Программа по духовно-нравственному воспитанию
рабочая программа на тему

Кремнева Любовь Алексеевна

Основная цель программы заключается в формировании у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению и уважению  культурных и религиозных традиций многонационального  народа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.odt84.96 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 7

Программа соответствует требованиям письма Министерства образования
Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06 - 1844
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей»

Составитель- Кремнева Л.А

Учитель начальных классов

Реализует - Кремнева Л.А.

Срок реализации - 1 год.

Возраст учеников 4 класс

                                              Зеленоград 2013


Рецензенты:

Мирзаева Т.В., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-
экономических дисциплин ТОГОА УДПО «Институт повышения квалификации
работников образования»

Герасимова Е.А., учитель истории МАОУ СОШ№36 г. Тамбова
Составители:

Шешерина Г.А., к.п.н., профессор, ректор ТОГОАУ ДПО «Институт
повышения квалификации работников образования»

Клемешова И.В., к.псх.н., доцент зав. кафедрой управления развитием
образовательных систем ТОГОА У ДПО «Институт повышения квалификации
работников образования»

Серёгина А.В., педагог дополнительного образования МОУ Гимназия №7
им. святителя Питирима г. Тамбова

 Кремнева Л.А

Учитель начальных классов.

Данные методические рекомендации подготовлены в помощь педагогам,
преподающим в 4классе школы 8 вида комплексный учебный предмет
«Основы религиозных культур и светской этики», и прежде всего - модуль «Основы
православной культуры». В него вошли методические разработки (конспекты уроков и
дополняющие их дидактические материалы) по данному модулю, подготовленные и
апробированные учителями-практиками на начальном этапе внедрения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»


Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании
культурных и религиозных традиций многонационального народа России и
уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений. Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни
современного общества и своей сопричастности к ним.

Необходимо особо подчеркнуть, что курс ОРК и СЭ носит
культурологическую направленность.
Его преподавание не предусматривает
обучения религии.
 Под обучением религии понимается преподавание
вероучения; согласно российскому законодательству, родителям предоставлено
право обучать детей религии лишь вне образовательной программы (ст. 5
Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). В
рамках же курса «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о
знакомстве школьников с
нравственно-культурологическими основами
традиционных для России религий. Независимо от своих личных
представлений, учитель должен четко понимать, что
данный курс не
преследует миссионерских целей, направленных на обращение подростков в ту
ши иную конкретную религию.

Это положение следует постоянно иметь в виду, как в процессе
подготовки, так и в ходе проведения учебных занятий, избегая любых намеков
на то, что может быть воспринято как признаки навязывания детям любой из
религий. Следовать данной установке может оказаться непросто, но это
абсолютно необходимо.

Непосредственной основой преподавания каждого из модулей курса
является учебное пособие по данному модулю и соответствующее ему
тематическое планирование. С учетом того, насколько важным представляется
полноценное и адекватное раскрытие заложенных в каждом модуле
нравственно-мировоззренческих идей, а также корректное раскрытие
культурологических аспектов рассматриваемых религий и светской этики,
необходимо обратить внимание на целесообразность максимально
возможного использования опоры на материал учебных пособий в работе с
учащимися.
 Содержание пособия выступает тем информационным ядром,
вокруг которого выстраивается работа с учащимися. Хотелось бы отметить, что
именно оно должно задавать направленность и характер обсуждения духовно-
нравственных проблем, поднимаемых в рамках курса, а также очерчивать
примерный круг тех культуроведческих знаний, которые должны стать
достоянием четвероклассников и пятиклассников. Проявляя собственное
профессиональное творчество, без которого попросту невозможно представить
работу настоящего педагога, учителю следует помнить, что программа и


учебное пособие все же остаются для него ключевым ориентиром, с которым
он должен сверять мысли и идеи, предлагаемые детям.

Существенная сложность возникает в связи с тем, что при подготовке к
уроку по модулю «Основы мировых религиозных культур» учитель должен сам
осваивать значительный объем качественно новой для себя информации
культуроведческого характера и «сортировать» ее по степени важности. В
преодолении неуверенности и предупреждении ошибок во многом может
помочь обращение к пособию для учителя, на доступном уровне освещающее
основные содержательно-теоретические вопросы религиозных культур.

Преподавание всех модулей курса ОРК и СЭ должно вестись на основе
принципов толерантности, уважения к различным религиозным традициям.
 В
соответствии с общими рекомендациями по преподаванию курса, знакомя
детей с положениями религиозной нравственности и культуры,
предпочтительно вести разговор о них от третьего лица («Христиане считают
....»; «По мнению православных христиан ...» и т.д.). Соблюдение данного
принципа представляется важным с точки зрения предотвращения такой
подачи материала, при которой соответствующая религиозно-этическая
традиция будет восприниматься учащимися как единственно приемлемая либо
универсальная для всех граждан России.

Приоритетной задачей курса ОРК и СЭ является духовно-нравственное
воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических
ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской
этике. Содержание занятий направлено на воспитание таких качеств, как
совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Именно
признание важности духовно-нравственного воспитания школьников привело к
решению об апробации курса ОРК и СЭ в рамках школьной программы.
Соответственно,
воспитательная составляющая курса должна быть
приоритетной вне зависимости от изучаемого модуля
 (хотя надо признать,
что, например, в учебном пособии по модулю «Основы мировых религиозных
культур» она выражена менее заметно по сравнению с другими). Готовясь к
каждому уроку, учитель должен обращать внимание
не только на то, какие
знания он донесет до детей, но и на то, каким будет нравственный смысл
проектируемого им занятия и как наилучшим образом реализовать его.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что важнейшим условием
полноценной реализации воспитательных функций курса ОРК и СЭ,
независимо от изучаемого модуля, является
умение педагога актуализировать
личностный опыт учащихся и опереться на него при рассмотрении
нравственных проблем.
 Не стоит рассчитывать, что устойчивую мотивацию
нравственного поведения можно сформировать лишь на основе отстраненного
обсуждения абстрактных моральных проблем и примеров из художественной
литературы. Эти виды деятельности должны, по возможности,
дополняться
переводом нравственных вопросов в жизненный контекст, прямо или косвенно
(на примере друзей, родителей, близких) знакомый младшим подросткам по их
социальному опыту.
 К сожалению, основной текст и методический аппарат
учебных пособий (в частности, по модулю «Основы светской этики») не всегда
в должной мере ориентирован на организацию такой работы с учащимися.
Чтобы компенсировать этот недостаток, учителю необходимо самому
постоянно задумываться, при помощи каких приемов, заданий, вопросов при
изучении той или иной конкретной темы можно вывести детей на осмысление
их личностного опыта.

В преподавании нового предмета не обойтись без широкого
использования различных приемов активной и интерактивной работы с
учащимися
 (обсуждение притч, иного литературного, а также визуального
материала; коллективное заполнение таблиц; технология развития
критического мышления; кейс-метод; различные формы регламентированных
дискуссий, и др.).

Некоторые темы курса «Основы религиозных культур и светской этики»
чрезвычайно насыщены информацией, в том числе - новыми и для ребенка, и
для преподавателя терминами и понятиями. (А в модуле «Основы мировых
религиозных культур» к тому же в рамках одного урока рассматривается
материал, относящийся ко всем мировым религиям). В результате возникает
существенный риск того, что эта информация не уложится в четком виде в
сознании учащихся, а значительная часть ее будет утеряна. В данных условиях
от учителя требуется развитое умение выделять главное, существенное и
систематизировать материал, предлагаемый учащимся. Усложненное,
неоправданно перенасыщенное терминами изложение материала снижает
возможность успешного освоения материала, предложенного
четвероклассникам. Кроме того, многое зависит от способности грамотно
организовать различные формы активной работы учащихся над материалом,
способствующие его освоению. Иногда важную роль в этом может сыграть
грамотно подобранный и выразительный иллюстративный материал,
представленный в виде компьютерной презентации.

В данных методических рекомендациях представлен опыт проведения
уроков педагогов области в рамках апробации комплексного курса «Основы
религиозных культур и светской этики».

№п/п

Название тем и разделов

Форма

занятий

Теория

Практика

Всего

часов

1

Россия - наша Родина

учебное

2

2

4

2

Любовь и уважение к Отечеству

учебное

2

2

4

3

Культура и религия

учебное

2

2

4

4

Как христианство пришло на Русь

учебное

2

2

4

5

Человек и Бог в православии

учебное

2

2

4

6

Зачем творить добро?

