Классный час. Тема "Мои права и обязанности"
классный час (4 класс)

Кашкина Татьяна Михайловна

Мои права и обязанности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_prava_4_klass_microsoft_office_word.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе

«Мои права и обязанности»

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

Познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Оборудование: Мультимедийная презентация, проектор.

Учитель: Здравствуйте, дети. Рада вас приветствовать. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. Сценка поможет нам определить предмет нашего разговора.

1.Сценку разыгрывают учащиеся класса

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.

Саша: Давайте поиграем в войну!

Кирилл: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Саша, милиционером. А ты, Влад, будешь бандитом.

Влад: А я не хочу.

Кирилл: Чего не хочешь?

Влад: Играть в войну.

Саша: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!

Влад: Я не хочу.

Кирилл: Захочешь.

Влад: Что же, вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

Ведущий: Давайте поговорим. Как поступили Саша  и Кирилл? Почему они не правы? Прав ли Влад?

Дискуссия. Дети высказываются. Заслушиваем различные точки зрения.

Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Наши права и обязанности отражены в законе страны.

    Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.  Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

Учитель. Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем.

- Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д.  А что же такое - право?

Ученик. Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

                                           Права ребенка надо знать,

                                                             Не только знать,

                                            Но соблюдать,

                                Тогда легко нам будет жить,

                              Играть, дружить и не тужить.

Учитель: А что такое «право», «права»?  Как вы думаете, ребята?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились  вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

   Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

   В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.  А что такое Декларация?      Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо. Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе. 

   В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

   Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал .

   20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была  принята и в нашей стране. Таким образом,  в этом году будет уже 27 лет, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

    Конвенция принята 20 ноября 1989 года в ООН, в которой говорится, что все дети пользуются одинаковыми правами, имеют право общаться с обоими родителями и расти в семье.

   Дети, не живущие с родителями имеют право на регулярные контакты с ними.

   Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли, взгляды. Его мнение должно приниматься при решении любых вопросов касающихся этого ребенка.

   Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурно творческой жизни.

  20 ноября отмечается как всемирный день детей. В этот день дети всего мира заявляют о своих правах и о том,  что государства должны защищать их права.

   Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не все в мире спокойно. Вы прекрасно знаете о горячих точках, это страны, где идут войны, совершаются террористические акты. В первую очередь страдают дети, остаются сиротами, занимаются воровством.  

3. «Путешествие» по стране Правознайке.

Учитель. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, обижают их.

Вопросы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных бабушек пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

    Поговорим о правах

 (используем записи, вывешенные на доске с названиями прав)

  1. Право на бесплатное образование.
  2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
  3. Право на неприкосновенность жилища.

Учитель. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права  были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3-х ответов - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовавшись каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам:

 «Каждый человек имеет право на образование ... ».

- Какие же права есть у вас, школьников?

Ученик.

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

Учитель. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятными; выполнять устав школы.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

  1. В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки –
    Все люди на планете.
  2. На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.
  3. В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.
  4. Сохранить своё здоровье –
    Право есть у нас такое.
    Заболеть, когда случиться –
    Каждый вправе полечиться.
  5. Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав –
    Не дано таких им прав.
  6. Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.
  7. О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.
  8. Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!
  1. Физкультминутка. Давайте встанем и немного подвигаемся под веселую музыку.
  2. Игра «Песни о правах».

Включена презентация с изображением мультгероев. Исполняются отрывки песен, а дети должны догадаться, о каком праве идет речь.

(Используем отрывки из песен: «Песенка друзей» муз. Г.Гладкова, «Прививка» муз. М.Карминского, «Кузнечик» муз.В.Шаинского, «Мальчишки» муз. А.Островского, «Пусть всегда будет солнце» муз. А.Островского, «Мы едем, едем, едем» муз. Старокадомского, «Песенка Крокодила Гены» муз. В.Шаинского, «Песенка Львенка» муз. Г.Гладкова, «Голубой вагон» муз. В.Шаинского.)

6. Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Учитель:  

Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).

Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе (права).

Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).

Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить наш классный час  хочется такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Источники:

  1.  http://festival.1september.ru/articles/524684/  Мороз Марина Николаевна, Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка";
  2. http://festival.1september.ru/articles/104015/  Рыжова Клавдия Ивановна, Классный час на тему: "Наши права и обязанности"
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%E2%E5%ED%F6%E8%FF_%EE_%EF%F0%E0%E2%E0%F5_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0  Википедия, Конвенция о правах ребенка;
  4. http://www.pravadetey.ru/ Права детей.
  5. http://zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_deti_konvenzia  Права детей
  6. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.- М.: Амрита-Русь, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мои права и обязанности"

Каждый человек имеет права и обязанности. Дети тоже должны знать об этом. Данный классный час помогает обучающимся познакомиться со своими правами и обязанностями. ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Классный час: « Наши права и обязанности ». ( 2 класс ).

Материал класного часа знакомит ребят с Конвенцией о правах ребёнка....

Классный час"Мои права и обязанности"

Классный часТема: Мои права и обязанности.Форма: Путешествие в город Правовой Культуры.Цели: 1) воспитывать уважение к правам человека, его обязанностям; 2) показать младшим школьникам единство ...

Классный час "Наши права и обязанности"

Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их пра...

классный час "«Наши права и обязанности»

Классный час-исследование, можно провести во-2-4 классах.цель: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным ...

Классный час: "Мои права и обязанности".

Традиционная цель гражданско-правового воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме. В Концепции моде...


 

Комментарии