Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Время доброго общения. Общение с родителями.

    «Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому, смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Для родителей:

    Время доброго общения

    «Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому, смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми.

    Семейное счастье рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребенка — место, где он усваивает основы нравственности.

    В своих работах великий российский педагог Макаренко А.С. указывал, что эффективность семейного воспитания определяется не временем, затраченным на воспитание, а всем укладом жизни семьи.

    При возникновении молодой семьи, когда приходят будни с нескончаемыми заботами об устройстве быта, сказывается то, что было заложено в каждом с детских и юношеских лет родителями. Научили ли их трудиться? Воспитали ли добрые чувства — трудолюбие, чуткость, сопереживание? Обрели они способность любить? Сформировали у ребят коллективистские качества?

    Очень важно понять, что сформировать все это на абстрактных понятиях нельзя, необходимы постоянные «уроки семейной жизни». Решающую роль в этом играет создание родителями благоприятной морально-психологической атмосферы в семье.

    В первые годы жизни ребенок наиболее восприимчив к различного рода воздействиям, позитивным и негативным. Этот период характеризуется тем, что благодаря гибкости нервной системы в ребенке происходит интенсивный процесс формирования интеллекта, усвоения знаний и норм общения. По мнению специалистов, именно в этот период формируются эмоциональная сфера человека, навыки, вкусы, привычки, индивидуальные особенности, черты характера, морально-волевые установки.

    Л.Н.Толстой писал про этот возраст: «Разве не тогда приобрела все то, чем живу, и приобретал так много, так быстро, что всю остальную жизнь я не приобрел и 1/100 того. От пятилетнего ребенка до меня — только шаг. От новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние». Такого же мнения и Макаренко А.С., он считал, что «...успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким мы его сделаем к пятому году жизни. Если вы до 5 лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать».

    Если период раннего детства протекает нормально, ребенок приобретает положительный социальный и нравственный опыт, осваивает новые для него формы поведения: учится общаться, трудиться, любить, сопереживать. При этом надо иметь в виду, что на ребенка сильнее, чем слово, действует картинка, еще сильнее — движущаяся картинка (телевидение), еще сильнее — пример живого человека, а из всех людей самое результативное влияние оказывает пример того человека, который у ребенка пользуется авторитетом и любовью.

    Если же социальный опыт ребенка носит негативный характер, то на фоне дефицита положительных чувств развиваются личностные дефекты — эгоизм, цинизм, жестокость. К подобным дефектам приводит и чрезмерное внимание к ребенку в семье. Оно порождает эгоцентризм, пренебрежение к окружающим, к труду, к чувствам.

    В первые годы жизни дети прочно усваивают систему отношений, существующих в семье.

    Итак поведение родителей, характер их межличностных отношений создают моделей, на основе которой ребенок оценивает роль отца и матери в семье, у детей формируются мужественность и женственность.

    В современном мире все чаще можно наблюдать, что мальчиков излишне оберегают, контролируют, запрещают им бегать (чтобы не испачкаться, а то упадешь, и т. д.), а на девочек не нарадуется, что они лихо ездят на велосипеде, учат борьбе и т. д. В результате вырастают девушки, которые в общении больше похожи на ребят, и юноши, которые не могут да и не хотят самоутвердиться как мужчины.

    При всей сложности психики ребенка два простых и универсальных механизма лежат в основе его развития — подражание и противодействие. Одни формы поведения дети берут на вооружение (подражание), другие категорически отвергают(противодействие). Если в семье царит уважение друг к другу, работают в большинстве случаев механизмы подражания.

    Если же ребенку «вдалбливают» определенные, пусть и хорошие, принципы, но в назойливой форме («я в свое время...»), то срабатывает реакция противодействия.

    Умение любить относится к важнейшим элементам нравственной культуры личности. Способность к любви воспитывается в первые годы жизни ребенка. Постепенно, по мере взросления, эта способность распространится не только на близких, но и на объект личных симпатий.

    Итак, нельзя сформировать у ребенка добрые качества на абстрактных понятиях. Прививать порядочность и совестливость, чувство долга, чести, справедливости можно только на личном примере, на добрых традициях семьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Час общения ( совместно с родителями) Путешествие в Рубиновое королевство

    Данные занятия способствуют сплочению детско-родительского коллектива и поддержанию благоприятного психологического климата...

    Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

    У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

    «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников».

    Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуетс...

    Выступление на педагогическом совете "Общение педагога с родителями"

    Часто общение учителя с родителями характеризуется непонима­нием и взаимными претензиями. Отрицательные чувства родителя, возни­кающие от подобного «общения», не способствуют возникновению ж...

    Стиль общения учителя с родителями.

    Выступление на совещании при директоре по теме: Культура общения....

    Рекомендации для межличностного общения учителя с родителями школьников.

    Педагогам очень важно грамотно донести до родителей информацию о том, что происходит с ребенком в школе, и так, чтобы не оттолкнуть их от сотрудничества, а привлечь на свою сторону. Рекомендации предс...

    Сценарий детско-родительского практикума «Семейное чтение-время доброго общения»

    Данная разработка имеет цель:познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка и...