учебное

2

2

4

7

Православная молитва

учебное

2

2

4

8

Подвиг

учебное

4

4

8

9

Библия и Евангелие

учебное

2

2

4

10

Заповеди

учебное

2

2

4

И

Проповеди Христа

учебное

2

2

4

12

Заповеди блаженств

учебное

2

2

4

13

Рождество Христово

учебное

2

2

4

14

Христос и его крест

учебное

2

2

4

15

Пасха

учебное

2

2

4

16

Православное учение о человеке

учебное

4

4

8

17

Совесть и раскаяние

учебное

2

2

4

18

Милосердие и сострадание

учебное/пр

актика

4

4

8

19

Золотое правило этики

учебное

4

4

8

20

Храм

практика

2

2

4

21

Икона

учебное

4

4

8

22

Чудо в жизни христианина

учебное

2

2

4

23

Таинство причастия

учебное

2

2

4

24

Православие о Божием суде

учебное

2

2

4

25

Отношение христианина к природе

учебное

2

2

4

26

Монастырь

учебное

2

2

4

27

Христианская семья

учебное

2

2

4

28

Христианин в труде

учебное

2

2

4

29

Защита Отечества

учебное

2

2

4

30

Творческие работы учащихся

учебное

2

2

4

31

Подведение итогов

учебное/пр

актика

2

2

4

Всего:

144 часов

№п/п

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

1

Россия - наша Родина

Духовный мир человека;
Культурные традиции;
Отечество; Родина;
Многонациональная страна.

8

2

Культура и религия

Культура;

Религия;

Православие;

Взаимосвязь русской культуры
и православия.

8

3

Человек и Бог в православии

Бог;

Творец;

Свобода;

Разум, совесть, доброта, любовь
- Дары Бога человеку;

Влияние веры в Бога на
поступки человека.

8

4

Православная молитва

Православие;

Молитва;

Отличия молитвы от магии;
Молитвы благодарения;
Молитвы славословия;
Священное предание;

«Отче наш ...»

8

5

Библия и Евангелие

Христианин;

Христианство;

Библия; Священные писания;
Ветхий завет;

Пророки;

Христос; Помазание;

Новый Завет;

Откровение Божие;
Евангелие;

Апостолы; Притча.

8

6

Проповеди Христа

Проповедь;
Проповедь Нагорная;
Духовные сокровища;
Благодать;

Иисус Христос.

4

7

Рождество Христово
Христос и его крест

Воплощение; Богочеловек;
Рождество Христово;
Еолгофа;

Жертва Христа;

Крест Христов; Распятие;
Символика православного
креста.

4

8

Пасха

Пасха Христова;
Воскресение; Спаситель;
Пасхальный гимн;

8

Пасхальное яйцо;
«Христос Воскресе»;
Христианский пост.

9

Православное учение о человеке

Душа - Дар Божий;

Отличия человека от животных;
Свобода;

Внутренний мир человека;
«Болезнь души»

8

10

Совесть и раскаяние

Добро;

Зло; Грех;

Совесть;

Раскаяние; Покаяние.

4

11

Заповеди. Милосердие и сострадание

Заповеди;

Десять Заповедей;
Скрижали Милосердия;
Милостыня;

Понятие ближнего в
христианстве.

12

12

Золотое правило этики

«Неосуждение»;

Золотое правило этики;
Рассказ православного
священника Н.Агафонова:
«Причина бед Твоих в сердце
твоем».

16

13

Храм, Икона

Храм; Кадило; Канун;
Поминание; Алтарь;

Икона; Благословение;
Иконостас;

Царские врата;

(Экскурсия в Храм с
предварительного согласия
родителей)

Икона; Отличие иконы от
светской живописи;

Свет, нимб, лик;

Молитва перед иконами;
Церковнославянский язык.

12

14

Чудо в жизни христианина, зачем
творить добро

Святая Троица;

Патриарх;

Чудо; Добродетель;

Главные христианские
добродетели - вера, надежда и
любовь;

Причины побуждающие
христиан творить добро;
Святой; Самоотверженность.

12

15

Таинство причастия

Тайная вечеря;
Причастие;

Христианские Таинства;
Апостол; Литургия.

4

16

Православие о Божием суде

Божий суд;

Причины побуждающие

4

христиан творить добро;
Богохульство;

Бессмертие;

Святочный рассказ «Сиротка»
А.Сумарокова.

17

Отношение христианина к природе

Творец;

«Книга природы»;
Ответственность человека за
сохранность природы;
Милосердие.

4

18

Монастырь

Инок; Монах;

Правила монашеской жизни;
Монастырь; Послушания;
Монашеский обет;
Нестяжание; Постриг.

4

19

Христианская семья
Христианин в труде

Семья;

Венчание;

Обручальное кольцо;
Тактичность; Труд по славу
Христа.

4

20

Защита Отечества.
Подведение итогов.

Верность;

Горячая вера; Любовь;
Оборонительная война;
Испытания

Практические занятия:
Пословицы и поговорки о
защите Отечества;

Рассказ о войне для детей;
Биография знаменитого
защитника земли русской
Александра Невского;

Рассказ «Рядовой Васейка» Н.
Асеева.

8

№п/п

Название тем и разделов

Форма

занятий

Теория

Практика

Всего

часов

1

Россия - наша Родина

учебное

2

2

4

2

Любовь и уважение к Отечеству

учебное

2

2

4

3

Культура и религия

учебное

2

2

4

4

Как христианство пришло на Русь

учебное

2

2

4

5

Человек и Бог в православии

учебное

2

2

4

6

Зачем творить добро?

учебное

2

2

4

7

Православная молитва

учебное

2

2

4

8

Подвиг

учебное

4

4

8

9

Библия и Евангелие

учебное

2

2

4

10

Заповеди

учебное

2

2

4

11

Проповеди Христа

учебное

2

2

4

12

Заповеди блаженств

учебное

2

2

4

13

Рождество Христово

учебное

2

2

4

14

Христос и его крест

учебное

2

2

4

15

Пасха

учебное

2

2

4

16

Православное учение о человеке

учебное

4

4

8

17

Совесть и раскаяние

учебное

2

2

4

18

Милосердие и сострадание

учебное/пр

актика

4

4

8

19

Золотое правило этики

учебное

4

4

8

20

Храм

практика

2

2

4

21

Икона

учебное

4

4

8

22

Чудо в жизни христианина

учебное

2

2

4

23

Таинство причастия

учебное

2

2

4

24

Православие о Божием суде

учебное

2

2

4

25

Отношение христианина к природе

учебное

2

2

4

26

Монастырь

учебное

2

2

4

27

Христианская семья

учебное

2

2

4

28

Христианин в труде

учебное

2

2

4

29

Защита Отечества

учебное

2

2

4

30

Творческие работы учащихся

учебное

2

2

4

31

Подведение итогов

учебное/пр

актика

2

2

4

Всего:

144 часов

№п/п

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

1

Россия - наша Родина

Духовный мир человека;
Культурные традиции;
Отечество; Родина;
Многонациональная страна.

8

2

Культура и религия

Культура;

Религия;

Православие;

Взаимосвязь русской культуры
и православия.

8

3

Человек и Бог в православии

Бог;

Творец;

Свобода;

Разум, совесть, доброта, любовь
- Дары Бога человеку;

Влияние веры в Бога на
поступки человека.

8

4

Православная молитва

Православие;

Молитва;

Отличия молитвы от магии;
Молитвы благодарения;
Молитвы славословия;
Священное предание;

«Отче наш ...»

8

5

Библия и Евангелие

Христианин;

Христианство;

Библия; Священные писания;
Ветхий завет;

Пророки;

Христос; Помазание;

Новый Завет;

Откровение Божие;
Евангелие;

Апостолы; Притча.

8

6

Проповеди Христа

Проповедь;
Проповедь Нагорная;
Духовные сокровища;
Благодать;

Иисус Христос.

4

7

Рождество Христово
Христос и его крест

Воплощение; Богочеловек;
Рождество Христово;
Голгофа;

Жертва Христа;

Крест Христов; Распятие;
Символика православного
креста.

4

8

Пасха

Пасха Христова;
Воскресение; Спаситель;
Пасхальный гимн;

8

Пасхальное яйцо;
«Христос Воскресе»;
Христианский пост.

