Внеклассное мероприятие по окружающему миру 3 класс Тема: «Ягоды»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Горбунова Людмила Николаевна

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в рамках изучения темы "Наше питание" 3 класс УМК "Школа России". Тема мероприятия: "Ягоды".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа № 41»

Внеклассное мероприятие

по окружающему миру

в рамках изучения темы «Наше питание»

3 класс

Ягоды

Подготовила мероприятие:

учитель начальных классов

Горбунова Людмила Николаевна

МОУ «СШ №41» г. Саранск

2016-2017 г.

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в рамках изучения темы «Наше питание» 3 класс УМК «Школа России». Тема мероприятия «Ягоды».

На мероприятии дети познакомятся с незнакомыми ягодами, с классификацией ягод, познакомятся со способами  первичной обработки ягод, со способами приготовления блюд из ягод. На занятии ученики будут играть в игры, выступать со своими сообщениями о вреде и пользе ягод, о правилах обработки и приготовления ягод. Посмотрят сценку «Ягоды». Прослушают защиту проекта своего одноклассника «Моё любимое блюдо. Малиновый морс».

Повторят этапы приготовления салата и технику безопасности. Сами приготовят два блюда из ягод. Дети будут работать в группах вместе со своими родителями.

Поработают с пословицами и поговорками, с фразеологизмами. Составят из карточек предложение и объяснят, как они понимают это высказывание.

В конце занятия дети оценят свою работу и подведут итог работы.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Ягоды»

В рамках изучения темы «Наше питание» по предмету «Окружающий мир»

3 класс УМК «Школа России»

Тема мероприятия: «Ягоды»

Цель мероприятия: 

•  познакомить детей с незнакомыми ягодами; 

•  развивать логическое мышление, память, внимание.

Задачи мероприятия: 

образовательные:

• познакомить с классификацией ягод; 

• познакомить со способами  первичной обработки ягод;

• познакомить со способами приготовления блюд из ягод;

развивающие:

• содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;

• развивать познавательные  интересы детей; 

• развивать умение работать в группах;

воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• воспитывать ответственность за выполненную работу.

Методы и приемы:

• методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: информационный рассказ, беседа);

• методы передачи информации с помощью практической деятельности учащихся (выполнение практической работы, подготовка проекта);

• методы наглядной  передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации);

• методика концентрации внимания (игра «загадки»).

Формы организации на занятии: групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, технология, литературное чтение, ИЗО.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Дидактический материал: карточки, задания для практической работы.

2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

I. Организационный момент

- Ребята! Мы продолжаем знакомиться с правилами правильного питания. Сегодня узнаем много интересного. Давайте настроимся на хорошую работу.
II. Психологический настрой
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

III. Начало мероприятия

1. Актуализация опорных знаний

- Ребята, давайте вспомним, что помогает человеку быть здоровым? (спорт, здоровое питание, здоровый образ жизни)

- А как вы понимаете, что такое «здоровый образ жизни» и «здоровое питание»?

2. Определение темы мероприятия

1) Игра «Отгадай загадку»

- Отгадайте, о чём будем говорить на нашем мероприятии. Для этого отгадайте загадки.

1. Яхты водит по волнам.
Мало он известен нам.
Сильный, храбрый тот спортсмен,
называемый ...
яхтсмен. 

2. Носит он тяжёлые грузы,

Будь-то мебель иль арбузы.
«Дайте кто-нибудь мне стульчик» -

Скажет вам уставший... грузчик.

3. Он клиента охраняет,

Безопасность защищает.

Вор, разбойник и карманник,

Берегитесь! Я - ... охранник.

4. Он с утра метёт наш двор,

Убирает всякий сор.
Всё отвёз в мусоросборник

На своей тележке... дворник.

5. Он главный на дороге.
Он важный, как директор.
И смотри взглядом строгим
На всех ...
автоинспектор.

