рабочая программа внеурочной деятельности "Воспитание гражданина"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Черепанова Надежда Михайловна

рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

города Прокопьевска Кемеровской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА

подготовила

учитель начальных классов

Черепанова Надежда Михайловна

Прокопьевск, 2006

ПРОГРАММА  

«В О С П И Т А Н И Е     Г Р А Ж Д А Н И Н А»

Пояснительная записка

Необходимость создания и реализации данной программы вызвана экономическими и политическими изменениями, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы каждой общеобразовательной школы в Российской Федерации. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Система образования Российской Федерации призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, поэтому патриотическое воспитание детей является одной из основных задач  школы.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс, поэтому уже в начальной школе необходимо начинать работу по  формированию у школьников гражданской ответственности, культуры, толерантности. Так как в этот период закладываются основные моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Развиваются коммуникативные навыки, которые способствуют умению разрешать конфликтные ситуации через диалог.

Набирая 1 класс, я обратила внимание, что состав детей моего класса многонационален: это русские, украинцы, немка, вьетнамка, цыганка, таджик. (Приложение 3) Уже в сентябре я провела диагностику по выявлению уровня толерантности и патриотической воспитанности. Результаты диагностики показали, что учащихся моего класса имеют низкий уровень патриотической воспитанности: поведение регулируется требованиями старших и другими внешними стимулами. Дети плохо знакомы с нормами морали, к труду относятся безынициативно, работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в  делах коллектива участвуют малоохотно. (Приложение 1)

Также на первом родительском собрании провела анкетирование среди родителей по вопросу патриотического воспитания младших школьников. Родители поддержали моё желание воспитывать детей патриотами, которые интересуются историческим прошлым своей страны, любят свою большую и малую Родину, уважительно относятся к культуре, традициям и обычаям разных народов и имеют основы толерантного поведения. Анализ результатов анкетирования показал, что:

- 100 % родителей считают необходимым воспитание чувства любви к своему городу, стране;

- 38 % родителей довольно часто посещают памятные и культурные места нашего города вместе с детьми;

- 14 %  родителей рассказывают детям о родном городе, его истории;

- 47 % родителей вместе с детьми проводят свой досуг. Поддерживают семейные традиции. (Приложение 2)

Результаты проведённых исследований показывают необходимость систематической и целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Всё вышесказанное привело меня к выводу о необходимости написания программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Воспитание гражданина»

Цель программы:

Формирование у учащихся активной жизненной позиции, навыка толерантных отношений, развитие патриотизма.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

  1. воспитывать в детях чувство самоуважения, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
  2. формировать представление о большой и малой Родине, воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к ним;
  3. привить чувство уважения и любви к культуре, традициям и обычаям разных народов;
  4. формировать гражданственность, чувство гордости за свою страну, город, школу;
  5. научить состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе, с 1 по 4 класс.

Этапы программы:

  1. Диагностико-проектный (2006 г., первое полугодие 1 класса);
  2. Содержательно-деятельностный (2007-2009 гг., второе полугодие 1 класса, 2-3 классы, первое полугодие 4 класса);
  3. Рефлексивный (2010 г., второе полугодие 4 класса)

Содержание деятельности на каждом этапе

  1. Диагностико-проектный: диагностическое исследование уровня сформированности гражданственности и патриотизма у учащихся (приложение), ознакомление с литературой и нормативными документами по гражданско-патриотическому воспитанию, разработка программы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  2. Содержательно-деятельностный: организация деятельности в рамках программы гражданско-патриотического воспитания;
  3.  Рефлексивный: определение результативности программы, обобщение опыта работы, определение перспектив.

В итоге реализации программы ожидается, что дети будут уважительно относиться к окружающим, к обычаям и культуре других народов. У учащихся сформируются навыки толерантных отношений, чувства гордости за свою страну, город, школу.

Направления деятельности:

  1. «Мой дом»
  2. «Культура моей страны»

Данная программа была апробирована с учащимися, которые обучались по образовательной программе «Школа России». Программа «Воспитание гражданина» тесно перекликается с программой «Школа России», так как в этой программе  приоритетным является духовно-нравственное развитие ребенка. На его поддержку направлено содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания, как в учебное, так и внеучебное время.