9

Православное учение о человеке

Душа - Дар Божий;

Отличия человека от животных;
Свобода;

Внутренний мир человека;
«Болезнь души»

8

10

Совесть и раскаяние

Добро;

Зло; Грех;

Совесть;

Раскаяние; Покаяние.

4

11

Заповеди. Милосердие и сострадание

Заповеди;

Десять Заповедей;
Скрижали Милосердия;
Милостыня;

Понятие ближнего в
христианстве.

12

12

Золотое правило этики

«Неосуждение»;

Золотое правило этики;
Рассказ православного
священника Н.Агафонова:
«Причина бед Твоих в сердце
твоем».

16

13

Храм, Икона

Храм; Кадило; Канун;
Поминание; Алтарь;

Икона; Благословение;
Иконостас;

Царские врата;

(Экскурсия в Храм с
предварительного согласия
родителей)

Икона; Отличие иконы от
светской живописи;

Свет, нимб, лик;

Молитва перед иконами;
Церковнославянский язык.

12

14

Чудо в жизни христианина, зачем
творить добро

Святая Троица;

Патриарх;

Чудо; Добродетель;

Главные христианские
добродетели - вера, надежда и
любовь;

Причины побуждающие
христиан творить добро;
Святой; Самоотверженность.

12

15

Таинство причастия

Тайная вечеря;
Причастие;

Христианские Таинства;
Апостол; Литургия.

4

16

Православие о Божием суде

Божий суд;

Причины побуждающие

4

христиан творить добро;
Богохульство;

Бессмертие;

Святочный рассказ «Сиротка»
А.Сумарокова.

17

Отношение христианина к природе

Творец;

«Книга природы»;
Ответственность человека за
сохранность природы;
Милосердие.

4

18

Монастырь

Инок; Монах;

Правила монашеской жизни;
Монастырь; Послушания;
Монашеский обет;
Нестяжание; Постриг.

4

19

Христианская семья
Христианин в труде

Семья;

Венчание;

Обручальное кольцо;
Тактичность; Труд по славу
Христа.

4

20

Защита Отечества.
Подведение итогов.

Верность;

Горячая вера; Любовь;
Оборонительная война;
Испытания

Практические занятия:
Пословицы и поговорки о
защите Отечества;

Рассказ о войне для детей;
Биография знаменитого
защитника земли русской
Александра Невского;

Рассказ «Рядовой Васейка» Н.
Асеева.

8

№п/п

Название тем и разделов

Форма

занятий

Теория

Практика

Всего

часов

1

Красота в окружающем мире

учебное

2

2

4

2

Поиски красивого вокруг себя

учебное

2

2

4

3

Бог - Творец красивого мира

учебное

2

2

4

4

Правила жизни данные людям

учебное

2

2

4

5

Как изобразить доброе и красивое?

учебное

2

2

6

Радость и печаль в красках и звуках
окружающего мира.

учебное

2

2

4

7

Добрые и злые люди

учебное

2

2

4

8

Праздники - радости сентября:
Рождество пресвятой Богородицы

учебное

2

2

4

9

О чем рассказывают иконы
православные

учебное

2

2

4

10

Православный храм - дом Божий

учебное

2

2

4

11

Праздники радости октября: Покров
Пресвятой Богородицы.

учебное

2

2

4

12

Введение во храм Пресвятой
Богородицы

учебное

2

2

4

13

Что могла увидеть в храме Пресвятая
Дева Мария? Что мы видим в
православном храме?

учебное

2

2

4

14

Ветхозаветные пророчества на земле о
Христе

учебное

4

4

8

15

Рождество Христово

учебное

2

2

4

16

Красота и радость в иконах «Рождество
Христово».

учебное

2

1

3

17

Радость Встречи.

Праздник Сретения Господня в
православном храме.

учебное

2

1

3

18

Для чего Бог пришел к людям.

учебное

2

2

4

19

Радость послушания.
Дети и родители.

учебное

2

1

3

20

О чем рассказывает христианская
православная культура

учебное

2

2

4

21

О чем рассказывает Библия?
О Боге, о мире, о человеке.

учебное

2

2

4

22

Библейские сюжеты в произведениях
христианской православной культуры.

учебное

2

2

4

23

Язык христианской православной
культуры.

учебное

2

2

4

24

Религиозная живопись.

учебное

2

2

4

25

Начало христианской эры.
Святые апостолы.

учебное

2

2

4

26

Защита христианской веры. Вселенские
соборы.

Святые отцы церкви.

учебное

2

2

4

27

Торжество торжеств.

учебное

2

2

4

Воскресение Христово.

28

Преславное восхождение.
Вознесение Господне.

учебное

2

2

4

29

Богородицин день.

Успение Божией матери (экскурсия).

учебное

2

2

4

30

Смысл жизни христианской семьи.

учебное

2

2

4

31

Благочестивая семья. Родители и дети.

учебное

2

2

4

32

Доброта и милосердие христианина.

учебное

2

2

4

33

Мои обязанности.

учебное

2

2

4

34

Праздник: День Победы

учебное

2

2

4

35

Родословие моей семьи

учебное

2

2

4

36

Просветители славянские Кирилл и
Мефодий

учебное

2

2

4

37

Язык древнерусского искусства.
Символы христианской православной
культуры.

учебное

2

2

4

ВСЕГО

144

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

1-3

Красота Божьего мира.
Поиски красивого вокруг
себя. Бог творец красивого
мира.

Что нас окружает? Что мы видим? Краски,
звуки, формы окружающего мира (постройки,
изображения, украшения, звучания).

Поиски всего красивого вокруг себя
(природа, дома, храмы).

Священная история рассказывает о мире: Бог
- творец красивого мира. Как Бог создал мир.
Доброе и красивое в слове, в изображении и
звучании.

12

4-7

Правила жизни данные
людям. Доброе, злое,
красивое, радость, печаль.

Рассказы священной истории о нарушении
человеком жизни, данных Богом. Грех.
Последствия: непослушание, печаль, болезнь.
Поступки человека. Наказание, раскаяние,
прощение. Кого я огорчаю своим
непослушанием? Прощение родителей.
Радость и печаль в звуках и красках
окружающего мира. Что мы видим в
окружающей природе зимой? Добрые и злые
люди. Благочестивые люди. Зависть. Зло.
Борьба с грехом.

16

8-11

Праздники - радости
сентября, октября.
Рождество Пресвятой
Богородицы.

Покров Пресвятой
Богородицы. Иконы. Храм.

Православные праздники.

Праздники в нашем доме: день Ангела, день
рождения, Новый год, Масленица. Праздники
в храме. Праздники Богородицы. Песнопения
и величания. Настроение праздника через
икону.

16

12- 16

Введение во храм
Пресвятой Богородицы.
Пророчество о Христе.
Рождество Христово.
Красота и радость.

Радость праздника «Введение во храм
Пресвятой Богородицы». Что в нем
радостного? Чему радовались христиане в
этот праздник? Что могла увидеть в храме
Пресвятая отроковица Мария?

В чем большая радость для христианина:
получать подарки или дарить? Праздник
Рождество Христово.

Ветхозаветные пророчества о Христе.

Каким был пророк? Пророки: Иайя, Даниил,
Аггей, Захария, Малахия, Иона. Чему
радовались пророки.

Христиане - создатели православной
культуры. Почему на Рождество украшают
ёлку?

Красота и радость в иконах Рождества
Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный
канон. Два мира в иконе: земной и небесный.

18

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

17-20

Радость встречи. Сретение
Господне. Для чего пришел
Бог к людям? Радость
послушания. Дети и
родители. Христианская
культура.

Радость встречи. Праздник Сретения в
православном храме. Церковное
богослужение. Христиане размышляют, для
чего Бог пришел к людям? Христос
спаситель.

Как восстановить первозданную красоту
человека?

Люди размышляют о том, как сохранить
красивый мир.

Радость послушания. Дети и родители.
Радость и несчастье.

Что такое культурный, воспитанный человек?
Кого христиане называли умным? Духовная
культура. Её характеристики.

Примеры феноменов духовной культуры.
Этические нормы христианина
(христианства). Определение добра и зла.
Любовь к Родине. Отечество.

Отчий дом.

14

21-24

Библия.

Библейские сюжеты, язык
православной культуры.
Религиозная живопись.

Как создавалась библия? Книги, входящие в
состав Библии.

Понятия добра и зла в жизни людей. Забота
об украшении души добродетелями. Как
люди узнали о христианстве.
Ответственность человека.