2) Составление слова, название данного мероприятия

- Составьте из начальных букв отгадок слово.

Яхтсмен

Грузчик

Охранник

Дворник

Автоинспектор

- Какое слово у вас получилось? (ЯГОДА) 

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этом занятии? (О ягодах)

3. Целевая установка

- Человеку нужно употреблять ягоды, чтобы расти и развиваться и не болеть.

- А хотели бы вы узнать что-нибудь о ягодах?

IV. Открытие новых знаний

1. Рассказ учителя о ягодах

 а) что такое ягода

- Ягода - сочный мясистый плод с большим количеством семечек, разновидность фрукта.

Ягоды очень близки фруктам. Для учёных-ботаников между двумя этими видами плодов и вовсе нет принципиального различия, поскольку фрукт - это термин скорее кулинарный. Ягодой же называют плоды, в каждом из которых содержится несколько семян, окружённых мякотью.

- В  Толковом словаре Даля сказано: «Ягода - мелкий, мякотный плод, более кустарный, в коем заключены семена; съедомая ягода наша: смородина (черная, красная), малина, крыжовник, клубника, земляника, черника, голубика, княженика, костяника, ежевика (черная и голубая), брусника, морошка …».

б) отличие фрукта от ягоды

1. Согласно ботанической классификации, существуют плоды и их подвид – ягоды. Для ученого-ботаника ягода – это плод, у которого и семена, и мякоть развились из одной завязи (то есть это равным образом и виноград, и помидор). Но в народном, бытовом сознании есть фрукты и ягоды, которые отличаются главным образом размерами. Фрукт из-за его величины можно взять только несколькими пальцами, ягоду - получается «ухватить» двумя пальцами. От фрукта откусывают кусочки. Ягоду можно положить в рот целиком.

2. Согласно «народной» классификации, фрукты растут в основном на деревьях, ягоды можно найти на кустарниках и травянистых растениях.

3. Фрукты – это преимущественно плоды садовых, культурных растений, ягоды бывают как садовыми, так и дикорастущими.

4. Ягоды бывают и съедобными, и ядовитыми. Все фрукты считаются съедобными.

5. У фрукта обычно внутри есть косточка, у ягоды – много семян внутри или снаружи.

2. Игра «Закончи фразу». Отгадывание загадок

- Ребята, отгадайте  загадки, закончив фразу.

1. Ягодку сорвать легко -

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка -

Там созрела … земляника.

2. Эту ягодку найдёте

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая … клюковка

3. Не на шутку, а всерьез

Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.

Что за кустик? (Ежевика)

4. Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками … малина.

5. Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины … черника.

6. На колючей тонкой ветке

В полосатых майках детки.

Куст с шипами - не шиповник,

Как зовется он? (Крыжовник)

7. Ярко-красных, черных, белых

Ягодок попробуй спелых.

Сельский сад - их родина.

Что это? (Смородина)

8. Ягоды на тонкой ветке -

Все лозы родные детки.

Съешь всю гроздь и будешь рад.

Это - сладкий … виноград.

9. Он тяжелый и пузатый,

Толстокожий, полосатый,

Сладкий, словно мед, на вкус.

Как зовут его? (Арбуз)

10. Повернулась к грядке боком,

Налилась вся красным соком.

Ей сестрица земляника.

Что за ягодка? (Клубника)

11. На колючем кустике

Желтенькие бусики.

Наступила осень тихо,

И созрела … облепиха.

12. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка -

Ягодка … морошка.

3. Рассказ учителя о группах фруктов

Классификация ягод

1. Настоящие

- К этому виду относятся типичные и всем известные плоды с плотной кожурой, содержащие несколько семян. В зависимости от среднего количества семян виды ягод делятся на:

- Конечно, у каждого вида количество зёрен непостоянно. Например, виноград содержит от одной до четырёх семечек в каждой ягоде, а у чёрной смородины их бывает и до 35. Тем не менее, классификация ягод построена на среднем и наиболее обычном количестве.