      Кроме этого программы и учебники комплекта обеспечивают развитие таких личностных качеств, как гражданственность и патриотизм.
      
Различные аспекты родиноведческих и краеведческих знаний составляют значительную часть содержания учебников. Одна из важнейших задач  заключается в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию, постижению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного величия.

Средствами разных учебных предметов авторы программы стремятся воспитывать в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации; знакомят детей с образцами благородного служения Отечеству, стремятся показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте ребенок мог почувствовать себя маленьким гражданином великой страны.
      То есть граждански-ориентированное образование в начальной школе — одно из условий построения и функционирования гражданского общества в России.

Все знания детей и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества.

 Программа «Воспитание гражданина» частично может быть проведена в рамках курса «Окружающий мир», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для подготовки и проведения праздников, чтения и получения информации от взрослых («Концепция и программы для начальных классов».  В 2 частях. Часть 1. Научный руководитель проекта  А. А. Плешаков)

Также часть мероприятий можно провести в рамках предмета «Литературное чтение», так как чтение и разучивание считалок, скороговорок, обрядовых и колыбельных песенок, сочинение сказок является неотъемлемой частью «Литературного чтения», на котором учащиеся знакомятся с устным народным творчеством русского народа. На уроках литературного чтения также прививается любовь и уважение к культуре русского народа.

Программа «Воспитание гражданина» может быть апробирована и в рамках других образовательных программ (в урочное и внеурочное время).

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

I направление

«МОЙ ДОМ»

1 класс

«Мой дом – моя семья»

Задачи:

- воспитывать в детях чувство самоуважения, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;

- воспитывать любовь к малой и большой Родине через развитие интереса к истории своей семьи.

2 класс

«Мой дом – моя школа»

Задачи:

- формировать представления о малой и большой Родине, воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к ним;

- привить учащимся чувства любви и уважения к школе, усвоение учащимися этических норм и правил поведения в школе, классе.

3 класс

«Мой дом – город Прокопьевск»

Задачи:

- воспитывать любовь к родному городу Прокопьевску – месту, где родился и живёшь, уважение к его историческому прошлому и настоящему.

4 класс

«Мой дом – Кузбасс. Кемеровская область – частица России»

Задачи:

- привить чувство уважения и любви к культуре, традициям и обычаям разных народов;

- формировать гражданственность, чувство гордости за свою страну, свой край;

- научить состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.


1 класс

«Мой дом – моя семья»

2 класс

«Мой дом - моя школа»

3 класс

«Мой дом – город Прокопьевск»

4 класс

«Мой дом – Кузбасс. Кемеровская область – частица России»

I направление   «МОЙ   ДОМ»

Работа школьного музея

«История одной фотографии»

Классные часы:

1. Род, семья, я

(устное описание своих близких, изображение своего семейного альбома)

2. Образ домашнего очага

(семейные традиции; права и обязанности в семье; авторитет отца и матери в семье; дом-лицо хозяина; история, ставшая легендой моей семьи; семейное фирменное блюдо; изображение дома, в котором хотел бы жить)

3. Свой дом строим сами

(любовь,забота,уважение в семье; домашний труд, хобби моей семьи, место искусства в моей семье, народное творчество в моей семье)

Изготовление стенгазеты

«Моя семья – гордость моя»

Праздник – выставка

«Из бабушкиного сундука»

(совместно с родителями)

Праздник «День матери»

(совместно с родителями)

Беседа «Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома»

Работа школьного музея

«История моей школы»

Беседа «Составим правила поведения в школе»

Беседа «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна»

Беседа «Почётные выпускники нашей школы»

Трудовые операции

«Чистый школьный двор»

Конкурс презентаций

«Моя школа»

Беседа, игровой тренинг

«Вежливые слова»

Классный час

«Настоящий мальчишка, какой он?»

