Рабочая программа внеурочной деятельности факультатива «Белгородоведение» 1-4 класс
рабочая программа на тему

Русанова Наталья Олеговна

        В настоящее время в Белгородской области предпринимаются определенные усилия по созданию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе национальных православных традиций. Социально-нравственная сфера, национальные духовные ценности культурообразующей религии России — православия - являются определяющим условием сохранения в нынешних условиях морального кризиса современного общества народного самосознания, самоидентификации русской нации, познания места нашей страны в истории мировых цивилизаций.

     В свете вышеизложенного особую актуальность приобретает в наши дни изучение истории родного края - Белгородчины - как в общеисторическом, так и в духовно-краеведческом аспектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_belgorodovedenie.docx98.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности факультатива  «Белгородоведение» разработана на основе  авторской программы  внеурочной деятельности   «Мой край - родная Белгородчина»    (Т.М.Стручаева, И.В.Шиянова, В.В.Стручаев – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014)  для организации внеурочных занятий  по духовно-нравственному  направлению.

     Образование и воспитание юных граждан Российской Федерации - людей XXI века - должно способствовать возрождению национальных духовно-нравственных ценностей. Программа развития воспитания системы образования Российской Федерации предполагает духовно-нравственное воспитание детей и молодежи одним из ее приоритетных направлений. Духовно-нравственная культура является важнейшим условием формирования личности.

        В настоящее время в Белгородской области предпринимаются определенные усилия по созданию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе национальных православных традиций. Социально-нравственная сфера, национальные духовные ценности культурообразующей религии России — православия - являются определяющим условием сохранения в нынешних условиях морального кризиса современного общества народного самосознания, самоидентификации русской нации, познания места нашей страны в истории мировых цивилизаций.

     В свете вышеизложенного особую актуальность приобретает в наши дни изучение истории родного края - Белгородчины - как в общеисторическом, так и в духовно-краеведческом аспектах.

Направление программы: общеинтеллектуальное.

Отличительные особенности программы  «Мой  край  -  родная  Белгородчина»  по  содержанию  является  научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой;

Новизна программы  состоит  в  том,  что  данная  программа  дополняет  и  расширяет  краеведческие  знания,  прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.  

Актуальность программы определена тем, что территориально-бытовая и природно-географическая среда, духовные и материальные связи  с родными  местами являются мощными источниками воспитания патриотизма,  накладывают  отпечаток  на  национальный характер, язык, культуру, формируют чувство личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае.

 

Цель программы   «Белгородоведение» - формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; уважение к прошлому своей страны, к ценностям отечественной культуры (светской и духовной) на основе местного краеведческого материала в малокомплектной школе; создание условий для развития и применения метапредметных УУД.

Основные задачи реализации краеведческого содержания:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и топографической принадлежности;
  • обогащение духовного мира и нравственного опыта учащихся, формирование патриотических и гражданских личностных качеств на основе регионального краеведческого материала, формирование ценностного отношения к культурно-историческому и природному наследию региона;
  • развитие умений работать с разными источниками информации, развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в  регионе и в целом в России;
  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.
  •   ознакомление учащихся   с   событиями   духовной   истории Белгородчины, фактами, биографиями исторических деятелей, представителей духовной культуры нашего края, процессом ее развития;
  •   создание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях;
  • развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса;
  • приобщение, активное освоение учащимися традиций народной культуры, вечных ценностей окружающего мира.

В основу работы положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии. 

Авторская  программа факультатива  «Мой край - родная Белгородчина»   рассчитана на 4 года (135ч.)

Рабочая программа  факультатива  «Белгородоведение» рассчитана на 135 часов:

- 1 класс 33 часа (1 час в неделю);

- 2 класс 34часа (1час в неделю);

- 3 класс 34 часа(1 час в неделю);

- 4 класс 34 часа(1 час в неделю).

Содержание программы имеет достаточный  объём, предлагаемый для  изучения младшими школьниками в 1-4-х классах.

Изменения в рабочую программу не внесены.

            Возраст детей и продолжительность реализации программы

Образовательная программа «Белгородоведение» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Рекомендуемый возраст детей 6-10 лет.  

Содержание  рабочей  программы  кружка «Белгородоведение» разработано в соответствии с возрастными особенностями   детей (первый год обучения – 6-7 лет, второй год  обучения – 7-8 лет, третий год обучения – 8-9лет, четвёртый год 9-10 лет). Занятия проводятся один  раз в неделю по одному  часу во второй половине дня.

Количество детей в учебных группах составляет 10-15 человек.

Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа.

Программа факультатива построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

   Реализуется программа в ЧОУ «Православная гимназия во имя святых Мефодия и Кирилла г.Белгорода» с 1 по 4 класс.

        Курс «Белгородоведение» относится к образовательным областям «История», «Обществознание» и «Литература», так как изучает историю Белгородской епархии с древнейших времен до наших дней и духовную культуру Белгородчины (архитектуру, скульптуру, изобразительное искусство, музыку). В содержание этого предмета включаются материалы, изучение которых будет способствовать формированию мировоззрения учащихся, основанному на ценностях культурообразующей религии нашей страны — Православия.

     Курс «Белгородоведение»  позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как история России, обществознание, мировая художественная культура, литература, православная культура. Духовная культура Белгородчины является составной частью отечественной культуры, а также частью диалога культур народов мира.

Программа построена с учетом следующих принципов:

  • доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;
  • личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
  • линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
  • деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы:

Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

Место проведения: класс, музей, библиотека,  предприятия, парк, лес, луг, река, зоопарк и др.

Психологическое  обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • развитие коммуникативных навыков и формирование универсальных учебных действий учащихся;
  • применение индивидуальных и групповых форм обучения.