2. Ложные

- К ним относятся те виды ягод, у которых мякоть плода формируется не из завязи цветка, а из других его частей. Например, к этой группе относится шиповник, клубника и земляника, у которых плод образуется из цветоложа.

3. Сложные

- Каждая из них внешне похожа на несколько небольших ягодок. Например, малина, ежевика, морошка или шелковица. Последняя, кстати, отличный пример ягодки, растущей на дереве.

- Разумеется, каждый вид обладает своим набором свойств, как полезных, так и вредных. Но в целом для всей этой группы плодов можно привести несколько качеств, общих почти для всех видов.

4. Выступления учеников

а) Хранение ягод

1 ученик. - Век свежих ягод недолог, и большинство из них требуют обработки практически сразу после сбора. Для использования их в лечебных целях, чаще всего прибегают к сушке. Для этого ягоды рассыпают на свежем воздухе таким образом, чтобы слой был тонким. После недолгого провяливания ягоды сушат в духовке при 60 градусах. Хорошо высушенный продукт не слипается и не изменяет свой первоначальный цвет.

2 ученик. - Также можно прибегать к заморозке, для чего необходимо промыть ягоды и тщательно высушить. После чего уложить в формы или целлофан и поместить в морозильную камеру. В замороженных ягодах витамины сохраняются на протяжении 6 месяцев. В замороженных ягодах сохраняются практически все витамины и минеральные вещества, что дает возможность круглый год насыщать свой организм полезными элементами, принося ему только пользу.

б) Польза ягод

3 ученик. - Все виды ягод - богатые источники витаминов, сахаров и биологически активных веществ. Полезные свойства ягод таковы: они хорошо влияют на иммунитет, повышая устойчивость организма к различным инфекциям, нормализуют обмен веществ, обеспечивают нас энергией. Состав ягод в большинстве содержит витамин А, а некоторые из них - например, черника - дополнительные вещества, улучшающие зрение. Да и просто вкусовые качества большинства садовых и лесных ягодок не имеют себе равных, завоевывая им место в различных праздничных блюдах, десертах и деликатесах. Из них часто готовят соки, компоты или морсы, настолько же полезные, насколько и вкусные.

в) Вред ягод 

4 ученик. - Но есть у вкусных плодов и вредные свойства. Чем вредны ягоды? Почти все виды содержат большое количество кислот, что создаёт серьёзную нагрузку на пищеварительный тракт и может вредить зубной эмали. Вред ягод еще и в том, что многие виды содержит дубильные вещества, оказывающие вяжущее действие на кишечник, и в случае запоров они только усиливают симптомы.

5 ученик. - И всем известны ядовитые ягоды. Вороний глаз, беладонна, волчеягодник по токсичности своего яда могут превосходить многие ядовитые грибы, а сходство их с обычными съедобными видами повышает риск их употребления. Тем не менее, в последнее время с увеличением в продаже плодов, выращиваемых на фермах, количество отравлений в мире резко снизилось, а про смертельные случаи вообще практически ничего не слышно.

6 ученик. - Следует помнить о возможном вреде не только лесных, но и садовых ягод. Главной причиной этому служит их бесконтрольное употребление. При индивидуальной непереносимости могут наблюдаться аллергические реакции и диарея. В природе существуют ядовитые ягоды, которые могут причинить не только большой вред здоровью, но и привести к летальному исходу. Здесь речь идет о лесных ягодах, которые перед сбором следует научиться различать, оберегая себя от возможной опасности.

5. Игра «Отгадай ягоду». Отгадывание ягод на изображениях

- Ребята, глядя на изображения на слайде, отгадайте, что это за ягода.

(На экране изображены ягоды: крыжовник, земляника, малина, виноград, шиповник, облепиха)

6. Сценка «Ягоды»

- А сейчас давайте поприветствуем гостей, которые к нам пришли.