Отражение Библейской истории в
произведениях православной культуры:
хоровой музыке, духовной поэзии,
религиозной и светской живописи,
литературе, храмовом зодчестве.

Какие виды искусства объединяет в себе
православная культура? Церковный характер
христианского искусства.

Два корня христианской православной
культуры. Святая Земля. Евангелие
рассказывают о событиях, произошедших на
Святой Земле. Туринская плащаница.
Византийская христианская культура и
православная культура Руси.

Символы христианской православной
культуры: Крест, голубь, нимб, рыба. Что
сложнее, что легче?

16

25-28

Начало христианской эры.
Защита христианской веры.
Вселенские соборы.
Торжество торжеств. Пасха
Христова. Вознесение
Г осподне.

Как христианство стало распространяться в
мире. Жизнь первых христиан. Учение
Иисуса Христа раскрывается в феноменах
православной культуры: духовная поэзия,
памятники зодчества.

Размышление о духовной красоте.

16

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

Христианская мудрость. Какого человека
христиане называли мудрым? Житейская
мудрость. Духовная поэзия размышляет о
человеческой мудрости. Прекращение
гонений на христиан в царствование
Константина Великого. Защита
христианского вероучения от ересей.
Утверждение Вселенскими Соборами
основных догматов христианской веры: о
Троице, Боговоплощении, почитания
Богородицы. Утверждение «Символа Веры».
«Праздник и праздников и торжество
торжеств» - Воскресение Христово. Радость
дара. Вера. Доверия, Благодарение.
Благочестие. Неблагодарность. Верность.
Вознесение Господне. История и смысл
праздников. Гора Елион в священной
топографии мира. Отражение событий
праздников в произведениях духовной поэзии
и прозы.

29 -32

Богородицин день. Успение
Божьей Матери. Смысл
жизни христианской земли.
Благочестивая семья.
Родители, дети. Доброта,
милосердие.

Завершение праздников православного
календаря. Священное предание об истории
праздников. Русские писатели и поэты
разных веков рассказывают о событиях
праздников.

Успеньев день на Руси - народные традиции
праздника.

Чему христиане учили своих детей.
Послушание - первое правило.

Благочестие - истинное почитание заповедей.
Добродетели: вера, надежда, любовь. С
какими страстями души родители учили
бороться детей.

Чему учили своих детей великие русские
князья? Поучение Владимира Мономаха
детям. Народный фольклор - о
добродетельной и неблагочестивой жизни.
Русская классическая и современная
литература и поэзия о том, как в
христианской семье выполняли заповеди.

16

33-35

Праздник Дня Победы.
Родословие моей семьи.
Мои обязанности.

Праздник Дня Победы. Чтим память воинов,
за веру, Отечество и народ. Жизнь свою
положивших.

Герои - Николай Гостелло, Александр
Матросов, Алексей Мересьев, Маршал
Жуков. Зоя Космодемьянская. Эти герои
Советского времени.

Есть ли герои в моей семье?

Есть ли воины не вернувшиеся с войны в

12

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

моей семье?

Что такое ответственность? За что могу
отвечать «Я»?

Что такое личные недостатки человека?

Что мешает человеку и, что помогает
проявить доброе в себе? Когда человек
должен отвечать за свои поступки?

36-37

Просветители славянские
Кирилл и Мефодий.

Язык древнерусского
искусства.

Символы христианской
православной культуры.

Евангелие приходит на славянские земли.
Труды святых братьев Кирилла и Мефодия.
Детские годы святых. Как отрок Константин
(Кирилл) размышлял о ценностях жизни
человека; как определил для себя жизненный
путь? Почему именно Кирилл и Мефодий
были посланы в славянские земли.

Перевод на славянский язык Богослужебных
книг. Азбука глаголица и кириллица.

В чем заключается смысл красоты
православного искусства?

Русская поэзия рассказывает о символах
православной культуры.

Русские поэты разных веков размышляют о
смысле красоты и ее отражении в объектах
православной культуры: Н.Рубцов, Ф
Соллогуб.

Подмосковная усадьба «Лукино»
Ф.Сологуба. Ее история и обычаи
христианского благочестия о которых она
рассказывает.

А.С. Пушкин о значении монастырской
культуры для русской истории и
просвещения.

Христианская этика. Места Подмосковья
связанные именами святителя Филарета и
А.С. Пушкина.

8

Всего:

144 часа

№п/п

Название тем и разделов

Форма

занятий

Теория

Практика

Всего

часов

1

Красота в окружающем мире

учебное

2

2

4

2

Поиски красивого вокруг себя

учебное

2

2

4

3

Бог - Творец красивого мира

учебное

2

2

4

4

Правила жизни данные людям

учебное

2

2

4

5

Как изобразить доброе и красивое?

учебное

2

2

6

Радость и печаль в красках и звуках
окружающего мира.

учебное

2

2

4

7

Добрые и злые люди

учебное

2

2

4

8

Праздники - радости сентября:
Рождество пресвятой Богородицы

учебное

2

2

4

9

О чем рассказывают иконы
православные

учебное

2

2

4

10

Православный храм - дом Божий

учебное

2

2

4

11

Праздники радости октября: Покров
Пресвятой Богородицы.

учебное

2

2

4

12

Введение во храм Пресвятой
Богородицы

учебное

2

2

4

13

Что могла увидеть в храме Пресвятая
Дева Мария? Что мы видим в
православном храме?

учебное

2

2

4

14

Ветхозаветные пророчества на земле о
Христе

учебное

4

4

8

15

Рождество Христово

учебное

2

2

4

16

Красота и радость в иконах «Рождество
Христово».

учебное

2

1

3

17

Радость Встречи.

Праздник Сретения Господня в
православном храме.

учебное

2

1

3

18

Для чего Бог пришел к людям.

учебное

2

2

4

19

Радость послушания.
Дети и родители.

учебное

2

1

3

20

О чем рассказывает христианская
православная культура

учебное

2

2

4

21

О чем рассказывает Библия?
О Боге, о мире, о человеке.

учебное

2

2

4

22

Библейские сюжеты в произведениях
христианской православной культуры.

учебное

2

2

4

23

Язык христианской православной
культуры.

учебное

2

2

4

24

Религиозная живопись.

учебное

2

2

4

25

Начало христианской эры.
Святые апостолы.

учебное

2

2

4

26

Защита христианской веры. Вселенские
соборы.

Святые отцы церкви.

учебное

2

2

4

27

Торжество торжеств.

учебное

2

2

4

Воскресение Христово.

28

Преславное восхождение.
Вознесение Господне.

учебное

2

2

4

29

Богородицин день.

Успение Божией матери (экскурсия).

учебное

2

2

4

30

Смысл жизни христианской семьи.

учебное

2

2

4

31

Благочестивая семья. Родители и дети.

учебное

2

2

4

32

Доброта и милосердие христианина.

учебное

2

2

4

33

Мои обязанности.

учебное

2

2

4

34

Праздник: День Победы

учебное

2

2

4

35

Родословие моей семьи

учебное

2

2

4

36

Просветители славянские Кирилл и
Мефодий

учебное

2

2

4

37

Язык древнерусского искусства.
Символы христианской православной
культуры.

учебное

2

2

4

ВСЕГО

144

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

1-3

Красота Божьего мира.
Поиски красивого вокруг
себя. Бог творец красивого
мира.

Что нас окружает? Что мы видим? Краски,
звуки, формы окружающего мира (постройки,
изображения, украшения, звучания).

Поиски всего красивого вокруг себя
(природа, дома, храмы).

Священная история рассказывает о мире: Бог
- творец красивого мира. Как Бог создал мир.
Доброе и красивое в слове, в изображении и
звучании.

12

4-7

Правила жизни данные
людям. Доброе, злое,
красивое, радость, печаль.

Рассказы священной истории о нарушении
человеком жизни, данных Богом. Грех.
Последствия: непослушание, печаль, болезнь.
Поступки человека. Наказание, раскаяние,
прощение. Кого я огорчаю своим
непослушанием? Прощение родителей.
Радость и печаль в звуках и красках
окружающего мира. Что мы видим в
окружающей природе зимой? Добрые и злые
люди. Благочестивые люди. Зависть. Зло.
Борьба с грехом.

16

8 -11

Праздники - радости
сентября, октября.
Рождество Пресвятой
Богородицы.

Покров Пресвятой
Богородицы. Иконы. Храм.

Православные праздники.