 Основными формами организации занятий являются:

  • информационно-практическое занятие, сочетающее в себе фронтальную лекцию (или беседу) по теоретическим вопросам и выполнение  практического задания: работа с дидактическим материалом (в игровой форме);    
  • фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).
  • коллективное творческое дело (создание тематического творческого продукта в результате согласованной работы в группе (в группах)), экскурсии,

На отдельных занятиях возможно привлечение встречи с интересными  и знаменитыми людьми Белгородской области, беседы, праздники, краеведческие исследования, акции, защита презентаций, походы и экспедиции по родным местам, фестивали, краеведческие конференции, создание и работа школьных музеев, конкурсы, краеведческие викторины, написание сочинений, подготовка портфолио по краеведению и др.

                    Планируемые результаты освоения программы

  Курс «Белгородоведение» реализуется в качестве дополнительного материала к основным учебным предметам, в дополнительном образовании и внеурочной деятельности, таким образом планируемые результаты  ИКБ отражают общие  цели образования как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов и предметных областей

 Реализация программы «Белгородоведение»  предполагает следующие результаты педагогической деятельности:

  • развитие логического и образно-ассоциативного мышления, речевых навыков учащихся;
  • достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков по истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;
  • формирование мировоззрения учащихся, основанного на системе духовно-нравственных ценностей православия, патриотизма и гуманизма.

В результате работы по программе «Белгородоведение» ученик получит возможность

а) освоить: 

  • основные события  военных лет на Белгородчине;
  • основные географические сведения о Белгородской области;
  • основные особенности природы родного края;
  • полезные ископаемые Белгородской области;
  • основные даты и события истории Белгородской епархии с древнейших времен до наших дней;
  • традиции, особенности быта жителей родного края;
  • основные даты развития духовной культуры Белгородчины (годы основания главных храмов  Белгорода и области, монастырей,   памятников     скульптуры,     годы    жизни композиторов С.А. Дегтярева и Г.Я. Ломакина, белгородских художников   и   скульпторов,   авторов   произведений   на православную тематику, их основные работы);
  • значение    Русской    Православной   Церкви   в    истории Белгородчины.

б) научиться:

•        использовать исторические источники;

  • обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках;
  • обосновывать собственную позицию по отношению к событиям истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;
  • раскрывать причинно-следственные связи духовной истории края;
  • отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях;
  • выявлять связи между изучением курсов истории России и историей Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте, духовным краеведением и курсом мировой художественной культуры.

В результате освоения программы факультатива «Белгородоведение» планируются следующие личностные результаты:

- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных  задач в зависимости от ситуации;

- формирование навыков самостоятельной и групповой работы;

- осознание своей идентичности как гражданина своей страны и локальной региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение прав и свобод человека на основе региональной истории, уважение к многонациональной истории народов России;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Белгородчины, способность к ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, региональной истории, уважение и толерантность к культуре своего и других народов.

Предметные:

-приобретение знаний об изобразительном творчестве  в  православной

культуре. Приобретение знаний о культурных традициях русского народа, его истории, природе родного края;

- овладение целостными представлениями об историческом пути народа своего региона и страны как необходимой основой для миропонимания и познания развития современного общества;

- способность применять понятийный аппарат, приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения связи истории прошлого и настоящего родного края;

- готовность применять полученные знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона, города, поселка, деревни.

Метапредметные результаты освоения программы:

- формирование умений добывать знания, анализировать, оценивать, сравнивать, сопоставлять, строить рассуждение;

- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

- - формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

- способность организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с различными источниками учебной и внешкольной информации, обрабатывать, анализировать, сопоставлять исторические аспекты родного края с историей государства, обосновывать выводы, использовать ЭОР;

- способность решать творческие задачи и представлять результаты своей исследовательской и проектной деятельности;

- готовность к работе в коллективе, к сотрудничеству с представителями музеев, архивов и др. социальных объектов.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

        

        Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями. Кроме этого, метапредметными результатами освоения программы «Белгородоведение» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД):

познавательные УУД

ориентирование и поведение в окружающей среде:

- определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе -дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

- объяснять свой путь от дома до школы;

- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

регулятивные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные и справочные пособия, ресурсы Интернета, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- делать предварительный отбор источников информации: искать, отбирать, ориентироваться в печатном источнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- самостоятельно выполнять практические задания;

- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке.

коммуникативные УУД

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- уметь задавать вопросы и отвечать на поставленные;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе;

- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Планируемый воспитательный результат:

  • имеют представление об уникальности родного края как части России;
  • владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности;
  • умеют общаться с людьми, вести краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал;
  •  имеют представление о вкладе родного края в развитие России;
  • продолжают овладевать элементарными навыками научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление выставок и экспозиций;
  • знают историю своей семьи ее традиции, реликвии, родословную;
  • знают историю своей школы, традиции своего образовательного учреждения;
  • знают основные события в истории своего населенного пункта, района и Белгородской области.

Планируемый воспитательный эффект:

  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям региона как части России;
  • осознание личной сопричастности к истории края, страны, гордости за великие достижения;
  • проявление активной жизненной позиции.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа внеурочной деятельности ориентирована на становление таких личностных характеристик выпускника, как: любящий свой народ, свой край и свою страну, уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

За основу планирования и отбора содержания взят предмет «Окружающий мир».

Результаты первого уровня

  • приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни (об  общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с педагогами как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта;

Результаты второго уровня

  • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом (человек, семья, Отечество, природа,  мир,  знания,  труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает);

Результаты третьего уровня

  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает

вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов

воспитания и социализации детей), в частности:  

-  формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской

компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой  (российской),

этнической, культурной, гендерной и др.

Способы проверки результатов освоения программы:

- экспресс- викторины;

- конкурсы рисунков;

- развлекательное мероприятие «Мой край-родная Белгородчина»;

- краеведческие исследования;

- круглый стол;

-тесты

Формой подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности «Белгородоведение» является тест.

