Конспект занятия кружка "Занимательная математика" для учащихся начальных классов "Учимся разгадывать ребусы"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Семенова Людмила Васильевна

На занятии кружка учащиеся начальных классов знакомяться с методикой разгадывания ребусов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya_uchimsya_razgadyvat_rebusy.doc516 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного занятия:           Учимся разгадывать ребусы.

Цель: Познакомить учащихся с правилами расшифровки ребусов, научить их решать ребусы.

Задачи:

  • знакомство учащихся с историей возникновения ребусов;
  • знакомство детей со способами зашифровки слов;
  • развитие внимания, воображения и логического мышления учащихся;
  • воспитание терпения и настойчивости в достижении цели.

Возраст детей: 9 – 10 лет.

Оборудование: компьютер, карточки с ребусами, толковый словарь

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше путешествие по стране Математика. Сегодня вы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране - городом Ребусы.

  1. Основная часть занятия.

- Ребята, а что такое ребусы?

- Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер (посмотрим по словарю). В ребусах текс зашифровывается с помощью рисунков, предметов, цифр, букв и т.д. Ребусы появились очень давно, в эпоху возрождения письменности (рисунчатое письмо). В 15 – 16 веках ребусы становятся модным увлечением у народа и при королевских дворах во Франции, Германии, Англии, Италии, а с 1845г и в России. Само название произошло от старинного латинского выражения, которое в переводе на русский язык означает: «Не словами, а при помощи букв».

Л итературный час по творчеству Дональда Биссета - страница 4

Это наскальная надпись из Северной Америки. Она повествует о том, как вождь по имени Майенгук отправился в путь на 5 каноэ. Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым небосводом). Орел – символ храбрости. Другие животные – это изображения добрых духов хранителей.

Составление ребусов – это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. Знание правил составления и расшифровки ребусов позволяет разгадать любой ребус.

Что надо знать, чтобы расшифровать ребус?

  • Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков. Например: слово «семья» можно изобразить, написав цифру 7 и букву Я, и поставить между ними знак «+».

       

  • Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот. Например: вместо слова «нос» получается слово «сон»
  • Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует отбросить первую букву. Например: из слова «муха» получается слово «уха».

  ,

Запятая после рисунка указывает на то, что в названии предмета следует отбросить последнюю букву. Например: из слова «стол» получается слово «сто».

    ,                                                                                                           

Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.

О    (восемь)

Существуют ребусы, в которых используются только буквы. Здесь нужно использовать различные предлоги. Например: если внутри буквы «о» изобразить цифру 7, то получится слово «восемь».

 Т

 С (наст)                                                                                                                   Слово «наст» можно получить, нарисовав букву «т» поверх «с».

              2   

             Л           Слово «подвал» можно изобразить, нарисовав под цифрой 2 букву «л».

  • Если в ребусах встречаются зачеркнутые над рисунками (около рисунка) буквы, надо выбросить указанные буквы из названия предмета. Например: изобразив зачеркнутую букву «к» около рисунка крота, получим слово «рот»

К                                               

  • Знак равенства между буквами над каким-либо рисунком предполагает замену одной на другую. Иногда делают по-другому: зачеркивают букву, которую надо заменить, а рядом ставят ту букву, на которую надо поменять. Например: Если над изображением лука стоит «у = а», следует читать «лак» 

                            У=А

  • Цифры над рисунком указывают, что следует изменить порядок букв в слове. Например: если над изображением куста поставить цифры 3,4,2,1, получится слово «стук»

3, 4, 2, 1

                                                 

- Вот такие правила помогают нам разгадывать ребусы. Но не думайте, что этот процесс такой легкий. Встречаются «хитрые» ребусы, над разгадкой которых приходится немало потрудиться.

  1. Выполнение тренировочных упражнений.

- А сейчас мы будем разгадывать различные ребусы. Не забывайте про правила - помощники, с которыми вы познакомились, (ребусы нарисованы на карточках и прикреплены на доску) (см. приложение к уроку).

Ученики расшифровывают слово, а один из них объясняет, как он это сделал.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

- Молодцы, ребята! Понравилось вам разгадывать ребусы? А теперь давайте сделаем так: вы сами превратитесь в шифровальщиков. Помните о правилах «шифровки» и не забывайте самого главного: рисунки в ребусах должны быть ясными и точными.

 - А теперь будем разгадывать ваши ребусы.

  1. Итог занятия.

- Что такое ребус?

- Назовите правила зашифровки или расшифровки слов?

  1. Рефлексия.

- У вас на партах лежат кружки, нарисуйте на них….., а вот что? Вы узнаете, расшифровав ребус:

НАСТРОЕНИЕ

C:\Users\ASUS\Desktop\t.gifC:\Users\ASUS\Desktop\179.jpg

Приложение к занятию

     

                 

ребус пятница

Окно

Грабли

Лимон

Курсор

                                

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного мероприятия для учащихся начальной школы

Конспект может быть использован учителями начальной школы во внеклассной работе....

Классный час «Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России» в 3-а классе. Конспект занятия и презентация учителя начальных классов МКОУ СОШ№8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л.П.

Цель: познакомить учащихся 3 класса в доступной форме  с Конституцией,  с основными правами и обязанностями граждан  и символами Российской Федерации.Задачи:Обучающая: формирование пред...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ( 2 класс) ТЕМА: Дифференциация звуков и букв С-Ш

ЦЕЛИОбразовательные: Формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в словах, предложениях, текстах.Коррекционные: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языковог...

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы 4 класс Праздник «Годовой круг детского календаря»

Цел и задачи  нашего праздника  - прожить годовой круг, организовав единое праздничное действие, объединить и систематизировать  знания о природе, способствовать формированию монологиче...

Конспект занятия педагога-психолога в начальной школе

Конспект занятия педагога-психолога в начальной школе "Волшебная страна Знаний"...

План-конспект спортивной игры для учащихся начальной школы "Один день в армии"

Спортивная игра  «Один день в армии»  для учащихся начальной школыЭто не просто игра, это праздник организованный к дню Защитников Отечества. В нём предусмотрены неболь...