Классный час
классный час (1 класс) на тему

Орлова Любовь Владимировна

Классный час "Права и обязанности" я проводила в 1 классе. В возрасте 7-8 лет дети должны уже знать свои права и обязанности.  Многие ребята привыкли, что о них заботятся взрослые, а  о том, что у них есть обязанности просто не знают. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas1_klass.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 1 классе на тему «Мои права и обязанности».

Цели:

•Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.

•Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

•Формировать коммуникативные умения школьников;

•Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

•Прививать интерес к чтению;

Оборудование:

•Лепестки со значками по правам человека;

•выставка сказок;

•на доске – детские коллажи, рисунки родословного дерева и части пословиц;

•презентация;

Ход занятия

1. Целеполагание:

-В какой стране мы живём?

-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане России.

-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.

- Наша страна широко протянулась с запада на восток.

- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.

-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы:

«Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека». - Они дают человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись.

2.Знакомство с правами:

 -Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.

-Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.

Найди такое благо, без которого может обойтись человек.

 труд

 жизнь

 прислуга

 отдых

-А что самое важное среди остальных благ?

-Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»

-Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече?

- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Лепесток

-А зачем человеку труд?

-Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.

 В мире слов разнообразных,

 Что блестят, горят и жгут, -

 Золотых, стальных, алмазных, -

 Нет священней слова: "Труд!"

 Все, что пьем мы полной чашей,

 В прошлом создано трудом:

 Все довольство жизни нашей,

 Все, чем красен каждый дом.

 Новой лампы свет победный,

 Бег моторов, поездов,

 Монопланов лет бесследный,

 Все - наследие трудов!...

-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться.

-Кем вы хотите стать.

-Что приносит счастье – труд или безделье?

-Найди концовку пословиц среди записей на доске:

«Труд кормит, ...а лень - портит».

Старание и труд ...к счастью ведут

«Хочешь есть калачи, …не лежи на печи»

-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд.  лепесток

- А для чего человеку отдых?

- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём.

-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.

-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ

 -Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК

 -Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА

-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ

-Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.

-Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.

-Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. лепесток

-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.

-А обладают ли этими правами дети?

(Прикрепляется изображение ребёнка в центр цветка.)

3.Анализ ситуаций:

-Перед вами разные сказки, но в них нарушается одно и то же право. Какое?

-Какое из этих прав нарушалось в сказке «Золушка»?

Очень много стран на свете, это знает каждый.

 Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

 Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

 Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

 Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

-Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка».

-О каких же ещё правах в ней говорится?

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

-Каждый ребёнок имеет право на имя. лепесток

-Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.

 Прадеды

 Кем был твой прадед на Руси –

 Свою фамилию спроси.

 Есть в каждом классе Кузнецов.

 Кто прадед Кузнецова?

 Он был из рода кузнецов,

 Отец отца отцова.

 С пилою Пильщиков дружил,

 Мял Кожемякин кожи.

 В атаки Воинов ходил,

 Стрельцов сражался тоже.

 Звучат, как музыка, как стих,

 Фамилии простые.

 Вглядись – и ты увидишь в них

 Историю России.

- Узнайте происхождение вашей фамилии и значение имени.

5. Игра:

- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?

6.Аукцион для родителей и детей:

-Назовите имена людей, которые прославили Россию?

-Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище?

-Потому что у них тоже есть право на имя.

-Отстаивая свои права, не забывай, что у других людей тоже есть такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

Малыш, что остался один в целом свете,

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те что за детство в ответе,

Ребёнку семью помогите найти.

-Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. лепесток

-А должны ли дети заботиться о родителях?

-Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.

-Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

7.Сценка:

«Про Петю».

В комнате собралась семья: бабушка вяжет, мама пишет. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).

Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (родители хватаются за голову).

-Правильно ли поступал Петя?

-Какие ошибки он совершил?

-Петя хорошо выучил права, но не знает об обязанностях.

8.Физминутка:

-Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы…

- моем посуду

- застилаем постель,

- стираем

- гуляем с собакой,

- поливаем цветы,

- выносим мусор,

- проветриваем комнату,

- ходим в магазин за хлебом.

-чистим картошку

-вытираем пыль

-Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.

-Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека!

Заходите в первый класс,

Не шагайте мимо.

Здесь всему научат вас,

Что необходимо.

-Дети имеют право на обучение.  лепесток

 Если хочешь строить мост,

 Наблюдать движенье звезд,

 Управлять машиной в поле,

 Иль вести машину ввысь,

 Хорошо работай в школе

 Добросовестно учись.

-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?

-Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.

-Народная мудрость гласит:

Больше узнаешь -…. сильнее станешь.

Кто любит науки, ….тот не знает скуки.

(Дети находят концовку пословиц среди записей на доске)

-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться?

-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.

-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.

9.Сценка

«Кот и лодыри»

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идёт.

Спрашивают лодыри

У него:

- Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

- Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

-Какое право есть у лодырей и нет у кота?

- Можно ли совсем не учиться?

-Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!

-Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор ….

-О каком праве пойдёт речь?

(О праве на медицинскую помощь.)

-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. лепесток

-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?

-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.

-А вы обязаны заботиться о своём здоровье?

 -Что надо для этого делать?

 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

 СПОРТ

 ПИТАНИЕ

 РЕЖИМ ДНЯ

-Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.

-Вы узнали сказку?

-Что сделал волк с домами поросят?

-Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность.  лепесток

- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё?

Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка)

10.Работа с выставкой книг:

-Дети также имеют право на охрану и защиту…  лепесток

 ..от похищения

-В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.

…от жестокого обращения

В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.

..от эксплуатации и неволи

-В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.

11.Игра «Разрешается – запрещается»

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это… (разрешается).

Если кто того не знает:

 Мать с ребенком разлучает.

 Это… (запрещается).

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

 Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

 Это –…. (разрешается).

 Если трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

 Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это….. (разрешается).

 Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго…. (запрещается)

12.Подведение итогов:

-Посмотрите, какой чудесный цветок получился.

-Перечислите свои права по символам на лепестках.

-Можно ли нарушать чужие права?

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

-Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.

-Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!

-О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)

13.Домашнее задание:

-На лепестках этого цветка напишите эти и другие обязанности, которые необходимо вам выполнять.

14.Рефлексия:

Учитель раздаёт шаблоны цветка со словами:

«Летят, летят лепестки, в воздухе вьются, а за ними мысли вслух о занятии льются» (высказывания детей)

Учитель: Орлова Любовь Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...