Литературный вечер "Россия-Родина моя"
классный час (3 класс) по теме

Косарева София Летфулловна

Литературный вечер "Россия-Родина моя". Возрастная категория 10-11 лет.На вечере звучат стихи русских и советских поэтов.Велика и могуча наша Родина, велик и могуч русский язык.Стихи посвящены любви к нашей Родине.Нашу Родина надо беречь. Весь вечер дети воспевают в своих стихах о любви к своей любимой стране-России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_-_rodina_moya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 Литературный вечер «Россия – Родина моя».

                                                      Возрастная категория: 3-4 класс  

Цели:

-воспитание чувства любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому своей страны, развитие творческих способностей учащихся;.

Задачи:

-учить детей определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворений русских и советских  поэтов: учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения, представлять в своем воображении картины природы, прививать любовь и бережное отношение к природе и к Родине;
-совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения;
- развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления, развивать и обогащать речь, эстетическое восприятие и творческое воображение учащихся;

-прививать детям чувство гордости за свою страну, малую родину;

-воздействовать на положительные эмоции учащихся;

-формировать умение выражать свою точку зрения;

Формы организации деятельности:

Фронтальная, групповая и индивидуальная.

Методы и технологии,используемые при проведении мероприятия:

-дискуссионно-интерактивный;

-игровой;

-словесный;

-проблемно-поисковый;

-рефлексивный;

-использование ИКТ(презентация)

Предварительная подготовка:

-конкурс детского рисунка по теме «Россия –Родина моя»

-подготовка презентаций, наглядности;

-изучение литературы, подборка стихов, отражающих тему Родины.

Оборудование: музыкальный центр, микрофоны, проектор и экран.

Оформление зала: на стене-название вечера, плакаты с пословицами о Росии,Родине,плакаты с изображением флага,герба, гимна страны,портрет президента России.

Ведущий.

Здравствуйте, уважаемые родители, учителя, дети.

 Мы рады вас видеть на литературном вечере «Россия- Родина моя».  Велика и могуча наша Родина, велик и могуч  русский язык. «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...
Что такое Родина? — Это весь народ. Это его культура, его язык»- писал Алексей Николаевич Толстой.

Ведущая 

На русском языке писали  А. С. Пушкин, Лев Николаевич  Толстой, Федор Михайлович Достоевский, Юрий Михайлович Лермонтов, Федор  Тютчев, Сергей  Есенин, Александр  Блок. Список известных писателей и поэтов можно продолжать до бесконечности. Но всех этих великих людей объединяла любовь к своей Родине, чувство гордости за свое Отечество. Сегодня  литературный вечер посвящен стихотворениям и рассказам о нашей Родине - России.

Ведущий

Открывает вечер ученики……

Иван Саввич Никитин. (автор на слайде)

1.Под большим шатром голубых небес

Вижу- даль степей зеленеется

И на гранях их, выше темных туч,

Цепи гор стоят великанами

Широко ты, Русь по лицу земли

В красе царственной развернулася!

2.У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая

Полюбить тебя, назвать матерью…

Не скакать врагам по нашей земле

Не топтать их коням землю русскую

Не затмить им солнце наше красное.

                                      Век стоит Русь – не шатается!

                                    И века простоит, не шелохнется!,

                                                      И. Никитин

Русь – каждый видит ее по своему. Русь – поле Куликово, Русь – Петр Великий, Русь – страшный отблеск горящей Москвы в глазах Наполеона, Русь – звонкая, вечно молодая строфа Пушкина, Русь – проселочная дорога с русым парнишкой на гнедом коне. Русь – зачарованный простор Волги, Русь – мать, баюкающая ребенка, Русь – чистая, волнующая песня, Русь – душистый хлеб за праздничным столом.

Есть у слова Русь еще одно значение. Его не вычитаешь в книгах, а услышишь из уст человека. Так, на севере, встречаются деревни, где люди говорят по-старинному. Тихо и мирно в ней жил писатель Станислав Романовский. Как-то хозяйка дома , в котором гостил писатель, внесла в избу горшок с красным цветком, и поделилась радостью. Она сообщила писателю следующее:

 -Цветочек-  то погибал. Я его вынесла на русь и он зацвел!

- На, русь,- ахнул Романовский.

-На Русь, подтвердила хозяйка. Русью мы называем светлое место. Где солнышко, да все светлое, почитай так зовем. Русый парень, русая девушка, русая рожь.

Русь-светлое место, русь- страна света.

выходит учитель с учеником:

                 Если бы  спросили у меня:

               - Что дороже для тебя на свете?        

                 Я ответила бы: «Родина моя!»

                  Самая родная на планете.

                 Люблю её поля большие

                  И школу я люблю свою

                  И всё, что Родина дала мне,

                  Я очень нежно берегу.

 Учитель Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? Молодцы, ребята.

Все ваши ответы, конечно правильные.  А теперь я слово передаю нашим ведущим.

ведущая.

Стихотворение  Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем»  и Зои Александровой «Если скажут слово Родина» прочитают………...

                Что мы Родиной зовём?

                 Дом, где мы с тобой растём

                 И берёзки у дороги,

                 По которой мы идём.

        

            Что мы Родиной зовём?

                Солнце в небе голубом

                И душистый, золотистый

                Хлеб за праздничным столом.

                Что мы Родиной зовём?

                Край, где мы с тобой живём,

                И рубиновые звёзды

                Звёзды мира над Кремлём.

               Если скажут слово «Родина»

               Сразу в памяти встаёт:

               Старый дом, в саду смородина,

               Толстый тополь у ворот.

               У реки берёза – скромница

               И ромашковый бугор

               В лужах первые кораблики

               Над скакалкой топот ног

               Или степь, от маков красная,

               Золотая целина…

               Родина бывает разная,

               Но у всех она одна!