                            Содержание программы  (1-4 класс)

  1. Вводное занятие. (8 часов)

Теоретические знания: Знакомство с группой. Вводный инструктаж. Уточнение анкетных данных детей, записавшихся в объединение. Диагностика общего уровня подготовки детей. Общие требования к занимающимся в объединении. Правила внутреннего распорядка в кружке и технике безопасности. Обзор общих задач кружка на учебный год. Обзорная лекция об истории возникновения краеведения. Цели и задачи занятий по программе «Белгородоведение».

Практические работы:  Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.

Форма занятий: лекция

Приемы, методы: беседа, рассказ, анкетирование, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, анкеты.

Форма подведения итогов: круглый стол

  1. География Белгородской области. (8 часов)

Теоретические знания: Родной регион  - Белгородская область, его местонахождение на карте. Соседи Белгородской области. Белгород - столица Белгородской области. Административное деление региона. Символы Белгородской области и муниципальных территорий. День рождения Белгородской области – 6 января 1954 года. Национальный состав народа, населяющего регион. Некоторые обычаи и  характерные особенности быта русского, украинского народов, турков-месхетинцев, татар, армян, азербайджанцев и др.

Практические работы: оформление иллюстрированной карты Белгородской области; конкурс рисунков «А из нашего окна часть планеты так видна».

Форма занятий: лекция, практикум

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме, дидактический материал.

Форма подведения итогов: викторина

  1. История Белгородской области. (20 часов)

Теоретические знания: История Белгородской епархии с древнейших времен до начала ΧΧІ века.  Введение в предмет. Понятие «краеведение». Виды краеведения ( историческое, литературное, художественное и др.).Духовное краеведение, его особенности. Хронологические рамки курса «Духовное краеведение Белгородчины» (X - XXI вв.), его пространственная характеристика. Задачи, содержание и структура курса. Основные источники. Белгородская засечная черта. Крепость на Белой горе. Города-крепости на территории края. Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встреча с краеведами, экскурсия по центральным улицам города Белгорода и на Соборную площадь (очная и заочная).

Развлекательное мероприятие «Мой край-родная Белгородчина»

Форма занятий: лекция, практикум

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме, дидактический материал.

Форма подведения итогов: тестирование

  1. Белгородчина в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945гг. (18 часов)

Теоретические знания: Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 года. Белгород – город первого салюта. День города Белгорода – 5 августа. Военные памятники на территории Белгородской области. Музей «Курская дуга». Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». Третье ратное поле России – Прохоровка. Звонница. Музей Прохоровского танкового сражения.  Белгород и Старый Оскол – Города воинской славы России.

 Практические работы: поездки по памятным местам родного края, оформление коллективного альбома по результатам путешествия; участие членов семьи в Великой Отечественной войне.

Форма занятий: лекция, практикум

Приемы, методы: беседа, рассказ

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме, дидактический материал.

Форма подведения итогов: исследовательский проект

  1. Природа родного края. (22 часа)

Теоретические знания: Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.

Практические работы: наблюдения за любимым уголком природы в разные времена года, оформление фотоальбома.

Теоретические знания: Водоемы родного края. Реки Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псел, Везелка, Тихая Сосна. Белгородское и Старооскольское водохранилища и их назначение. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни белгородцев.

Практические работы: экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.

Теоретические знания: Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Железная руда. Основные месторождения железной руды на Белгородчине. Губкин – город горняков. Старооскольский электрометаллургический комбинат.

Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встречи с работниками горнодобывающей промышленности.

Теоретические знания: Белгородчина – одна из черноземных областей России. Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства на Белгородчине: полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.

Практические работы: экскурсия на сельскохозяйственное предприятие, встречи с работниками сельскохозяйственных предприятий; экскурсия в краеведческий музей.

Теоретические знания: Природные зоны на территории родного края. Характерные особенности лесостепной и степной зон.

Практические работы: экскурсии в парк, лес, на луг, поле; работа с гербарием растений родного края. Экскурсия в краеведческий музей.

Теоретические знания: Растения и животные Белгородской области. Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.

Практические работы: экскурсия в зоопарк, дендрарий, заповедник, живой уголок, зимний сад, ботанический сад БелГУ; оформление классной газеты и альбома по результатам экскурсий; экскурсия в краеведческий музей.

Теоретические знания: Природные сообщества (лесные и лугово-степные сообщества, водно-болотные угодья) Белгородской области. Взаимосвязи в сообществе грибов, растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Единство живого и неживого в природе.

Практические работы: экскурсии в лес, парк, на лугово-степные участки, водоем; оформление маршрутных листов путешествий; подготовка гербария и альбома лекарственных растений родного края; экскурсия в краеведческий музей.

Теоретические знания: Охрана природных богатств. Красная книга Белгородской области. Особо охраняемые природные территории Белгородской области.  Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки.  Региональная программа «Зеленая столица».

Практические работы: экскурсия в зоопарк, поездка в заповедник, проведение акции «Помогите птицам» и других природоохранных акций.

Форма занятий: лекция, практикум

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме.

Форма подведения итогов: викторина

  1. Развитие экономики родного края. (12 часов)

Теоретические знания: Белгородчина и горнодобывающая промышленность. Сельское хозяйство Белгородчины. Агропромышленные комплексы. Строительство. Транспорт. Связь. Торговля. Занятия населения родного края. Профессии в Белгородской области.

Практические работы: создание альбома «Профессии наших родителей», экскурсии на предприятия по месту работы родителей.

Форма занятий: лекция

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме.