Праздники в нашем доме: день Ангела, день
рождения, Новый год, Масленица. Праздники
в храме. Праздники Богородицы. Песнопения
и величания. Настроение праздника через
икону.

16

to

1

Os

Введение во храм
Пресвятой Богородицы.
Пророчество о Христе.
Рождество Христово.
Красота и радость.

Радость праздника «Введение во храм
Пресвятой Богородицы». Что в нем
радостного? Чему радовались христиане в
этот праздник? Что могла увидеть в храме
Пресвятая отроковица Мария?

В чем большая радость для христианина:
получать подарки или дарить? Праздник
Рождество Христово.

Ветхозаветные пророчества о Христе.

Каким был пророк? Пророки: Иайя, Даниил,
Аггей, Захария, Малахия, Иона. Чему
радовались пророки.

Христиане - создатели православной
культуры. Почему на Рождество украшают
ёлку?

Красота и радость в иконах Рождества
Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный
канон. Два мира в иконе: земной и небесный.

18

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

17-20

Радость встречи. Сретение
Господне. Для чего пришел
Бог к людям? Радость
послушания. Дети и
родители. Христианская
культура.

Радость встречи. Праздник Сретения в
православном храме. Церковное
богослужение. Христиане размышляют, для
чего Бог пришел к людям? Христос
спаситель.

Как восстановить первозданную красоту
человека?

Люди размышляют о том, как сохранить
красивый мир.

Радость послушания. Дети и родители.
Радость и несчастье.

Что такое культурный, воспитанный человек?
Кого христиане называли умным? Духовная
культура. Её характеристики.

Примеры феноменов духовной культуры.
Этические нормы христианина
(христианства). Определение добра и зла.
Любовь к Родине. Отечество.

Отчий дом.

14

21-24

Библия.

Библейские сюжеты, язык
православной культуры.
Религиозная живопись.

Как создавалась библия? Книги, входящие в
состав Библии.

Понятия добра и зла в жизни людей. Забота
об украшении души добродетелями. Как
люди узнали о христианстве.
Ответственность человека.

Отражение Библейской истории в
произведениях православной культуры:
хоровой музыке, духовной поэзии,
религиозной и светской живописи,
литературе, храмовом зодчестве.

Какие виды искусства объединяет в себе
православная культура? Церковный характер
христианского искусства.

Два корня христианской православной
культуры. Святая Земля. Евангелие
рассказывают о событиях, произошедших на
Святой Земле. Туринская плащаница.
Византийская христианская культура и
православная культура Руси.

Символы христианской православной
культуры: Крест, голубь, нимб, рыба. Что
сложнее, что легче?

16

25-28

Начало христианской эры.
Защита христианской веры.
Вселенские соборы.
Торжество торжеств. Пасха
Христова. Вознесение
Господне.

Как христианство стало распространяться в
мире. Жизнь первых христиан. Учение
Иисуса Христа раскрывается в феноменах
православной культуры: духовная поэзия,
памятники зодчества.

Размышление о духовной красоте.

16

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

Христианская мудрость. Какого человека
христиане называли мудрым? Житейская
мудрость. Духовная поэзия размышляет о
человеческой мудрости. Прекращение
гонений на христиан в царствование
Константина Великого. Защита
христианского вероучения от ересей.
Утверждение Вселенскими Соборами
основных догматов христианской веры: о
Троице, Боговоплощении, почитания
Богородицы. Утверждение «Символа Веры».
«Праздник и праздников и торжество
торжеств» - Воскресение Христово. Радость
дара. Вера. Доверия, Благодарение.
Благочестие. Неблагодарность. Верность.
Вознесение Господне. История и смысл
праздников. Гора Елион в священной
топографии мира. Отражение событий
праздников в произведениях духовной поэзии
и прозы.

29 -32

Богородицин день. Успение
Божьей Матери. Смысл
жизни христианской земли.
Благочестивая семья.
Родители, дети. Доброта,
милосердие.

Завершение праздников православного
календаря. Священное предание об истории
праздников. Русские писатели и поэты
разных веков рассказывают о событиях
праздников.

Успеньев день на Руси - народные традиции
праздника.

Чему христиане учили своих детей.
Послушание - первое правило.

Благочестие - истинное почитание заповедей.
Добродетели: вера, надежда, любовь. С
какими страстями души родители учили
бороться детей.

Чему учили своих детей великие русские
князья? Поучение Владимира Мономаха
детям. Народный фольклор - о
добродетельной и неблагочестивой жизни.
Русская классическая и современная
литература и поэзия о том, как в
христианской семье выполняли заповеди.

16

33-35

Праздник Дня Победы.
Родословие моей семьи.
Мои обязанности.

Праздник Дня Победы. Чтим память воинов,
за веру, Отечество и народ. Жизнь свою
положивших.

Герои - Николай Гостелло, Александр
Матросов, Алексей Мересьев, Маршал
Жуков. Зоя Космодемьянская. Эти герои
Советского времени.

Есть ли герои в моей семье?

Есть ли воины не вернувшиеся с войны в

12

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

моей семье?

Что такое ответственность? За что могу
отвечать «Я»?

Что такое личные недостатки человека?

Что мешает человеку и, что помогает
проявить доброе в себе? Когда человек
должен отвечать за свои поступки?

36-37

Просветители славянские
Кирилл и Мефодий.

Язык древнерусского
искусства.

Символы христианской
православной культуры.

Евангелие приходит на славянские земли.
Труды святых братьев Кирилла и Мефодия.
Детские годы святых. Как отрок Константин
(Кирилл) размышлял о ценностях жизни
человека; как определил для себя жизненный
путь? Почему именно Кирилл и Мефодий
были посланы в славянские земли.

Перевод на славянский язык Богослужебных
книг. Азбука глаголица и кириллица.

В чем заключается смысл красоты
православного искусства?

Русская поэзия рассказывает о символах
православной культуры.

Русские поэты разных веков размышляют о
смысле красоты и ее отражении в объектах
православной культуры: Н.Рубцов, Ф
Соллогуб.

Подмосковная усадьба «Лукино»
Ф.Сологуба. Ее история и обычаи
христианского благочестия о которых она
рассказывает.

А.С. Пушкин о значении монастырской
культуры для русской истории и
просвещения.

Христианская этика. Места Подмосковья
связанные именами святителя Филарета и
А.С. Пушкина.

8

Всего:

144 часа

№п/п

Названия тем и разделов

Форма

занятий

Теория

Практика

Всего

часов

1

Доброта и Милосердие.

учебное

2

2

4

2

Сотворение человека.

учебное

2

2

4

3

Радости православной веры.

учебное

2

2

4

4

Что говорит о Боге
православная культура.

учебное

2

2

4

5

Золотое правило жизни.

учебное

2

2

4

6

Добро и зло.

учебное

2

2

4

7

Воеводы сил любви.
Добродетели.

учебное

2

2

4

8

Как преображается человек?
По ступенькам восхождения.

учебное

2

2

4

9

Ступенька «Будем любить
друг друга»

учебное

2

2

4

10

Ступенька «Благочестие» свят
Илья Муромец.

учебное

2

2

4

11

Ступенька «Любовь к
ближнему».

учебное

2

2

4

12

Доброе имя в слове моего
отечества.

учебное

2

2

4

13

Россия помнит Святыни
родного края.

учебное

2

2

4

14

День защитника отечества.

учебное

2

2

4

15

Ступенька «Благодарения».

учебное

2

2

4

16

Повторение. Для чего
построен и как устроен
православный храм?

учебное

2

2

4

17

Посещение храма.

Экск.

2

2

4

18

Русские святые времен
татарского нашествия.

учебное

2

2

4

19

Избавление Руси от
татарского ига. Преподобный
Сергей Радонежский и святой
благоверный князь Дмитрий
Донской.

учебное

3

3

6

20

Проведение Рождественского
праздника.

учебное

2

2

4

21

Праздник Крещения
Г осподня.

учебное

2

2

4

22

Особенности православной
культуры.

учебное

2

2

4

23

Библейские сюжеты в
произведениях христианской
православной культуры.

учебное

2

2

4

24

Христианская культура на
землях Подмосковья: образы

учебное

2

2

4

№п/п

Названия тем и разделов

Форма

Теория

Практика

Всего

занятий

часов

и духовный смысл.
а) Северное Подмосковье. К
игумену Русской земли -
преподобному Сергею
Радонежскому.

1

1

2

б) Западное Подмосковье. К

учебное

2

2

4

Звенигородскому чудотворцу
преподобному Савве
Сторожевскому.