Ведущий.

Между словами Родина, Отечество, Россия существует неразделимая связь. Многие русские писатели размышляли  на эту тему. Вот так о своих чувствах к нашей Родине писал К. Д Ушинский  в своей статье «Наше Отечество»

Отрывок из этой статьи мы прослушаем в исполнении ученицы

Наше отечество, наша родина- матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное, а матерью- потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

Велика наша Родина- мать свято-русская земля!  Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Ведущая. Самым близким человеком на  земле является, конечно, мама. Сколько бы ни было человеку лет - пять или пятьдесят, ему всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь. Отрывок из  книги Юрия Яковлева «Моя Родина» «Мама» прочитает ученица  класса…….

 Ведущий. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека, которое произрастает  из маленького зернышка: небольшой речушки, березовой рощи и просто родного дома. Стихотворение М. Пляцковского «Родина» прозвучит в исполнении  …

               

"Родина"- мы произносим,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна.

И серёжки светятся на вербе,

И в траве тропиночка видна.

"Родина"- мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Ведущий:

1.Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты и дворцы!

2. Опоясан лентой пашен

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

                               Ф.Н. Глинка.

Ведущая

Каждая страна имеет свою столицу, объединяющую всю общественную жизнь, культуру государства. Наша столица - прекрасная Москва. Во все времена ее дворцами, золотоглавыми церквами, Кремлем, Красной площадью,  тенистыми садами, узкими улочками восхищались не только жители Москвы, но и все, кто приезжал в столицу.

«Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» - писал А. С Пушкин. Ему вторил Ю.М Лермонтов: «Москва, Москва!...Люблю тебя как сын. Как русский, -сильно, пламенно и нежно!» Давайте совершим экскурсию в настоящее и прошлое города Москвы. Внимание на экран.

(Виртуальная экскурсия)

Ведущий: Многие писатели и поэты в своих произведениях воспевали Россию – Родину. И всех их объединяет любовь к нашей простой, русской  природе, полной поэзии и прелести, к ее зеленым лугам и золотистым осенним лесам, ее медленным водам и терпким ягодам, родниковой воде, прохладным вечерам, всему – всему…

Давайте послушаем стихотворения известных русских поэтов о Родине. ( на слайде высвечиваются фамилии писателей)

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

С.Есенин

В поле звон раздается лазоревый,
Льется с птичьими трелями в лад.
Почему—то в России особенно
Колокольчики нежно звучат.

Я.Козловский

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!
Вон вдали соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березки, жидкие осины,
Пашни да овраги – грустные картины!
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо
Что же к ним все тянет так неодолимо?

А. Плещеев

Топи да болота, синий плат небес.
Хвойной позолотой взвенивается лес.
Тенькает синица меж лесных кудрей,
Темным елям снится гомон косарей.
По лугу со скрипом тянется обоз –
Суховатой липой пахнет от колес.
Слушают ракиты посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..

С. Есенин

Ведущая  

Как прекрасна Россия – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы. Стихотворение Владимира Духанина «Россия» и Сергея Васильева «Россия, как из песни слово» прочитают …..

      В. Духанин

РОССИЯ

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно
люблю!

          С. Васильев

                Россия.. Как из песни слово

                Берёзки юная листва

                Кругом леса, поля и реки,

                Раздолье русская душа –

               Люблю тебя, моя Россия,

               За ясный свет твоих очей

               За  ум, за подвиги святые,

               За голос звонкий, как ручей.

               Люблю, глубоко понимаю

               Степей задумчивую грусть,

               Люблю всё то, что называют

               Одним широким словом Русь.

ведущий.

У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь – к отчему краю. Для каждого из нас это «Малая Родина.».

Наша малая Родина -это Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. На всю России знаменит мансийский поэт Юван Шесталов, который в своих стихотворениях воспевает красоту югорской земли. Стихотворение Ю. Шесталова «В морозной свежести земля» прочитает  ученица………...

В морозной свежести земля,
И шуба в бисере на ней.
Зима спешит, снежком пыля,
Под стук копыт, под скрип саней.

В пушистом инее леса
Сверкают золотом насквозь.
Костром в лесах мелькнет лиса,
В лесу по грудь проходит лось.

Зима спешит, снежком пыля,
И сердце с ней, и счастье с ней.
Люблю тебя, моя земля,
И стук копыт, и скрип саней

Ведущий

 Из множества таких уголков, как наш край, город и состоит наша великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не был, где бы ты не жил и у каждого она одна, как мама.

Ученик:  На свете много разных стран,

                 Но есть одна страна

                 От белых льдов до тёплых рек

                 Раскинулась она.

                 На свете много разных стран,

                 Но есть одна страна

                 Её мы Родиной зовём,

                 А Родина одна!

Учитель- Помните, дети, Родина любимая, что мать родимая, её мы бережём, ею мы гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве и спорте.

Ученик:  За всё, что я имею,

                За всё, что я могу,

                У матери – Отчизны

                Навеки я в долгу!

                За жизнь, что так прекрасна,

                За счастье светлых дней,

                За всё, за всё на свете

                Обязаны мы ей!

учитель

Каждый гражданин России имеет права и обязанности, которые определены в главном документе нашего государства – Конституции России.

        (показ Конституции  РФ)

- Каждый человек имеет право на образование, на труд, на отдых, а главной обязанностью каждого гражданина является обязанность беречь и защищать Родину.

Ученик:  Берегите Россию!

                Нет России другой.

                Берегите её тишину и покой

                Берегите Россию!

                Без неё нам не жить,

                Берегите её,

                Чтобы вечно ей быть.

                Нашей правдой и силой

                Всею нашей судьбой

                Берегите Россию!

                Нет России другой.

учитель

Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.

“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...