классный час " Какой я?"
классный час (4 класс) на тему

Ветошкина Валентина Вячеславовна

 

Цель: открыть обучающимся путь к их собственному «Я».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_kakoy_ya.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

       Учитель начальных классов Ветошкина Валентина Вячеславовна

        «МБОУ СОШ № 4» г. Сосногорск        

                                         Классный  час  «Какой я?»

Цель: открыть обучающимся путь к их собственному «Я»;

Задачи:

-стимулировать интеллектуальную и духовную деятельность обучающихся;

-организовать нравственное просвещение, опираясь на художественные произведения;

-акцентировать внимание детей на том, что рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости, доброте, верности;

-показать неприглядность таких качеств, как равнодушие, жадность, злость, хитрость.

                                     Ход классного часа.

(Ученики и учитель сидят за столами в круге, лицом друг к другу).

Ребята, тема нашего классного часа «Какой я?». На свете живут разные люди: старые и молодые, взрослые и дети. Они работают, учатся, отдыхают. Но вдруг наступает момент, когда человек задумывается: «А какой я?» Это произошло и с героем стихотворения

1. А. Барто «В зеркале».

Не смотрюсь я в зеркала, поважнее есть дела!

Я не красавец, не урод , обыкновенный парень:

Обычный нос, обычный рот.

Глаза какие? Карие…

…В хоккей играл я во дворе, столкнулся со старушкой.

Ну что ж, случается в игре - её задел я клюшкой.

Взялась ругать старушка всё наше поколенье,

Я спорил со старушкой до белого каленья.

Она словцо, и я словцо-война у нас в разгаре.

Вдруг вижу в зеркале лицо: губастый, злющий  парень!

Несли к соседям зеркало, и вот средь бела дня оно

Так исковеркало меня!

Обычный нос, обычный рот, но оказалось – я урод!

Стал в зеркало посматривать я вечером и днём.

Но каждый раз по - разному себя я вижу в нём.

Хромую кошку приласкал случайно на бульваре,

Иду домой мимо зеркал – смотрю - красивый парень!

Обычный нос, обычный рот, то я пригож, то я урод !

Нет, отражают зеркала не только наши лица-

И наши мысли и дела в них могут отразиться.

-«Обычный парень…»Как хорошо, что он стал вовремя присматриваться к себе.

Говорят, человек есть тайна. И не только для окружающих, но и для самого себя. Сегодня мы попытаемся приоткрыть эту тайну. Вы уже начали это делать, когда готовили к классному часу: на своих рисунках  изобразили  свои  увлечения. Прокомментируйте их. Да, кто-то добродушный и спокойный, но если обидишь - берегись: словно медведь просыпается! А кто-то подвижный, живой, на месте усидеть не может. С какими бы животными вы себя сравнили бы? (каждый высказывает своё мнение.)

2. А теперь представьте, что вам в руки попала волшебная палочка. Какое бы желание вы загадали? (передают и загадывают желание). А ведь эта игра тоже помогает понять себя: кто-то – для себя загадывает, кто-то для других. Один просит вещь, а другой хочет иметь друзей, быть умнее, храбрее. Вот только совсем необязательно иметь волшебную палочку , чтобы помогать другим людям. Если хочешь стать добрым, храбрым, умным, то становись таким! Но для этого нужно преодолеть страх, лень, зависть.

3.Послушайте, как в одном из лицейских стихотворений А. С. Пушкин оценивал себя:

Порой ленив, порой упрям, порой лукав, порою прям.

Порой смирён, порой мятежен, порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив.

-Как вы понимаете значение слова лукав ? ( лукавый - хитрый, коварный, скрывающий свои цели человек. Кажется , что он хочет одного, а на самом деле добивается другого)

-А что значит прям ? ( прямой - правдивый, откровенный )

-Можно сказать , что эти качества противоположны ?( ответы ) Тем не менее они уживаются в одном человеке.

4. Прочитайте описание некоторых качеств человека и догадайтесь, о чём идёт речь (доска)

а)…..-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (доброта).

Послушайте стихотворение о доброте.

А. Барто «Как Вовка стал взрослым»

На глазах растут ребята! Жил в стихах моих когда-то

Вовка - добрая душа.(Так прозвали малыша.)

Дёргал кошек за хвосты, а дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья за плохое обращенье.

А теперь он взрослый малый, лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй ,взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка, он решил – ему неловко

В зрелом возрасте таком быть каким - то добряком!

Он краснел при этом слове, стал стесняться  доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей, дёргал кошек за хвосты.

Знайте все, что он недобрый. Злее волка, злее кобры!

