Календарно-тематическое планирование факультатива "В мире книг"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Артамонова Янина Владиславовна

Мой материал будет полезен для учителей, составляющих тематическое планирование для факультатива "В мире книг", на год для второго класса. Автор: Ефросинина Л.А. В планировании расписаны формируемые универсальные учебные действия, которые вырабатываются на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem_plan.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

           

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 Факультатив  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативное  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.

         Цели:

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

          Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Общая характеристика факультатива.

        Факультатив  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Место факультатива в учебном плане.

  С 1 по 4 класс факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33, а в 2–4 классах по 34 занятия.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

 Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

  Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

 В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома

Содержание программы.

2 класс (33 ч)

        Книга, здравствуй (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной

книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации

в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

        Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение биб-

лиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

        Книги о твоих ровесниках (4 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова

и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова

«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-

кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских

газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (элек-

тронная версия).

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).

Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование от-

дельных эпизодов из рассказов о детях).

        Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-

виц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

        Писатели-сказочники (4 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотеч-

ном фонде. Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

        Книги о детях (4 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михал-

ков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,

С. Михалков, А. Барто).

        Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других

стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная

сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). По-

исковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

        Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою

Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,

сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений

о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы

о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная

книга «Семья».

        Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой

Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Ки-

бальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотогра-

фии, письма, воспоминания, рисунки.

        По страницам любимых книг (2 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.

Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформле-

нию, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

        

Универсальные учебные действия:

— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при-

надлежности в открытом библиотечном фонде);

— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

— заполнять каталожную карточку;

— систематизировать книги по авторской принадлежности;

— составлять список прочитанных книг;

— выделять особенности учебной книги;

— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Книга, здравствуй!

3

2

Книгочей – любитель чтения.

2

3

Книги о твоих ровесниках.

4

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.

4

5

Писатели – сказочники.

4

6

Книги о детях.

4

    7

Старые добрые сказки.

4

    8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

3

9

Защитникам Отечества посвящается.

3

10

По страницам любимых книг.

3

Всего часов:

34

Литература

1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

2.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

3. Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

           


    Тематическое планирование 2 класс

п/п

Названия темы

занятия

Содержание изучаемого материала

Кол-во

час.

Дата проведения

По плану

По

факту

1

Книга, здравствуй!

3

1

Учебная книга и ее справочный аппарат.

Роль книги в жизни человека.

1

сентябрь

2

Конкурс «Пословицы о книге и учении».

Пословицы о книге и учении.

Самостоятельное чтение выбранной книги.

1

сентябрь

3

Художественные книги. Художники-оформители.

Правила работы с книгой. Иллюстрации и их роль в книге.

1

сентябрь

2

Книгочей – любитель чтения.

2

4

Экскурсия в школьную библиотеку.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Работа с каталожной карточкой.

1

сентябрь

5

Викторина «Что вы знаете о книге?»

Вопросы викторины. Игра «Я – библиотекарь».

1

октябрь

3

Книги о твоих ровесниках.

4

6

Дети – герои детских книг.

Книги-сборники В.Осеевой, Е.Пермяка, В.Драгунского, Н.Носова и др.

1

октябрь

7

В.Железников «Таня и Юсник»

Чтение и рассматривание книги. Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

1

октябрь

8

Читальный зал.

Чтение произведений о детях в детских журналах.

1

октябрь

9

Живой журнал «Парад героев-сверстников»

Инсценирование эпизодов из рассказов о детях.

1

ноябрь

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.

4

10

Книги-сборники малых жанров фольклора.

Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.

1

ноябрь

11

Загадки.

Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

1

ноябрь

12

Скороговорки.

Конкурс «Чистоговорщики».

1

ноябрь

13

Проект «Живой цветок народной мудрости»

Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.

1

декабрь

Писатели – сказочники.

4

14

Книги с литературными сказками.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

декабрь

15

Книги писателей-сказочников.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

декабрь

16

Герои сказок.

Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.

1

декабрь

17

Лукошко сказок.

Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки.

1

январь

Книги о детях.

4

18-19

Книги-сборники о детях и для детей.

Книги В.Осеевой, Н.Носова, С.Михалкова и др.

2

январь

20

Книги о животных.

Книги В.Бианки, Э.Шима, Н.Сладков и др.

1

февраль

21

Книги-сборники стихотворений для детей.

Стихи Я.Акима, С.Маршака, А.Барто.

1

февраль

Старые добрые сказки.

4

22

Книги сказок народов мира.

Сборники сказок. Выставка.

1

февраль

23

Сказки народов других стран.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.

1

февраль

24

Сказки народов мира.

Сказки с «бродячими» сюжетами (р.н.с. «Снегурочка», я.н.с. «Журушка»). Поисковая работа.

1

март

25

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Как  самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.

1

март

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

3

26-27

Книги о семье, маме, детях.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

2

март

апрель

28

Мини-проекты.

Работа в группах по темам «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье», «Колыбельные песни».

1

апрель

Защитникам Отечества посвящается.

3

29

Книги о защитниках Отечества.

Былины и сказы о защитниках Отечества.

1

апрель

30

А.Гайдар «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твердом слове»

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

апрель

31

Защитники Отечества в твоей семье.

Фотографии, письма, воспоминания, рисунки. Рассказы детей о своих родных-ветеранах ВОВ.

1

май

По страницам любимых книг.

3

32

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

май

33

Презентация любимой книги.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

май

34

Коллективная творческая работа.

Создание комиксов и веселых историй по прочитанным произведениям.

1

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое пранирование по окружающему миру во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС 2 поколения...

календарно - тематическое планипование по окружающему миру

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс, УМК "Гармония" авт. О.Т.Поглазова содержит темы, кол - во часов, предметные умения, ууд, характеристику деятельности учащихся, форму...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...