Действующие лица: Земляника, Брусника, Черника, Морошка, Ежевика, Клюква.

- Они сегодня пришли к нам на мероприятие и готовы о себе все рассказать.
Земляника: - Здравствуйте, ребята!
Я - ягодка лесная, веселая смешная.
Я не черника, не клубника,
А лесная земляника.
Я тут рядом пробегала,
Ваши песни услыхала.
Сразу видно, здесь народ

Замечательно живет.
Брусника: - У брусники вкус особый:
Толи - кислый, толи - нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
Черника: - Синих ягодок ковер
Раскатился вдоль озер.
На кусточках, погляди-ка,
Спеет сладкая черника.
Морошка: - Что за желтые малинки
По болотам, да в низинке?
Присмотрись ты к ней немножко,
Это ягода – морошка!
Ежевика: - Куст колючками покрыт,
Неприступен он на вид.
Синебока, круглолика,
Смотрит с веток ежевика.
Клюква: - Я красна и кисла,
На болоте росла.
Дозревала под снежком,
Каждый с клюквою знаком?
Ведущий: - Перед вами, друзья,

Ягод дружная семья.

Все вы, ягодки, нужны!
Все вы, ягодки, важны!
Люди очень любят вас,
Делают к зиме запас!

7. Выступление учеников «Правила обработки и приготовления ягод»

1) Ученик 1 «Правила обработки ягод»

- Ягоды моют, не отрывая плодоножек, чтобы не вытек сок, и ягоды не пропитались водой.
Под струей воды ягоды могут помяться. Положив ягоды в дуршлаг с крупными отверстиями, их опускают в наполненную водой посуду. Воду меняют несколько раз, пока на дне посуды не перестанет скапливаться песок. Затем выкладывают на сухую ткань или бумагу, высушивают и перебирают.

2) Ученик 2 «Правила приготовления ягод»

- Ягоды сортируют в зависимости от их состояния. Целые и неповреждённые плоды оставляют для хранения или для украшения пирожных, тортов и пирогов; незначительно повреждённые - перерабатывают на варенье, а мятые и сильно повреждённые, но не гнилые - на джем, мармелад, пюре или повидло. Если их надо сварить, то их заливают кипящей водой, т.к. при высокой температуре прекращается действие ферментов, разрушающих витамин С. Цвет очищенных плодов, под влиянием кислорода воздуха, изменяется, в них происходит частичное разрушение витаминов. Поэтому очищать плоды надо непосредственно перед использованием.

8. Защита проекта «Моё любимое блюдо. Малиновый морс»

- Сейчас послушаем защиту проекта «Моё любимое блюдо. Малиновый морс».

Выступление ученика

Проект по теме «Моё любимое блюдо. Малиновый морс»

План

1. Описание малины.

2. Значение и применение.

3. Содержание витаминов и минералов.

4. Малина на нашем дачном участке.

5. Приготовление малинового морса.

6. Использованные источники.

1. Описание малины

Малина обыкновенная – полукустарник; вид рода Рубус семейства Розовые.

Растёт по вырубкам, лесам, кустарникам, берегам рек. Часто разводится в садах.

Малина обыкновенная — листопадный полукустарник с многолетним корневищем, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой 1,5—2,5 м.

Корневище извилистое, деревянистое, с множественными придаточными корнями, образующими мощную разветвлённую систему.

Стебли прямостоячие. Побеги первого года травянистые, зелёные с сизым налётом, сочные, покрыты тонкими, обычно частыми миниатюрными шипами. На второй год побеги деревенеют и приобретают коричневый цвет, сразу после плодоношения засыхают, но из того же корня на следующий год вырастают новые стебли.

Листья овальные, очерёдные, черешковые, сложные, с 3—7 яйцевидными листочками, сверху тёмно-зелёные, снизу беловатые, опушены мелкими волосками.