1

1

2

в) Южное Подмосковье.

учебное

2

2

4

Серпуховский князь
Владимир Андреевич
Храбрый.

1

1

2

г) Восточное Подмосковье.

учебное

2

2

2

Святая Угрема и великий
князь Дмитрий Донской.
Никола - Угремский
монастырь.

1

1

2

д) Северное Подмосковье.
Святые князь Борис и Глеб.
Борисоглебский монастырь.

учебное

2

2

4

е) Юго - Восточное
Подмосковье. Святыни
Коломенской земли.

учебное

2

2

4

25

Александр Невский - Ангел -
хранитель России.

учебное

2

2

4

26

Путь святых праздников. От

учебное

2

2

4

Вербного воскресения до
Успения.

2

2

4

27

Итоговые самостоятельные
работы учащихся.

1 .Определи

  1. У кажи
  2. Дай определение
  3. Составь рассказ из истории
    христианской православной
    культуры, используя данный

учебное

2

2

4

понятия.

28

Повторение. «Нравственно -
этическая культура
православия»

учебное

2

2

4

Всего: 144 часов

Содержание программы на 4 год
для детей 8-10 лет.

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

1-4

Сотворение человека.
Что говорит о Боге
Православная культура.

Явление Троицы Аврааму.

Представление «Троица» Андрея Рублева.
Отражение события Троицы Андрея Рублева.
Доброта, милосердие, радость православной
веры.

Как растет в человеке доброе.

«Доброе сердце - злое сердце», как понимать
это выражение. Какие бывают добродетели,
какие страсти.

Как бороться со страстями.

Сотворение человека. Адам - любимое чадо
Божие. Общение человека с Богом.
Поручения, данные Богом человеку.

16

5-8

Золотое правило жизни.
Главное правило
христианской жизни:«Не
суди, да не судимы будете».
Почему это правило можно
назвать золотым правилом?
Добродетели в жизни
христианина.

Об ориентирах добродетельной жизни.

Добро и зло в мире. Грех как проявление зла.
Какой «Я»? Что есть во мне? Что люблю, чем
увлекаюсь, кому подражаю. Как
преображался человек? О чем возвестило
людям Рождество Христово? Житейная
литература. Поэзия. Устное народное
творчество.

16

9-12

Доброе имя в славе моего
Отечества.

Ступенька «Благочестия»
Ступенька любви.

Высшие ценности человеческой жизни. В чем
они?

Верность. В чем она?

Каких воинов русской истории мы знаем?
Каких своих предков - воинов я знаю?
Русские поэты о воинской славе Суворова?
Доброе имя лучше многого богатства.
Всемирные светильники.

Как Христианство пришло на Русь. Святая
княгиня Ольга, святой князь Владимир.
Крещение Руси. Как Илья Муромец
богатырем стал. Что он защищал и с чем
сражался?

Любовь матери. Какая она бывает разная.
Христианская любовь. Ее качества.
Христианский смысл поговорок: «Бог терпел
и нам велел» и «Терпенье и труд - все
перетрут».

16

13-17

Россия помнит святыни
родного края.

Полководец Кутузов М.И. на Бородинском
поле. Защита Отечества. Надпись на
памятных медалях Александра I: «Не нам, не
нам, но имени Твоему». Ее смысл.

День защитника Отечества 23 февраля. Что
такое Армия. Чему в армии учат? Воинское

20

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

дело. Какие качества требуются от юношей в
армии? Храбрость, верность, ловкость.

Что такое предательство?

Всенародный подвиг.

Благодарить, значит - благо дарить. Как мы
это понимаем?

Красота православного храма. Виды звона.
Венчание на царство русских государей.
Православный храм в традициях жизни
православной семьи: крестины, венчание,
отпевание. Благочестивое поведение
православных людей.

18-19

Русские святые времен
татарского нашествия.

Беда приходит на Русь. Междоусобная
вражда русских князей. Набеги кочевых
племен. Нашествие татар.

Христиане мученики: Черниговский князь
Михаил, боярин его Федор, Тверской князь
Михаил, святой благоверный князь Олег
Брянский, святой князь Александр Невский.
Годы татарского ига на Руси. Защитники
Отечества. Святые воины - схимонахи
Троицкой Лавры: Александр Пересвет и
Родион Ослябя. Как преподобный Сергий
Радонежский помогал русским воинам на
Куликовом поле.

Защитники Отечества в наше время. Какие
добрые дела во славу своего Отечества может
совершить человек сегодня? Какие качества
души ему для этого необходимы?

16

20-23

Библейские сюжеты.
Рождество. Крещение.
Традиции.

Отражение Библейской истории в
произведениях православной культуры:
хоровой музыке, духовной поэзии,
религиозной и светской живописи,
литературе.

Священное писание как основная
богослужебная книга.

Расположение событий священной истории
вокруг пяти основных тем:

  • Сотворение мира;
  • Рождество Христово;
  • Распятие;
  • Воскресение Христово;
  • Создание Церкви.

Отражение сюжетов этих тем в
произведениях православной культуры и в
традициях жизни христиан: иконописи,
духовной поэзии, музыке, христианских
праздниках.

16

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

24-

а

б

в

г

д

е

Христианская культура на
землях Подмосковья

Северное Подмосковье.

К игумену русской земли - преподобному
Сергию Радонежскому.

Как формировалась духовная культура
России? Святая Русь. Иконописец
преподобный Андрей Рублев. Как Андрей
Рублев написал икону «Троица». Росписи
храмов Лавры. Культурное наследие - роман
И.С. Шмелева «Богомолье». Русская
духовная поэзия - о жизни святых.

Западное Подмосковье.

Как был построен в Звенигороде собор в
честь Успения Пресвятой Богородицы? Из
истории монастыря. Саввино - Сторожевский
монастырь в отечественной культуре.

Картина И.И. Левитана: «Вечерний звон».
Иконы Андрея Рублева Звенигородского
чина: «Спаситель», «Апостол Павел»,
«Архангел Михаил».

Южное Подмосковье.

Серпуховский князь Владимир Андреевич
Храбрый. История Серпуховского Высоцкого
монастыря. Архитектура монастыря.
Христианская культура на землях Южного
Подмосковья. История иконы «Неупиваемая
чаша».

Восточное Подмосковье.

Николо - Угрешский монастырь. О святом
чудотворце Николае Мирликийском.
Добродетели кротости и смирения.

История Николо-Угрешского монастыря.
Отражение почитания Николая
Мирликийского в русского поэзии.

Северное Подмосковье.

Святые князья Борис и Глеб.

Борисоглебский монастырь. История
Борисоглебского монастыря. История
христианской культуры в г. Дмитрове в
контексте русской истории.

Что такое христианский подвиг? Воинский
подвиг, святой равноапостольный князь
Константин Великий - о личных врагах и
врагах Отечества.

Юго - Восточное Подмосковье.

Святыни Коломенской земли. Духовная
преемственность исторических событий.
История Богородице-Рождественского
Бобренево монастыря. Святыня монастыря -
чудотворная икона Божией Матери
«Феодоровская». Архитектурно-

30

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

художественный облик монастыря.
Что такое историческая память.

25

Александр Невский
Полководец и дипломат
выдающийся
государственный деятель
Руси XIII века

Полководец и дипломат выдающийся
государственный деятель Руси XIII века -
таким он вошел в историю.

В 1380 г. (в том самом когда произошла
Куликовская битва) были обретены святые
мощи князя и открыты для поклонения.

В 1724 г. Петр I повелел перенести его мощи
из г. Владимира в новую столицу - Санкт-
Петербург, как она тогда называлась, сделав
его ангелом-хранителем создаваемой
империи. Множество храмов было посвящено
в России, и не только в России - в Болгарии,
Франции. В Париже прекрасный
православный собор освящен в честь святого
героя Невской битвы.

Кому служил князь? Народу, нации, Христу и
его Богочеловеческой правде. Эти слова: «Бог
не в силе, а в правде» Александр Невский
произнес своей многочисленной дружине при
схватке со шведами на берегах Невы.

4

26.

Путь святых праздников.

Кроткий царь. Вхож господень в Иерусалим.
Праздник Вербного Воскресения. Народные
обычаи праздника. Иконография праздника.
Смысл иконописного изображения.
Страстная неделя. Неделя страстей
Христовых. События Великой среды,
Великого четверга. Подвиг поста. Уклад
жизни православной семьи в дни страстной
недели. Путешествия по святым местам.
Святая земля. Традиции страстной недели на
Руси. Торжество торжеств. Воскресение
Христово. Самый великий праздник
православного календаря. Почему он не
входит в число двунадесятых. События
праздника и его духовный смысл.