Форма подведения итогов: круглый стол

  1. Культура Белгородской области. (20 часов)

Теоретические знания: Достопримечательности родного края. Архитектура. Православные храмы Святого Белогорья. Святитель Иоасаф. Памятники культуры и истории края. Региональные музеи. Учреждения культуры и образования. Спортивные комплексы. Народные промыслы края. Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

Практические работы: экскурсии к памятным местам области, в музеи, учреждения культуры; оформление материалов по результатам экскурсий. Участие в выставках и народных праздниках, фестивалях.

Теоретические знания: Ими гордится Белгородская земля. Русский актер М.С. Щепкин. Музыканты Г.Я. Ломакин, С.А. Дегтярев, М.Г. Эрденко. Философ Н.В. Станкевич. Писатель В.Я. Ярошенко. Выдающийся инженер В.Г. Шухов. Генерал армии Н.В. Ватутин. Дважды Герой Социалистического Труда В.Я. Горин. Художник С. Косенков. Олимпийская чемпионка С. Хоркина. Белгородские волейболисты - олимпийцы. Чемпион мира Федор Емельяненко.

Практические работы: подготовка классного альбома о знаменитых земляках; поездка в авторские музеи; встречи с известными белгородцами.

Форма занятий: лекция

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме.

Форма подведения итогов: круглый стол

8. Подготовка и проведение итоговых занятий. (27 часов)  

Теоретические знания: Подведение итогов занятий. Проведение краеведческих викторин, олимпиад и конкурсов. Организация выставки, портфолио.

Практические работы: подготовка портфолио «Мой край – родная Белгородчина», проведение выставок.

Форма занятий: лекция

Приемы, методы: беседа, рассказ, игра

Методическое обеспечение: план- конспект, литература по теме.

Форма подведения итогов: тестирование

Учебно-тематический  план

1 класс

п/п

Наименование

тематического раздела

Всего часов

Количество часов

Формы контроля

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

2

2

-

 -

2

География Белгородской области

4

2

2

-

3

История Белгородской области

4

2

2

-

4

Белгородчина в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.

4

2

2

-

5

Природа родного края

7

3

4

-

6

Развитие экономики родного края

3

1

2

-

7

Культура Белгородской области

4

2

2

Круглый стол

8

Подготовка и проведение итоговых занятий

5

2

3

Конкурс рисунков

Итого

33

16

17

Учебно-тематический  план

2 класс

п/п

Наименование

тематического раздела

Всего часов

Количество часов

Формы контроля

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

2

2

-

 -

2

География Белгородской области

4

2

2

Викторина

3

История Белгородской области

4

2

2

Развлекательное мероприятие «Мой край-родная Белгородчина»

4

Белгородчина в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.

4

2

2

-

5

Природа родного края

7

3

4

-

6

Развитие экономики родного края

3

1

2

-

7

Культура Белгородской области

4

2

2

-

8

Подготовка и проведение итоговых занятий

5

2

4

-

Итого

34

16

18

Учебно-тематический  план

3 класс

п/п

Наименование

тематического раздела

Всего часов

Количество часов

Формы контроля

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

2

2

-

 Круглый стол

2

География Белгородской области

-

-

-

-

3

История Белгородской области

4

2

4

 Тестирование

4

Белгородчина в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.

4

2

2

-

5

Природа родного края

7

3

2

-

6

Развитие экономики родного края

3

1

2

Круглый стол

7

Культура Белгородской области

4

2

4

-

8

Подготовка и проведение итоговых занятий

5

2

6

Итого

34

14

20

Учебно-тематический  план

4 класс

п/п

Наименование

тематического раздела

Всего часов

Количество часов

Формы контроля

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

2

2

-

 

2

География Белгородской области

-

-

-

-

3

История Белгородской области

4

2

4

-

4

Белгородчина в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945гг.

4

2

4

Проект

5

Природа родного края

7

1

2

 Викторина

6

Развитие экономики родного края

3

1

2

-

7

Культура Белгородской области

4

2

4

-

8

Подготовка и проведение итоговых занятий

5

2

6

 Тестирование

Итого

34

12

22

Итого: 135 часов (за 4 года обучения),

из них: 58 ч – теоретических и 77 ч практических занятий.

Изменения в рабочую программу не внесены.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

п/п

Календарные сроки

Тема учебного занятия

Коли-

чество часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Дидактические материалы, техническое обеспечение

Предполага-

емые

Фактические

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

ВВЕДЕНИЕ

1

07.09

Вводное занятие

1

Цели и задачи занятий по программе «Белгородоведение»

Правила внутреннего распорядка в кружке и техника безопасности.

Работа над созданием буклета по технике безопасности.

Формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям региона как части России;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

2

14.14.09

Вводное занятие

1

Знакомство с программой.  

Понятие «Родиноведение»

 или «Краеведение».

Анкетирование.

Сбор информации о Белгороде и Белгородской области. Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.

Осознание личной сопричастности к истории края, страны, гордости за великие достижения;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

                                        ГЕОГРАФИЯ            БЕЛГОРОДСКОЙ           ОБЛАСТИ

3-4

21.09

28.09

Моя малая Родина

2

Что такое свой край, своя местность, ближайшая (малая) Родина. Родной дом, школа, улица,  город, Родной край – часть России. Родной регион  - Белгородская область, его местонахождение на карте. Соседи Белгородской области.

Игра «Найди на карте» (Уч-ся находят местоположение заданных населенных пунктов)

Формирование умений и навыков работы с информацией,  проявление активной жизненной позиции.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

5-6

05.10

12.10

Белгород - столица Белгородской области.

2

Родной регион  - Белгородская область, его местонахождение на карте. Соседи Белгородской области. Белгород - столица Белгородской области.

Работа над составлением презентации

«Белгород-столица Белгородской области».

Формирование умений и навыков работы с информацией,  проявление активной жизненной позиции.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

ИСТОРИЯ   БЕЛГОРОДСКОЙ   ОБЛАСТИ

7-8

19.10

19.10

Белгородская засечная черта. Крепость на Белой горе.

2

Белгородская засечная черта. Крепость на Белой горе.