Игра – соревнование

«Рыцарский турнир»

(совместно с родителями)

Конкурсно-игровая программа

«Когда все вместе»

(совместно с родителями)

Классный час

«Ответственное отношение к порученному делу»

Классный час, посвящённый 65-летию Кемеровской области

Работа школьного музея

«Мои земляки в годы войны»

Беседа «Почётные жители нашего города»

Конкурс рисунков

«Мой город – моя судьба»,

«Проблемы окружающей среды. Как я их вижу»

Конкурс чтецов

«Прокопьевск – родина моя!»

Трудовые операции

«Сделаем свой город краше»

Деловая игра

«Профессии нашего города»

(совместно с родителями)

Посещение краеведческого музея

Фотовыставка

«Прокопьевск – родина моя!»

(совместно с родителями)

Конкурс плакатов, рисунков

«Береги природу»

Работа школьного музея

«Судьба моей семьи в судьбе страны»

Классный час

«Государственные символы России»

Конкурс презентаций

«Россия – это мы»

Конкурс чтецов

«Я люблю тебя, Кузбасс»

Урок мужества «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Конкурс рисунков

«Россия – Родина моя!»

Классный час

«С чего начинается Родина?»

Конкурс военно-патриотической песни «Зажги свою звезду»

Классный час

«Есть такие профессии – Родину защищать»

Фотовыставка

«Фотографии моей малой родины»

(совместно с родителями)

Праздник

«День защитников Отечества» (совместно с родителями)


II направление

«КУЛЬТУРА МОЕЙ СТРАНЫ»

1 класс

«От русского истока в прекрасное далёко»

Задачи:

- познакомить с устным народным творчеством и национальными костюмами русского народа;

- прививать чувства уважения и любви к культуре русского народа.

2 класс

«Наш класс – многонациональная семья»

Задачи:

- привить чувства уважения и любви к культуре, традициям и обычаям своего народа;

- формировать основы толерантного поведения.

3 класс

«Народы России»

Задачи:

- познакомить с бытом и жилищами народов России, народными календарными праздниками;

- привить чувства уважения и любви к культуре, традициям и обычаям разных народов.

4 класс

«Россия – центр культурного наследия»

Задачи:

- познакомить с культурным наследием России;

- воспитывать чувство гордости за свою страну.


1 класс

«От русского истока

в прекрасное далёко»

2 класс

«Наш класс – многонациональная семья»

3 класс

«Народы России»

4 класс

«Россия –

центр культурного наследия»

II направление «КУЛЬТУРА МОЕЙ СТРАНЫ»

1.  Путешествие в «Фольклорию»

 (чтение и разучивание считалок, скороговорок, обрядовых о колыбельных песен, веснянок, потешек)

2. Путешествие на остров сказок

(чтение русских народных сказок, их сравнение, иллюстрирование)

3. Инсценирование русской народной сказки «Теремок»

4. Народный костюм – душа народа

(украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы)

4. Игра «Сказочное поле чудес»

(по русским народным сказкам)

1. Путешествие в «Фольклорию»

(чтение и разучивание народных песенок)

2. Знакомство с традициями и обычаями народов (по национальности класса) (совместно с родителями)

3. Фестиваль дружбы

«Вместе – дружная семья» (презентация семей)

(совместно с родителями)

4. Отчётный концерт «Соберём любовь России»

(на родительском собрании)

Выступление с использованием национальных  костюмов и  традиций  своего народа.

1.  Путешествие в «Фольклорию»

Сказки и легенды народов России

(чтение народных сказок, сочинение сказок с заданными героями)

2. Жилище и быт народов России (знакомство с жилищем южных районов Росси – хата, средней полосы – изба, степных народов – юрта, народов Кавказа – сакля, народов Севера – чум; строительный материал; форма и планировка; убранство жилища)

3. Викторина «Где чей дом»

4. Народные календарные праздники

1. Культурные миры России.

(«Золотое кольцо», Петродворец, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Народная музыка. Русская классическая музыка)

2. Ремёсла и художественно – прикладное творчество в России.

(знакомство с разновидностью и росписью русской глиняной игрушки. Российский хрусталь. Художественная обработка камня. Резьба, мозаика и роспись по дереву. Изделия из бересты. Резьба по кости. Художественная обработка металла. Ковроткачество. Художественное вязание) Творческая мастерская (совместно с родителями)

3. Ожившая сказка. Работа над постановкой спектакля (выбор сказки  народа по национальности класса по усмотрению учащихся)

4. Христианство и народные праздники на Руси.

