцуют, остальные – поют)

Гадалка      Мы тут песни поём, танцуем, играем, а время – то уже позднее – в самый раз

                   для гаданий.

Воспитатель     Святки издавна считаются лучшим временем для гаданий и ворожбы. В эти

                 дни причудливо сплетаются языческие и христианские обряды, заставляя

                 трепетать тех, кто надеется заглянуть в будущее. Рождественские Святки

                 связаны с зимним солнцестоянием, когда самые длинные ночи, их называют

                «страшные вечера», это связано с буйством нечистой силы.

                     Под Рождество во всём христианском мире даже отъявленные карьеристки и

                 солидные бизнесмены превращаются в робких «женихов» и «невест» и, затаив

                 дыхание, как много столетий назад, снимают с себя крестики и пояса и «заводят

                 шашни» с нечистой силой.

Хозяин обращается к гадалке Авдотье: И впрямь, кума Авдотья, слыхивал я от баб, что

                  гадать ты мастерица. А ну, расскажи, что было, что будет, чем сердце

                  успокоится?

Хозяйка      Фу, леший тебя возьми! Чего удумали на ночь глядя, страсти – то какие.

Гадалка       Да ты, кума не шуми. Я худого не наворожу. А ну, старый, дай –ка мне свою

                     руку – всю правду скажу.  (смотрит на ладонь)

                     О, соколик ты мой ясный (в сторону) Был когда – то. Ждёт тебя дорога

                     дальняя, веселье бурное.

Хозяйка       Чаво? (с возмущением)

Гадалка хозяйке     Опять ты шумишь. Дорога у него до печи, а веселье во сне увидит.

Хозяйка                   Так бы сразу и говорила. Чем деду моему голову морочить, ты бы

                                  лучше девчатам да парубкам погадала.

Гадалка         А чего не погадать? Это мы в раз. Я хоть баба и деревенская, но погадаю вам

                      по-научному.

Достаёт томик стихов Пушкина. Желающие погадать заказывают номер страницы и строки. Гадалка читает её и разъясняет смысл по возможности с юмором.

Достаёт чёрный ящик с записочками и предметами, число которых совпадает с количеством присутствующих, следующего содержания:

- с 7 по 30 января бойся друзей с голубыми глазами;

- весь год вставай только с правой ноги – минуешь несчастье;

- зеркало – жених (невеста) будет красивой, хлеб – богатство и т.д.

Гадалка     Наука наукой, книги книгами, а у меня шкатулочка есть магическая. Всё, что из

                  неё вынимаешь – судьбу предсказывает. Хотите свою судьбу на этот год

                 узнать? (проводит гадание)

Воспитатель   На Руси ещё были популярны Подблюдные гадания. С их помощью старались

                угадать будущее. Одна девушка собирала у гадающих перстеньки, серьги,

                ленточки, цепочки и т.д. под наборную песню, которой приглашала к гаданию

                подружек и всех желающих

            К нам приехали святые вечера на конях, на соболях,

            На лисицах горностаях!

            Ух, вы, кумушки – подруженьки мои,

             Вы придите, посидите у меня, пособите думу думати,

             Пособите мне отгадывати, отгадаете не сказывайте.

Воспитатель       Все полученные вещи прятались на блюде с зёрнышками ржи или пшеницы,

              считалось, что зёрна способствовали успеху обряда.

                      Потом под каждую подблюдную песню вынимались спрятанные предметы.

              Что песенка сулила, то и считалось предсказанием хозяина этой вещи.

              Подблюдные песенки – короткие, иногда всего несколько строк, но содержат

              общепонятный смысл, обозначавший скорое замужество, долгое девичество,

              богатство или нищету, здоровье или бедность.

1 песенка    Куют кузнецы золотые венцы.

                    Диво ули ляду!

                    Кому спели – тому добро!

                    Идут сваты богатые.

                    Один сват в лаптях, а другой в сапогах.

                    Кому поём – тому добро.

                    Тому сбудется, не минуется.

2 песенка                Рассыплю монисто по закрому.

                                С кем монисто собирать буду?

                                Собирать монисто с милым дружком.

                                Кому вынется, тому сбудется, кому сбудется не минуется.

3 песенка     Полно тебе, иголочка, в коробочке лежать.

                      Пора тебе, иголочка, дары припасать.

                      Ладо, ладу. Кому поём, тому честь воздаём.

4 песенка                За столом сижу да на чашу гляжу,

                                Пятернёй вожу, золото кольцо ищу.

                                Я ещё посижу и ещё повожу, и суженого найду.

                                Кому спели – тому добро,

                                Кому вынется – скоро сбудется,

                                Скоро сбудется, не минуется.

5 песенка       Рылась курица на завалинке, вырыла курица золот перстень.

                        Тебе тем перстнем обручиться.

                        Кому вынется, тому сбудется, тому сбудется, не минуется.

6 песенка                Во поле берёзонька не старится,

                                 Всё кужлявится Илия.