Ознакомление учащихся   с        историей Белгородчины, фактами, биографиями исторических деятелей.

Работа с раскрасками по теме

«Крепость на Белой горе»

Способствовать    развитию личности, как любознательный, активной и заинтересованно познающий мир.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

9-10

02.11

09.11

Яркие и важные события в истории родного региона.

2

Яркие и важные события в истории родного региона.

Обобщение фактов, полученных в ходе изучения.

Экскурсия по центральным улицам города Белгорода  и на Соборную площадь (очная и заочная).

Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

БЕЛГОРОДЧИНА В ГОДЫ ВОВ 1941-1945гг.

11-12

16.11

16.11

Белгород – город первого салюта. День города Белгорода – 5 августа.

2

Белгород – город первого салюта. День города Белгорода – 5 августа.

Ознакомление учащихся   с        историей Белгородчины, фактами, биографиями исторических деятелей.

Работа над созданием папки-передвижки «Белгород – город первого салюта».

Формирование мировоззрения учащихся, основанного на системе духовно-нравственных ценностей православия, патриотизма и гуманизма.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

13-14

23.11

30.11

Белгород и Старый Оскол - города воинской славы России

2

Белгород и Старый Оскол - города воинской славы России.

Ознакомление учащихся   с        историей Белгородчины, фактами, биографиями исторических деятелей.

Участие членов семьи в Великой Отечественной войне.

Формирование мировоззрения учащихся, основанного на системе духовно-нравственных ценностей православия, патриотизма и гуманизма.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

ПРИРОДА   РОДНОГО   КРАЯ

15-16

07.12

14.12

Времена года в нашем крае.

2

Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.

Наблюдения за любимым уголком природы в разные времена года, оформление фотоальбома.

Развитие логического и образно-ассоциативного мышления, речевых навыков учащихся;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

17-18

21.12

11.01

Растения и животные Белгородской области.

2

Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.

Экскурсия в зоопарк, заповедник, живой уголок, зимний сад, ботанический сад БелГУ.

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков в области краеведения.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

19-20

18.01

25.01

Охрана природных богатств.

2

Красная книга Белгородской области. Особо охраняемые природные территории Белгородской области.  Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки.  Региональная программа «Зеленая столица».

Экскурсия в зоопарк, поездка в заповедник

Развитие любознательности.

 Привитие любви к родному краю.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

21

01.02

Водоемы родного края.

1

Реки Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псел, Везелка, Тихая Сосна. Белгородское и Староосколькое водохранилища и их назначение. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни белгородцев.

Экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков в области краеведения.

Воспитание эстетических чувств. Воспитание бережного отношения к водоемам.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

РАЗВИТИЕ   ЭКОНОМИКИ    РОДНОГО   КРАЯ

22-23

08.02

Занятия населения родного края.

2

Занятия населения родного края.

Профессии в Белгородской области.

Игра «Угадай ремесленника и его орудия труда»

Воспитание уважительного отношения к труду.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

24

15.02

Занятия населения родного края.

1

Занятия населения родного края.

Профессии в Белгородской области.

Создание альбома «Профессии наших родителей»

Воспитание уважительного отношения к труду.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

КУЛЬТУРА   БЕЛГОРОДСКОЙ   ОБЛАСТИ  

25-26

29.02

14.03

Достопримечательности родного края.

2

Достопримечательности родного края.

Архитектура.

Памятники культуры и истории края.

Экскурсии к памятным местам области

Привитие любви к родному краю. Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

27-28

21.03

04.04

Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

2

Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

Круглый стол.

Встречи с известными белгородцами.

Привитие любви к родному краю. Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29-30

11.04

18.04

Итоговое занятие

2

Подведение итогов занятий.

Мониторинг знаний изученного материала.

Конкурс рисунков «А из нашего окна часть планеты так видна».

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков по истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

31-32

25.04

16.05

Итоговое занятие

2

Подведение итогов занятий.

Мониторинг знаний изученного материала.

Игра «Спроси меня»

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков по истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

33

23.05

Итоговое занятие

1

Подведение итогов занятий.

Мониторинг знаний изученного материала.

Составление «Книги отзывов и пожеланий» совместно с учащимися на следующий год.

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков по истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению


2  класс

п/п

Календарные сроки

Тема учебного занятия

Коли-

чество часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Дидактические материалы, техническое обеспечение

Предполага-

емые

Фактические

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

ВВЕДЕНИЕ

1

Вводное занятие

1

Правила внутреннего распорядка в кружке и техника безопасности.

Работа над созданием буклета по технике безопасности.

Формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям региона как части России;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

2

Вводное занятие

1

Знакомство с программой.  

Анкетирование.

Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.

Осознание личной сопричастности к истории края, страны, гордости за великие достижения;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

                                        ГЕОГРАФИЯ            БЕЛГОРОДСКОЙ           ОБЛАСТИ

3-4

Символы Белгородской области.

День рождения Белгородской области.

2

Символы Белгородской области.

День рождения Белгородской области.

Оформление иллюстриро-ванной карты Белгородской области;

Формирование умений и навыков работы с информацией,  проявление активной жизненной позиции.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

5-6

Административное деление региона.

Национальный состав народа, населяющего регион.

2

Административное деление региона.

Национальный состав народа, населяющего регион.

Родной регион  - Белгородская область, его местонахождение на карте. Соседи Белгородской области. Белгород - столица Белгородской области.

Викторина «Угадай, где это и кто это?»

Формирование умений и навыков работы с информацией,  проявление активной жизненной позиции.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

ИСТОРИЯ   БЕЛГОРОДСКОЙ   ОБЛАСТИ

7-8

Города-крепости на территории края.

2

Города-крепости на территории края.

Ознакомление учащихся   с        историей Белгородчины, фактами, биографиями исторических деятелей.