Рождественские праздники. Подготовка и проведение рождественских колядок

6. Показ спектакля


Работа с родителями

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех, (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

Всё выше сказанное определяет цель работы с родителями:

-повышение педагогической культуры родителей, сплочение родительского коллектива для решения следующих задач:

- привить любовь к родному краю;

- формировать знания о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;

- развить способность к толерантному общению.

1 класс

Родительские собрания

1. «Мой класс» Собрание – знакомство с коллективом родителей. Анкетирование.                                                                                   Сентябрь

2. «Семейные праздники. Как отмечаются праздники в семьях учеников, любимые праздники, роль ребёнка в подготовке и проведении праздника»

Январь

Совместные мероприятия

1. Праздник – выставка «Из бабушкиного сундука»

2. Праздник «День матери»

2 класс

Родительские собрания

1. «Законы жизни семьи. Законы жизни класса, школы»                         Ноябрь

Совместные мероприятия

1. Конкурсно-игровая программа «Когда все вместе»

2. Фестиваль дружбы «Вместе – дружная семья» (презентация семей)

3. Обычаи и традиции народов России (знакомство с традициями и обычаями народов) (по национальностям в классе)

4. Игра – соревнование «Рыцарский турнир»

5. Отчётный концерт «Соберём любовь России» (на родительском собрании)

3 класс

Родительские собрания

1. «Права и обязанности ребёнка»                                                              Ноябрь

2. «О родных и близких с любовью»                                                                Май

Совместные мероприятия

1. Деловая игра «Профессии нашего города»

2. Фотовыставка «Прокопьевск – родина моя!»

3. Беседа «Право на семью» (составление родословного древа)

4 класс

Родительские собрания

1. «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей»

Январь

Совместные мероприятия

1. Ремёсла и художественно – прикладное творчество в России. Творческая мастерская.

2. Праздник «День защитников Отечества»

3. Фотовыставка «Фотографии моей малой родины»

Ожидаемые результаты реализации программы

Программа «Воспитание гражданина» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у учащегося должны быть сформированы:

- базовые историко–культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем Кемеровской области, города Прокопьевска);

- любовь к Родине, выраженная в интересе к её культуре, истории, вероисповеданиям;

- базовые нравственно – этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культурным сооружениям, учёт нравственных позиций других людей).

В области коммуникативных учебных действий ребёнок научится разным формам учебной кооперации и разным социальным ролям.

В области регулятивных учебных действий ребёнок научится осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Работа по программе «Воспитание гражданина» позволит организовать тесное взаимодействие с родителями детей.

Многие мероприятия помогут родителям узнать что-то новое о своём ребёнке, заняться творчеством в процессе совместной деятельности. Придя в школу, увидеть своего ребёнка  в новом амплуа – актёра на сцене, посоревноваться в турнирах, теснее контактировать со школой и приходить в неё не только в тех случаях, когда вызывает учитель.

Работа в тесном контакте с родителями по реализации этой программы позволит сформировать гармонично развитую личность, патриота своего города, области, страны.

В результате реализации программы «Воспитание гражданина»:

- у учащихся имеются знания о достопримечательностях города Прокопьевска, государственной символике, историческом прошлом своей страны, семьи, об исторических и культурных памятниках России, о традициях своего народа, своей семьи;

- повысился уровень патриотической воспитанности, т.е. учащиеся интересуются и гордятся историческим прошлым своей страны, любят и берегут природу, активно участвуют в классных, школьных и городских мероприятиях;

- отношения между одноклассниками носят дружеский характер, ребята всегда готовы откликнуться на любую просьбу, сами предлагают помощь; взаимоотношения в коллективе стали бесконфликтными;

- сложились доброжелательные  взаимоотношения между детьми и родителями, между коллективом школы  и родителями.