Цветки белые, около 1 см в поперечнике, собраны в небольшие кистевидные соцветия, располагаются на верхушках стеблей или в пазухах листьев. Лепестки короче долей чашечки. В средней полосе России малина цветёт с июня по июль, иногда вплоть до августа.

Плоды представляют собой небольшие волосистые костянки, сросшиеся на цветоложе в сложный плод. Плоды, как правило, красного цвета (от розового до насыщенного бордового), однако встречаются сорта желтого и даже черного цвета (ежевикообразные).

2. Значение и применение

Плоды малины употребляют как свежими, так и замороженными или используют для приготовления варенья, желе, мармелада, соков.

В качестве лекарственного сырья используют плод малины. Плоды собирают зрелыми, без цветоножек и цветоложа.

В народной медицине используются плоды и листья при простуде, гриппе, как жаропонижающее средство.

Листья могут служить заменителем чая. Их сминают руками, листья выделяют сок и чернеют, а затем их сушат на печи.

С малиной можно готовить освежающие напитки на молоке, лимонном соке, минеральной и обычной воде. Все они будут прекрасно освежать, радовать приятным вкусом.

3. Содержание витаминов и минералов

Сладкие и сочные ягоды малины – это не просто лакомство, это целый комплекс витаминных и минеральных веществ. О пользе малины известно очень давно. Помимо прекрасных вкусовых качеств она обладает массой уникальных целебных свойств. Это растение неприхотливое и растет практически на всей территории России. В природе существует лесная и садовая ягода. Лесная ягода содержит гораздо больше полезных веществ. Чтобы правильно использовать это растение, необходимо знать, какие витамины в малине содержатся, и какую роль они занимают в жизнедеятельности человеческого организма.

Малина считается очень известной и любимой всеми ягодой. Она отличается уникальным сочетанием большого количества полезных элементов. В ней содержатся дубильные вещества, пектин, сахара, органические кислоты, клетчатка и почти все витамины. Эта ягода обладает жаропонижающим действием благодаря входящей в состав салициловой кислоты.

От общей массы полезных элементов, в ее состав входит только 10% сахаров, что повышает ее ценность. Ягода содержит много меди и фитонцидов, которые оказывают на организм человека лечебный эффект, не вызывая побочных действий.

Витамины: Витамин А, Витамины группы В: В1, В2, В5, В6, В9, Витамин С, Витамин Е.

Минералы: Калий, Кальций, Фосфор, Магний, Хлор, Сера, Натрий, Железо, Цинк, Бор, Марганец, Медь.

4. Малина на нашем дачном участке

В Мордовии малина растёт в лесах и садах. У нас, на дачном участке, растёт садовая малина. В конце апреля мы начинаем работать на даче, подвязываем кусты малины. В мае у малины распускаются листочки.  В конце июня она зацветает. Весь июль цветёт. На месте цветочков появляются плоды – ягоды. Плоды красные и крупные. Бабушка хочет ещё посадить жёлтую малину.

Я люблю кушать малину в свежем виде. Она очень сладкая, вкусная. Но мама не разрешает есть её много. Бабушка делает заготовки на зиму из малины: готовит из малины варенье, сок, перетирает с сахаром, замораживает. Печёт вкусные пироги с малиной. Мама готовит из свежей малины компот, морс. Я в любое время года употребляю малину, особенно, когда болею. Желаю всем быть здоровым!

5. Приготовление малинового морса

Для приготовления малинового морса понадобится:

1. Малина -  150 г

2. Сахар - 100 г

3. Вода кипяченая - 1 л

Рецепт приготовления малинового морса

Из малины отжать сок, залить выжимки литром горячей кипяченой воды и оставить на 45 мин, отжать выжимки, отвар процедить.

В отвар добавить сахар, перемешать, влить отжатый из ягод сок и дать морсу настояться перед подачей.

5. Список литературы и Интернет-ресурсов

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2014.

2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2014.