Работа над аппликацией

«Крепость на Белой горе»

Способствовать    развитию личности, как любознательный, активной и заинтересованно познающий мир.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

9-10

Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена.

2

Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена.

Яркие и важные события в истории родного региона.

Обобщение фактов, полученных в ходе изучения.

Развлекательное мероприятие «Мой край-родная Белгородчина»

Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса;

Снаряжение для экскурсии.

Литература по краеведению

БЕЛГОРОДЧИНА В ГОДЫ ВОВ 1941-1945гг.

11-12

Военные памятники на территории Белгородской области.

2

Военные памятники на территории Белгородской области. Музей «Курская дуга». Музей-диарама «Курская битва. Прохоровское направление».

Ознакомление учащихся   с        историей Белгородчины, фактами, биографиями исторических деятелей.

Посещение музея «Курская дуга». Музей-диарама «Курская битва. Прохоровское направление».

Формирование мировоззрения учащихся, основанного на системе духовно-нравственных ценностей православия, патриотизма и гуманизма.

Снаряжение для экскурсии.

Литература по краеведению

13-14

Алексеевка в годы Великой Отечественной войны

2

Алексеевка в годы Великой Отечественной войны.

Ознакомление учащихся   с        историей Белгородчины, фактами, биографиями исторических деятелей.

Участие членов семьи в Великой Отечественной войне.

Формирование мировоззрения учащихся, основанного на системе духовно-нравственных ценностей православия, патриотизма и гуманизма.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

ПРИРОДА   РОДНОГО   КРАЯ

15-16

Белгородчина – одна из черноземных областей России.

2

Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства, полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.

Экскурсия в краеведческий музей.

Вырабатывать наблюдательность и внимательность. Воспитание бережного отношения к природе.

Снаряжение для экскурсии.

Литература по краеведению

17-18

Растения и животные Белгородской области.

2

Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.

Экскурсия в зоопарк, заповедник, живой уголок, зимний сад, ботанический сад БелГУ.

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков в области краеведения.

Снаряжение для экскурсии.

Литература по краеведению

19-20

Охрана природных богатств.

2

Красная книга Белгородской области. Особо охраняемые природные территории Белгородской области.  Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки.  Региональная программа «Зеленая столица».

Сказки, придуманные детьми.

Развитие любознательности.

 Привитие любви к родному краю.

Воспитание бережного отношения к животным.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

21

Водоемы родного края.

1

Реки Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псел, Везелка, Тихая Сосна. Белгородское и Староосколькое водохранилища и их назначение. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни белгородцев.

Экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков в области краеведения.

Воспитание эстетических чувств. Воспитание бережного отношения к водоемам.

Снаряжение для экскурсии.

Литература по краеведению

РАЗВИТИЕ   ЭКОНОМИКИ    РОДНОГО   КРАЯ

22-23

Агропромышленные комплексы.

2

Агропромышленные комплексы. Строительство. Транспорт. Связь. Торговля.

Экскурсии на предприятия по месту работы родителей.

Воспитание уважительного отношения к труду.

Снаряжение для экскурсии.

Литература по краеведению

24

Занятия населения родного края.

1

Занятия населения родного края.

Профессии в Белгородской области.

Создание альбома «Профессии наших родителей»

Воспитание уважительного отношения к труду.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

КУЛЬТУРА   БЕЛГОРОДСКОЙ   ОБЛАСТИ  

25-26

Православие.

 Небесный  покровитель земли Белгородской – Святитель Иоасаф.

2

Крещение Руси. Возникновение Белгородской епархии.

Православные храмы Святого Белогорья. Святитель Иоасаф.

Работа над созданием презентации «Небесный покровитель»

Привитие любви к родному краю. Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

27-28

Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

2

Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

Встречи с известными белгородцами.

Привитие любви к родному краю. Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29-30

Итоговое занятие

2

Обобщение и

 закрепление изученного.

Выставка рисунков «Моя малая Родина»

Привитие любви к родному краю. Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

31-32

Итоговое занятие

2

Подведение итогов занятий.

Мониторинг знаний изученного материала.

Блиц-опрос

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков по истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

33

Итоговое занятие

1

Подведение итогов занятий.

Мониторинг знаний изученного материала.

Встречи с известными белгородцами

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков по истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

34

Итоговое занятие

1

Подведение итогов занятий.

Мониторинг знаний изученного материала.

Фотоконкурс

«Белгородчина глазами детей»

Привитие любви к родному краю. Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Учебник, проектор, средства наглядности

3  класс

п/п

Календарные сроки

Тема учебного занятия

Коли-

чество часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Дидактические материалы, техническое обеспечение

Предполага-

емые

Фактические

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

ВВЕДЕНИЕ

1

Вводное занятие

1

Правила внутреннего распорядка в кружке и техника безопасности.

Работа над созданием буклета по технике безопасности.

Формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям региона как части России;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

2

Вводное занятие

1

Обобщение знаний по курсу.

 Знакомство с программой.  

Круглый стол.

Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.

Осознание личной сопричастности к истории края, страны, гордости за великие достижения;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

ИСТОРИЯ   БЕЛГОРОДСКОЙ   ОБЛАСТИ

3-4

Святое Белогорье   на рубеже веков (конец XX - начало XXI вв.).

2

Второе обретение нетленных мощей св. Иоасафа Белгородского Строительство новых и реставрация существующих храмов на Белгородчине в 90-е гг. XX вив начале XXI в.

Встреча со священниками и сотрудниками Белгородкой митрополии.

Способствовать    развитию личности, как любознательной, понимающей значение    Русской    Православной   Церкви   в    истории Белгородчины.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

5-6

Святитель    Иоасаф    Белгородский: жизнь и прославление.

2

Духовные подвиги и чудотворения святителя Иоасафа. Первое и второе обретения нетленных мощей святого. Духовное наследие святителя Иоасафа Белгородского.