Список литературы

  1. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.А. Агапова. М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика [Текст] / под общ. ред. А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова. М.г 2003
  3. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина культуры и нравственности [Текст] / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д., 1995.
  4. Военно-патриотическое воспитание в школе: сб. мероприятий к празднованию Дня Победы, сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр [Текст] / авт.-сост. М.В. Видякин [и др.]. Волгоград: Учитель, 2005.
  5. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А.Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.
  6. Вырщиков, А.Н. Уроки служению Отечеству и пространстве патриотически ориентированного образования [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. Волгоград, 2005.
  7. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. Волгоград, 2006.
  8. Вырщиков,    А.Н.    Наследие    защитников    Сталинграда -    основа    духовно-нравственных традиций современного поколения молодежи России [Текст] / А.Н.Вырщиков, М.Б. Кусмарцев //60лет Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне. М.: Книга и бизнес, 2003.
  9. Т.Григорьев, Д,В. Феномен воспитания в контексте современности [Текст] / Д.В.Григорьев. М., 1999.
  10. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс [Текст] /    В.С. Ильин. М.: Педагогика, 1989.
  11. Круглый год. Русский земледельческий календарь [Текст] / Сост. А.Ф. Некрылова.-М, 1991.
  12. Лутовинов, В.И. В патриотизме молодежи — будущее России [Текст] / В.И. Лутовинов. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999.
  13. Лутовинов, В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью [Текст] / В.И; Лутовинов. М.: АПК и ПРО, 2001.
  14. Мазыкина, Н.В. Равнение на победу: метод, реком. организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков [Текст] / Н.В. Мазыкина, А.Л. Монахов. М.: Изд-воЦГЛ, 2004.
  15. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления [Текст] / под общ. ред. А.Н. Вырщикова. Волгоград: Издатель, 2002.
  16. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведческо-туристской деятельности [Текст] / под ред. Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. М.: Аркти, 2004.

  1. Пчелов, Е. В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн: учеб. пособие [Текст] / Е. В. Пчелов. М.,2004.
  2. Романовский, В. К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн: пособие для учителя [Текст] / В. К. Романовский. М.: Русское слово, 2002.

Приложение 1

МЕТОДИКА   ДИАГНОСТИКИ   ПАТРИОТИЧЕСКОГО   ВОСПИТАНИЯ

Ориентировочная минимальная диагностическая

программа изучения уровней проявления воспитанности

младшего школьника

Основные отношения. Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

(от 3-го до нулевого уровня)

Отношение к обществу

ПАТРИОТИЗМ

1 . Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старшими;

0 - не интересуется историческим прошлым

3. Служение своими силами

3 - находит дела на пользу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на пользу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на пользу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других;

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытает

Проведение данной методики показало, что у учащихся 1 класса «Б» имеют низкий уровень патриотической воспитанности: поведение регулируется требованиями старших и другими внешними стимулами, дети плохо знакомы с нормами морали и права, к труду относятся безынициативно. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют малоохотно.

Проведение данной методики показало, что у учащихся 4 класса «Б» повысился уровень патриотической воспитанности (все учащиеся имеют 2 и 3 уровни), т.е. они интересуются и гордятся историческим прошлым своей страны, любят и берегут природу, активно участвуют в делах класса.

Сравнительный анализ уровня воспитанности младших школьников

(1 класс, 4 класс)

Приложение 2

Анкета для родителей

«Отношение к проблеме гражданского образования»

  1. Какие культурные и памятные места нашего города вы посещали с вашим ребёнком и когда?
  2. Знаете ли вы что и как рассказывать детям о родном городе?
  3. Беседуете ли вы с ребёнком на правовые и нравственные темы? Как часто?
  4. Необходима ли вам информация, связанная с историей города, его музеями, памятниками, театрами?

Анкета для родителей

«Отношение к культурному наследию города»

Уважаемые родители!

Для установления добрых партнёрских отношений с вами нам, педагогам, важно знать особенности воспитания детей в вашей семье.

Просим ответить на следующие вопросы:

  1. С какого времени ваша семья проживает в городе?
  2. Что вы и ваш ребёнок знаете о его истории? Что хотели бы узнать?
  3. Как вы проводите свой досуг? Участвует ли в этом ребёнок?
  4. Как часто вы совершаете прогулки с детьми по городу и за город? Готовитесь ли вы к ним заранее (выбираете маршрут, интересные объекты наблюдения)? Назовите предпочитаемые вами маршруты.
  5. В каких учреждениях культуры (библиотека, музеи, галерея, театр и пр.) вы с ребёнком побывали и куда хотели бы направиться в ближайшее время? Почему?
  6. Какие семейные традиции поддерживаются в вашей семье?