Пасха - переход от смерти к жизни. Русские
поэты и писатели рассказывают о
Воскресении Христово.

Вознесение Господне. Прощание Христа с
учениками и напутствие его. История смысл
праздника. Отражение событий праздника в
произведениях духовной поэзии и прозы.
Праздник святой троицы. Почему праздник
Троицы называется и праздников
Пятидесятницы? Т.к. он празднуется на
пятидесятый день после Пасхи. История и
духовный смысл праздника.

О традициях и обычаях праздника Троицы на

3

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

Руси.

Успение Божией Матери. Завершение
праздников православного календаря. О чем
напоминает христианам православный
календарь? Священное придание
рассказывает об истории праздника. Пост и
праздник - Успенский пост. Русские поэты и
писатели разных веков рассказывают о
событиях праздника. Успеньев день на Руси -
народные традиции праздника.

27

Повторение.

Нравственно - этическая
культура православия.

Различные способы понимания человека
(философский, психологический).
Религиозное понимание смысла жизни.
Совесть как естественный всеобщий закон.
Сущность христианской любви.
Нравственная основа семьи. Ценность
человеческой жизни. Духовность человека, в
чем она состоит? Уверенность, что в
пределах его души есть лучшая и худшая,
качество, не зависящие от его произвола.
Моральные ценности: совесть, долг,
достоинство, благонравие и т.д.

4

28

Итоговая самостоятельная
работа учащихся.

Контрольные задания с основными
понятиями предмета. Форма итогового
контроля является контрольное задание с
понятием предмета. Как работать с понятием
предмета? Учащимся раздаются карточки (от
одного до трех) с понятием из словаря и
просят выполнить следующие задания:

  1. Определи, к какой теме предмета
    относится понятие. Пример: Понятие «храм»,
    относится к теме «Православный храм».
  2. Дай определение понятия:

«Православный храм - это ...»

  1. Составь рассказ и истории христианской
    православной культуры, используя данное
    понятие: православный храм, духовность,
    алтарь и т.д.
  2. Подберите слова противоположные по
    смыслу следующему: нетерпение,
    жестокость, зависть, гордость, себялюбие,
    раздражительность, непослушание.
  3. Подчеркните слова, с которыми связано
    слово «послушание»: своевольничать,
    слушать, слышать, исполнять.
  4. Допишите предложение: человека
    называют добрым, когда ...

Семья - это ...

Любовь родителей значит ...

Нарисуй картинку: «дерево добродетелей и

->

J

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

страстей», и расположите на их плодах
следующие понятия: терпение,
непослушание, благочестие, неусидчивость,
милосердие, черствость, неуступчивость,
воровство, прощение, смирение,
порядочность, совестливость, злость,
себялюбие (эгоизм), кротость, честность.

№п/п

Названия тем и разделов

Форма

занятий

Теория

Практика

Всего

часов

1

Доброта и Милосердие.

учебное

2

2

4

2

Сотворение человека.

учебное

2

2

4

3

Радости православной веры.

учебное

2

2

4

4

Что говорит о Боге
православная культура.

учебное

2

2

4

5

Золотое правило жизни.

учебное

2

2

4

6

Добро и зло.

учебное

2

2

4

7

Воеводы сил любви.
Добродетели.

учебное

2

2

4

8

Как преображается человек?
По ступенькам восхождения.

учебное

2

2

4

9

Ступенька «Будем любить
друг друга»

учебное

2

2

4

10

Ступенька «Благочестие» свят
Илья Муромец.

учебное

2

2

4

11

Ступенька «Любовь к
ближнему».

учебное

2

2

4

12

Доброе имя в слове моего
отечества.

учебное

2

2

4

13

Россия помнит Святыни
родного края.

учебное

2

2

4

14

День защитника отечества.

учебное

2

2

4

15

Ступенька «Благодарения».

учебное

2

2

4

16

Повторение. Для чего
построен и как устроен
православный храм?

учебное

2

2

4

17

Посещение храма.

Экск.

2

2

4

18

Русские святые времен
татарского нашествия.

учебное

2

2

4

19

Избавление Руси от
татарского ига. Преподобный
Сергей Радонежский и святой
благоверный князь Дмитрий
Донской.

учебное

3

3

6

20

Проведение Рождественского
праздника.

учебное

2

2

4

21

Праздник Крещения
Господня.

учебное

2

2

4

22

Особенности православной
культуры.

учебное

2

2

4

23

Библейские сюжеты в
произведениях христианской
православной культуры.

учебное

2

2

4

24

Христианская культура на
землях Подмосковья: образы

учебное

2

2

4

№п/п

Названия тем и разделов

Форма

Теория

Практика

Всего

занятий

часов

и духовный смысл.
а) Северное Подмосковье. К
игумену Русской земли -
преподобному Сергею
Радонежскому.

1

1

2

б) Западное Подмосковье. К

учебное

2

2

4

Звенигородскому чудотворцу
преподобному Савве
Сторожевскому.

1

1

2

в) Южное Подмосковье.

учебное

2

2

4

Серпуховский князь
Владимир Андреевич
Храбрый.

1

1

2

г) Восточное Подмосковье.

учебное

2

2

2

Святая Угрема и великий
князь Дмитрий Донской.
Никола - Угремский
монастырь.

1

1

2

д) Северное Подмосковье.
Святые князь Борис и Глеб.
Борисоглебский монастырь.

учебное

2

2

4

е) Юго - Восточное
Подмосковье. Святыни
Коломенской земли.

учебное

2

2

4

25

Александр Невский - Ангел -
хранитель России.

учебное

2

2

4

26

Путь святых праздников. От
Вербного воскресения до
Успения.

учебное

2

2

2

2

4

4

27

Итоговые самостоятельные
работы учащихся.

1 .Определи

  1. У кажи
  2. Дай определение
  3. Составь рассказ из истории
    христианской православной
    культуры, используя данный

учебное

2

2

4

понятия.

28

Повторение. «Нравственно -
этическая культура
православия»

учебное

2

2

4

Всего: 144 часов


Содержание программы на 4 год
для детей 11-14 лет.

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

1-4

Сотворение человека.
Что говорит о Боге
Православная культура.

Явление Троицы Аврааму.

Представление «Троица» Андрея Рублева.
Отражение события Троицы Андрея Рублева.
Доброта, милосердие, радость православной
веры.

Как растет в человеке доброе.

«Доброе сердце - злое сердце», как понимать
это выражение. Какие бывают добродетели,
какие страсти.

Как бороться со страстями.

Сотворение человека. Адам - любимое чадо
Божие. Общение человека с Богом.
Поручения, данные Богом человеку.

16

5-8

Золотое правило жизни.

Главное правило
христианской жизни: «Не
суди, да не судимы будете».
Почему это правило можно
назвать золотым правилом?
Добродетели в жизни
христианина.

Об ориентирах добродетельной жизни.

Добро и зло в мире. Грех как проявление зла.
Какой «Я»? Что есть во мне? Что люблю, чем
увлекаюсь, кому подражаю. Как
преображался человек? О чем возвестило
людям Рождество Христово? Житейная
литература. Поэзия. Устное народное
творчество.

16

9-12

Доброе имя в славе моего
Отечества.

Ступенька «Благочестия»
Ступенька любви.

Высшие ценности человеческой жизни. В чем
они?

Верность. В чем она?

Каких воинов русской истории мы знаем?
Каких своих предков - воинов я знаю?
Русские поэты о воинской славе Суворова?
Доброе имя лучше многого богатства.
Всемирные светильники.

Как Христианство пришло на Русь. Святая
княгиня Ольга, святой князь Владимир.
Крещение Руси. Как Илья Муромец
богатырем стал. Что он защищал и с чем
сражался?

Любовь матери. Какая она бывает разная.
Христианская любовь. Ее качества.
Христианский смысл поговорок: «Бог терпел
и нам велел» и «Терпенье и труд - все
перетрут».

16

13-17

Россия помнит святыни
родного края.

Полководец Кутузов М.И. на Бородинском
поле. Защита Отечества. Надпись на
памятных медалях Александра I: «Не нам, не
нам, но имени Твоему». Ее смысл.

