Гражданское и патриотическое воспитание в школе.
статья на тему

Кононенко  Светлана Викторовна

В настоящее время обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается  духовная опустошенность и низкая культура.  Произошло снижение значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70 г. о. Тольятти

Гражданское и патриотическое воспитание в школе.

Кононенко Светлана Викторовна

учитель начальных классов

МБУ СОШ № 70

В настоящее время обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается  духовная опустошенность и низкая культура.  Произошло снижение значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

 В проекте Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года» приоритетным направлением является гражданское и патриотическое воспитание. Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации. Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской позиции личности, сознательном предпочтении добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию.

Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблему патриотического воспитания школьников исследовали А.В. Луначарский, Л.В. Кокуева, Н.С.Крупская, А.С.Макаренко, Л.И. Мищенко, В.А.Сухомлинский, Г.Х. Полеева и ряд других ученых. Патриотические чувства нужно воспитывать с раннего детства. Необходимо, чтобы маленький человек знал больше о своей стране, её истории, гордился этой историей. Для того, чтобы эти знания переросли в любовь к своей стране, т.е. для того чтобы у воспитанников формировались патриотические чувства, нужна кропотлива систематическая воспитательная работа как на уроках, так и во внеурочной воспитательной деятельности. Ведь, безусловно, воспитание подрастающего поколения - это залог хорошего будущего развития страны.

Обеспечение позитивной социализации подростков, воспитание детей гражданами российского демократического общества, способными реализовывать свой личностный потенциал – это стратегия деятельности центра внешкольной работы «Диалог». Взаимодействие школы, учреждений дополнительного образования с детскими общественными объединениями выступает средством повышения эффективности воспитания. Вот уже на протяжении ряда лет в г. Тольятти центр «Диалог» совместно с педагогами школ города внедряют программу детских объединений младших школьников «Волгарята». Данная программа приобщает детей к изучению родного края, его традиций, людей, которые живут рядом и приумножают богатства города. В основу программы положен метод длительной игры, названной ещё в 20 – е годы педагогом И.П. Жуковым «гениальным изобретением педагогики».

Основное направление игры – краеведение. На протяжении всего периода игры-путешествия приобретение и освоение знаний и навыков по краеведению идет  с учетом возрастных особенностей младших школьников на основе их жизненного и социального опыта.

Игра начинается с появления старинного сундучка (бутылки, кувшина) с манускриптом, в котором написано, что в одной из пещер Жигулевских гор находится некий клад. Этот клад позволит сделать мир лучше и добрее. Но он доступен лишь тем, кто может выдержать все испытания, ведущие к нему, и получит в помощь - Семь Ключей и Три Клубка. Цифры  и символы «говорящие». Они напомнят участникам о традициях русского народа, фольклоре и эпосе жителей нашего края. Цифры семь и три выбраны не случайно, так как они являются символами русского народа («В тридевятом царстве, в тридевятом государстве», «Семимильными шагами», «Семь раз отмерь, один отрежь» и т. д.). Ключи – помогают открыть двери в неизвестный мир, клубки – помогают найти правильную дорогу (понятия взяты из русских сказок и легенд). Семь Ключей – это знания истории своей семьи, города, края. Три Клубка – это практические навыки и умения в области туризма, здорового образа жизни и безопасности.

В процессе реализации этой программы отмечается активное желание младших школьников участвовать в совместной со сверстниками деятельности; стремление узнавать новое, интересное, неизведанное, связанного с их жизнью, с жизнью их окружающих.  

Литература для подготовки собрания:

  • Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться. М..2003г.
  • Василевич Л.П. Дневник самопознания. Минск, 2002г.
  • Программа детских объединений младших школьников «Волгарята».
  • Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993г.
  • Государственная программа «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»
  •  Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5  - 8 лет. Ярославль,2003г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.

Интегрированный урок  по русскому языку с элементами краеведения для учителей начальных классов  по УМК «Русский язык» В. П. Канакиной. Цель использования краеведческого материала: воспитани...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»

Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала».   На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...

Гражданско-патриотическое воспитание в школе

Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувст...

Методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся Игра по станциям "Мы - часть одной большой России"

Данная работа относится к методике учебно-воспитательной деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся  /методическая разработка занятия (игра по станциям) и рабочая прогр...

доклад "Гражданско-патриотическое воспитание в школах с ОВЗ"

доклад поднимает тему патриотического воспитания детей с ОВЗ...

Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников

О важности гражданского и патриотического воспитания в начальной школе...

Гражданское и патриотическое воспитание школьников с использованием средств музейной педагогики при преподавании школьных учебных предметов

Гражданина, патриота воспитать через разовое мероприятие невозможно, это процесс продолжается с момента поступления ребенка в школу и до окончания школы. Ежедневный, ежечасный, ежесекундный. В наше вр...