Экскурсия по святым местам

Формирование мировоззрения учащихся, основанного на системе духовно-нравственных ценностей православия, патриотизма и гуманизма.

Снаряжение для экскурсии.

Литература по краеведению

7

Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена.

1

Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена.

Яркие и важные события в истории родного региона.

Обобщение фактов, полученных в ходе изучения.

Конкурс рисунков

Воспитание гражданской ответственности и гордости за свой народ.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

8

Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена.

1

Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена.

Яркие и важные события в истории родного региона.

Обобщение фактов, полученных в ходе изучения.

Тестирование

Воспитание гражданской ответственности и гордости за свой народ.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

БЕЛГОРОДЧИНА В ГОДЫ ВОВ 1941-1945гг.

9-10

Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 г.

2

Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 г.

Поездки по памятным местам родного края, оформление коллективного альбома по результатам путешествия.

Формирование мировоззрения учащихся, основанного на системе духовно-нравственных ценностей православия, патриотизма и гуманизма.

Снаряжение для экскурсии.

Литература по краеведению

11-12

Военные памятники на территории Белгородской области.

2

Военные памятники на территории Белгородской области. Музей «Курская дуга». Музей-диарама «Курская битва. Прохоровское направление».

Ознакомление учащихся   с        историей Белгородчины, фактами, биографиями исторических деятелей.

Посещение музея «Курская дуга». Музей-диарама «Курская битва. Прохоровское направление».

Формирование мировоззрения учащихся, основанного на системе духовно-нравственных ценностей православия, патриотизма и гуманизма.

Снаряжение для экскурсии.

Литература по краеведению

ПРИРОДА   РОДНОГО   КРАЯ

13-14

Белгородчина – одна из черноземных областей России.

2

Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства, полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.

Экскурсия в краеведческий музей.

Вырабатывать наблюдательность и внимательность. Воспитание бережного отношения к природе.

Снаряжение для экскурсии.

Литература по краеведению

15-16

Полезные ископаемые родного края.

2

Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Губкин – город горняков. Старооскольский электрометаллургический комбинат.

Встречи с работниками горно-

добывающей промышлен-ности.

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков в области краеведения.

Использование человеком богатств природы.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

17

Охрана природных богатств.

1

Красная книга Белгородской области. Особо охраняемые природные территории Белгородской области.  Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки.  Региональная программа «Зеленая столица».

Сказки, придуманные детьми.

Развитие любознательности.

 Привитие любви к родному краю.

Воспитание бережного отношения к животным.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

РАЗВИТИЕ   ЭКОНОМИКИ    РОДНОГО   КРАЯ

18-19

Белгородчина и горнодобывающая промышленность.

2

Белгородчина и горнодобывающая промышленность.

Круглый стол.

Работа над созданием презентации.

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков в области краеведения.

Воспитание уважительного отношения к труду.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

20

Занятия населения родного края.

1

Занятия населения родного края.

Профессии в Белгородской области.

Создание альбома «Профессии наших родителей»

Воспитание уважительного отношения к труду.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

КУЛЬТУРА   БЕЛГОРОДСКОЙ   ОБЛАСТИ  

21-22

Православие.

 Небесный  покровитель земли Белгородской – Святитель Иоасаф.

2

Крещение Руси. Возникновение Белгородской епархии.

Православные храмы Святого Белогорья. Святитель Иоасаф.

Работа над созданием презентации «Небесный покровитель»

Привитие любви к родному краю. Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

23-24

Православное зодчество Белгородчины.

 Храмы Белгорода.

2

Спасо-Преображенский кафедральный собор - главный храм Белгородско-Старооскольской епархии. Смоленский собор - один из старейших храмов г. Белгорода. Крестовоздвиженский храм и его святыня - Кошарский Крест. Другие храмы г. Белгорода.

Экскурсия по святым местам.

Формирование мировоззрения учащихся, основанного на системе духовно-нравственных ценностей православия, патриотизма и гуманизма.

Снаряжение для экскурсии.

Литература по краеведению

25

Региональные музеи. Учреждения культуры и образования.

1

Региональные музеи. Учреждения культуры и образования. Спортивные комплексы. Народные промыслы края.

Фотовыставка

 

Привитие любви к родному краю. Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

26

Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

1

Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

Встречи с известными белгородцами.

Привитие любви к родному краю. Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

27-28

Итоговое занятие

2

Обобщение и

 закрепление изученного.

Выставка рисунков «Моя малая Родина»

Привитие любви к родному краю. Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

29-30

Итоговое занятие

2

Подведение итогов занятий.

Мониторинг знаний изученного материала.

Блиц-опрос

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков по истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

31-32

Итоговое занятие

1

Подведение итогов занятий.

Мониторинг знаний изученного материала.

Встречи с известными белгородцами

Достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков по истории Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте;

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению

33-34

Итоговое занятие

1

Подведение итогов занятий.

Мониторинг знаний изученного материала.

Фотоконкурс

«Белгородчина глазами детей»

Привитие любви к родному краю. Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Учебник, проектор, средства наглядности, литература по краеведению



Определение эффективности внеурочной деятельности

При ее определении педагогом учитываются следующие критерии:

  • Критерии должны быть выбраны из перечня планируемых результатов ФГОС НОО;
  • Показатели конкретизируются на двух уровнях – прогнозируемом воспитательном результате и прогнозируемом воспитательном эффекте;
  • Диагностический инструментарий, сроки проведения процедур могут быть установлены в соответствии с общешкольными мероприятиями.

При проведении диагностики рекомендуются следующие методики и диагностические средства:

Диагностическая игра «Вот и стали мы на год взрослей (автор Т.В. Смирнова)», диагностическая игра «Счастливый случай» (авторы Е.Б. Крылова, В.Ю. Ханова, Е.В. Бабанова); диагностическая игра «Мои вершины» (автор О.В. Воробьева); диагностическая игра «Путешествия по лабиринтам памяти» (автор Л.А. Павлова). Перечисленные методики используются с целью: выяснить, что из реализованной программы внеурочной деятельности более всего запомнилось учащимся, что является важным для развития индивидуальности каждого ребенка.