День защитника Отечества 23 февраля. Что
такое Армия. Чему в армии учат? Воинское

20

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

дело. Какие качества требуются от юношей в
армии? Храбрость, верность, ловкость.

Что такое предательство?

Всенародный подвиг.

Благодарить, значит - благо дарить. Как мы
это понимаем?

Красота православного храма. Виды звона.
Венчание на царство русских государей.
Православный храм в традициях жизни
православной семьи: крестины, венчание,
отпевание. Благочестивое поведение
православных людей.

18-19

Русские святые времен
татарского нашествия.

Беда приходит на Русь. Междоусобная
вражда русских князей. Набеги кочевых
племен. Нашествие татар.

Христиане мученики: Черниговский князь
Михаил, боярин его Федор, Тверской князь
Михаил, святой благоверный князь Олег
Брянский, святой князь Александр Невский.

Г оды татарского ига на Руси. Защитники
Отечества. Святые воины - схимонахи
Троицкой Лавры: Александр Пересвет и
Родион Ослябя. Как преподобный Сергий
Радонежский помогал русским воинам на
Куликовом поле.

Защитники Отечества в наше время. Какие
добрые дела во славу своего Отечества может
совершить человек сегодня? Какие качества
души ему для этого необходимы?

16

20-23

Библейские сюжеты.
Рождество. Крещение.
Традиции.

Отражение Библейской истории в
произведениях православной культуры:
хоровой музыке, духовной поэзии,
религиозной и светской живописи,
литературе.

Священное писание как основная
богослужебная книга.

Расположение событий священной истории
вокруг пяти основных тем:

  • Сотворение мира;
  • Рождество Христово;
  • Распятие;
  • Воскресение Христово;
  • Создание Церкви.

Отражение сюжетов этих тем в
произведениях православной культуры и в
традициях жизни христиан: иконописи,
духовной поэзии, музыке, христианских
праздниках.

16

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

24

Христианская культура на

Северное Подмосковье.

30

землях Подмосковья

К игумену русской земли - преподобному

Сергию Радонежскому.

Как формировалась духовная культура

России? Святая Русь. Иконописец

преподобный Андрей Рублев. Как Андрей

Рублев написал икону «Троица». Росписи
храмов Лавры. Культурное наследие - роман
И.С. Шмелева «Богомолье». Русская

духовная поэзия - о жизни святых.
Западное Подмосковье.

Как был построен в Звенигороде собор в
честь Успения Пресвятой Богородицы? Из
истории монастыря. Саввино - Сторожевский
монастырь в отечественной культуре.

Картина И.И. Левитана: «Вечерний звон».
Иконы Андрея Рублева Звенигородского
чина: «Спаситель», «Апостол Павел»,
«Архангел Михаил».

Южное Подмосковье.

Серпуховский князь Владимир Андреевич
Храбрый. История Серпуховского Высоцкого
монастыря. Архитектура монастыря.
Христианская культура на землях Южного
Подмосковья. История иконы «Неупиваемая

чаша».

Восточное Подмосковье.

Николо - Угрешский монастырь. О святом
чудотворце Николае Мирликийском.
Добродетели кротости и смирения.

История Николо-Угрешского монастыря.
Отражение почитания Николая
Мирликийского в русского поэзии.

Северное Подмосковье.

Святые князья Борис и Глеб.

Борисоглебский монастырь. История
Борисоглебского монастыря. История
христианской культуры в г. Дмитрове в
контексте русской истории.

Что такое христианский подвиг? Воинский
подвиг, святой равноапостольный князь
Константин Великий - о личных врагах и
врагах Отечества.

Юго - Восточное Подмосковье.

Святыни Коломенской земли. Духовная
преемственность исторических событий.
История Богородице-Рождественского
Бобренево монастыря. Святыня монастыря -
чудотворная икона Божией Матери
«Феодоровская». Архитектурно-

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

художественный облик монастыря.
Что такое историческая память.

25

Александр Невский
Полководец и дипломат
выдающийся
государственный деятель
Руси XIII века

Полководец и дипломат выдающийся
государственный деятель Руси XIII века -
таким он вошел в историю.

В 1380 г. (в том самом когда произошла
Куликовская битва) были обретены святые
мощи князя и открыты для поклонения.

В 1724 г. Петр I повелел перенести его мощи
из г. Владимира в новую столицу - Санкт-
Петербург, как она тогда называлась, сделав
его ангелом-хранителем создаваемой
империи. Множество храмов было посвящено
в России, и не только в России - в Болгарии,
Франции. В Париже прекрасный
православный собор освящен в честь святого
героя Невской битвы.

Кому служил князь? Народу, нации, Христу и
его Богочеловеческой правде. Эти слова: «Бог
не в силе, а в правде» Александр Невский
произнес своей многочисленной дружине при
схватке со шведами на берегах Невы.

4

26.

Путь святых праздников.

Кроткий царь. Вхож господень в Иерусалим.
Праздник Вербного Воскресения. Народные
обычаи праздника. Иконография праздника.
Смысл иконописного изображения.

Страстная неделя. Неделя страстей
Христовых. События Великой среды,
Великого четверга. Подвиг поста. Уклад
жизни православной семьи в дни страстной
недели. Путешествия по святым местам.
Святая земля. Традиции страстной недели на
Руси. Торжество торжеств. Воскресение
Христово. Самый великий праздник
православного календаря. Почему он не
входит в число двунадесятых. События
праздника и его духовный смысл.

Пасха - переход от смерти к жизни. Русские
поэты и писатели рассказывают о
Воскресении Христово.

Вознесение Господне. Прощание Христа с
учениками и напутствие его. История смысл
праздника. Отражение событий праздника в
произведениях духовной поэзии и прозы.
Праздник святой троицы. Почему праздник
Троицы называется и праздников
Пятидесятницы? Т.к. он празднуется на
пятидесятый день после Пасхи. История и
духовный смысл праздника.

О традициях и обычаях праздника Троицы на

3

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

Руси.

Успение Божией Матери. Завершение
праздников православного календаря. О чем
напоминает христианам православный
календарь? Священное придание
рассказывает об истории праздника. Пост и
праздник - Успенский пост. Русские поэты и
писатели разных веков рассказывают о
событиях праздника. Успеньев день на Руси -
народные традиции праздника.

27

Повторение.

Нравственно - этическая
культура православия.

Различные способы понимания человека
(философский, психологический).
Религиозное понимание смысла жизни.
Совесть как естественный всеобщий закон.
Сущность христианской любви.
Нравственная основа семьи. Ценность
человеческой жизни. Духовность человека, в
чем она состоит? Уверенность, что в
пределах его души есть лучшая и худшая,
качество, не зависящие от его произвола.
Моральные ценности: совесть, долг,
достоинство, благонравие и т.д.

4

28

Итоговая самостоятельная
работа учащихся.

Контрольные задания с основными
понятиями предмета. Форма итогового
контроля является контрольное задание с
понятием предмета. Как работать с понятием
предмета? Учащимся раздаются карточки (от
одного до трех) с понятием из словаря и
просят выполнить следующие задания:

  1. Определи, к какой теме предмета
    относится понятие. Пример: Понятие «храм»,
    относится к теме «Православный храм».
  2. Дай определение понятия:

«Православный храм - это ...»

  1. Составь рассказ и истории христианской
    православной культуры, используя данное
    понятие: православный храм, духовность,
    алтарь и т.д.
  2. Подберите слова противоположные по
    смыслу следующему: нетерпение,
    жестокость, зависть, гордость, себялюбие,
    раздражительность, непослушание.
  3. Подчеркните слова, с которыми связано
    слово «послушание»: своевольничать,
    слушать, слышать, исполнять.
  4. Допишите предложение: человека
    называют добрым, когда ...

Семья - это ...

Любовь родителей значит ...

Нарисуй картинку: «дерево добродетелей и

3

Наименование

Основные понятия урока

Кол-во

часов

страстей», и расположите на их плодах
следующие понятия: терпение,
непослушание, благочестие, неусидчивость,
милосердие, черствость, неуступчивость,
воровство, прощение, смирение,
порядочность, совестливость, злость,
себялюбие (эгоизм), кротость, честность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

программа по духовно-нравственному воспитанию "Давайте жить дружно!"

программа расчитана для детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию кружка "Родники"

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию кружка "Родники". 2011 - 2015 г....

Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Благотворительная акция "Милосердие"

"Единственное  истинное  счастье  в  жизни  -  это  жить  для  других."  Лев Толстой...