«Внеурочная деятельность, ориентированная на формирование УУД»
статья на тему

Моргунова Лилия Александровна

О видах и направлениях внеурочной деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Внеурочная деятельность, ориентированная на формирование УУД»

        Подготовила:

        Моргунова Л.А.

        учитель начальных

        классов

В стандартах второго поколения идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.

Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки: (слайд 2)

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно.
А. Дистервег

 Большая роль здесь отводится внеурочной деятельности. Почему мы заинтересованы в организации ВД? Наша заинтересованность и объясняется ориентацией на новые образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего развитие личности обучающихся.  

В Пункте 13 раздела III «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» говорится, что основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. (Слайд3)

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,

 отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации .

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач (слайд4)

– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

– снизить учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития ребенка;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Для эффективной  организации   внеурочной деятельности младших школьников мы реализуем  следующие   идеи:

  1. Создаем условия для полноценного пребывания ребёнка в школе в течение дня;
  2. Интегрируем основные и дополнительные образовательные программы;
  3. Создаем здоровьесберегающею среду, для этого стараемся рационально организовать образовательный процесс и оптимизировать двигательную активность обучающихся;
  4. Организовано питание детей, работаем над формированием ценности здоровья и здорового образа жизни;
  5. Создаём условия для самовыражения, самореализации детей ( различные виды внеурочной деятельности)

Основными направлениями внеурочной деятельности являются: (слайд5)

 духовно-нравственное,

 общеинтеллектуальное,

 общекультурное,

 спортивно-оздоровительное.

Виды деятельности по направлениям (слайд6)

1. Спортивно-оздоровительное направление:

 спортивное соревнование;

 физкультурный праздник;

 комплекс общеразвивающих упражнений;

 комплекс общеразвивающих упражнений с предметами и под речитативы;

 комплекс дыхательной гимнастики;

 подвижная игра;

 динамическая пауза;

 познавательная игровая программа

2. Общекультурное направление:

 экскурсия;

 конкурсы и выставки рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

 познавательная игровая программа

 интерактивная игра;

 познавательная игра;

 игра – путешествие;

 праздник;

 творческий проект.

3. Общеинтеллектуальное направление:

 интеллектуальная игра;

 игровая программа;

 игра – путешествие;

 исследовательский проект;

 деловая игра;

 интеллектуальный марафон;

 турнир смекалистых;

 конференция;

 викторина;

 олимпиада.

4. Духовно-нравственное направление:

 встречи с ветеранами ВОВ и труда, интересными людьми;

 выставки и конкурсы рисунков;

 час общения;

 игры - драматизации;

 тренинги;

 творческие конкурсы, праздники, фестивали;

 экскурсии

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Внеурочная деятельность имеет  коррекционную составляющую, так как создает условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. Внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов (личностных и метапредметных). Различают три уровня воспитательных результатов.  (Слайд 7)

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, т.е. социально-значимые знания, которые планируется передать детям; приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) (Достигается во взаимодействии со взрослым (педагогом). (Слайд8)

Второй уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, а также социально значимые отношения, которые планируется у них развивать; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Достигается в дружественной детской среде коллективе). (Слайд 9)

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, т.е. тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать. (Достигается во взаимодействии с социальными субъектами).

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.

Рабочие программы разработаны учителями с учетом трех уровней воспитательных результатов, так как их достижение увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. (Слайд10)

 По духовно-нравственному направлению разработаны следующие программы: «Азбука добра»; «Весёлый этикет»;   «По малой Родине», «Истоки», « Зелёная планета»

(слай1д11) Общекультурное направление: творческие мастерские: «Золотая нить»; «Волшебные петельки», « Бумагопластика»; вокальная студия « Домисолька»,  студия « Капелька» , « Весёлый пластилин», « Кукольный театр».

(слайд12) Спортивно-оздоровительное направление: «Азбука Здоровья»- Козлова Е.С., « Моё здоровье!»- Ельчанинова Е. И. , « Здоровейки»- Моргунова Л.А.,» Бадминтон», « Весёлые ребята»,  « Русская лапта»,  « Волейбол» - Баутина Н. М.