Анкета для родителей

«Отношение к патриотическому воспитанию школьника»

  1. Считаете ли вы необходимым воспитание чувства любви к своему городу, стране?
  2. Что вы читали, рассказывали своему ребёнку о прошлом и настоящем города?
  3. К каким достопримечательностям города вы совершили прогулки и экскурсии вместе с ребёнком?
  4. Экскурсии по каким памятным местам, объектам культуры вы хотели бы организовать совместно с учителем?
  5. Как вы проводите свой досуг?
  6. Какие традиции поддерживаются и развиваются в вашей семье?

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что:

- 100 % родителей считают необходимым воспитания чувства любви к своему городу, стране;

- 38 % родителей довольно часто посещают памятные и культурные места нашего города вместе с детьми;

- 14 % родителей рассказывают детям о родном городе, о его истории;

- 47 % родителей вместе проводят свой досуг, поддерживают семейные традиции.

Результаты проведённых исследований показывают необходимость систематической и целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Приложение 3

     

                                                                                                                             

русские

украинцы

немка

таджик

вьетнамка

цыганка

11 человек

4 человека

1 человек

1 человек

1 человек

1 человек

Приложение 4

Уровни    гражданской    воспитанности

Высокий уровень воспитанности. Ребенок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.

Средний уровень воспитанности. Дети этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности, организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована

Низкий уровень воспитанности. У учащихся с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями. Такие дети слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.

Крайне низкий уровень. У учащихся с таким уровнем складывается искаженное представление о чести, достоинстве, честности, героизме, долге и ответственности, коллективизме, товариществе.

Рецензия

на воспитательную программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Воспитание гражданина»,

автор программы классный руководитель и  учитель начальных классов МОУ «Школа № 35» г. Прокопьевска Черепанова Надежда Михайловна.

Формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, эстетических и гражданских качеств становится все более проблематичным в современном российском обществе. Поэтому программа воспитания младших школьников «Воспитание гражданина» призвана решить данную проблему.

Программа начинается пояснительной запиской, в которой подчеркивается актуальность духовно-нравственного развития младшего школьника через патриотическое воспитание подрастающего поколения, а также отмечается тот факт, что программа отвечает социальному заказу родителей. Далее четко излагаются цель и задачи программы, раскрываются этапы программы и содержание деятельности на каждом этапе по 2 направлениям: «Мой дом», «Культура моей страны». Для каждого направления изложены задачи на каждый год обучения, дан план реализации программы с указанием названия и формы мероприятия. В программе используются различные формы работы, уделено место сюжетно-ролевым и коммуникативным играм, которые также предполагают формирование высоких морально-психологических и этических качеств. Большое внимание уделяется эстетическому и нравственному воспитанию младших школьников через знакомство и приобщение к истокам народной культуры, к духовному наследию человечества.

Кроме этого  представлены ожидаемые и достигнутые результаты реализации программы.

В программе рассмотрены  различные аспекты взаимодействия школы и семьи по формированию и развитию патриотизма младшего школьника. Особое внимание уделено вопросам духовных традиций семьи. Ведь именно там берутся истоки гражданственности и патриотизма.

Программа воспитания младших школьников «Воспитание гражданина» была рассмотрена на заседании школьного методического объединения классных руководителей и апробирована в рамках школы с учащимися одного класса.

Заместитель директора по

воспитательной работе МОУ «Школа № 35»

г. Прокопьевска                                                                                 Фрянова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»

         Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин"

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка "Я -гражданин"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

         Программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина, автор Данилюк, А.Я. и Программы духовно- нравствен...

Рабочая программа внеурочной деятельности военно - патриотическое направление «Я – гражданин России» для _1-4 классов

Рабочая программа  внеурочной деятельности военно - патриотическое  направление  «Я – гражданин России» для _1-4 классов...

Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса

Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.В современной России подрас...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я - гражданин России".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «О...