3. ru.wikipedia.org

4. images.yandex.ru

IV. Закрепление полученных знаний

1. Игра «Приготовь компот «Ассорти» 

(На экране ягоды и овощи: малина, картофель, смородина, лук, крыжовник, морковь.)

- Ребята, давайте поиграем в игру «Приготовь компот «Ассорти». Для этого нужно выбрать, какие  продукты понадобятся нам для компота.

(Дети отгадывают ягоды)

(На экране появляется изображение ягод: малина, смородина, крыжовник.)

2. Практическая работа. Приготовление салата из ягод и напитка из малины

- Брусника, клюква, клубника и другие ягоды обладают универсальным оздоравливающим эффектом. Они легко расправляются с вирусами, служат для профилактики опухолей, укрепляют сердце и улучшают показатели холестерина. Все эти свойства свежие ягоды проявляют и в салатах.

- Сейчас мы приготовим два блюда. Для этого разделимся на две группы.

- 1-ая группа будет готовить салат из ягод, о которых вы узнаете из отгадок к загадкам.

- 2-ая группа будет готовить напиток из ягоды, о которой вы узнаете из её описания.

1) Отгадывание загадок

1. Что за ягода в красной тунике?

Это сочное чудо … клубника.

2. Такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад.
И зовусь я …
виноград.

3. Черный жемчуг на нитях висит,
Сквозь зеленые листья блестит.
Хорошо, когда часть лета пройдена,
И в садах поспевает …
смородина.

2) Отгадывание ягоды по описанию

- Плод - ягода шаровидная, малиново-красная, изредка желтая, мелкие костянки покрыты ворсинками. Это сладкая, нежная, полезная во всех отношениях ягода. Она помогает работать нашему сердцу, сосудам, улучшает состав крови. Чай с этой ягодой незаменим при простуде. Из этой ягоды варят варенье, делают джемы, сушат, изготавливают сок. Ее можно заморозить и засахарить. Кулинары рады представить сладкоежкам желе и коктейль.

3) Повторение этапов приготовления салата

- Давайте повторим этапы приготовления салата.

1. Выбрать, какой салат будешь готовить.

2. Приготовить продукты.

3. Промыть ягоды, если нужно – почистить.

4. Порезать ягоды на кусочки.

5. Сложить всё в салатник, перемешать.

6. Заправить любой заливкой (йогуртом, сгущёнкой, фруктовым соком).

7. Разложить в креманки, рядом с которыми лежат столовые приборы, салфетки.

4) Повторение техники безопасности

- Ребята, прежде чем приступить к практической работе, давайте повторим правила безопасности труда.

Техника безопасности:

1. Проветрить помещение.

2. Ягоды резать на доске, не отрывая высоко нож от нее.

3. Ножи и вилки передавать ручкой вперед.

4. Во время работы режущие инструменты держать лезвием вниз, не ходить по кабинету с ножом в руках.

5. По окончании работы инструменты сдать учителю или положить на определённое место.

5) Приготовление блюд

- Начинаем готовить блюда и не забываем о правилах техники безопасности.

Работа в группах

(Дети, под руководством учителя и родителей, готовят блюда)

а) Приготовление салата учащимися 1-ой группы

Ингредиенты для приготовления салата из ягод (на 4 порции):

1. Клубника - 200 г

2. Смородина черная - 100 г

3. Виноград зеленый (без косточек) - 100 г

4. Сок лимонный - 4 ст.л.

5. Йогурт - 1 б.

6. Сахарная пудра - 1 ст.л.

Рецепт приготовления салата из ягод:

Шаг 1. Ягоды тщательно промыть водой, обсушить на бумажном полотенце, очистить от плодоножек и веточек.

Шаг 2. Подготовленные ягоды перемешать, полить соком лимона, посыпать сахаром, снова размешать и оставить настаиваться на 15 минут.

Шаг 3. В йогурт всыпать сахарную пудру, взбить.