-Берегись, не то убью! - пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой, но расстроился потом,

Закопал её украдкой в огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше, затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать: «Вовка - добрая душа!»

Если добрым вырос ты, злыднем быть не пробуй,

Не стесняйся доброты, а стесняйся злобы.

б)…..-стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей (верность)

-Послушайте рассказ Н. Чабаевского «Одинаковые».

Жили две неразлучные подружки. Обе маленькие. Светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились на пятёрки.

-Мы во всём. Во всём одинаковые!- с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:

-Я получила по математике «5», а Вера только «3». Мы стали уже не одинаковые…

Мама посмотрела на дочку и грустно сказала: «Да, ты уже стала хуже».

-Я?- удивилась Соня. – Но ведь «3» получила не я!

-«3» получила Вера, но она ведь получила её, потому что болела…  А ты обрадовалась – и это плохо.

-За что осудила мама Соню? Что бы вы сказали Соне?

в)….-чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого ( зависть)

-А как вы думаете, какие фразы можно использовать, чтобы похвалить , порадоваться за своего друга?

( Ты – молодец!  Здорово у тебя это получилось!   Я очень рад за тебя! Я горжусь тобой! Ты всё правильно сделал! )

   г)…чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, к расходованию денег

( жадность)

д) …- способность откликаться на чужие нужды, готовность помочь

( отзывчивость )

А вот одна ситуация... Что вы о ней скажите….

Миша пришёл домой к Сергею, чтобы вместе выполнить домашнее задание. Работали они добросовестно, серьёзно. В это время пришла мама Сергея с нагруженными сумками и сказала: «Сергей, помоги мне отнести сумки в кухню». Сергей сказал: «Мы ведь серьёзным делом заняты - уроками».

-Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков.

-Какие качества вы считаете положительными , а какие отрицательными?

5.Но не все согласились бы с вашими оценками. Некоторые считают, что жадный человек - бережливый. А это хорошо. Обсудите в группах значение этого качества.( ответы)

Конечно, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.

Э. Мошковская «Жадных нет.»

Жадные! Поднимите руки!

Жадные, жадины и жадюги!

Нету рук…

Вдруг жадных не стало, как не бывало.

Ну хоть бы мало, две – три штуки!

Поднимите руки жадные девочки, жадные мальчики…

Поднимите хотя бы пальчики!

Сколько жадных ? Надо же знать!

5? 25? Или 125 ?

Сколько жадных? Смотрим тщательно.

Жадных нет? Замечательно!

-Догадываюсь, что всем хотелось бы иметь у себя только положительные качества. М. Горький говорил : «Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких – люди все пёстрые».

6. Послушайте рассказ В. Солоухина «Ножичек с костяной ручкой.»

-Подумайте,  какую бы характеристику дали вы его главному герою. (чтение по ролям )

(Главный герой – честный, искренний, совестливый, торопливый.)

-Почему вы так решили?

Мальчик поступил так , как подсказала ему совесть. Он преодолел свой страх, стыд, поступил мужественно. Его поступок – почти подвиг!

7.Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.»

-Помните, что порой судьба зависит от поступка. Все мы « пёстренькие». Важно то, какие поступки мы совершаем.

8.Рефлексия.

Иногда наше мнение о себе не совпадает с мнением о нас окружающих.  Наши поступки, поведение создают совсем другой образ. Чтобы увидеть себя со стороны, обычного зеркала недостаточно. Это поможет нам сделать «волшебное зеркало».

( Вывешивается  плакат с кармашками для каждого ученика и учителя.В эти кармашки любой может положить записку с просьбой, пожеланием, поздравлением одноклассников, кого он выбрал .)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Какую профессию выбрать?"

Классный час для учащихся 1-2 классов....

Классный час «Какой он: настоящий друг»

Классный час в 1 классеТема: «Какой он: настоящий друг»...

Самоанализ классного часа "Каким быть?" в 5 классе коррекционной школы

В самаанализе классного часа , исходя из целей и задач классного часа, проанализирована поэтапная работа учителя и учащихся. Рассмотрены методы обучения и воспитания, которые применялись на классном ч...

«Мой классный коллектив…Каким ему быть?»

Задачи:1) Формирование положительных привычек, ответственного отношения к порученному делу, окружающим людям, самому себе, на основе развития традиций детского коллектива, положительно влияющие на мир...

Классный час "Какие бывают профессии"

Материал данного классного часа представляет возможность расширять представление детей о мире профессий, формировать учебно-познавательные мотивы, возможность испытать себя в приближенной к реальности...

Классный час "Какой Я?"

Открыть учащимся путь к их собственному Я....