Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности.
статья на тему

  Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все

граждане России. Именно в школе сосредоточена интеллектуальная,

гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося.

    Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_vospitatelnoy_raboty.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности.

Перед системой образования России стоит очень важная и сложная задача - вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом демократическом государстве в условиях рыночной экономики. Решение этой задачи требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма и гражданственности.

Время, в котором мы живём – это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного духовно – нравственного потенциала общества. Современное российское общество требует кардинальных изменений в социальном заказе на образование. В Законе «Об образовании», нормативных документах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

  Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все

граждане России. Именно в школе сосредоточена интеллектуальная,

гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося.

    Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.

   Фундаментальную основу имеют слова Ш.А. Амонашвили для всех классных руководителей: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя». Следовательно, хочешь работать с детьми - воспитай в себе такие качества:

1. Любовь к детям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях.

2. Высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость.

3. Твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача.

По моему мнению  - воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности.

В идеале человек, живущий в современном обществе должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Значит, наша цель - воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.

В концепции модернизации российского образования, определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

У педагога есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем – организатором и координатором деятельности учеников в классе.

Исходя из всего вышесказанного, я, классный руководитель 6 а класса, поставила перед собой цели:

  1. Организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребёнка.
  2. Создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребёнка;

и  задачи:

1.  Изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.

2.Планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.

3. Формирование адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности.

Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость. Это приводит любого ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

Умение ученика управлять собой осознанно. Управление самим собой – это ещё и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы.

4.Воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам.

В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.

Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как направить их познавательную активность в нужное русло?

Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря им была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Многолетние искания, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса.

           В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам.

Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно – семейное проектирование становится реальностью.

          Современное российское общество требует кардинальных изменений в социальном  заказе на образование. В Законе «Об образовании», нормативных документах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

     Приоритетным направлением   в воспитательной  работе считаю духовно – нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять впереди и вести за собой интеллект.

           В своей деятельности в качестве классного руководителя  вопросы патриотического  воспитания подрастающего поколения я пытаюсь  решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом школы, Программой развития школы, программой   развития воспитательной системы « Школа здоровья и успеха».

   Систему патриотического воспитания в классе  строю  с учетом   умения учащихся самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям  «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития  у детей творческой инициативы, гражданской позиции,  ответственности. Стремлюсь    к эффективной результативности  воспитательного мероприятия. При реализации любой воспитательной концепции важно видеть   ее результаты. Для  анализа  результатов ,  с дальнейшей корректировкой  воспитательной деятельности использую следующие методики: анкетирование, диагностика, мониторинг.   Считаю, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, с которыми   системное взаимодействие.

   Деятельность классного руководителя непроста: поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещаю тематические курсы, уделяю большое внимание самообразованию.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение разносторонне развитой личности в условиях внедрения ФГОС»

Описание опыта работы методического объединения начальных классов МКОУ "Ючюгейской средней школы"...

Родительское собрание Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"

Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"...

Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством образования в начальной школе

Методическая статья о различных видах оценки развития личностных качеств учащихся начальной школы. Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика ...

Обобщение опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося"

Материал к научно-практической конференции "Формирование будущего гражданина России и система духовно-нравственнного воспитания школьников"...

Экологическое воспитание детей как элемент развития личности в организации внеурочной деятельности

Экологическое воспитание детей является одним из ведущих направлений развития личности ребенка. Изучение экологии детьми придает новый импульс в выдвижении таких ценностей как: отношение к Земле как к...

по дисциплине «общая педагогика» на тему: Процесс развития личности

Психология выделяет множество подходов к изучению основных представлений, законов формирования, развития личности. Немаловажно при этом отметить, что главные различия заключаются в понимании, что имен...