Шаг 4. Перед подачей десерта к столу, салат из ягод разложить по креманкам или бокалам и оформить взбитой сметаной. Салат из ягод готов!

б) Приготовление напитка из ягод учащимися 2-ой группы

1. Сок малины - 4 ст.л.

2. Молоко – 1 стакан

3. Кипяченая вода – 1/3 стакана

4. Сахар – 4 ч.л.

Рецепт приготовления напитка из ягод:

Шаг 1. Сок малины перемешать с молоком.

Шаг 2. Всыпать сахар, добавить воду, перемешать до растворения сахара.

Шаг 3. Разлить в бокалы и подать в охлажденном виде.

- Ребята, в чём же польза салатов и напитков из ягод?

3. Работа с пословицами и поговорками

- Ребята, мы уже знакомы с некоторыми жанрами устного народного творчества. Давайте вспомним их. (Сказки, пословицы, поговорки, приметы, скороговорки, загадки и т.д.)

- Их рождение связано с практической деятельностью людей, главным образом - с познанием окружающего мира. Познакомимся с пословицами и поговорками о ягодах.
Пословицы

1. Красна ягодка, да на вкус горька.

2. Родная земля - земляника, чужая - черника.

Поговорки

1. В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина.

2. Положи свежих ягод в рот, избавишься от хворей на целый год.

4. Работа с фразеологизмами

- Названия ягод встречаются не только в пословицах и поговорках, но и во фразеологизмах. Фразеологизм - устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое  значение, постоянный компонентный состав и наличие грамматических  категорий.

- Послушайте их и, если сможете, объясните, как вы их поняли.

1. Одного поля ягода. 

(О том, кто схож с кем-либо в поведении, взглядах, принадлежит к одной компании.)

2. Разлюли малина.

(Очень хорошо, замечательно.)

V. Итог мероприятия

1. Беседа по вопросам

- Ребята, вот и подошло к концу наше мероприятие.

- Что нового узнали о ягодах?

- Чем полезны для нас ягоды?

- Как лучше готовить ягоды, чтобы при готовке сохранилось больше витаминов?

2. Работа с карточками

- Ребята перед вами лежат карточки. Нужно сложить из них предложение.

(Дети складывают предложение)

Медведя бояться, так ягод не видать.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Если захотите устроить себе сладкий десерт без вредных синтетических сладостей - обязательно вспомните про ягоды. С ними и вкус, и польза еды станет значительно большей, чем с любыми кондитерскими изделиями.

V. Рефлексия

- Что вам запомнилось с этого занятия?

- Какое задание было самым интересным?

- Сможете ли вы сделать такие блюда дома?

- А сейчас достаньте смайлики и сами оцените свою работу на нашем занятии.

VI. Список литературы и Интернет-ресурсов

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2014.

2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2014.

3. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка.

М: Астрель: АСТ, 2008. - 828 с.

1. ru.wikipedia.org

2. TheDifference.ru

3. ped-kopilka.ru

4. nsportal.ru

5. KakieVitaminy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему "Красная книга России"

этот урок может использоваться как во внеклассной работе по окружающему миру, так и на уроке...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Земля-наш общий дом"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Земля - наш общий дом"...

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".Внеклассное мероприятие во 2 классе.Праздник  « Осенины».Цели: 1) сформировать представление о времени года; о...

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему «Весна! Весна! И все ей рады…» (предметная декада начальных классов)

создать условия для знакомства со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны, для расширения и углубления знаний и представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны; способст...

Презентация к внеклассному мероприятию по окружающему миру на тему "Здоровье и труд - рядом идут"

Тема ЗОЖ в начальной школе имеет особо важное значение, так как именно в этом возрастном периоде закладываются базовые компоненты всей дальнейшей жизни....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему "Россия - Родина моя", 4 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру "Россия - Родина моя", 4 класс...