                                 Кому эта песенка достанется,

                                 Тому сбудется, не минуется.

                                 Тому жить – быть богато,

                                 Ходить хорошо, не жалеть ничего.

7 песенка         Ой, святой вечер, да-й рождественский.

                          Мы кому споём, дай тому добро и здоровье.

                          Ой, люли – люли, дай тому здоровья.

                          Чия вещь, того и песенка.

Хозяйка       Это что. Вот мы, бывало гадали: подбежим к оконцу – слушаем, что в избе

                      скажут, то тебе и сбудется в этом году. Скажет ребёнку мать: «Сядь!» -

                       значит, не выйдешь замуж в этом году.

Гадалка        А помнишь, как записки с именами парней писали и под подушку клали, а

                   утром какое имя вытянешь из под подушки – так и будут звать твоего

                   суженого. Ну, это девчата сделают, когда спать лягут. А сейчас найдём среди

                   гостей девушку на выданье и погадаем, поведут её в этом году под венец, или

                   ещё в девках походит.

Гадание на поленьях. Девушка набирает в руки охапку поленьев, лежащих у печи, сколько захватит, затем все взятые ею поленья пересчитываются. Если четное число, то выйдет замуж.

Хозяйка (гадавшей девушке) Постой, милая, коль ты замуж собралась, давай узнаем, с какой стороны тебе жениха ждать. Снимай сапог, да бросай через плечо. Куда он носом укажет, оттуда и милого дождёшься.

Гадание с валенком.

Гадалка     А я, бывало, в молодости на зеркалах при свечах гадала, ряженого –

                суженого зазывала. (Показывает гадание и поясняет свои действия: садится перед зеркалом с двумя свечами по бокам и столовым прибором перед собой, напротив зеркала ставит второе зеркало, чтобы столовый прибор оказался между зеркалами и образует зрительный зеркальный коридор, произносит слова: «Суженый – ряженый, приди ко мне ужинать»- несколько раз повторяя в полной тишине при свече. Считается, что по зеркальному коридору должен показаться твой суженый. Как только ты чётко увидишь его лицо, нужно незамедлительно опустить зеркало, нарушив коридор.)

Гадалка         Это гадание для девчат, а парням я прямо сейчас погадаю

Шуточное гадание  Вызывает желающего парня:

- Стань на стул, возьми в руки зеркало, смотрись в него и отвечай на мои вопросы:

- Ваша фамилия, имя, отчество?

- Чем занимаетесь? (учитесь, работаете)

- Имя отца, матери?

- Были ли в роду душевно больные или ненормальные?

- А что же ты на стул залез, в зеркало смотришься и под нос что – то бормочешь?

Хозяин (обращается к парню)    Да ты, милок, их не слушай, они ещё не то расскажут. А я что – то приморился. Детки, вы бы мне песенку каку ласкову на сон грядущий спели.

Дети исполняют песню «Рождество Христово»

1к.    Во владеньях инея и снега расцвели хрустальные сады.

         К нам в окошко с пасмурного неба льётся свет рождественской звезды – 2р.

2к.       В каждый терем, в каждую светёлку златокрылый ангел прилетел.

            Он зажёг рождественскую ёлку и на нас с улыбкой поглядел – 2р.

3к.    Снится нам в Рождественский сочельник вереница праздничных чудес.

         Сам Господь в прекрасных облаченьях к нам с тобой спускается с небес – 2р.

Воспитатель     Ну, что ж , спасибо хозяевам за приют в студёный зимний вечер, пора и честь

                 знать. Засиделись мы у вас, пора прощаться.

                   Мира и благополучия вашим семьям, удачи в делах, уюта в доме, тепла в сердце. С Рождеством вас!

             

 

                             



Предварительный просмотр:

 Коррекционно-развивающее занятие  «А я страхов не боюсь!».

Цель – создание условий для преодоления страхов у детей.

Задачи:

  • Научить детей распознавать свои страхи;
  • Расширить представление детей о возможных способах самостоятельного преодоления возникающих страхов;
  • Снять напряжение и повысить уверенность в себе;
  • Развивать коммуникативные навыки.

Оборудование и материалы: мольберт, магниты, листы белой бумаги формата А4 и А5, цветные карандаши, мяч, сундучок с плотно закрывающейся крышкой, буклеты с экспресс-диагностикой страхов для специалистов, аудиозапись со спокойной музыкой.

Методы и приёмы: беседа, чтение сказки, физкультминутка-драматизация, анализ детских работ, просмотр мультфильма.

Ход занятия

Воспитатель встречает  словами:

 – Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики, я хочу рассказать вам сказку. Называется она «У страха глаза велики». (СЛАЙД 1)

Воспитатель читает сказку, которая сопровождается презентацией.  