(слайд 13) Общеинтеллектуальное направление: «Хочу всѐ знать»;  « Грамотеи»; «Научные забавы»; «Умники и умницы», « Эрудит»,» Царица наук»  « Занимательная лингвистика» « Английский для мальчиков и девочек без игрушек».


(слайд 14) Рассмотрим взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности в таком виде деятельности как спортивно-оздоровительная. Обучающиеся приобретут социальные знания, посещая занятия секции, обучаясь играм в шашки, волейбол, бадминтон, выполняя гимнастические упражнения, участвуя в викторинах. Опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям школьники получат в дружественной детской среде, участвуя в спортивных соревнованиях, днях здоровья, игре на местности, Зарнице, акциях.

Третий уровень результатов - получение школьниками самостоятельного общественного действия - достигается при проведении подвижных перемен для младших школьников, будет, достигнут, если обучающиеся реализуют спортивно-оздоровительный проект «Веселые старты», туристический поход по окончании учебного года.

Следующий вид деятельности – художественное творчество.

Достижению результатов первого уровня способствуют такие формы работы, как: занятия в объединениях, просмотр мультфильмов, беседа, посещение театра кукол, посещение выставок, экскурсии на природу, праздники, викторины.

Результаты второго уровня формируются через получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества через такие формы, как: организация выставки композиций к осеннему балу, участие в акции « Белый цветок», участие в выставках рисунков и поделок.

Обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия в ближайшем социуме, а, следовательно, выйдут на третий уровень воспитательных результатов, самостоятельно разработав акцию «Подари игрушку детям», организовав выставку-ярмарку собственных поделок.

Программа курса «Развитие интеллектуальных умений» направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга. Второй уровень результатов достигается путем участия обучающихся в школьных олимпиадах, интернет –олимпиадах, интеллектуальных играх «Развитие логического мышления».

Третий уровень результатов будет достигнут организацией школьного этапа соревнований команд-эрудитов «Созвездие талантов».

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности « Английский для мальчиков и девочек без игрушек» обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

Три уровня воспитательных результатов прослеживаются в рабочих программах по другим видам деятельности.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении рекомендуется использовать план внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности образовательное учреждение разрабатывает и утверждает самостоятельно.

При организации внеурочной деятельности мы следовали следующим этапам. (слайд15)

Этапы реализации ВД.

1.Подготовительный:

 Оценка имеющихся условий для организации ВД.

 Составление возможного реестра форм организации ВД. .

Изучение запроса (социального заказа) родителей и самих обучающихся в аспекте реализации.

2. Организационный:

 Конкретизация реестра ВД.

 Разработка программ ВД.

 Реализация программ ВД.

3.Оценочно-аналитический:

 Количественный и качественный анализ

На подготовительном этапе были проведены родительские собрания:

родительское собрание, на котором проведено знакомство с примерным учебным планом школы,  в который включена внеурочная деятельность учащихся.

проведено анкетирование по выявлению пожеланий обучающихся, запросов родителей по организации внеурочной деятельности.


По результатам анкетирования обучающиеся и родители выбрали направления ВД. В свою очередь три уровня воспитательных результатов мы можем сформировать только тогда, когда занятия внеурочной деятельности будут ориентированы на формирование УУД. Внеурочная деятельность будет способствовать формированию УУД в том случае, если педагог использует современные образовательные технологии и разнообразные формы сотрудничества. Большое внимание мы уделяем проектной деятельности. Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование УУД происходит более интенсивно. Среди форм учебного сотрудничества мы ориентируемся на такие, как: тренинги, рефлексия, совместная деятельность, учебное сотрудничество, разновозрастное сотрудничество, приемы доказательства.

Мы считаем, что внеурочная деятельность в нашей школе является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Организованная таким образом целенаправленная деятельность будет способствовать формированию творчески развитой личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, готовой к успешной самореализации в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня  кружка «Любознайка»...

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня  кружка «Любознайка»...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»

Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"

Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и  строится на актуальном для учащихся материале....