Методики «Домик» и «Букет настроений» (авторы М.А. Александрова, Е.Г. Голубева и др.).  Целью методик является выявление эффективности влияния проведенного мероприятия на формирование коллектива и развитие личности ребенка, формирование у школьников аналитических умений и навыков.

 Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся (автор Н.Г. Анетько). Цель методики – анализ уровня воспитанности с позиции отношения младших школьников к самим себе, семье, обществу, культуре, развитие навыков самопознания и саморазвития.

Наблюдение за поведением учащихся в процессе подготовки и проведения мероприятия.

Анкетирование участников деятельности. Использование «шкалированных» анкет.

 Цветограмма.

Анализ отсроченных результатов внеурочной деятельности, последействие.

Коллективный анализ учащимися проделанной работы.

Портфель достижений школьников и другие творческие работы.

 Активность учащихся во внеурочной деятельности.

Учебно-методический комплект:

  • Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD.
  • «Мой край – родная Белгородчина»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов школ Белгородской области. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014.

Учебно-методические средства обучения

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Методическое пособие / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.В. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2012.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ Под ред. А.В. Горского. -  М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
  • Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.  – 223 с.
  • Нечаев М.П. Диагностические методики классного руководителя: метод пособие / М.П. Нечаев, И.Э. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
  • Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сб. метод. разработок / Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: Просвещение, 2010.
  • Степанов Е.Н. Диагностические методики, используемые при моделировании воспитательной системы / Е.Н. Степанов // Воспитание школьников. – 2007.№4. – С. 22-27.
  • Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: методические рекомендации: пособие для учителей ОУ. / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова, Ю.В. Ребикова, Л.Н. Чепышева. -  М.: Просвещение, 2014. – 92 с.

Рекомендуемая краеведческая литература

  • Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD.
  • «Мой край – родная Белгородчина»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов школ Белгородской области. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014.
  • Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.
  • Белгородская энциклопедия / Гл. ред В.В.Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил.
  • Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. – С приложением на DVD.
  • Дневник юного путешественника. – Белгород, 2013.
  • Животный мир Белгородской области / [А.В. Присный, И.Ф. Седин, В.В. Червоный и др.; под ред. А.В. Присного]. – Белгород: Белгородская обл. тип., 2012. – 400 с. : ил.
  • Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород, 2004. – 352 с.
  • Лимаров А.И., Ткаченко А.И. Белгород вчера и сегодня.- Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2009. – 128 с., ил.
  • Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4 классов /Составители Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков. – Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.- 78 с.
  • Музей в образовательном пространстве школы и вуза: Учебное пособие /  Под общей ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2013. – С приложением на DVD.
  • Овчинников В.В., Гильман Л.Я. Белгород – город воинской славы. – Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2007. – 380 с.: ил.
  • Овчинников В.В. Земля Белгородская: легенды, тайны, чудеса, были, небыли, сказы / Фото Л.Я. Гильман. – Белгород: Белгород. обл. тип., 2011. – 264 с., ил.
  • Петин А.Н., Новых Л.Л., Петина В.И., Глазунов Е.Г. Экология Белгородской области: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. - М.: Изд-во МГУ, 2002. – 288 с.: илл.
  • Петин А.Н., Сластина Т.В. География Белгородской области. Методическое пособие для учителей географии. 8-9 классы. – Белгород: БелРИПКППС, 2005. – 82 с.
  • Растительный мир Белгородской области / Чернявских В.И., Дегтярь О.В., Дегтярь А.В., Думачева Е.В. – Белгород: Белгородская областная типография, 2010. – 472 с.
  • Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Природа. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 1. – М.: Изд-во МГУ, 2004.
  • Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Население и хозяйство. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 2. – М.: Изд-во МГУ, 2004.
  • Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Природа. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса. – М.: Изд-во МГУ, 2004.
  • Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Население и хозяйство. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса. – М.: Изд-во МГУ, 2004.
  • Хижняк А.А. Природные ресурсы земли Белгородской. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1975. – 128 с.

Материально-техническое обеспечение

  • Раздаточный и демонстрационный материал по разделам программы.
  • Компьютер и проектор.
  • Компьютерные презентации, фильмы.
  • Маркерная доска.
  • Настольные игры.
  • Натуральные живые пособия
  • Гербарии, коллекции
  • Изобразительные наглядные пособия
  • Географические и исторические карты
  • Предметы быта и культуры, исторические и современные
  • Экскурсионное снаряжение
  • Музейные экспонаты
  • Литература по белгородоведению, краеведению
  • Методическая литература.

Интернет-ресурсы

http:// http://bel-obl.ru/

http:// ru.wikipedia.org

http:// http://dic.academic.ru/

http:// http://old.belregion.ru/

http:// belgorodobl.ru

http:// myshared.ru/slide/166287/

http://volna.org/istorija/60_liet_bielghorodskoi_oblasti.html

http://ppt4web.ru/istorija/ehtapy-zaselenija-belgorodskojj-oblasti.html

http://krasivye-mesta.ru/belgorodskaja-oblast

http://metodisty.ru/m/files/view/prezentaciya_po_teme_-simvolika_belgorodskoi_oblasti

http://www.gerb.bel.ru/pages/kray/hrono.htm

http://gorod-belgorod.ru/oblast/

http://www.youtube.com/watch?v=1Us41ko5UWQ

http://ashkalov.ru/pamyatnikiprirody.html

http://newsruss.ru/doc/index.php

http://www.meteonova.ru/klimat/31/Belgorodskaya%20Oblast/

http://www.belapk.ru/info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...