1. Сказка «У страха глаза велики»

(СЛАЙД 2) Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. (СЛАЙД 3) Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

(СЛАЙД 4) А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. (СЛАЙД 5)

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. (СЛАЙД 6)

Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

(СЛАЙД 7) Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

(СЛАЙД 8) Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

(СЛАЙД 9) Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

(СЛАЙД 10) А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

(СЛАЙД 11) А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

(СЛАЙД 12) Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

2. Упражнение «Поделись боюською своей»

 – Ребята, а бывали ли с вами случаи, когда вы тоже чего-то боялись, как герои нашей сказки? (Ответы детей). У меня такое случалось. Я хотела бы, чтобы мы с вами встали в кружок и рассказали друг другу о своих боюськах, то есть рассказали о том, кто чего боится. Я начну. (Воспитатель берет мяч, озвучивает свой страх и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок делится своим страхом и передает мяч следующему).

3. Рисование на тему «Чего я боюсь» (СЛАЙД 13)

– Ребята! А я знаю, что нам с вами нужно делать с нашими страхами – нам нужно их нарисовать! Садитесь, пожалуйста, за столы, выбирайте лист и нарисуйте, пожалуйста, свой страх. (Дети рисуют свои страхи, не показывая никому).

Пока дети изображают свои страхи, воспитатель предлагает гостям мероприятия пройти экспресс-диагностику «Ваши главные страхи».

4. Упражнение «Чужие рисунки»

– Ребята, очень хочется узнать, что же вы нарисовали. Мне бы хотелось, чтобы вы вывесили свои рисунки на мольберт и рассказали, какие страхи вы нарисовали. (Дети прикрепляют свои рисунки и описывают, что на них изображено, воспитатель задает различные вопросы по рисункам).

5. Беседа «Как преодолеть страх»

– Обратите внимание, как много разных боюсек вы нарисовали. Конечно же, самое главное – это уметь побеждать свои страхи. Давайте посмотрим на экран и подумаем, как герои мультика победили свой страх. (СЛАЙД 14) (Включается фрагмент из мультфильма «Котенок по имени Гав», после его просмотра идет обсуждение: Чего боялся котенок? Кто пришел к нему на помощь? Как котенок и щенок победили страх грозы).

– Молодцы, ребята! Вы все верно сказали. Давайте посмотрим, какие еще бывают страхи. Затем обсуждаются способы победы над другими распространенными у детей страхами, такими как страх уколов (СЛАЙД 15, СЛАЙД 16) и страх темноты (СЛАЙД 17, СЛАЙД 18). Дети предлагают свои идеи, как можно прогнать страх, психолог слушает, а затем предлагает способы, которые не озвучили дети.

6. Этюд «Я – смелый!»

– А вы знаете, ребята, что есть 2 волшебных слова? Но только одно из них привлекает страхи, а второе – прогоняет! Когда мы произносим слово «Ах!», страхи сбегаются к нам и мы начинаем бояться еще больше. Но когда мы говорим «Ха!», страхи разбегаются, потому что они очень боятся этого слова.

–  Сейчас я предлагаю разучить волшебное заклинание, которое научит нас прогонять страхи. Слушайте слова внимательно и повторяйте движения за мной. (Воспитатель вместе с детьми встает в круг и показывает детям движения, которые они повторяют все вместе).

Я – самый, самый смелый! (идут по кругу, держась за руки)

Ни капли не боюсь! (машут пальцем)

Над маленькими страхами (показывают ладошками маленький комочек)

«Ха-ха, ха-ха!» – смеюсь! (улыбаются)

И лишь они услышат, (подставляют руки к уху, будто прислушиваются)

Как я начну смеяться, (улыбаются)

Как съежатся, (обнимают себя за плечи)

И сдуются, (садятся на корточки)

И вовсе растворятся! (выставляют ладошки перед собой и дуют на них, «сдувая» страхи) (Повторить все стихотворение целиком 3 раза).

7. Упражнение «Прощание со страхами» (СЛАЙД 19)

–  Ребята, а теперь я хочу, чтобы мы окончательно победили свои страхи. Для этого снимите с мольберта свои рисунки, скомкайте или сложите листок пополам несколько раз и положите его в волшебный сундучок, который навсегда запрет все наши боюськи и никогда не выпустит их обратно, на волю.

Дети берут свои рисунки, сворачивают в трубочку или складывают в несколько раз (комкают) и складывают их в «волшебный сундучок».

– Ребята, мне очень понравилось с вами заниматься, вы большие молодцы! Я желаю, чтобы вы ничего не боялись, а если все же страх придет к вам, вспоминайте, как мы сегодня его прогоняли и смейтесь, чтобы он испугался и убежал от вас далеко-далеко!

Перед уходом дети отвечают на вопросы педагога и при ответе «дают ему пять».

Я бы хотела узнать:

– Кто в сказке напугал бабушку, внучку, курочку и мышку? (Зайка)

– Чего боялся котенок по имени Гав? (Грозы)

– Какие волшебные слова нужно сказать, чтобы страх ушел? (Ха-ха)

– Что мы сделали со страхами, чтобы они к нам  больше не вернулись? (Сложили их в волшебный сундучок)

– Кто причудился курочке, когда она испугалась? (Кот)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»

Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».

Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)

Сценарий занятия  по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....